1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста icon

1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста



Название1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста
Дата конвертации16.10.2012
Размер78.19 Kb.
ТипПояснительная записка

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_ _ _ _/Л.В.Манаенкова/


МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

начального общего образования

МОУ Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5

Брянской области


1. Пояснительная записка

1.1. Характеристика младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6,5-7 до 10-11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Ведущей становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. В центр сознательной деятельности выдвигается мышление ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения новых знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие- думающим». Существенные изменения происходят в развитии внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью в этот период наиболее эффективна. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования- произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте.
Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово- ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками. Происходит рост стремления детей к достижениям, поэтому основным мотивом деятельности в этом возрасте является мотив достижения успеха. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.


^ 1.2. Цели и задачи

Основными целями программы являются:

· реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;

· обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;

· создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности (обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развитой речи);

· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; · сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

· подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей;

· формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);

· развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

· развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).

· воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

^ Ведущие задачи:

· создать условия для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развивать разные возможности мировосприятия и мироощущения;

· поддерживать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.

^ Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа начального общего образования

Возраст

6,5 – 7 лет

Состояние здоровья

1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в I классе общеобразовательной школы

Технология комплектования

заявительный порядок (в соответствии с правилами приема в МОУ Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 5 Брянской области)

Продолжительность обучения

4 года

^ Виды деятельности младшего школьника:

· Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)

· Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)

· Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) 

· Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях)

· Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

^ Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

· сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

· научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

· научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

· овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

· полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

· научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

· приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

· приобрести опыт взаимодействия с взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

^ Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования

1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

2. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.

3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:

· организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

· побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

· организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

· осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого

· ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов,

· поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов,

· обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.)

5. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.


^ 1.3. Планируемые образовательные результаты

- Достижение уровня элементарной грамотности.

- Формирование желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию.

- Развитие умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.

- Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни.

- Развитие устойчивого познавательного интереса учащегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций.

- Формирование нравственных и эстетических основ личности.

- Формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации к ней.

- Формирование ключевых компетенций: готовности учащихся использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни.


^ 1.4. «Модель» выпускника начальной школы

Выпускник начальной школы:

- это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;

- это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;

- это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе;

- это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

- это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным. 


Принято на заседании педагогического совета от ______________ № _____


Введено в действие приказом по школе от _________________ № ______




Похожие:

1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconПубличный доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тип – образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вид – прогимназия
1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «прогимназия «берёзка»
Охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и учитывает основные (инвариантные)...
1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconПрограмма для детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Сказочные гости»
Культурно-развлекательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста
1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconН. А. Гусева Профилактика наркозависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Гусева Н. А. Профилактика наркозависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Спб.: ИспиП, 2001. – 51 с
1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconПубличный доклад за 2010 год Руководитель учреждения: Крестина Марина Михайловна Общая характеристика учреждения
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Селизовская начальная школа детский...
1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №70 городского округа Самара разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нача
Данная программа учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на...
1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconТема исследования: формирование культуры здоровья дошкольного и младшего школьного возраста
Тема исследования: формирование культуры здоровья дошкольного и младшего школьного возраста.(2010-2013гг.) (Антонова Т. А.)
1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconДоклад Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconКабинет дефектологии Майсурадзе И. Ю. Организация и планирование индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми с зпр младшего школьного возраста
Организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения детей дошколь­ного возраста с тяжелыми нарушениями речи (тнр)
1. Пояснительная записка Характеристика младшего школьного возраста iconПротивоэпидемический режим
Восприимчивы к краснухе люди любого возраста, но чаще болеют дети дошкольного и младшего школьного возраста. После перенесенного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов