Общая характеристика учебного предмета icon

Общая характеристика учебного предмета



НазваниеОбщая характеристика учебного предмета
страница1/2
Дата конвертации28.04.2013
Размер229.22 Kb.
ТипПрограмма
  1   2

Пояснительная записка.

Программа по математике разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Общая характеристика учебного предмета

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

  • освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

  • развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания курса математики

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

• понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

^ Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 1классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.


Работа по данному курсу обеспечивается УМК Л.В.Занкова, а также дополнительной литературой:

^ Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Учебник: Учебник – тетрадь по математике для 1 класса (1-4), в 4-х частях. Автор Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Истина Л.С.- Самара: корпорация «Федоров».


^ Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 1 кл.: В 4 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

^ Результаты изучения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков Символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях. текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково- символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

^ Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Введение в математику: сравнение предметов, формирование пространственных отношений», «Изучение чисел: однозначные числа; двузначные числа», «Изучение действий», Изучение элементов алгебры», «Изучение элементов геометрии», «Изучение величин», «Работав с задачами», «Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других раздел курса математики.

В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационно-волевой сферы личности ручающегося в процессе обучения математике важно создать ситуации, в которых он познаёт разнообразие математических отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих силах при решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, умение преодолевать трудности.


^ Основные виды учебной деятельности

  • Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.

  • Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.

  • Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.

  • Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.

  • Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.

  • Сравнение разных приёмов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.

  • Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.

  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характеру

  • Сбор, обобщение и представление данных, полученных ходе самостоятельно проведённых опросов (без использования компьютера).

  • Поиск необходимой информации в учебной и справочно литературе..

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их математического воспитания и развития:

  • осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;

  • способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.);

  • применение общеучебных умений (анализа, сравнения, обобщения, классификации) для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма выполнения действия;

  • моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т. д.);

  • выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами;

проверка хода и результата выполнения математического задания, обнаружение и исправление ошибок.

^ Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

    • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

    • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

    • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

    • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

    • В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.


В 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов курса математики каждым учеником.


Рабочая программа предлагает следующую систему учёта знаний:

Диагностика: 1 раз в конце четверти

Самостоятельные работы: по основным содержательным линиям предмета

Итоговая работа в конце года по всем разделам


Формы работы:

  • Работа в парах.

  • Работа в малых группах.

  • Дифференцированный подход к учащимся.

  • Учебные занятия.

  • Консультационные занятия.

  • Переходы между разными образовательными пространствами.

  • Построение учебных диалогов.

Основные формы и виды организации образовательного процесса:

  • урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

  • урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

  • урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

  • урок-проектирование – место для решения проектных задач;

  • учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;

  • групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

  • самостоятельная работа учащихся имеет следующие линии:

- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

- задания по освоению ведущих тем курса на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

МАТЕМАТИКА

Тематическое планирование

1 класс

№ урока п/п

Раздел

Тема

Кол-во ча-сов

Учебник

Страни-цы

Дата

Примечание

по плану

по факту



Сравнения предметов. (10 часов)

Откуда взялась математика.


1

4-5












Понятия «много – мало». Относительность этих понятий.

1

6-7












Относительность понятий «много – мало». Сравнение окружающих предметов по одному общему признаку.

1

8-9












Ориентирование в пространстве и на плоскости. Сравнение предметов по одному общему признаку.

1

10-11












Ориентирование в пространстве и во времени.


1

12-13












Понятия «больше», «меньше», «столько же». Различные приемы сравнения множеств по этим отношениям.

1

14-15












Геометрические фигуры: точка, линия.


1

16-17












Взаимное расположение линий и точек на плоскости.


1

18-19












Установление взаимно – однозначного соответствия между элементами множеств, как основной способ сравнения их количественных характеристик.

1

20-21












Понятие «знак» .виды знаков. Понятие «математический знак»

1

22-23












Числа и цифры (25 часов)

Число и цифра 1


1

24-27












Установление взаимно – однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств. Шар.

1

28-29












Число и цифра 4


1

30-31












Закрепление представлений о взаимно-однозначном соответствии числа «четыре» и цифры 4.

1

32












Число и цифра 6


1

33












Закрепление представлений о взаимно-однозначном соответствии числа «шесть» и цифры 6

1

34-35












Первое понятие о равенстве. Знак равенства. Запись числовых равенств.

1

36-37












Число и цифра 9


1

38-39












Первое понятие о неравенстве.



1

40-41












Знаки «больше», «меньше». Запись и чтение числовых равенств и неравенств.

1

42-43












Число и цифра 5. уменьшение и увеличение множеств на одну единицу.

1

44-45












Число и цифра 3.


1

46-47












Закрепление изученных знаний

1

48-49












Понятие «прямая»


1

50-51












Число и цифра 2.


1

52-53












Число и цифра 7.


1

54-55












Взаимное расположение различных линий, проходящих через одну точку. Первоначальное представление о бесконечности прямой линии.

1

56-57












Число и цифра 8


1

58-59












Понятие «луч». Построение луча при помощи чертежной линейки.

1

60-61












Понятие «отрезок». Построение отрезка при помощи чертежной линейки.

1

62-63












Понятие «ломаная». Звенья ломаной.

1

64-65












Прямая, отрезок, луч, ломаная. Вершина ломаной.

1

66-67












Расположение чисел в порядке увеличения, уменьшения.

1

68-69












Закрепление изученных знаний.

1

70-71












Математический калейдоскоп.


1

72-73












Натуральный ряд чисел и число 0 (6 часов)

Понятие «натуральные числа»


1

74-75












Упорядочивание множеств в

порядке увеличения, уменьшения.

1

76-77












Упорядочивание множеств в порядке увеличения, уменьшения

1

78-79












Понятие «натуральный ряд чисел»

1

80-81












Свойства натурального ряда чисел.

1

82-83












Число и цифра 0


1

84-85












Сложение и вычитание. (20часов)

Объединение множеств без общих элементов как основа создания наглядного образа, соответствующего операции сложения.

1

86-89












Понятия «действие сложения», «результат сложения». Составление рассказа математического содержания.

1

90-91












Знак сложения «+». Использование этого знака для обозначения выполняемой операции.

1

92-93












Знакомство с термином «сумма». Чтение и запись сумм.

1

94-95












Термин «слагаемые». Чтение и запись сумм. Определение их значения различными способами.

1

96-97












Понятие «отрезок натурального ряда чисел»...Составление математического рассказа по рисунку.

1

98-99












Состав чисел первого десятка


1

100-101












Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита.

1

102-103












Способы нахождения значения суммы

1

104-105












Определение значения суммы разными способами. Присчитывание по 2

1

106-107












Понятие «замкнутая линия», «незамкнутая линия»

1

108-109












Понятия «замкнутая ломаная», «незамкнутая ломаная»

1

110-111












Разделение множеств на два непересекающихся подмножества как реальный образ смысла действия вычитания.

1

112-113












Удаление исходного множества как основной зрительный образ вычитания.

1

114-115












Введение терминов «уменьшаемое», «вычитаемое».

1

116-117












Выполнение действия вычитания при помощи движения по натуральному ряду чисел.

1

118-119












Чтение математических рассказов и подбор к ним действий.

1

120-121












Закрепление пройденного

1

122-123












Закрепление пройденного

1

124-125









  1   2




Похожие:

Общая характеристика учебного предмета iconУмк «школа россии» изобразительное искусство пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
Директор Лёхина Н. П./ / Зам директора по увр мо учителей начальных классов
Общая характеристика учебного предмета iconОбщая характеристика учебного предмета
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...
Общая характеристика учебного предмета iconОбщая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
Общая характеристика учебного предмета iconПрограмма по изобразительному искусству пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования...
Общая характеристика учебного предмета icon2010-2011 учебного года I. Общая характеристика мбоу «Архангельская сош им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом
Общая характеристика мбоу «Архангельская сош им. Героя Советского Союза Краснова В. М.»
Общая характеристика учебного предмета iconПояснительная записка
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов