Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» icon

Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…»



НазваниеНи разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…»
Дата конвертации07.09.2012
Размер68.52 Kb.
ТипДокументы

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО-МОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ


Коваленко

Анатолий Иванович –

кандидат искусствоведческих наук, профессор


Ни разума,

ни чувственного жара

Рыльке

Райнер Мария


«В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…», - так писал Фридрих Ницше в своем философском романе «Так говорил Заратустра». И Ницше не лукавил, когда вкладывал свое восприятие окружающего мира через мысли и рассуждения бродячего философа Заратустры.

Современный мир – это блеск и нищета личности. Еще совсем недавно ценность человека утверждалась подвигом во имя идеала, родины или свободы. И, вдруг, все рухнуло. Над человеком уже не стало высшего смысла жизни. Он оказался один на один с жестоким окружающим миром и стал принадлежать только себе. Круг «романтического томления» разомкнулся и впустил в себя демонов революции. Так, по крайней мере, комментировала революцию 1917 года творческая эмигрантская интеллигенция начала ХХ века; так воспринимаем мы революционные преобразования общества в Новое и Новейшее время ХХI века. «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать» [1, с.355].

Так писал еще в 1965 году известный советский философ Алексей Федорович Лосев (1893-1988). К великому несчастью мы можем констатировать, что революционные романтики стали невольными разрушителями старой системы педагогики, когда музыка, театр, искусство объявлялись пережитками буржуазного наследия. В свое время В.И. Ленин требовал «…ликвидировать сословную систему образования, преодолеть ее антинародные, антидемократические традиции, освободить школу от влияния церкви, отбросить реакционные каноны буржуазной педагогики…». Такое педагогическое наследие мы получили; в таком же русле мы продолжаем воспитывать наше новое поколение, правда в несколько модернизированном варианте. Но, вот, например, как оценивал дореволюционное образование и воспитание один из потомков русского дворянства: «В России (перед войной 1914 года – А.Ков.) сложилась первоклассная система гимназического и университетского образования…Несомненно, Кембриджский, Оксфордский или Гейдельбергский университеты представляли собой учебные и научные институиции самого высокого в мире уровня. Но они собирали сливки со всего мира и оставались редкими островками высочайшего знания. Подавляющее же большинство учебных заведений западных стран плавало в море посредственности… Дворянское воспитание объективно «тянуло» за собой общее образование… Именно это, в конечном счете, позволило государю Николаю II ввести в 1908 году по всей России всеобщее и бесплатное начальное образование, успехи которого большевики и приписали себе в заслугу…» [2, с. 93-94].

Сегодня мы, педагоги, пытаемся социализировать молодых людей к жизни в обществе. Известно, что социализация к окружающему миру есть система адаптации к новым условиям существования. Отсюда задача педагога, заключающаяся в воспитании, развитии, обучении и формирования личности в эпоху реформации. Конечно, это так. Это главное его призвание. Но мало, кто из нас задумывался о философском познании себя, как педагога, в системе современного мировоззрения; нахождения своего собственного «Я» в истории педагогической культуры. Как мы уже отмечали, еще совсем недавно мы строили утопическую страну, главным лозунгом которой было: «…разрушить все до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим, - кто был ничем, тот станет всем…». Эти слова из пролетарского гимна дают нам хорошую возможность порассуждать о том, кто мы и откуда мы вышли; порассуждать о роли и значении себя, как педагога, в системе современного мира; о задачах современной педагогики в воспитательном процессе.

Революция 1917 года привела в нашу страну разруху, голод и нищету. Пришедшие к власти личности, мягко говоря, - безнравственные, вороватые и убогие духом, через пролетарский энтузиазм начали строить страну, у которой не было перспектив к существованию, не было будущего. Наряду с этим с невероятной быстротой стало плодиться нищее духом поколение наших дедов и отцов. Пролетарская необоснованная жестокость и безнравственность стало основой их и нашего существования. Всем известна советская поговорка: «Мы счастливы от того, что не знаем как плохо живем». Главным воспитательным критерием было утверждение равенства; пусть голодного, жалкого и убогого, но равенства. Наше осознание неверности социалистических постулатов и перестройки общества и себя в этом обществе, шло медленно и трудно: через уничтожение одаренной педагогической и творческой интеллигенции, через разрушение дворянских усадеб и церквей, через расстрелы и каторги. Сегодня мы с трудом, но начинаем перерабатывать в себе код заидеологиизированного советского человека, строить новую страну, где пока что главенствует блеск и нищета; сегодня к нам медленно и постепенно приходит осознание необходимости формирования новой личности, способной не только ориентироваться в современном мире, но создавать качественно другую, интеллектуальную страну. И, вот тут, возникает проблема: осознание есть, а нравственно-моральные качества педагога утеряны. Причем утеряны по независящим от него обстоятельствам, так как в нем до сих пор жив код люмпена, - нищего духом человека. Кого и как может воспитать педагог (особенно педагог младшего поколения), если у него утеряно представление о нравственности; отсутствует само представление об аристократизме педагогического мышления и поведения. Мы искренне недоумеваем, когда нам делают деликатные замечания по поводу бездумно сорванных ветвей сирени, сознательно или бессознательно раздавленной улитки, ползущей по тротуару, брошенных в прибрежные кусты пластиковой бутылки или полиэтиленового пакета; мы не слышим своих собственных бранных слов или слов-паразитов, вылетающих из наших уст, и прочее, прочее.

Конечно, автор далек от обобщения и навешивания ярлыков на педагога, как носителя нравственных идеалов. Мы лишь говорим о существующей проблеме осознания себя в педагогической науке и педагогическом воспитании новой морально-нравственной личности.

Есть такое выражение: «Хочешь изменить общество – начни с самого себя». Но здесь есть опасность, так как очень легко обнаружить в себя педагогическую несостоятельность или нравственную некомпетентность. Возьмем, к примеру, этику, культуру и религию, как основные компоненты нравственно развитой личности. Римский император Марк Аврелий (121–180 гг. н.э.) писал: «Поутру следует сказать себе: сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную – зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и духу. Я защищен знанием от их зла» [3, с. 371].

Известно, что уход от нравственности – это уход в бездну. Родоначальник русской педагогической психологии Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) видел основной задачей педагога в возврате к христианскому воспитанию и труду, который приносит радость собственного перевоплощения. Можно соглашаться или не соглашаться с его концепцией. Важно другое: спасение человека от собственной деградации лежит в основе сократовской мысли: «Познай самого себя». В то же время следует избегать ложного заблуждения: отделения теории воспитания от теории обучения. Мы прекрасно знаем, что уровень воспитания подрастающего человека или даже целого поколения соизмеряется уровнем благородства, чести и достоинства, уровнем знания педагога. Сегодня многие ученые в области педагогики пытаются объяснить потерю нравственности, как системный мировой кризис экономики, политики, науки и образования. Но системный кризис – это кратковременное, объективное и прогнозированное явление, которое не имеет никакого отношения к падению нравственности. Если в человеке генетически заложен код интеллигентности, аристократизма и интеллектуальной образованности, то его никак нельзя уничтожить, даже если вы сведете человека в бездну нищеты. И тысячу раз прав Ницше, утверждавшего в «Генеалогии морали», что слабые и бессильные люди боятся людей с устойчивой моральностью. Они стремятся подавить их своим хамством и численностью, принуждая последних к принятию «стадных ценностей». И, вот, эта «рабская психология» в эпоху кризиса начинает преобладать над психологией абсолютной морали. Но закон нравственности никто не в силах отменить. Педагог в любых условиях есть и остается носителем нравственности. Мне вспоминаются 50-е годы ХХ столетия, когда в советских школах еще можно было увидеть педагогов из старой «дворянской» среды. Они пережили ужасы революционной ломки, гражданской и Отечественной войн. Но сколько такта, ума и нравственности было в них. И как стыдно было тогда нам, молодым, если каким-то нечаянно брошенным словом мы задевали их чувства глубокой дворянской интеллигентности. Сегодня аристократизм является забытой этимологией. Порода человека, которую так ценил венгерский композитор Имре Кальман, вкладывая ее смысл в слова князя Леопольда Воляпюк: «Порода, это знаете ли…» из оперетты «Сильва» и его происхождение, воспринимается нами как нонсенс в обыденной среде. Уже не в чести звание доктора наук или профессора, видя в них собственное возвеличивание личности, а не носителя благородства, чести и достоинства. Педагог в лучшем случает воспринимается как источник информации. Его роль сводится до минимума: научить студента понимать материал хотя бы на уровне одного учебника. Признавать в себе это – значит признавать тщетность попытки автора донести до педагога его роль и значимость для общества, так как, на мой взгляд, продуктивная личность, каким должен быть педагог, - всегда был и будет источником добродетели. Человек, вступивший на стезю педагога, должен знать не только самого себя (к чему нас учил Сократ), но и свою способность к благородству души, и тяжелому самоотречению во имя воспитания нового человека ХХI века…

В заключении приведем слова известного философа-мыслителя ХIХ века, профессора Ивана Александровича Ильина (1883-1954): «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный – и начинает злоупотреблять…» [4, с. 99].


1. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1965

2. Подольцев А.С. Принципы дворянского воспитания и образования //Дворянское собрание, 1999. – № 10. – С. 92-99.

3. Цит.: Пустовит А.В. Этика и эстетика: наследие Запада. История красоты и добра. – К.: МАУП, 2006. – 680 с.

4. Подольцев А.С. Принципы дворянского воспитания и образования //Дворянское собрание, 1999. – № 10. – С. 92-99.


24.Х.2011 г.



Похожие:

Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconВам российские женщины самые привлекательные и очаровательные, лучшие в мире посвящаю я эту книгу. Хочу помочь обрести подлинное счастье в личной жизни и сохранить своё женское здоровье.
Помочь обрести счастье в личной жизни цель, ради которой написана эта книга
Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconСказка "Общее счастье" из фольклора народов Северного Кавказа. Учитель русского языка и литературы Макарова Наталья Генриховна
Но дело в том, что его разные люди понимают по своему. Для одних счастье-это слава, известность, для других деньги, для третьих это...
Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconПреследования николая алешина в интернетe
Кому-то не нравится само моё существование и факты моей биографии. В связи с этим полагаю, что в качестве операции в Духовной деятельности,...
Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconСтихотворение ученицы 9 класса Сорокиной Дарьи Мое право на счастливое будущее «Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…»
Счастье, по мнению Даши это обычная жизнь, такая, какой она видит в своей семье и в семьях своих близких. По своему построению стихотворение...
Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconЮность, опаленная войной Участие пионеров и комсомольцев Порховского края в Великой Отечественной войне
Отечества и приблизил час Победы. Поэтому я считаю, что изучение темы о Великой Отечественной войне будет всегда актуально, ведь...
Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconМое любимое время года Мое любимое животное Место, где я люблю бывать больше всего на свете

Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconДокументи
1. /мое село/мое село.docx
Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconУрок химии на тему: «Типы химических реакций»
Химия это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области
Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconВед. «Ты была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной Когда я слышал стук твоих каблучков Ты была самой лучшей женщиной в мире Божество мое, мое счастье, моя радость я люблю тебя! И если мне суждено будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь.
Я люблю тебя! И если мне суждено будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая...
Ни разума, ни чувственного жара Рыльке Райнер Мария «В чем мое счастье! Оно – бедность и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно было бы оправдывать свое существование…» iconСвоё педагогическое кредо
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы