Соответствии с требованиями фгос icon

Соответствии с требованиями фгос



НазваниеСоответствии с требованиями фгос
страница1/19
Дата конвертации10.10.2012
Размер3.79 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №29 г. Нижний Новгород разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 29 содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка;

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;

  3. Примерный учебный план на основе БОП;

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;

  5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  8. Программа коррекционной работы.

  9. Приложение (программы отдельных предметов).


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность программы.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

1.2. Социальный заказ и МОУ СОШ №29

В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Родители хотят видеть в детях самостоятельно работающую личность, обладающую прочными знаниями, с развитыми творческими способностями, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств, честную, гуманную, добросовестную и любознательную.

Ожидания родителей можно определить в следующих положениях:

  • возможность получения ребенком качественного начального образования;

  • качественная подготовка школьников к переходу в среднюю школу;

  • обеспечение психологической комфортности учащихся, равных возможностей для учащихся из семей разного социального статуса и национальной принадлежности;

  • сохранение здоровья детей;

  • формирование информационной грамотности и овладение современными информационными технологиями;

  • предоставить детям возможность получить системные знания иностранного языка, позволяющие в дальнейшем достичь высокого уровня иноязычной коммуникативной компетентности.

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального образования, должны:

    • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения на ступени основного общего образования, овладеть общеучебными умениями и навыками;

    • освоить общеобразовательные программы по английскому языку на достаточном уровне;

    • овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения, чтения и речи.

Потребности учащихся, заключаются в том, чтобы в школе:

  • имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

  • была возможность получить качественное среднее образование;

  • имелись условия для освоения современных информационных технологий;

  • имелась возможность для полноценного изучения иностранного языка.

Профессионально-педагогические потребности учителей:

  • создание в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

  • улучшение материально-технического обеспечения учебного процесса;

  • создание условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности;

  • поддержка сложившихся в школе традиций.

Средняя общеобразовательная школа № 29 Советского района города Нижнего Новгорода — муниципальное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении в РФ, Устава школы, Лицензии А № 236695 от 24.04.2008. Наименование лицензирующего органа: Министерство образования Нижегородской области на образовательную деятельность, государственной аккредитации АА № 158064 от 25.05.2009. Наименование органа, выдавшего свидетельство о государственной аккредитации: Министерство образования Нижегородской области.

На протяжении всего периода деятельности педагогический коллектив успешно реализовывал основную миссию школы — обеспечение конституционного права граждан на получение основного и полного среднего образования.

Здание нашей школы построено было ещё в 1937 году, 1-го сентября 1938 года первый директор женской школы №29 Смирнова Евгения Дмитриевна на праздничной линейке приветствовала первых учениц. С 1938 школу окончили около четырёх тысяч учеников; среди них есть талантливые педагоги, врачи, инженеры, актёры, бизнесмены, предприниматели. Для них школа № 29 остаётся вторым домом, единственной и неповторимой любовью на всю жизнь.

Стараниями педагогического коллектива при поддержке администрации района школа с каждым годом преображается: расширяется материально-техническая база, повышается профессиональное мастерство педагогов, вводятся новые технологии обучения и воспитания. Плодотворно сотрудничество с Нижегородским колледжем экономики, статистики и права, на базе которого учащиеся старших классов начинают осваивать специальности бухгалтера, экономиста, менеджера, юриста. Преподаватели Нижегородского государственного лингвистического университета помогают школьникам освоить ещё один иностранный язык — итальянский. А в 2009-2010 школа распахнула свои двери для самых маленьких участников образовательного процесса – открыта дошкольная группа.

^ Миссия школы - обеспечение конституционного права граждан на получение основного и полного среднего образования, воспитание нравственной, образованной, физически и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях современного общества.

^ Стратегическая цель школы - создать развивающую, эффективную, открытую социально-педагогическую среду школы для обеспечения самовыражения, самореализации и самоопределения всех участников образовательного процесса; создать условия для формирования личностной, социальной, семейной культуры участников образовательного процесса; создать конкурентноспособное образовательное учреждение на рынке образовательных услуг.

^ Концепция развития школы :

  • Усвоение учащимися фундаментального ядра содержания образования наряду с развитием универсальных способов деятельности;

  • Ориентация образовательного процесса на развитие ключевых компетентностей учащихся в социальной, гражданско-политической, культурно - досуговой и бытовой сфере, а также в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • Ориентация результатов образования на все сферы структуры личности и деятельности человека: интеллектуальную, ценностно-этическую, трудовую, коммуникативную;

  • Выявление и поддержка талантливых детей;

  • Повышение открытости образования, расширение круга участников образовательного процесса;

  • Совершенствование модели единого образовательного пространства школы. Развитие комфортной, эффективной образовательной среды учреждения.

  • Ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в обучении;

  • Активное использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагогического коллектива и в обучении учащихся;

  • Развитие широкой сети дополнительного образования учащихся на базе ОУ, как элемента развития и социализации учащихся;

  • Обеспечение успешного и систематического социального партнерства с различными учреждениями образования, органами муниципальной власти, детскими общественными организациями;

^ Портрет выпускника начальной школы.

Наш выпускник – доброжелательный и коммуникабельный, осознанно выполняющий правила здорового образа жизни, готовый обучаться в средней школе.

Личностные характеристики выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновать свою позицию. высказывать своё мнение

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

Портрет выпускника:






^ Организационная структура образовательного учреждения

Школа включает следующие ступени обучения:

1 ступень – начальная школа, срок обучения 4 года

2 ступень – 5-9 общеобразовательные классы

3 ступень – 10-11 общеобразовательные классы,

^ Характеристика педагогического коллектива

В школе работают 34 педагогический работник, из них – 29 учителя. Средний возраст учителя – 44 года. Средний педагогический стаж – 23 лет.


^ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Категория специалистов

Высшее образование

Незаконченное высшее образование

Среднее специальное образование

Среднее образование

Всего

Учителя нач.классов

3

2

-

-

5

Учителя среднего и старшего звена

29

-

-

-

29

Итого

32

2

-

-

34


^ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО стажу работы

Пед.стаж

менее

2 лет

5 – 10 лет

10 – 20 лет

свыше 20 лет

всего

Количество учителей

2

3

12

17

34



^ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО КВАЛИФИКАЦИОННЫМ КАТЕГОРИЯМ

Категория

высшая

первая

вторая

без категории

всего

Количество учителей

14

17

1

2

34

Среди учителей, работающих в школе, имеют почетные звания и награждены:

  • Отличник просвещения РСФСР – 2 чел.;

  • Почетный работник образования – 2 чел.;

  • Почетной грамотой Министерства образования РФ – 5 чел.;

  • Почетной грамотой Департамента образования Нижегородской области – 3 чел.;

  • Почетной грамотой Департамента образования г. Нижнего Новгорода – 8 чел.;

  • Почетной грамотой управления образования Советского района г. Нижнего Новгорода – 24 чел.

Учебно-воспитательный процесс в школе обеспечен педагогическими кадрами на 100%. За последние три года вакансии в школе отсутствуют.

Кадровый состав изменялся, но в целом оставался стабильным. Обновление происходит незначительное. Но наблюдается постепенное старение учительских кадров.

За последние годы сложился имидж начальной школы, в которой приоритетом является:

  • создание условий для более полного удовлетворения личностных запросов учащихся, возможности реализовать свои способности, развить индивидуальность;

  • сохранение физического, психического и духовного здоровья обучающихся.

Педагогический коллектив трудится под лозунгом «Талантлив педагог – талантливы дети» и находится в постоянном творческом поиске, о чём свидетельствуют результаты и детей и учителей:

Традиционными для школы стали: уроки общения, проведение Дней открытых дверей для родителей, воспитание средствами театра, проведение спортивных соревнований «Папа, мама и я – спортивная семья», КТД «Взрослые + дети», выставки детского творчества, творческие отчеты кружков, олимпиады по предметам, праздники, инновационная деятельность учителей

Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования (УМК «Перспективная начальная школа»).

1.3. Основные цели и принципы образовательной программы «Перспективная начальная школа»

Основные цели концептуальных положений выбранной системы обучения и учебно-методического комплекта, обеспечивающих эту систему.

^ Целью реализации образовательной программы «Перспективная начальная школа» является:

  • оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Современное состояние социокультурной среды общеобразовательного учреждения диктует необходимость инновационных изменений в организации и содержании образовательного процесса.

УМК  «Перспективная начальная школа» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Важнейшей составляющей содержания образования УМК стала система ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательного процессу и его результатам.

Концептуальные основы «Перспективной начальной школы» - это основные положения Л. В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина.

«Перспективная начальная школа» предлагает сравнительно новые формы проведения учебных занятий, которые, кроме познавательных задач, решают специфические задачи. Например, учебный поход в лес, поле, парк, заповедник, на ферму обеспечивает нравственно-этическую ориентацию, формирование умений школьников работать с дополнительными информационными источниками путем непосредственного изучения явлений окружающего мира. Другой пример: заседание школьного клуба предусматривает формирование умений делового общения, способствует нравственно-этической ориентации.

Учебно-методический комплект (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать, — это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, сохранением целостной картины мира, удаленностью от крупных культурных объектов. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекта адресовано лично ему.

^ Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

^ Содержательные линии индивидуального развития:

  • формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;

  • воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

  • воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;

  • формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;

  • социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

^ Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Похожие:

Соответствии с требованиями фгос iconКритерии готовности оу к введению фгос нового поколения
Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями фгос, в том числе разработаны локальные акты,...
Соответствии с требованиями фгос iconПлан мероприятий в моу усош №2 по переходу на фгос ноо 1 мероприятия сроки ответственные Ожидаемый результат
...
Соответствии с требованиями фгос iconПлан деятельности рабочей группы по внедрению фгос ноо в образовательном процессе школы
Разработка локальных актов, должностных инструкций работников школы в соответствии с требованиями фгос ноо
Соответствии с требованиями фгос iconМероприятия сроки
...
Соответствии с требованиями фгос iconНазвание мероприятия
Педсовет «Система формирования общеучебных умений и навыков учащихся начальных классов в соответствии с требованиями фгос»
Соответствии с требованиями фгос iconПлан работы муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №1 на 2012-2013 учебный год по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос)
Анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями фгос начального общего образования
Соответствии с требованиями фгос iconПриказ № Об утверждении основной общеобразовательной программы На основании решения Совета Школы (протокол №11 от 15. 06. 2011 г.), о принятии основной образовательной программы начального общего образования разработанной в соответствии с требованиями фгос
На основании решения Совета Школы (протокол №11 от 15. 06. 2011 г.), о принятии основной образовательной программы начального общего...
Соответствии с требованиями фгос iconСистема условий реализации ооп ноо в соответствии с требованиями фгос
Кадровые условия обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования
Соответствии с требованиями фгос iconОбразовательный стандарт начального общего образования
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии...
Соответствии с требованиями фгос iconВыписка из протокола №3 от 24. 02. 2012 г
Слушали директора гбоу «Школа здоровья и индивидуального развития» Тихашина С. А. по вопросу «Утверждение Образовательной программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы