Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс icon

Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс



НазваниеКурс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс
Дата конвертации09.04.2013
Размер135.62 Kb.
ТипАнализ



Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс.

Анализ исторического источника.

_______________________________________________________________________________________________


Текст 1.

Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси:

«Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей раз­ных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вы­рваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редкона­селенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы за­ставляли людей искать объединения. Время и события требовали по­знания мира и истории в широких масштабах...

Истинный создатель огромной империи Руси – князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычест­ва на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеоб­разным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Ру­си высокоорганизованного литературного языка, который это приоб­щение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письмен­ность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным на­писание собственной истории, философского обобщения своего нацио­нального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно рав­ных основаниях.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться».

С1.
^ Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития восточнославянского общества?

Язычество не является строгой религиозной системой, представляя хаотическую совокупность различных верований и культов, поэтому объединение славянских племен. Древнерусское государство не могло быть прочным при господстве язычества. Кроме того, язычество не удовлетворяло стремления славян к познанию мира.

С2. ^ Какие попытки реформ язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха?

Владимир I попытался создать единый пантеон языческих богов. Одна­ко языческая реформа не удовлетворяла культурным, политическим, моральным и познавательным запросам древнерусского общества.

С3. ^ Какие последствия имело принятие Русью христианства?

Русь приобщилась к христианской и мировой культуре, получили раз­витие письменность, литература, живопись, архитектура.

Текст 2.

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души...

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я разъездах и на охоте с тринад­цати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску...

И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии... и по пути к Прилуку городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восьмью тысячами, и хотели было с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город...

И потом Олег на меня пошел со всею Половецкую землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог; пожалел я христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: "Пусть не похваляются язычники". И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль...

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечери. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заклю­чил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца...

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от смертельных опасностей, и не ленивым меня создал, а на всяческие дела челове­ческие годным».

С1. ^ Как называется произведение, из которого взят вышеприведенный отрывок? Укажите имя автора и напишите, в каких городах Древней Руси он княжил.

«Поучение детям» или «Поучение Владимира Мономаха».

Княжил в Переяславле, Чернигове и Киеве.

С2. ^ Какие черты характера прославляет автор? Какие проблемы его волнуют?

Черты характера: храбрость, милосердие, трудолюбие, скромность.

Проблемы: сохранения единства русских земель, междоусобных войн, ослабления обороноспособности и внешние угрозы Руси.

С3. Чем знаменит автор произведения, какие деяния он совершил? Указать не менее трех.

Владимир Мономах:

  • воевал с половцами,

  • боролся за сохранение единства русских земель,

  • был инициатором и принимал участие в Любечском съезде князей,

  • основал Владимир на Клязьме,

  • дополнил «Русскую правду» рядом статей, ограничил произвол ростовщиков, облегчил положение закупов,

  • поддерживал тесные связи с европейскими дворами, укрпеил их династическими браками своих детей.



Текст 3.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. ...В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. ...Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ...Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века: из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».


С1. ^ Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

Политическая раздробленность (феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная).

Первая половина XII века – конец XV века.

С2. О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

Явления, характерные для данного периода:

  • упадок экономического благосостояния Киевской Руси,

  • массовое переселение населения.

Причины этих явлений (причины раздробленности):

  • господство натурального хозяйства,

  • перемещение мировых торговых путей,

  • независимость местных князей династии Рюриковичей.

С3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?

Колонизация северо-востока, междуречья Оки и Верхней Волги (верхневолжской Руси). Из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси.


Текст 4.

Из работы историка Б.А. Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обострёнными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корыс­ти, ...то следует признать, что проводимая ими политика кон­центрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессив­ной, поскольку совпадала с народными интересами. В прове­дении этой политики князья опирались на широкие слои горо­жан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза <этого периода> (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, кик можно было бы ожидать, ...а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

С1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трех положений.

Политическая раздробленность (феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная).

Первая половина XII века – конец XV века.

Крупнейшие политические центры: Владимиро-Суздальское княжество, Великий Новгород (Новгородская земля, Новгородская боярская республика), Галицко-Волынское княжество.

С2. ^ Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трех характерных черт этого периода.

  • обострение отношений между князьями и бояр­ством (политика концентрации земель, ослабление уделов, усиление центральной княжеской власти),

  • самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях,

  • борьба князей за «киевский стол»,

  • княжеские междоусобицы,

  • рост и усиление экономического и политического могущества городов,

  • расцвет культуры,

  • ослабление военного потенциала страны, раздробленность и отсутствие единства в русских землях, что стало причиной поражения Руси в борьбе с монголами.

С3. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трех аргументов.

  • данный период можно оценить, как противоречивый, неоднозначный, но закономерный для своего времени,

  • наряду с драматической внешней историей налицо и позитивные стороны этого периода,

  • к прогрессивному развитию относятся такие явления как рост городов, яркий расцвет русской культуры во всех ее проявлениях,

  • новая политическая форма содействовала прогрессивному развитию.

Текст 5.

Из Летописной повести о побоище на Дону.

«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он против [Мамая] скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княже­ского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских кня­зей, как при этом князе...

В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь ее всем своим царством, и стоял три недели...

Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»... Князь сказал брату сво­ему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей...» И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оде­лись в одежды праздничные... Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вел его...»

С1. ^ Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.

Дата битвы – 1380 год. Имя великого князя – Дмитрий Иванович Донской.

С2. ^ Как автор повести относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.

Автор повести сочувствует великому князю и русским воинам, радуется их успехам.

Аргументы:

  • автор пишет о справедливом характере борьбы князя и его воинов (идут «оборонять отчизну»),

  • автор резко негативно характеризует Мамая («буйствуя», «возгордившись», «гневаясь»),

  • автор говорит, что русских воинов на битву вел Господь Бог.

СЗ. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно исхода битвы указывает автор? Назовите две. В чем видят историки значение этой битвы? Назовите не менее трех положений.

Куликовская битва окончилась победой русских войск и бегством ордынского войска Мамая.

Автором указаны следующие причины:

  • единство русских князей, которые собрались под руководством московского князя Дмитрия,

  • сильное и многочисленное войско, которое удалось собрать Дмитрию,

  • мужество русских воинов, их готовность сражаться за Отчизну.

Значение Куликовской битвы:

  • Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера,

  • в отношениях Руси с Ордой произошел перелом,

  • существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде,

Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания.

Текст 6.

Из «Повести о стоянии на Угре»

«...Князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пре­чистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты пра­вославному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Терентием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепи­скопом ростовским Вассианом, и со своими боярами - ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство...

Князь великий послушался их мольбы: взяв благословение, пошел на Уфу и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех осталь­ных людей отпустил на Угру...

[Хан] Ахмат же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что ко­роль придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал... Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку...

И пришли татары, начали стрелять, а наши - в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие - на великого князя, а третьи внезап­но нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока ста­нет река...

Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, велико­му князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар - чтобы, соединив­шись, вступить в битву с противником... Вот тут-то и случилось чудо Пре­чистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

[Хан] же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Иван и Орду взял, и его убил... И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю...»


  1. Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя ве­ликого князя, с которым они связаны.

    • Дата «стояния на Угре» - 1480 год.

    • Имя великого князя Московского и Всея Руси – Иван III Васильевич.




  1. Какое значение в отечественной истории имеют описанные собы­тия? Приведите одно положение. С каким процессом в развитии государст­ва связаны эти события? Назовите его и укажите четыре его этапа.

  • Значение «стояния на Угре» в том, что с этим событием связано окончание более чем двухсотлетнего ордынского ига, освобождение Русского государства от ига.

  • Это событие связано с процессом объединения русских земель вокруг Москвы, образованием единого Российского государства.

Его этапы:

  • конец XIII – первая половина XIV века,

  • вторая половина XIV века,

  • первая половина XV века,

  • вторая половина XV – начало XVI века.




  1. Как автор повести относится к событиям, о которых он пишет? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования вашего мнения.

  • Автор повести сочувствует великому князю и русским воинам, радуется их успехам.

Аргументы:

  • автор описывает события как торжество православного христианства,

  • автор называет происшедшее чудом, которое сотворили Бог и Пречистая,

  • автор пишет о том, что стрелы ордынцев не нанесли никакого урона русским воинам, тогда как русские стрелы не щадили воинов хана Ахмата.


Текст 7.

Из работы историка Н.И. Павленко

«Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия – она наступила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоящие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное дает основание считать «затейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия верховников.



  1. Под каким названием вошел в историю период, описанный в документе? Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?

^ Период вошел в историю под названием «эпоха дворцовых переворотов».

Кондиции были составлены Верховным тайным советом и предложены на подписание Анне Иоанновне.

  1. Используя текст документа и свои знания по истории, ответьте, какова была цель кондиций, и почему ее не удалось реализовать (укажите не менее трех причин).

Цель кондиций – ограничение абсолютной власти российского монарха.

Эту цель не удалось реализовать в силу ряда причин:

    • отсутствие консолидации среди господствующего сословия,

    • налицо были противоречия между приверженцами ограничения монархии и сторонниками незыблемости принципа самодержавия,

    • гвардия поддержала идею неограниченной монархии,

    • неготовность основной массы дворянства к радикальным политическим переменам

  1. Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.

Автор оценивает «затейку» верховников как олигархическую. Он приводит следующие доводы:

    • 10 пунктов кондиций из 12 были нацелены на удовлетворение интересов представителей аристократии,

    • кондиции предусматривали ограничение власти монарха в пользу конкретных фамилий: Долгоруких и Голицыных





Похожие:

Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconРабочая программа по истории России XX начала XXI для 9 класса
Рабочая программа курса «История России XX – начала XXI века» создана на основе буп 2004г и Примерной программы основного общего...
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconПрограмма А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной "История России: с древнейших времён до конца XVI века", учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной "История России: с древнейших времён до конца XVI века"история 6 класс

Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconРабочая программа по истории россии XIX век 8 класс Составитель: Заиченко Галина Николаевна
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconРабочая программа по история россии с древнейших времен до конца XVI в., 6 Класс (37 ч) Составитель: Заиченко Галина Николаевна
Настоящая программа по истории России для 6 класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до конца...
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (43 ч) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconКонспект урока истории. Тема урока: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" Курс истории: «История России с древнейших времён до конца XVIII века»
Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики...
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconПланирование курса по «истории нового времени (XVI- xviii вв)» ( 7 класс) пояснительная записка
А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времён и до наших дней» 2006 года на основе обязательного...
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconПрограмма по «истории россии» (9 класс) пояснительная записка
России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основ­ного...
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconРабочая программа по предмету история для 9 класса (IХ класс 2 часа в неделю, 68 часов в год)
«История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. /...
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
«История и философия науки», «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов