Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога icon

Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога



НазваниеНауч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога
Дата конвертации06.04.2013
Размер121.46 Kb.
ТипДокументы

Таможенная логистика Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития


Апанович Н.Г., студ. V к. БГУ,

науч. рук. кандидат исторических наук, доцент В.А. Острога


Республика Беларусь обладает уникальным географическим положением. Через ее территорию пролегают кротчайшие транспортные магистрали, соединяющие Западную Европу со странами СНГ, а также южную и центральную Европу с Россией и Скандинавией. Поэтому для страны с развитой сетью коммуникаций внедрение современных международных логистических, транспортных, торговых и информационных систем имеет особое значение. Республика Беларусь имеет реальную возможность стать ведущим центрально-европейским государством в этой отрасли. Но лишь в том случае, если:

1. сможет грамотно использовать пре­имущества месторасположения, т.е. создать эффективную сеть транспортно-логистического сервиса международного уровня;

2. станет участником логисти­ческой системы Европы.

Существующие механизмы взаимодействия таможенных органов Республики Беларусь с участниками внешнеэкономической деятельности не в полной мере соответствуют современным требованиям эффективного ведения международной торговли. Высокий уровень экономических издержек отечественных импортеров и экспортеров, при ведении ВЭД, оказывает негативное влияние на экономику страны и лишает ее ряда конкурентных преимуществ на международном рынке, основным из которых, является более низкая конечная стоимость импортируемого (экспортируемого) товара. В условиях вступления Республики Беларусь в Таможенный союз и развития проекта Единого экономического пространства, возрастает риск снижения объемов международной торговли, при использовании отечественными импортерами и экспортерами существующих механизмов взаимодействия с таможенными органами. Совокупность данных факторов оказывает негативное влияние на эффективность отечественной экономики и тормозит ее развитие.

В современных условиях, во все большем масштабе возможности повышения эффективности хозяйственной деятельности определяются оптимизацией процессов, происходящих в области управления материальными потоками, то есть в области логистики.

Значимость логистики определяется также и тем вни­манием, которое уделяется Правительством Республики Беларусь вопросам развития логистической инфраструктуры и ее взаимодействию с международной логистической средой. Основополагающим программным документом, определяющим базовые приори­тетные направления развития логистической инфраструктуры, в том числе и международной, на долгосрочную перспективу яв­ляется Программа развития в Республике Беларусь логистической сис­темы на период до 2015 г., утвержденная Постановлением Сове­та Министров Республики Беларусь 29 августа 2008 г. Этим документом предусматривается создание транспортно-логистических центров в городах Минск, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев, Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Мозырь, Орша, Пинск. Разработчики посчитали, что если логическое обслуживание будет развиваться, то уже в 2015 го­ду республика получит экономический эффект в размере USD 5,7 млрд. бел. руб. [1].

Основная цель этого документа — развитие транспортной си­стемы страны и интеграция Республики Беларусь в мировую логистическую инфраструктуру. В то же время, реализация этого документа дает возможность белорусским предприятиям более эффективно осу­ществлять логистические операции на международном уровне, внедрять и широко использовать во внешнеэкономической де­ятельности современные методы формирования и функциони­рования международных логистических систем (МЛС).

Несомненно, что эффективная реализация Программы развития логистической системы в Беларуси до 2015 года, а также создание Таможенного союза позволят увеличить транзитный потенциал в несколько раз.

Несомненно, что логистика способна поднять экономическое положение страны. Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития любой экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей.

В свою очередь, таможенная логистика возникает и имеет место там, где формируются глобальные макрологистические системы внешнеторгового оборота, т.е. когда таможенные органы становятся звеньями логистических цепей. Таможенная логистика направлена на ускорение и упрощение таможенных процедур, создание благоприятных условий для внешней торговли, сокращение неоправданных расходов участников ВЭД.

Таможенная логистика основана на системе таможенного тарифного и нетарифного регулирования, принципом функционирования которой является оптимизация временных и финансовых затрат на осуществление процедур, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и их последующим вовлечением в экономический оборот в интересах всех субъектов внешнеэкономической деятельности [2].

^ Цель таможенной логистики — повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников внешнеторговой деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг.

Учитывая широкий спектр вопросов относительно влияния мер таможенного регулирования на становление товаропроводящих цепей и создание логистики товародвижения, ряд экспертов стал использовать определение “таможенная логистика”, обозначая им отдельный перечень мероприятий в области таможенного дела, направленный па решение различных вопросов, связанных с организа­цией международных поставок товаров, на­ходящихся под таможенным контролем.

Реализация логистического подхода при регулировании экспортно-импортных товарных потоков достигается в конечном итоге путем создания логистических систем в сфере внешней торговли и обеспечения их эффективного функционирования. При этом таможенную логистическую систему (ТЛС) можно рассматривать, с одной стороны, как важнейшие элементы внешнеторговых логистических систем, с другой — как «независимые» логистические системы, обра­зуемые с целью оптимизации движения экспортно-импортных товарных потоков через таможенные границы.

Существует широкий инструментарий логистизации таможенного дела. Часть направлений основана на оптимизации процедур тарифного регулирования: использование так называемых «экономических таможенных режимов» (переработка, временный ввоз (допуск), свободная таможенная зона), льгот, преференций и т.д. Эффективное использование квот, лицензий, разрешений — путь оптимизации мер нетарифного регулирования, а выбор места расположения пункта таможенного оформления и склада временного хранения (с учетом наличия оптимальных условий и расценок на обработку грузов) позволяет оптимизировать как складскую, так и транспортную составляющую в логистической цепи. Реализация схем по оптимизации комбинированных перевозок в международном сообщении также связана с выполнением таможенных формальностей.

В широкое понимание таможенной логистики следуют включить следующие действия и услуги компаний:

- экспертная оценка грузов необходимая для заполнения декларации;

- помощь в заполнении декларации;

- лицензирование, сертификация и получение документации на продукцию и товары;

- таможенное оформление как импортных, так и экспортных грузов;

-консультирование по вопросам российского и иностранного таможенного законодательства;

- послетаможенное сопровождение грузов;

- услуги по ответственному хранению грузов;

- множество прочих услуг, прямо или косвенно связанных с организацией международных перевозок грузов.

Таможенная логистика предназначена для решения сложных задач, призванных сделать процессы импорта и экспорта продукции и товаров наиболее оптимальными и менее затратным. Использование принципов обычной логистики, а это оптимизация схем, ресурсов, как вещных (товары, транспорт), так и нематериальных (информация, человеческие ресурсы и прочее), даёт возможности оптимизировать процессы, связанные с международными перевозками грузов.

Каждый участник международной логистической цепи преследует свои экономические интересы, трансфор­мируя в них общую цель построения логистической системы. Например, с позиции государства применение логистического подхода должно привести к увеличению внешнеторгового оборота и объема таможенных платежей. По мнению экспортеров и импортеров, построение эффективных международных логистических систем позволит оптимизировать финансовые и временные издержки. Логистические аутсорсеры заинтересованы в реализации логистического подхода, видя перспективы роста объемов экспортно-импортных потоков, и, следовательно, рост своих доходов [3].

Как и в любой области человеческой деятельности, в логистике в начале 21 века ключевое значение имеет применение новейших инновационных технологий. В логистике это – использование процедуры предварительного информирования, позволяющей сократить временные и финансовые затраты перевозчиков, применение электронного документооборота при взаимодействии таможни и бизнеса, осуществление таможенного контроля с использованием системы “зеленого” и “красного” коридоров, внедрение системы налоговой безопасности и таможенного постаудита, применение информационных таможенных технологий и др.

На повышение эффективности управления экспортно-импортными материальными потоками направлены Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, которые целенаправленно и планомерно внедряют в свою деятельность таможенные органы Республики Беларусь. В качестве “второй опоры” успешно используется институт “Добросовестных участников внешнеэкономической деятельности”, который в рамках таможенного союза преобразуется в “уполномоченного экономического оператора” [4].

Формирование логистической системы управления внешнеторговыми потоками яв­ляется важнейшим фактором экономического роста. Потребность в создании логистических центров в Республике Беларусь давно назрела. Существующие различные таможенные агенты обеспечивают частичное удовлетворение потребностей грузоотправителей и грузополучателей в оказании услуг, связанных с перевозкой грузов.

Представительство ЕМАS Сгоuр в Беларуси методом телефонного интервью в конце 2010 г. исследова­ло популярность брендов крупнейших транспортно-логистических фирм рес­публики. Среди лидеров первые три места заняли компании АsstrA, М&М (Милитцер и Мюнх) и «КРАФТ­ТРАНС». AsstrA Associated Traffic AG основана в 1993 году в Цюрихе (Швейцария) – это международный холдинг, работающий на рынке логистических и транспортных услуг. Основной деятельностью компании являются международные грузоперевозки между странами ЕС и СНГ, между Китаем и СНГ, между странами Западной и Восточной Европы, между странами СНГ, внутри России. Офисы логистической компании AsstrA расположены в Италии, Швейцарии, Германии, Китае, России, Украине, Казахстане, Беларуси, Литве и Польше [5].

Компания «M&M Militzer & Munch» была образована в 1880 году в узловом пункте сообщения, в сердце Германии — городе Хоф, где в те времена пересекались торговые пути. Основателями фирмы стали Рихард Милитцер и Вернер Мюнх. Преемники основателей фирмы благодаря профессионализму и многолетнему опыту расширили свою деятельность далеко за пределы Германии. Сегодня Холдинг «M&M Militzer & Munch AG» насчитывает более 130 филиалов и дочерних предприятий, расположенных в 36 странах мира, в которых работают 2300 сотрудников. Головной офис компании M&M находится в Швейцарии, в городе Ст. Галлен. В Беларуси с 1992 года.

Разработчики индустриальных парков Беларуси имеют очень сильных конкурентов в лице стран соседей, а именно: Польше, Литве и Латвии, - развитые которыми проекты оставляют за собой круп­ных в масштабах европейских стран клиентов. Беларусь не стала привлекательной для ПИИ, несмотря на создание Таможенного союза, декларации о либерализации бизнес-климата и некоторые шаги по дебюрократизации бизнеса [6]. В Беларуси организация и развитие ТЛЦ находится в самой зачаточной стадии, но уже сделаны первые шаги. 28 марта 2011 года начал работать транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Минск-Белтаможсервис». ТЛЦ «Минск-Белтаможсервис» - первый в минском регионе новый транспортный-логистический центр, соответствующий европейским стандартам [7].

ТЛЦ "Минск-Белтаможсервис" удобно расположен (в зоне деятельности Минской Региональной Таможни), находится вблизи основных транспортных коридоров и доступен со стороны стратегических направлений движения товаров. Предоставляет полный спектр логистических услуг. В составе ТЛЦ есть склад временного хранения, таможенный склад и склад общего пользования с температурным режимом, которые оборудованы в соответствии с самыми современными европейскими стандартами [7].

В настоящее время еще остается доста­точно много проблем, затрудняющих эффективное осуществ­ление внешнеторговой деятельности в нашей стране, в том числе обусловленных недостатками действующей системы управления экспортно-импортными товарными потоками, а именно:

  • отсутствие общепринятой европейскими стандартами логистической инфраструктуры,

  • отсутствие преференций на белорусскую логистику,

  • доминирование госсектора в белорусской экономике,

  • отсутствие стабильных правовых условий,

  • отмена с 1 января 2011 лицензирования и в связи с этим увеличение временных затрат на таможенное оформление грузов,

  • государственная монополия в лице “Белтаможсервиса” на рынке таможенно-логистических услуг, а также программного обеспечения для электронного декларирования и соответственно доступа к коммерческой информации, которая дает преимущество в конкуренции,

  • ряд ограничений валютного характера по импорту товаров,

  • валютный кризис и другие.

Новые требования, предъявляемые к  таможенной службе, побуждают институт таможни ускорять прохождение таможенных формальностей, упрощать таможенный контроль, так как до сих пор, по оценкам отечественных ученых, «затраты на прохож­дение таможенных процедур составляют до 15% от транспортных расходов, которые учитываются в цене товара» [4].

В соответствии с регламентом ЕС 648/2005 (с изменениями и дополнениями), с 1 января 2011 года вводится обязательное уведомление таможенных органов ЕС о ввозимых на его территорию товарах [8]. Данная возможность позволяет упростить таможенные процедуры, повысить эффективность процессов транспортировки грузов, снизить время и затраты на перевозку товаров и реализована благодаря совместному проекту РУП «Белтаможсервис» и таможенного экспедитора ЕС немецкой компании «Speditions-Kontor Gotthold Kunow GmbH & Co. KG Helmstedt». РУП "Белтаможсервис начиная с 2007 года предоставляет возможность перевозчикам выполнить данную процедуру (в том числе при экспорте товаров с территории Российской Федерации и Республики Казахстан) в системе NCTS, а также  получить гарантию на осуществление перевозки по территории ЕС до момента фактического перемещения границы (при осуществлении перевозки без использования процедуры МДП).

 В свою очередь, Беларусь и Россия с 1 июля 2012 года вводят обязательное для субъектов хозяйствования предварительное информирование таможенных органов об осуществлении импорта товаров из стран ЕС на территорию Союзного государства [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что таможенная составляющая в логистике является неотъемлемой частью комплексного подхода к управлению материальными, финансовыми и информационными потоками в международной торговле и может быть эффективно использована в Республике Беларусь. Научная и экономическая разработка таможенного аспекта транспортной логистики является важным шагом на пути логистизации важнейшего элемента ТЛС – таможенной обработки международных товаропотоков. Несомненно, это способствует формированию единых логистических цепей транзитного внешнеторгового оборота в рамках двух важнейших МТК, проходящих через территорию Республики Беларусь.


Литература


1. О программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года: Постановление Совета Министров от 29 августа 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008. № 1249, 528285.

2. Актуальныя пытаннi мытнай справы: зборнiк навуковых артыкулау/ Кафедра мытнай справы факультэта мiжнародных адносiн БДУ; рэд. рада: В.А. Астрога (галл. рэд.) [i iнш.]. – Мiнск: Змiцер Колас, 2010. – 142 с.

3. Транспорт и логистика Республики Беларусь, 2010/ Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Ассоциация международных экспедиторов и логистики “БАМЭ”. – Минск: Курсы повышения квалификации кадров “БАМЭ-Экспедитор”: Артия Групп, 2010. – 90 с.

4. Таможенный аспект логистики внешнеторговых грузов в Беларуси/В. В. Мацкевич / Белорусский экономический журнал. 2009. -№ 2. - С. 84-91.

5. Новая логика логистики, 2011/ Е. Жукова/ Директор. -2011. №3. С.22-23

6. [Электронный ресурс] / Белтаможсервис/ Центр логистики/ Минск/ Филиалы. – Режим доступа: http://www.declarant.by/branches/minsk/logistic/ . – Дата доступа: 12.04.2012.

7. Незадействованный потенциал/ Т. Маненок/ Белорусы и рынок. 2011. -№25 (960). Режим доступа: http://belmarket.by/ru/132/200/10405. – Дата доступа: 15.04.2012.

8. [Электронный ресурс] / Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://gtk.gov.by. – Дата доступа: 15.04.2012.



Похожие:

Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconПортфолио фото
...
Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconА. А. Вологдин– кандидат исторических наук, доцент
Базовое содержание модуля
Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconИнтеграция наук и знаний в решении экологической проблемы
КБ. Председатель Комиссии Русского географического общества по охране природы (создана в 1912 г.), Заведующий Кафедрой соц-гум наук...
Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconВ борьбе обретешь ты право на пенсию (историко-правовой аспект)
Торопкин А. И., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин на мвд рф, кандидат исторических наук
Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconС. П. Костриков кандидат исторических наук, доцент
Допущено Научно-методическим советом Государственного университета управления в качестве учебного пособия по дисциплине «Отечественная...
Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconЛекция №3 Система управления персоналом организации Кандидат исторических наук, доцент Макушкин С. А. Учебные вопросы: Первый учебный вопрос
Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А. Я. Кибанова. Изд. 3-е. М.: Инфра-м, 2005
Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconА. Ю. декан биологического факультета, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции
Паритов А. Ю. декан биологического факультета, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства,...
Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconЭкономический анализ эффективности заправки гражданских самолетов в воздухе Введение
Клочков Владислав Валерьевич доцент кафедры общей экономики мфти, доктор экон наук, кандидат техн наук
Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconС. И. Татаринов, доктор философии, кандидат исторических наук (Артемовск Донецкой области)

Науч рук кандидат исторических наук, доцент В. А. Острога iconЛитература по разделам программы 70 Введение
Составители: З. В. Крецан, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор крипкипро
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы