Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья icon

Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья



НазваниеЧернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья
Дата конвертации03.04.2013
Размер82.15 Kb.
ТипСтатья

ЗАЯВКА

МОУ «Шаховская СОШ»

в районной научно-практической конференции

«Здоровьесбережение в новой школе»



  1. Чернова Татьяна Петровна

  2. МОУ «Шаховская СОШ», учитель русского языка и литературы

  3. Секция - Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников

  4. Статья «Создание условий для укрепления физического и нравственно-психологического здоровья школьников на урока русского языка»

  5. Тел. раб. 8(47242)4-03-28



Создание условий для укрепления физического и нравственно- психологического здоровья школьников на уроках русского языка

Т.П. Чернова

Звенит звонок, открыта дверь.

Я прихожу. Мне все здесь рады.

Я рад всех видеть.

В.Голубков


В последние статистические данные, как пишет К. Петров, кандидат педагогических наук, директор Московской школы, за период обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья и привитие навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Эта проблема уже вышла из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Здесь важно четко отслеживать санитарно-гигиенические требования к кабинетам школы, своевременные систематические медицинские обследования учащихся, нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня, использование здоровьесберегающих технологий, профилактика всевозможных инфекций, организация ликбеза как для учащихся, так и для родителей через классные часы, уроки ОБЖ, лектории, встречи с медицинскими работниками.

Не могу не сказать о том, как важна работа по сохранению здоровья учащихся на уроках русского языка, где требуется большое внимание и напряжение физических и умственных сил.

В сохранении внимания на уроке зрительная работа играет огромную роль. Поэтому зрение необходимо укреплять любыми доступными методами. В качестве тренажёра можно выбрать любой предмет, например, обычную школьную доску или стенку класса.

Задание-упражнение 1: «Начиная с верхнего угла доски, зрительно обведите её по периметру в одну сторону и в другую. Вернувшись в исходную точку, проведите глазами диагонали. Попробуйте прочитать мелко написанное слово в центре доски, медленно фокусируя на нём своё внимание».

Очень эффективна для расслабления мышц глаза методика доктора Г.Жданова.

Задание-упражнение 2.
Выполняя простые упражнения глазами: «вверх-вниз» - «поморгали, поморгали, поморгали», «влево-вправо» - «поморгали, поморгали, поморгали», затем из левого переднего угла класса в правый нижний угол, из правого верхнего угла в левый нижний угол, следующее упражнение - круговые движения глазами в одну и другую стороны, после этих упражнений предлагается мысленно фиксировать «остановки» взгляда на циферблате часов: 12, 3, 6, 9 и наоборот. Каждое из упражнений делается по три раза. И, наконец, потерев ладони своих рук друг о дружку, сложить их «домиком» и теплыми приложить к глазам. Это упражнение называется пальмингом. Подобные физкультминутки нравятся детям и не требуют никакой особой подготовки.

На уроке русского языка в 6-м классе при изучении темы «Наклонение глагола» предлагаем детям выполнить следующие задания: «Поднимите правое плечо, левое. Встаньте, выйдите из-за парт, наклонитесь, улыбнитесь,  повернитесь, сядьте» и ответить на вопрос: «В форме какого наклонения употреблены названные глаголы?»

Сберечь здоровье можно и нужно не только физическое, но и духовное. Урок русского языка – лучшее время для  выполнения упражнений-самоустановок. Например, в 6-м классе при изучении всё той же темы «Наклонение глагола» можно предложить составить текст рекламного плаката, предупреждающего о вреде курения.  В 5-м классе при изучении темы «Диалог» - составить диалог о пользе здорового питания. Отрабатывая навык написания сочинения-рассуждения, рассказать о необходимости реализации программы «Школьное молоко», «Мед».

Очень важно создать в школе такие условия, которые помогут познать свои психические, физиологические, психологические и умственные способности, понимание сущности здоровья, здорового образа жизни. Личность педагога в этом случае играет особую роль. В связи с этим вспоминается одна притча:

«Однажды к мудрецу пришла женщина. «О, великий мудрец!» - сказала она. – Мой сын болен, ему нельзя есть сладости, а он очень любит их. Попроси сына, чтоб он не ел сладкого. Он верит тебе, он послушает тебя и выздоровеет». «Хорошо, - сказал мудрец. - Приводи сына через месяц».

Когда прошло время, мать привела своего сына. Мудрец сказал ему: « Не ешь сладкого». Юноша согласился, поблагодарил мудреца и простился с ним.

Удивленная женщина воскликнула: «для чего же нужно было ждать целый месяц?!» на что последовал ответ: «Мне понадобился месяц для того, чтобы самому отвыкнуть от сладкого»…

Мысль, которую взрослые пытаются донести ребенку, должна полностью совпадать с позицией говорящего. Необходимо понять, что мысль человеческая материальна. Она способна как на благие дела, так и на разрушительные. В Клубе известного психолога В.Синельникова так сформулированы правила развития, которые подходят для работы с детьми. На мой взгляд, эти правила как нельзя лучше должны характеризовать наши отношения в школьном коллективе. Особенно важно понять, что преобразование окружающего мира необходимо начинать с себя. Все, что тебе кажется несправедливым по отношению к тебе, кроется в тебе самом:

1.Я несу ответственность за каждое свое слово, мысль, действие.

2. Сегодня – это мысли и слова, завтра здоровье, отношения, дела. А поэтому я забочусь о чистоте помыслов.

3. Я реализую свои цели на благо себе, близким, всему миру.

4. Я следую законам Вселенной.

5. Я умею благо дарить.

6.Я говорю о том, что делаю, делаю то, о чем говорю.

Говоря о сохранении здоровья школьников, нельзя обойти наиважнейшую проблему современности - проблему наркомании в широком смысле этого слова. Дело в том, что 1700 врачей РФ обратились В Государственную Думу в Совет Федерации, ко всем гражданам России с письмом «Оружие против России», в котором звучит просьба «вынести решение об официальном признании наркотиками алкоголя, табака, получивших массовое распространение в нашей стране, причинивших и причиняющих огромный вред человеку и обществу, ставящих под угрозу само существование нашего Отечества как культурного государства.

Все выдающиеся ученые мира, как прошлого, так и настоящего, бескомпромиссно установили, что алкоголь является сильным наркотическим ядом.

Из всех наркотиков только алкоголь и табак не находятся под запретом законов, потому что они служат оружием могущественной мафии для их обогащения, а также для эксплуатации и свершения многих бесчеловечных преступлений.

Мы – люди самой гуманной профессии, призванные защищать жизнь и здоровье людей, - не можем далее терпеть, что в нашей стране от причин, связанных с потреблением алкоголя и табака, ежегодно погибают почти полтора миллиона человек и рождается более 200 тысяч дефективных и дебильных детей».

Этот и другие подобные тексты можно использовать на уроках в качестве диктантов или как материал для создания сочинений-рассуждений на нравственно-этические темы.

Врач Г.Жданов – председатель общества «Трезвая Россия» с болью в сердце написал обращение к курящей девушке. Это письмо можно прочитать целиком или предложить отрывок для орфографического и пунктуационного разбора на уроке в качестве индивидуального задания при изучении тем: «Обособленные члены предложения», «Сложное предложение».

Из «Письма красивой девушке»: «С огромным огорчением вижу, как покуривают возле школы девочки. С сожалением узнаю, что они научились курить, взяв за образец воспитательницу. Твой ребенок, почитающий тебя за самую умную, ласковую, добрую, видя тебя с сигаретой, с очень большой вероятностью тоже начнет курить. А это означает, что ты заранее запрограммировала его нате же мучения, которые ожидают тебя».

А вот при изучении тем: «Неполные предложения», «Однородные члены предложения» уместно использовать стихи В.Маяковского, высказывание Л.Н.Толстого, афоризм Ч.Дарвина:

Не пейте

спиртных напитков!

Пьющему – яд,

окружающим – пытка!

Авторитетны слова о пьянстве великого Л.Н.Толстого:

«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит их потомство…

Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки и дети»

Чарльз Дарвин говорил: «Алкоголь наносит человечеству больше вреда, чем война, голод и чума вместе взятые».

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Один из эффективных методов, дающих уверенный результат в обучении и не требующий от ребенка с различной степенью подготовленности к восприятию нового материала высокого психического напряжения – метод учительницы С.Лысенковой – метод «опережающего обучения». Учитывая то, что в несколько раз усиливается запоминание информации, если она дается не только в слуховом варианте, но и сопровождается зрительным образом, на уроках использую опорные схемы, таблицы, карточки. Заслуживает внимания опыт Т.Я.Фроловой. Ее яркие, содержательные книги «Мы пишем без ошибок», таблицы помогают создать на уроке русского языка обстановку психологического комфорта и понимания.

Очень удачный пример начала урока я нашла в Интернете у учителя Крыловой Ирины Валентиновны ( «Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы»)

Звучит первый куплет песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

- Что такое комплимент?

Для чего нужны комплименты в общении людей? В каких случаях следует их говорить? Приходилось ли вам говорить эти «высокопарные слова» - комплименты? Кому?

На фоне музыки звучат слова:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это всё любви счастливые моменты.

Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!




Похожие:

Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья icon1. рмо учителей русского языка и литературы (рук. Сологуб Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №4)
Рмо учителей русского языка и литературы (рук. Сологуб Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №4)
Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья iconКомпетентностный подход на уроках русского языка и литературы Мастер – класс подготовила учитель русского языка и литературы моу сош
Мастер класс подготовила учитель русского языка и литературы моу «сош с. Ездочное» Сигарёва О. И
Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья iconДоклад на тему: «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы»
Место работы и должность: моу сош №5 г. Миллерово, учитель русского языка и литературы
Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья icon2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы]
В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы....
Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья iconExcelsior 2010 Секция Литературоведение Символ свечи в русской литературе
Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка
Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья iconАпакова Зинаида Леонидовна, 1965 года рождения, работает в должности учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы 20 лет. Общий педагогический стаж составляет 20 лет. Образование высшее, закон
Апакова Зинаида Леонидовна учитель русского языка и литературы, родного языка и литературы моу первой квалификационной категории...
Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья iconУрок русского языка в 6-м классе. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская С. Ф
Предложенный урок – демонстрация использования цор и игровых технологий на уроках русского языка. Применение цор делает работу более...
Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья iconОтзыв об уроке/занятии Ланцман Мария Дмитриевна, учитель русского языка и литературы сош №152 (Ф. И. О. педагогического работника, должность, место работы) Написание не
Ланцман Мария Дмитриевна, учитель русского языка и литературы сош №152
Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья iconЧугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы моу кошкинская средняя общеобразовательная школа с. Кошки 2010 Авторская песня обзорный урок
Используемые методы организации и осуществления учебно-познава-тельной деятельности
Чернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья iconЛитература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка
Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов