Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) icon

Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.)



НазваниеКонспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.)
Дата конвертации02.05.2013
Размер170.95 Kb.
ТипКонспект




Краткий конспект урока.


Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.)


д. Калининская, 2012

Цели урока:

Из ранее изученного материала учащиеся усвоили, что Отечественная война 1812 г. нанесла огромный ущерб экономике Российской империи, так как во время войны пострадали наиболее развитые регионы страны. Нестабильной оставалась и ситуация в Европе, назревала очередная угроза Российской империи, все это требовало быстрых мер по восстановлению хозяйства. В то же время, в самом российском обществе, после заграничного похода русской армии, установилась надежда на смягчение самодержавной власти, либерализацию, искоренению крепостного права. Нестабильная ситуация в Европе, ожидание реформ, а также непостоянство действий Александра I обусловили противоречивую политику этого государя с 1812 по 1825 гг. Необходимо показать, что либеральные реформы в тот период сочетались с рядом консервативных тенденций, проекты по усовершенствованию государственного порядка, по отмене крепостного, так и не были реализованы, а остались затерянными в пыльных столах министров. В заключении необходимо доказать, что противоречивая политика Александра I с 1812 по 1825 гг. привела к росту недовольства всех слоев общества, в особенности просвещенного дворянства, и в следствии, к восстанию декабристов 14 декабря 1825 г.

По мере усвоения учащихся конкретно-исторического материала углубить их знания понятиями: кризис, реакционер, военные поселения, цензура, конституция, «Государственная уставная грамота Российской империи». Познакомить учащихся с активными государственными деятелями в период правления Александра I с 1812 по 1825 гг.: А.А. Аракчеев, Н.Н. Новосильцев, Д.А. Гурьев.

Необходимо вооружить учащихся следующими опорными датами: 1815 г. - начало создания военных поселений, 1816-1819 гг.- отмена крепостного права в Прибалтике, март 1818 г.- введение в Польше Конституции, конец 1819 г. – создание «Государственной уставной грамоты Российской империи», 1820 г. – восстание Семеновского полка.

Развить у учащихся навыки самостоятельного анализа исторических источников, на примере «Государственной уставной грамоты Российской империи».

Урок должен способствовать формированию глубокого уважения к истории Родины, иметь важное воспитательное значение, чувство патриотизма, ответственности перед обществом.

Оборудование:

1) Карта «Российская империя XIX век».

2) Видеоряд: изображения Александра I, А.А. Аракчеева, Н.Н. Новосильцева, Д.А. Гурьева, схема государственного управления по «Государственной уставной грамоты Российской империи».

3) Источник: «Государственная уставная грамота Российской империи».

4) Проектор.

5) Доска.

6) Мел.

7) Тряпка.


Ход урока:

  1. Оргмомент – 0,5 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 0,5 мин.

  3. Изучение новой темы – 32 мин.

  4. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин.

  5. Домашнее задание – 2 мин.

  6. Организованное окончание урока – 0,5 мин.



Краткий конспект урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.


Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд.

Перехожу к проверке домашнего задания в форме небольшого теста. (На экране, через проектор выходят вопросы):

1) Отметьте причины поражения наполеоновских войск:

а. Нехватка ресурсов.

б. Плохая подготовленность армии.

в. Неготовность к морозам.

г. Тактическое и стратегическое мастерство русских полководцев.

д. Наполеон был плохим полководцем.


2) I вариант: Соотнесите даты с событиями:


  1. 20 февраля 1813 г. А. Создание священного союза

  2. 17 августа 1812 г. Б. Начало войны 1812 г.

  3. Июль 1807 г. В. Совет в Филях.

  4. 12 июня 1812 г. Г. Освобождение Берлина.

  5. 1 сентября 1812 г. Д. Битва под Фридляндом

  6. 1815 Е. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим

II вариант: Соотнесите даты с событиями:.



  1. 2 августа 1812 г. А. Окончание войны 1812 г.

  2. 20 ноября 1805 г. Б. Бородинское сражение

  3. 30 мая 1814 г. В. Вход русских войск в Париж

  4. 18 марта 1814 г. Г. Битва под Аустерлицем.

  5. 26 августа 1812 г. Д. Венский конгресс.

  6. 31 декабря 1812 г. Е. Битва за Смоленск.

3) I вариант: опишите следующего русского полководца (каким направлением командовал, заслуги):

^ М. И. Кутузов.


II вариант: опишите следующего русского полководца (каким направлением командовал, заслуги):

П. И. Багратион.


Подвожу итоги проверки знаний по пройденному материалу и перехожу к изучению новой темы.

Говорю: Ребята, Российская империя выиграла войну 1812 г., освободила Европу, укрепила свое международное положение, однако внутри самого государства было множество проблем, таких как сохранение самодержавия, крепостного права, цензуры. И как же пытался решить эти проблемы Александр I, мы разберем на данном уроке. Записываю на доске новую тему:

^ Внутренняя политика Александра I 1812-1825 гг.

На доске записываю план.

План:

  1. Ситуация в стране после войны 1812 г.

  2. Основные направления и этапы внутренней политики Александра I.

  3. Итоги и значение внутренней политики Александра I.

Записываю план урока, ставлю перед классом познавательные задачи.

  1. Почему большинство реформ Александра не были реализовано?

  2. В чем особенности правления Александра I?

Перехожу к изложению нового материала:

«Итак, дети, как вы помните, Россия сумела отстоять свою независимость в войне 1812 г., вернула свои территории, а также освободила Европу от Наполеоновского режима. Победа над могучим противником в Отечественной войне 1812 г., воодушевила российское общество. В нем ощущался небывалый подъем, вызревали надежды на лучшее будущее. И хотя в стране сохранялся хозяйственный кризис, началось восстановление хозяйства.

Запишите у себя в тетрадях определение «кризиса».

Кризис-

Люди строили новые дома, возделывали прежние угодья. Однако очень скоро выяснилось, что успехи в войне, героический подвиг народа не изменили коренным образом прежний уклад жизни большинства населения, не искоренили господство крепостного права, самодержавный режим. Так, возник разрыв между возникшими надеждами на существенные перемены и инертность, неподвижность самой русской жизни, нежелание и неготовность государя и чиновников к решению острых проблем. Это и стало характерной чертой правления Александра I с 1812 по 1825 гг.

- А теперь, дети, давайте охарактеризуем ситуацию в стране после войны 1812 г?


- Правильно, дети! Итак запишите, в тетрадях ситуация в стране после войны 1812 г:

  • Кризисное состояние в сельском хозяйстве страны и мануфактурном производстве.

  • Сократилось число крестьян. (война)

  • Господство крепостного права.

  • Сохранение абсолютистского режима, самодержавия.

  • Многочисленные волнения крестьян и мануфактурных рабочих.

  • Рост недовольства в просвещенных кругах дворянства.

Как вы видите ребята, кризисное состояние наблюдалось не только в хозяйстве, но и среди населения, и это выражалось, прежде всего, в росте недовольства крестьян и просвещенного дворянства. Крестьянство, которое вынесло на своих плечах основную тяжесть войны, надеялось на ослабление крепостничества. Значительная часть крестьян, оказавшаяся солдатами-рекрутами, победно прошла почти всю Европу, где они увидели ухоженные чистые улицы городов, крепкие фермерские хозяйства, свободных крестьян, лучшую жизнь, чем на Родной земле. Вернувшись домой, они снова увидели несправедливость, разруху, «крепостное рабство». Это не могло не стать причиной народных волнений, так во многих крестьянских селениях были зафиксированы многочисленные волнения, неповиновение властям, уклонение от уплаты налогов, бегство. Бунтовали и рабочие, так исследователи отмечают бунт рабочих на новгородской парусной мануфактуре. В 1820-ые гг. постоянными стали волнения на металлургических заводах Демидовых на Урале, на пермских предприятиях. Недовольство росло и среди военных, так в 1820-ом г. взбунтовался гвардейский Семеновский полк против бесчеловечного и грубого обращения с ними полковника Шварца, восстание удалось быстро подавить, но началось брожение и в других гвардейских полках. Недовольства росли и среди просвещенного дворянства, особенно тех, кто участвовал в заграничном походе 1813 г. Дворяне были недовольны наличием самодержавия в России, отстранением их от участия в управлении страной, хотя в Европе дворяне активно в этом участвовали, там уже имелись и зачатки «гражданского общества».

Таким образом, дети, кризис после войны 1812 г. наблюдался как в экономике страны, так и среди населения, особенно крестьян, рабочих и просвещенного дворянства. И как же с этим пытался справиться Александр I, мы и должны разобрать на сегодняшнем уроке.

Александр I во время своего правления часто опирался на круг приближенных, и многие решения государя были следствием влияния этих придворных клик. После войны 1812 г. при Александре сложились две группировки, активно влиявшие на государя и всю его политику. Итак, дети запишите себе следующую схему:

2 группировки


Реакционные Просвещенные вельможи

правительственные бывшие члены Негласного

круги, бюрократия, комитета.

широкие слои дворянства,

духовенство.

Первая группировка ратовала за сохранение прежнего строя, укрепление крепостного права, ужесточения цензуры. Их мы можем назвать реакционерами.

Запишите в тетрадях определение реакционер-

Вторая группировка ждала от царя либеральных реформ, ослабления самодержавного строя, отмены крепостного права, наделения гражданскими правами и свободами населения страны.

Одновременное влияние этих двух группировок на государя и обусловило двоякую, непоследовательную внутреннюю политику с 1812 по 1825 г. Так реформы в духе либерализма сочетались с рядом консервативных действий. Итак, дети давайте рассмотрим консервативные шаги в правлении Александра с 1812 по 1825 гг.



  • Указы по усилению паспортного контроля.

  • Усиление мер по розыску беглых крестьян.

  • Усиление цензуры.

  • Ужесточение правил выезда за границу.

  • Усиленное внедрение богословия в образовании.

В первую очередь данные нововведения учитывали интересы помещиков, консервативных слоев военных, недовольных усилением революционных настроений в армии.

Наряду с этими мероприятиями, Александр I проводил политику в духе либерализма, что выразилось в следующих преобразованиях, записываю на доске:

  • 1816-1819 г.г. – Александр поддержал инициативу прибалтийского дворянства по решению крестьянского вопроса: крестьяне получили личную свободу, но без земельных наделов.

  • 1818 г. - Царству Польскому была дарована Конституция.

Разрабатываются проекты освобождения крестьян, государственного устройства.

Вот сейчас, дети, мы с вами рассмотрим один из таких проектов государственного устройства. У вас на столе проект Новосильцева Н.Н. «Государственная уставная грамота Российской империи».


Итак, дети отвечаем на мои вопросы:

- Какой государственный строй устанавливался по данному документу?

- Правильно! А чем ограничивалась эта монархия?

- Верно! Какие права провозглашались в данной грамоте?

Правильно! Новосильцев предлагал ограничить монархию парламентским органом, Государственной Думой, вводились местные представительные органы- сеймы, в грамоте провозглашались свобода слова, печати, вероисповеданий, равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности, неприкосновенность собственности.

На экране выходит схема государственного устройства по Н.Н. Новосильцеву:


Александр I одобрил документ. Казалось, что Россия перейдет к конституционному устройству. Но государь вновь побоялся противников реформ, и проект затерялся в недрах его канцелярии.

Одним из либеральных нововведений являлась и разработкам проектов по освобождению крестьян. Данных проектов существовало множество, одним из таких проектов принадлежал одному из видных деятелей Александровской эпохи А.А. Аракчееву (1769-1834).

На экране выходит изображение А.А. Аракчеева.

А.А. Аракчеев происходил из бедного сельского дворянства, учился в Артиллерийском и инженерном кадетских корпусах. Возглавлял пи Павле I гатчинскую артиллерию императора. Во время войны 1812 г. А.А. Аракчеев занимался реорганизацией российской армии, обеспечением солдат всем необходимым. Требовательный к себе и другим, активно внедрявший дисциплину и в другие органы власти, А.А. Аракчеев вызывал ненависть у избалованной части офицерства и бюрократов, недовольных усилением контроля над их деятельностью.

Проявил себя А.А. Аракчеев не только как талантливый военачальник, но и как государственный деятель. Одним из таких его начинаний являлась разработка проекта по освобождению крестьян. А.А. Аракчеев предлагал освободить крестьян и наделить их землей, освобождение осуществлялось за счет казны, крестьяне освобождались помещиками добровольно. Однако, проект был долгосрочным, рассчитанным на 200 лет, затратным для казны, крестьяне же получали по данному проект недостаточно земли для своего существования. На экране выходит изображение схемы проекта А.А. Аракчеева:

«+»

«-»

  1. Освобождение крестьян и наделение их землёй.

  2. Освобождение за счёт казны, что выгодно помещикам.

  3. Крестьяне освобождаются помещиками добровольно, без принуждения.

1. Низкие темпы освобождения крестьян (до 200 лет).

2. Высокозатратный проект (ежегодно из казны 5 млн. рублей).

3. Крестьяне получали 2 дес.


Подобный проект разрабатывался и другим видным деятелем в период правления Александра I Д.А. Гурьевым. Оба проекта были одобрены государем, однако вызвали недовольство у большого количества помещиком. Александр I побоялся волнений, вспомнил участь своего отца и побоялся реализовать эти проекты.

-Как вы думаете, дети, если бы данные проекты были реализованы, каких изменений можно было ожидать в стране?

Правильно! Дети, характерной чертой послевоенной жизни России стали, так называемые военные поселения. Запишите у себя в тетрадях понятие военные поселения – это совместные поселения солдат и крестьян, созданные для самообеспечения армии в мирный от войн период. Подобные поселения не являлись чем- то новым в то время, они активно внедрялись в германских землях, Швеции, Венгрии, Австрии. Александр I обратился к данной идее в условиях разорения страны, нехватки средств для содержания армии и вызревания в Европе антироссийской коалиции держав в послевоенный период. Но если в Европе данная мысль находила себе рациональное применение, так как там имелись основные гражданские права у населения, то в России же эта военно-экономическая идея накладывалась на абсолютистскую власть, бесправие населения, тяжкое крепостное состояние крестьян, подневольную 25-летнюю службу рекрутов, усложнял все это и большой контингент бюрократии. Организацию военных поселений Александр I поручил уже известному вам А.А. Аракчееву. Так, в короткий срок в центральных, северо-западных и некоторых южных губерниях России появились поселения государственных крестьян и казаков, которые по-прежнему занимались хозяйством, но одновременно несли службу, поддерживая свою боевую готовность. В районе военных поселений были возведены поселки с жилыми домами, протянули шоссе, появились пункты связи, здания штабов, гауптвахты, госпитали и т.д. И все это в окружении ухоженных полей и четко обозначенных выгонов для скота. А.А. Аракчеев превратил военные поселения в прибыльные хозяйства. К концу царствования Александра I их капитал, находящийся поселенческом Кредитном банке составлял 26 млн. рублей. В самих же поселениях активно внедрялись различные агрономические новшества, развивались промыслы, торговля. Однако, для самих поселян жизнь превратилась в сущий ад. Они были связаны военной службой, мелочной регламентацией всех сторон жизни, круглосуточным надзором за их жизнью, бытом, хозяйством, религиозными отправлениями, нравственностью и даже интимной жизнью. В случае же нарушений правил следовали жестокие наказания. В подобным поселениях оказались 400 тыс. простых людей.

Итак, дети, во внутренней политике Росси в период правления Александра I с 1812 г. по 1825 г. противоречиво уживались конституционные, антикрепостнические начала, обращенные к регионам Прибалтики, Финляндии, и Польши, и, напротив, - реакционные, самодержавные, крепостнические тенденции, милые сердцу дворянства, бюрократии и духовенства и направленные на сохранение существующего режима на всей остальной территорией страны. Проекты конституций, государственного устройства, освобождения крестьян, так и не были реализованы Александром, они были забыты в пыльных ящиках кабинетных столов.

А теперь, дети, ответьте на поставленные перед уроком вопросы:

  1. Почему большинство реформ Александра не были реализовано.

  2. В чем особенности правления Александра I.



Да! Вы правы, во многом на Александра влияло его окружение, в основном консервативного характера. Под их давлением государь очень часто забрасывал те проекты, реализация которых могла бы резко изменить ситуацию в стране. Александр боялся либеральных реформ из-за бурных событий, происходивших в Европе, весны народов, революций, он боялся, что и в Росси подобные события могут произойти, пример тому волнения крестьян, бунт Семеновского полка. Да и по характеру, Александр не был хорошим политиком, после войны 1812 г. он стал мистичным, часто уходил в себя, а чтобы не видеть происходящего в стране часто путешествовал по Европе, оставляя руководство страны своим приближенным. Поэтому его внутренняя политика была непоследовательной и противоречивой. В итоге Россия продолжала безнадежно топтаться на месте, все более отставая от цивилизованного мира. Именно это в конце концов привело к мощному революционному взрыву, в центре которого оказались не стихийная ярость казаков и крестьян, а организованное сопротивление просвещенной, молодой, решительной части дворянского сословия, прежде всего офицерства.

Контрольно-закрепляющая работа с учащимися:

Выставляю оценки учащимся, работавшим на уроке.

В конце урока даю домашнее задание: прочитать параграф 24-ый, ответить на вопросы 3, 4, 7, на стр. 291.

На доске в правом верхнем углу записываю домашнее задание.

Урок окончен. До свидания.





Учащиеся смотрят на экран, и записывают правильные ответы на листочки.


Ответы:

  1. а, в, г.




  1. I вариант: 1 Г, 2 Е, 3 Д, 4 Б, 5 В, 6 А.




  1. II вариант: 1 Е, 2 Г, 3 Д, 4 В, 5 Б, 6 А.



Примерный ответ: был главнокомандующим, великий стратег, сумел выиграть Бородинское сражение, спас русскую армию от уничтожения.


Примерный ответ: Командовал 2-ой армией на южном направлении, участвовал битве за Смоленск, Бородинском сражении.


Ученики записывают тему урока и план.


Ученики слушают.


Ученики записывают полное определение кризиса.


Учащиеся слушают.


Примерный ответ: кризис в хозяйстве, разруха, население сократилось.

Учащиеся записывают: ситуация в стране после войны 1812 г:


Учащиеся слушают.


.


Учащиеся записывают: в 1820-ом г. взбунтовался Семеновский полк.


Учащиеся слушают.


Учащиеся записывают: Александр I во время своего правления часто опирался на круг приближенных, и многие решения государя были следствием влияния этих придворных клик. Перерисовывают схему.


Учащиеся записывают: Первая группировка ратовала за сохранение прежнего строя, укрепление крепостного права, ужесточения цензуры. Записывают определение «реакционер».

Вторая группировка ждала от царя либеральных реформ, ослабления самодержавного строя, отмены крепостного права, наделения гражданскими правами и свободами населения страны.


Учащиеся переписывают консервативные преобразования Александра I.


Учащиеся смотрят на схему.


Примерный ответ: может они получили при ней большие права.


Учащиеся смотрят на схему, основное записывают.


Дети читают документ и отвечают:

Их не наказывали, имели права на собственность, у них были общества.


Учащиеся записывают «Жалованную грамоту городам», ее основные пункты.


Учащиеся записывают губернскую реформу 1775, ее основные пункты.


Учащиеся записывают Вольное экономическое общество, основные пункты его деятельности.


Учащиеся записывают основные преобразования в сельском хозяйстве.


Учащиеся записывают основные преобразования в промышленности.


Учащиеся записывают основные преобразования в торговле.


Учащиеся записывают основные преобразования в финансовой сфере.


Учащиеся записывают итоги и значение правления Екатерины II.


Примерные ответы:

  1. Потому дворянство помогло ей придти к власти.

  2. Может не все выполнила из того, что хотела.



Учащиеся записывают домашнее задание.

Покидают класс.




Список источников и использованной литературы:


      1. Источники:

I.1. Государственная уставная грамота Российской империи. /http//www.historichka.spb.ru


II. Литература:

  1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968




  1. История России XVII-XIX века. -М.: «Русское слово»., 2006




  1. Архангельский А. Александр I. М., 2000




  1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII. М., 2004



Похожие:

Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) iconКонспект урока истории в 8 классе Тема урока: «Внешняя политика Александра ii» фио мох Галина Сергеевна
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2008
Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) iconУрока: "Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов" Руденко Светлана Сергеевна, учитель истории и обществознания Задачи урока
Оборудование: компьютер, проектор, экран. Слайды по программе Power Point: фрагменты каре, портретов руководителей восстания, осужденных...
Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) iconРазработка урока по истории России для 10 класса «Внутренняя политика правительства Александра I»
Образовательная: рассмотреть реформы начала царствования АлександраI, проекты Сперанского и конституционные замыслы верховной власти,...
Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) icon1. Выбор пути развития России при Александре I «Либеральные реформы Александра I»
«Либеральные реформы Александра I», «Направления внешней политики Александра I», «Начало Отечественной войны 1812 г.», «Победа в...
Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) iconВнутренняя политика Александра I. Реформы М. М. Сперанского
Император Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота, приведшего к гибели его отца Павла I. Переворот произошел...
Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) iconКонспект урока. Внутренняя политика Екатерины II (1762-1796 гг.)
Однако, отсутствие легитимности прихода Екатерины II к власти, вынудило ее свою политику ориентировать на дворянство, чтобы заручиться...
Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) iconПлан урока: Правление Александра Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года
Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны)
Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) iconУрока : отечественная война 1812 года
Цели урока: Сформировать представления учащихся о войне 1812 года познакомить с историческими личностями: Наполеон Бонапартом и Михаилом...
Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) iconПрактикум 3 Тема: Россия в первой половине XIX века
Пруссией и Австрией 2 политика Наполеона I, направленная на экономическое ослабление Англии 3 политика Александра I, направленная...
Конспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.) iconЛитература в первой половине XIX века
Огромное влияние на культуру России того времени оказали два важнейших события Отечественная война 1812 года и восстание декабристов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы