«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» icon

«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника»



Название«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника»
Дата конвертации03.05.2013
Размер119.04 Kb.
ТипДокументы

« В процессе воспитания, - писал Б.М.Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника».

Знание черт темперамента дает возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различными темпераментами воспитывать одинаково. Этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители часто в таких случаях говорят, « мы же воспитываем их одинаково». Именно – одинаково, а надо было по-разному, учитывая природный тип нервной системы.

Судить к какому типу ВНД ( высшей нервной деятельности) принадлежит ребенок, можно на основе его внешнего поведения. Типы ВНД являются врожденными, хотя под педагогическим воздействием могут в некоторой степени изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.

На сегодняшний день выделяют 4 типа ВНД:

- холерик,

- сангвиник,

- флегматик,

- меланхолик.


Холерик – ребенок возбудимого типа – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением.

Все реакции ребенка носят ярко выраженный характер. У детей этого типа выразительная мимика, резкие порывистые жесты, быстрая громкая речь. Ребенок стремится воздействовать на все, что видит.

Дети – холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся взять на себя главную роль. Все же, что требует сосредоточенности, сдерживания собственных желаний, вызывает у них чувство протеста. Ребенок с возбудимой нервной системой, как правило, с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу включается в обычный режим. В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, вспыльчивы, с трудом подчиняются правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

^ Рекомендации по взаимодействию с детьми холерического темперамента:

  1. С пониманием относиться к проявлениям активности ребенка;

  2. Говорить с ребенком тихим, спокойным голосом, но требовательно, без уговоров;

  3. Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка ( подвижные игры, телевизор и т.д.). за 2 часа до сна только спокойные игры и занятия;

  4. Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание ( настольные игры, но не соревновательные, конструктор, рисование, лепка), все, что требует усидчивости;

  5. Воспитывать у ребенка умение управлять собой ( игры с командами, в которых ребенок будет вынужден подчиняться);

  6. Приучать ребенка к правилам общения: говорить спокойно, не перебивая говорящего, просить, а не требовать и т.д.;

  7. Необходимо строго соблюдать режим дня.



Сангвиник – ребенок спокойного типа – с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой.

У ребенка – сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребенок быстро засыпает и просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный режим, подчиняется распоряжениям взрослых. Эти дети легко вступают в контакт с другими детьми. Ребенок за короткое время легко осваивается в новых условиях детского сада, школы и т.д., период привыкания очень недолог. Общительность, покладистость располагает к ним взрослых.

Из-за того, что нервная система сангвиника очень податлива и пластична, они легко переключаются с одного на другое. В одних случаях это играет положительную роль (ребенок легко включается в новые виды деятельности), но в тоже время это может принести и вред ( имея много товарищей, друга , как правило, нет, за все берется и не доводит до конца начатое). Основное свойство маленького сангвиника – неустойчивость ( поведения, интересов, привязанностей). У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но они так же быстро и разрушаются. Поэтому основная задача в работе с ребенком – сангвиником – формирование у него настойчивости.

^ Рекомендации по взаимодействию с детьми сангвинического темперамента:

  1. Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;

  2. Обращать на мелкие нарушения со стороны ребенка ( не убрал игрушки);

  3. Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством;

  4. Небрежно выполненную работу необходимо предлагать переделать. Главное показать ребенку конечный результат добросовестных действий;

  5. Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;

  6. Учить внимательно, относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные отношения.

Флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему.

Дети – флегматики трудно засыпают, после сна некоторое время остаются вялыми. Все реакции таких детей нечеткие: смеются негромко, мимика слабо выражена, речь неторопливая, с паузами.

Ему трудно реагировать на любые воздействия. Прежде чем начать какую – либо деятельность происходит период раскачки. Флегматик способен длительное время выполнять однообразные действия, он не устает при этом. А вот быстро остановиться и приступить к другому делу ему очень трудно.

Поведение ребенка – флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но сформировавшись, становятся очень прочными. Все новое воспринимается не сразу, малыш долго приспосабливается к режиму детского сада, с трудом расстается с родителями, неохотно знакомится с новыми людьми. Любое дело выполняет тщательно и аккуратно.

Положительные стороны – это стремление к усидчивости, добросовестности; отрицательные – вялость, низкая активность.

^ Рекомендации по взаимодействию с детьми флегматического темперамента:

  1. Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее воздействие на нервную систему ребенка;

  2. Не следует отстранять ребенка от деятельности, которая требует приложения усилий;

  3. Следует чаще хвалить ребенка за скорые действия;

  4. Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры – соревнования; следует побуждать ребенка к активности, к подвижным играм;

  5. Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.



Меланхолик – ребенок со слабой нервной системой – отличается повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители. Меланхолик – это такой тип ребенка, про которого говорят, что « его не видно и не слышно». Ему не свойственно активное включение в разговор, он не демонстрирует свои знания и умения. Этот ребенок склонен к одиночеству или играм с товарищами, которых хорошо знает. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, то дети быстро устают. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика.

У детей с трудом формируются привычки и навыки, но все что у них удается сформировать, отличается прочностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля.

Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребенка – меланхолика. В то же время он имеет и ценные свойства: чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей. Дети с большим трудом входят в новый коллектив, плачут, отказываются от деятельности.

^ Рекомендации по взаимодействию с детьми меланхолического темперамента:

  1. Нужно ограничивать шум, новые знакомства, постепенно вводить ребенка в новые условия;

  2. Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, подчеркивать его недостатки;

  3. Целесообразно беседовать с ребенком, т.к. он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно и определенно;

  4. Ребенку полезно заниматься спортом;

  5. Необходимо разнообразить жизнь ребенка;

  6. Надо привлекать ребенка к совместному со взрослым труду;

  7. Важно развивать у ребенка общительность;

  8. Необходимо поддерживать у него положительные эмоции.



Рекомендуемые игры и упражнения для детей холерического и сангвинического темперамента:

  1. «сосредоточенность» ( этюд на регуляцию эмоций).

Путешественник сидит за столом и изучает карту. ( необходимо позой и мимикой изобразить трудный мыслительный процесс).

  1. «раздумье». ( этюд на регуляцию эмоций и движений ).

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился, наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? (руки сложены на груди, ребенок внимательно смотрит по сторонам).

  1. «Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций).

Жила девочка Галя. У нее была кукла Таня. На однажды пришел кот Васька и свалили куклу на пол. Когда Галя увидела, что наделал кот , она стала его ругать. Васька стоит перед ней, опустив голову, ему стыдно. ( показать как стыдно Ваське).

  1. «море волнуется» ( произвольность поведения).

Водящий говорит: «1-2-3- фигура радости (грусти, стыда и т.д.) замри.» далее он выбирает наиболее яркую фигуру.

  1. «тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Дети сидят на стульях, замерли. Водящий проходя мимо них, должен слегка щекотать детей. Они должны не рассмеяться и сохранить неподвижность.

  1. «А_А_АХ» ( тренировка умения владеть своими чувствами).

Ведущий кладет руки на стол и затем поднимает их вертикально вверх, дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука А.когда руки подняты вертикально вверх надо сказать АХ и сразу замолчать.

  1. «да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы да и нет. Например: ты ходишь в школу? Ты бывал в лесу? А тот кто отвечает, должен обязательно ответить наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры.

  1. «родители и дети» ( гармонизация осознания прав и обязанностей).

Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтоб он был хорошим, и поэтому даем ему советы, каким ему надо быть. Но у каждого родителя должен быть свой совет. Далее выбирают одного ребенка на роль ребенка, сажают его в центр и дают советы. В конце можно обсудить советы и чувства детей в разных ролях.

  1. Упражнение на развитие произвольности внимания.

Ребенку дают лист бумаги просят нарисовать 10 треугольников, далее ребенка предупреждают быть очень внимательным, т.к. инструкцию дадут только 1 раз : закрась 3-красным, 5– зеленым, 10- синим карандашом.

  1. Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Ребенку дают небольшой текст и просят зачеркнуть все буквы А. ( на отдельном графике можно фиксировать успехи ребенка, так чтоб ребенок наглядно видел результат).

  1. Упражнение на произвольность поведения.

Дать ребенку лист с геометрическими фигурами и просят закрасить их все, предупреждая, что работать надо аккуратно, время не играет роли. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. ( в 6-7 лет норма 15-20 фигур).


^ Рекомендуемые игры и упражнения для детей флегматического и меланхолического темперамента:

  1. «расскажи стихи руками» ( этюд на раскрепощение).

1 ребенок с помощью пантомимы пытается рассказать всем знакомый стих, а остальные пытаются угадать о чем идет речь.

  1. « как поступить?» (регулирование эмоций и действий).

Для этой игры нужны несколько картинок конфликтного содержания. Взяв 1 картинку, ребенок должен предложить выход из данной ситуации.

  1. « закончи предложение» ( упражнение на преодоление замкнутости).

Я хочу ….. я могу….. я сделаю……

Можно попросить ребенка объяснить ответ.

  1. Рисунок « я в будущем» (преодоление замкнутости).

Можно обсудить, как он будет выглядеть, что будет делать, как будет себя чувствовать, какие будут с кем отношения и т.д. упражнение позволяет показать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.

  1. « я и другие» ( свободное выражение своего мнения).

Ребенку предлагают рассказать о своем друге. Важно, чтоб ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнув положительные стороны другого.

  1. « зеркало» (помогает раскрыться ребенку, чувствовать себя раскованно).

Ребенок должен повторять жесты и движения за другим человеком.

  1. « попугай» (произвольность чувств).

Ведущий говорит короткое предложение типа « Я иду гулять», а 1 игрок должен повторить его, стараясь при этом выразить задуманное чувство. Остальные отгадывают это чувство.

  1. « рисуем имя» (гармонизация осознания имен).

Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый представит свое имя, написанное на бумаге. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя таким, каким вы его представляли себе.

  1. « конкурс хвастунов» (гармонизация притязания на признание).

Сегодня мы проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше будет хвастаться. А хвастаться мы будем своими соседями. После конкурса дети выбирают победителя, делятся впечатлениями кому что понравилось больше: слушать рассказы или самим рассказывать.

  1. « как это можно использовать» ( упражнение на развитие сообразительности).

В этой игре необходимо придумать как можно больше вариантов использования знакомых предметов.


^ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ В ДОУ

Изучение детей – основа для реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.

Методы определение темпераментов:

  1. Наблюдение (Б.С.Волков, Н.В.Волкова),

  2. Эксперимент: игровая методика Ю.А.Самарина « перенос кубиков».

  3. Опрос педагогов,

  4. Анкетирование родителей,

  5. Игры: «веревочка» -выявление скорости движений, формы и сила реакций, «так можно, так нельзя» - выявление формы поведения при встрече раздражительного и тормозного процессов, «сумей промолчать» - выявление выдержки и торможения.

Наблюдение проводят индивидуально по следующим критериям:

  1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

- легко включается в работу,

- активно действует,

- действует спокойно, без лишних слов,

- робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания педагога:

- говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же,

- не слушает и поступает по-своему,

- выслушивает молча,

- молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

- быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других,

- быстро, со страстью, но не слушает других,

- медленно, спокойно, но уверенно,

- с большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке:

- легко ориентируется, проявляет активность,

- активен, проявляет повышенную возбудимость,

- спокоен, рассматривает окружающее,

-робок, растерян.

Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребенка характерны реакции типа А, то модно говорить о преобладании у него черт сангвиника, Б –холерика, В – флегматика, Г – меланхолика. (таблица результатов изучения темперамента детей с помощью наблюдения).


^ Игровая методика Ю.А.Самарина « Перенос кубиков».

Цель: выявить характерные реакции ребенка при ряде неудач при переносе кубиков.

Дать ребенку небольшую лопатку, на поверхность которой ставят несколько кубиков, и предлагают перенести кубики держа лопатку одной рукой на расстояние = 3 м, а затем вернуться и поставить лопатку на стол, не опрокинув кубики.

Учитываются: сила нервных процессов (НП), работоспособность ( как долго ребенок может выполнять задание со стимуляцией со стороны взрослого и без нее); уравновешенность НП – в какой мере может сдерживаться при неудачах; подвижности НП – как быстро включаются в работу, приспосабливается к ней.

^ Организация диагностики:

  1. Наблюдение – воспитатель или педагог-психолог. Данные заносят в таблицу.

  2. Методику Самарина – педагог- психолог. 5-20 мин на ребенка индивидуально. Данные заносят в таблицу.

  3. Анкетирование – в саду или на дом. Данные заносят в таблицу.

  4. В том случае, если данные трех методик будут разными, необходимо использовать доп.методики или проанализировать причины расхождений в представлениях педагогов и родителей об особенностях поведения ребенка.



^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью уточнения темперамента Вашего ребенка. Анкетирование проводит педагог – психолог_____________________________________________________.

Искренность ответов поможет нам лучше понять Вашего ребенка.

Ф.И.О. ребенка - ___________________________________________________.

Возраст ребенка - __________________________________________________.

  1. Доводит ли ребенок начатое до конца?____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как он реагирует на Ваши замечания?_____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ребенок относится к своим удачам и неудачам? ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как он ведет себя в незнакомой обстановке? _______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Легко ли ребенок вступает в контакт с незнакомыми взрослыми? Детьми?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Какие затруднения Вы испытываете при общении с ребенком? __________________________________________________________________________________________________________________________



Благодарим Вас за участие в анкетировании.



Похожие:

«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconДоклад на тему : шадманова л. С. 2012г Значение нервной системы Строение нервной системы. Спинной мозг
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение основная общеобразовательная школа №13 П. Черемухи
«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Анатомия и физиология центральной нервной системы и сенсорных систем»
Цель курса: углубленно изучить вопросы строения и функционирования центральной нервной системы и сенсорных систем
«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconСписок санаториев
Болезни системы кровообращения, органов дыхания, нервной системы, гинекология, мочеполовая система
«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconТест: «высшая нервная деятельность. Рефлекс – основа нервной деятельности. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы нервной деятельности» 8 класс

«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconТема: Отделы нервной системы. Вегетативная нервная система, ее отделы и роль в регуляции функций внутренних органов. I фронтальный опрос
Тема: Отделы нервной системы. Вегетативная нервная система, ее отделы и роль в регуляции
«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconВопросы к зачету по дисциплине «Физиология поведения» для студентов заочной формы получения образования Преподаватель
Общие принципы координации деятельности центральной нервной системы [7 с. 166-172]
«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconИсследовательская работа по теме: «Рефлекторные реакции человека, связанные с различными отделами головного мозга и роль вегетативной нервной системы»
«Рефлекторные реакции человека, связанные с различными отделами головного мозга и роль вегетативной нервной системы»
«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconПамятка по профилактике клещевого энцефалита Клещевой энцефалит острое вирусное заболевание, протекающее с поражением центральной нервной системы. Считается сезонным заболеванием
...
«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconПричины речевых нарушений. Речь это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы
...
«В процессе воспитания, писал Б. М. Теплов, следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника» iconЗдоровье учителя статистика статистические данные
Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы