Темы, имена и фамилии icon

Темы, имена и фамилии



НазваниеТемы, имена и фамилии
Дата конвертации04.04.2013
Размер167.72 Kb.
ТипДокументы

Защита работы

Защита — венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Можно провести защиту как праздничное мероприятие. Мы пришли к выводу, что защиту следует проводить по мере готовности проектов. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.

В состав жюри должны войти люди, авторитетные для детей: администраторы и методисты школы, педагоги, родители и учащиеся, проекты которых занимали первые места на предыдущих конкурсах проектов. Как показывает опыт, наиболее результативно работает жюри из пяти-шести человек плюс один ведущий.

Каждый член жюри получает бланк для отметок. Пример такого бланка приведен ниже.

^ Бланк для оценок жюри.



^ Название темы, имена и фамилии авторов

Критерии оценки

Познавательная ценность темы

Оригинальность и ценность собранного материала

Исследовательское мастерство

Структура и логика работы

Язык и стиль изложения, ответы на вопросы

I



















2









































Время представления проекта, как показал наш опыт, целесообразно ограничить 4-5 минутами. Также необходимо ограничить и время вопросов и ответов. Сделать это лучше всего за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего защиту.

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал умные, интересные вопросы.


Организация

долгосрочных

исследований


Работа по организации долгосрочных исследований требует от педагога неординарных усилий. Известный специалист Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • Не делайте скоропалительных допущений, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.

  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

  • Подходите ко всему творчески.

Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое. Чтобы избежать хаотичности, спонтанности детских исследований, нами был разработан специальный классификатор тематики детских исследований.

^ Классификация тем:

Как убеждает нас теория обучения, информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке — "в одно ухо влетело, в другое вылетело". Именно поэтому педагоги настаивают на необходимости систематичного обучения. Хаотичное обучение не дает большого эффекта.

Общие направления исследований:

1. Живая природа

2.Человек

  1. Общество

  2. Культура

  3. Земля

  4. Вселенная

  5. Наука

  6. Техника

  7. Экономика

Основные науки и виды деятельности:

Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование (сельское хозяйство).

Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, деятельность, выдающиеся мыслители.

Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.

Культура: язык, религия, искусство, образование.

Земля: география, климат, строение Земли.

Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.

Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки.

Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и дизайн, строительство.

Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.

Возможно и, безусловно, полезно и более дробное деление. Например: наука, математика, число, измерение, основные законы и др.

Этот список характеризует общий, даже можно сказать, глобальный взгляд на классификацию детских исследований.

^ Аспекты, связанные с тем, как пользоваться этим классификатором.

Особую сложность для младших школьников, как мы уже отметили, вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например:

Направление — живая природа, область знаний — зоология:

  • где живет?

  • чем питается?

  • основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;

  • поведение;

  • кто главные враги.

Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования (например: медведи, жирафы, киты и др.), и данные "ключи" помогут открыть двери в неизвестное и при этом систематизировать полученные знания. Практически также, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники и даже первые области знаний из направления "Человек: происхождение человека и развитие человеческого организма".

Мы предлагаем общую схему изучения направления: "Выдающиеся мыслители" или "Государственные деятели".

  • общая характеристика личности выдающегося человека;

  • где и когда родился;

  • характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение и т.п.);

  • где провел жизнь;

  • первые серьезные работы;

  • основные достижения и результаты деятельности;

  • основные работы о нем;

  • как к нему относились современники;

  • как к нему относятся в наше время.

Мы выбрали личность, близкую нашему городу – И. В. Мичурина.

Еще один пример из общего направления "Земля". Допустим, исследуем тему из раздела "География" — "Крупнейшие озера мира". Общий алгоритм обработки информации может быть таким:

  • название крупнейших озер;

  • их географическое положение;

  • климатические условия;

  • основные характеристики:

  • размеры (площадь, глубина и др.);

  • форма;

  • пресные или соленые;

  • животный и растительный мир этих озер;

  • какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности;

  • характеристика экологической ситуации.

Практически аналогично можно структурировать информацию при исследовании в области общего направления "Вселенная". Возьмем для примера тему "Планеты Солнечной системы":

  • перечень планет;

  • происхождение названия;

  • общая характеристика каждой:

  • размеры;

  • удаленность от Земли;

  • время обращения вокруг Солнца;

  • удаленность от Солнца;

  • исследования планеты людьми;

  • условия на планете.

Хочется подчеркнуть, что с авторами проектов необходимо обязательно обсудить сам список этих вопросов. Он, естественно, формален, как и всякие обобщения. Каждая новая тема содержит в себе что-то такое, что потребует дополнительных специальных вопросов. Поэтому каждый раз его придется дорабатывать.


^ Коллективные исследования

Исследовательская работа, выполненная вдвоем или втроем, с полным правом может считаться коллективной, но мы в данном случае называем коллективными другие варианты организации исследовательской практики — когда над одной проблемой трудится вся группа.

С этой целью мы использовали игровые сюжеты, разработанные для развития различных личностных качеств. Приведем пример одной из таких игр. Она предложена психологом В. Ю. Большаковым для специальных тренинговых занятий по развитию лидерской одаренности. Этот сюжет, как показала наша практика, привлекателен тем, что имеет широкий возрастной диапазон и позволяет работать не только с подростками но и даже с младшими школьниками.

Игра называется "Историческое моделирование".

На школьной доске педагог прикрепляет кнопками (магнитами, клейкой лентой) 6-8 листов бумаги формата А-4 таким образом, чтобы они составили вместе игровое поле.

На первом этапе участники делятся (по желанию) на микрогруппы — пары и тройки. Задача — на общем игровом поле нарисовать географическую карту придуманного мира с материками, островами, морями, реками и всем прочим. Например, первая пара нарисует материки, вторая — острова и моря, третья — реки и озера, четвертая — горы и вулканы, пятая — леса и пустыни, шестая — города и так далее. Дается десять-пятнадцать минут на обдумывание, после чего участники подходят к доске и фломастерами, цветными мелками, карандашами рисуют все, что считают необходимым.

Когда рисунок выполнен, каждая микрогруппа по очереди должна дать необходимые пояснения: описать созданную ими часть мира, дать все необходимые названия, подчеркнуть характерные особенности. На все это уходит обычно около часа, и по прошествии этого времени должны появиться описания рельефа создаваемого мира, его климата, растительности, животного мира. В своей работе мы стремились ставить перед творцами задачу не просто придумать всему названия, но и объяснить происхождение, не скупиться на детали и подробности.

Когда с созданным миром все выяснится, педагог обращает внимание участников на то, что игровое поле не случайно состоит из 6 (8) листов. Каждый лист — государство. На этом этапе договариваемся и делим государства между микрогруппами. После того как дискуссия по этому поводу завершилась (не рекомендуется ее продолжать больше 3—5 минут), предлагаем каждой микрогруппе открепить лист с изображением доставшегося им государства и включиться в выполнение задания.

Не беда, если кому-нибудь достанутся одни джунгли, Заполярье, пустыня или даже одно море! Такие случаи бывают во время занятий. И участники обычно великолепно справляются с ситуацией. Жителей такой страны можно расселить на плотах, на мелких местах в свайных постройках, под двойным морским дном и даже на дирижаблях! Чем разнообразнее будут государства в географическом плане, тем интереснее.

Затем предлагаем каждой микрогруппе создать свою страну, продумать все вопросы ее государственного устройства, создать необходимые социальные институты, экономику, науку, культуру, религию, историю возникновения страны и т. д. Участники нарисуют города и поселки, дадут им названия, проложат дороги, возведут плотины. Поставим условие: все страны должны находиться приблизительно на одном уровне развития (например, средние века, современная цивилизация).

Желательно стремиться к тому, чтобы не было всякого рода волшебных королевств и прочего оккультизма. На наш взгляд, важно, чтобы участники проявляли свою фантазию в пределах реального существования.

На эту работу отводится полчаса времени, но не надо следить строго за стрелкой часов. Если ведущий видит, что работа закончена, то предлагает группе перейти к следующему этапу игры. А если через полчаса участники все еще были погружены в обустройство своих держав, им дается дополнительное время поработать (еще 10-15 минут).

Затем представители каждой страны должны выступить с сообщением о своем государстве. На выступление представителей одной страны дается 5 минут. По окончании каждого выступления микрогруппы, рассказавшей о своей стране, остальные участники задают не более чем один - два вопроса от каждой микрогруппы (таким об­разом, число вопросов обычно не больше 8-12). Создатели других держав стараются найти несоответствие в рассказе или несоответствие сказанного тем условиям, которые были оговорены при совме­стном творении мира для этой территории.

Этот этап игры оценивается так:

  • за вопрос, на который докладчики не смогли ответить, авторы вопроса получают 5 баллов;

  • за убедительный ответ на вопрос отвечающие получают 3 балла;

  • за победные ответы на все заданные вопросы отвечавшие получают приз — 7 баллов;

  • за победные ответы на все вопросы, кроме одного, — приз 5 баллов;

• за победные ответы на все вопросы, кроме двух, — приз 3 балла.

Теперь остается подвести итоги игры и отметить победителей. Этот сюжет мы использовали для долговременного коллективного исследования с младшими школьниками. Подобные игровые сюжеты позволяют пробудить интерес ребенка к определенным глобальным вопросам и создать высокую мотивацию для самостоятельного изучения сложных проблем обществознания, географии, биологии и других сфер. При создании "собственного государства" ребенку приходится вникать и в сущность общественного устройства, и в специфику государственного управления, решать лингвистические проблемы (иногда мы сталкивались с тем, что дети создавали оригинальный язык для жителей своей страны), заниматься географией, биологией, изучать основы градостроительства. А также многое из того, к чему его обычным путем привлечь крайне сложно.


^ Конкурс интеллектуалов для младших школьников

Разнообразные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований. Особенно много таких мероприятий проводится для подростков и юношей. Для младших школьников в этом плане делается гораздо меньше. Предлагаемая методика ориентирована на эту возрастную группу.

Мероприятия с аналогичными названиями все же встречаются в современной практике начальной школы. Однако, если обратиться к их содержанию, несложно заметить, что под новым красивым термином "конкурс интеллектуалов" часто прячутся традиционные предметные олимпиады, где проверяются не уровни развития продуктивного мышления, мнемических способностей, способностей к концентрации внимания и т.п., а уровень обученности ребенка. Наш конкурс по содержанию и форме полностью соответствует своему названию, задания, включенные в него, ориентированы на различные стороны интеллектуальных способностей, а не на проверку того, как ребенок знает математику, язык или природоведение.

^ Общая характеристика. Конкурс интеллектуалов следует рассматривать как праздничное действие. В течение учебного года его можно провести несколько раз. Конкурс командный, и при этом обязательно предусматривается выявление и поощрение детей, отличившихся в личном зачете. Он может быть проведен как в условиях одного класса, так и между детьми из разных классов и школ.

^ Подготовка команды. Содержательная часть подготовки целиком возлагается на специальные курсы в рамках горизонтального обогащения содержания образования. Суть этой подготовки несложно понять, рассмотрев содержание предлагаемых детям заданий.

Организационная сторона подготовки команды сводится к подбору участников. При проведении конкурса на уровне небольшой группы целесообразно привлечь всех детей. На соревнование внутри большой секции, естественно, надо выставить победивших на первом этапе учащихся и т. д.

Оптимальный состав одной команды 5-7 детей. Желательно, чтобы команда имела название, эмблему и другие атрибуты идентификации.

^ Подготовка помещения. Для проведения конкурса необходимо помещение, где можно было бы разместить столы для каждой команды и членов жюри, где также нашлось бы место для гостей и болельщиков. При этом помещение должно обладать соответствующими акустическими возможностями. Нелишним будет и место, где бы дети могли поиграть или потанцевать во время небольших перерывов.

Задания. Основная часть подготовительной работы — выбор и подготовка заданий. Опыт показывает, что целесообразно использовать не более трех-четырех серий заданий. Естественно, что задачи в каждой серии должны отличаться между собой по направленности. Так, например, если первая серия составлена из задач конвергентного типа, то вторую целесообразно скомплектовать из дивергентных задач. Если первая серия включала вербальные задачи, то следующая за ней будет воспринята лучше, если будет состоять из невербальных задач. Кроме того, это чередование позволит увидеть возможности участников с разных сторон и даст шанс детям с разными особенностями мышления. Естественно, что задания внутри одной серии составляются по принципу постепенного усложнения от первого к последующему.

Опыт показывает, что среди участников нередко встречаются дети, значительно превышающие возможности своих сверстников, поэтому целесообразно последние задания в каждой серии делать особенно сложными, значительно превышающими возможности среднего ребенка. Расчет прост — может быть, и найдется среди участников такой ребенок, который решит эту задачу. И чем труднее она будет — тем значительней событие открытия еще никому не известного дарования.

Подобрать задания несложно, методик диагностики и развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка публикуется много. В качестве примера рассмотрим варианты подбора заданий.

^ Первый класс

1 -я серия. Невербальные задачи конвергентного типа по нахождению закономерности в расположении фигур.




Плакаты с заданиями готовятся заранее на листах ватмана. Размер — 1/ 4-1/2 стандартного листа. Лучше всего выполнить их в технике аппликации из яркой цветной бумаги. Каждую задачу следует распола­гать на отдельном листе бумаги.

Детей необходимо вооружить листочками и фломастерами. На каждом листочке следует предварительно написать фамилию и имя участника.

Плакаты с задачами предъявляются участникам одновременно, поэтому важно подумать, как посадить детей, чтобы всем, включая зрителей, был виден плакат с заданиями.

Задание для детей: найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте фигуру вместо точек.

Время выполнения каждого задания примерно 1-1,5 минуты. Таким образом, общая продолжительность выполнения заданий 1 -й серии 5-6 минут.

Листочки с ответами передаются в жюри. Его состав может быть очень разнообразным — руководители, методисты, родители. В жюри может быть включен любой взрослый, способный правильно оценить ответ ребенка.

Продолжительность перерыва после выполнения заданий каждой серии зависит от организованности работы жюри, но в любом случае это время не должно превышать 4-5 минут. Пока жюри проверяет выполненные задания, команды и болельщики могут потанцевать, что-нибудь спеть, поиграть. Возможен и вариант использования в перерыве специальных заданий для зрителей, это могут быть загадки или несложные логические задачи. По итогам их выполнения отличившихся необходимо отметить.

Оцениваем: А — 1 балл; Б — 1 балл; В — 1 балл; Г — 1 балл; Д — 2 балла; Е — 2 балла.

Итоги, подведенные жюри, необходимо огласить сразу после перерыва, при этом надо отметить детей, набравших наибольшее количество баллов, и назвать суммы баллов, набранных каждой командой. Ведущий сообщает в жюри имена зрителей, отличившихся во время перерыва, и они награждаются вместе с участниками.

^ 2-я серия. В эту серию включаем задачи дивергентного типа, для выявления оригинальности и гибкости мышления. Каждый член команды получает листок бумаги с нарисованными на нем одинаковыми линиями.




2а 2б

Задание: закончите рисунки, превратив каждую линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог.

^ Оцениваем оригинальность.

2а— 0 баллов за изображения крыши дома, ракеты, дорожного знака, ромба, квадрата, горы, буквы Л, буквы А, за остальные изображения — 1 балл;

рисунок 2-б — 0 баллов за рисунки: волны, гусеницы, веревки, облака. Остальные изображения — 1 балл.

На выполнение задания дается 4 минуты. После этого жюри подводит итоги, а у членов команд и зрителей — перерыв. После него также, как и после первого перерыва, объявляются итоги выполне­ния данного задания, отмечаются победители в индивидуальном зачете, называются суммы баллов каждой команды.

3-я серия. Детям последовательно предлагаются три задания:

  • нарисуйте фигуры, у которых три угла;

  • нарисуйте фигуры, у которых четыре угла;

  • нарисуйте фигуры, у которых нет углов.

За каждую правильно нарисованную фигуру начисляем 1 балл.

4-я серия. Задание: нарисуйте как можно больше схематических изображений животных из кружков, треугольников и квадратов.

За каждое изображение — 1 балл.

После того как дети выполнили задание, ведущий объявляет перерыв. Жюри подводит итоги этого конкурса и общие итоги, выделяет победителей в личном зачете и команды, набравшие наибольшее количество баллов. Естественно, что при сомнениях в оценке следует принимать решение в пользу ребенка, выделять и поощрять надо как можно больше детей. Лучше присудить командам или отдельным участникам два первых места, чем не присудить ни одного.

Момент заключительного награждения должен быть очень торжественным. Обязательно отметив победителей, не следует забывать и об остальных участниках.



Похожие:

Темы, имена и фамилии iconПравила выбора темы реферата: Первая буква фамилии № темы (на выбор любой) Д, Й, П, Х, Ю, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Перечень тем рефератов по дисциплине «Психология и педагогика» Раздел «педагогика»
Темы, имена и фамилии iconУрок-исследование «Наши фамилии» (ономастика и этимология) Диаграмма «От чего произошли наши фамилии»
Фамилия это и история семьи. Узнайте, какие фамилии были в вашем роду, попробуйте установить их происхождение
Темы, имена и фамилии iconВопросы по повести толстого «смерть ивана ильича»
Перечислите главных и второстепенных персонажей (имена, отчества и фамилии). Нарисуйте систему персонажей повести
Темы, имена и фамилии iconТемы рефератов ко всему курсу для отработки пропусков тема Сущность, основные принципы и категории социальной политики Тема Проблема бедности в современной России и за рубежом
Рефераты должны быть написаны по темам, соответствующим шифру (заглавная буква фамилии студента). Все вопросы должны быть раскрыты...
Темы, имена и фамилии iconОткуда же люди брали фамилии?
Есть фамилии, оканчивающиеся на «- ский»; они часто указывают, откуда, из каких мест пошел род этих людей
Темы, имена и фамилии iconРазговор с детьми по теме «Кто мы такие? Чего мы хотим? Что с нами будет?»
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна. Ваши имена я вижу, но все же, мне будет приятно, если вы назовете свои имена....
Темы, имена и фамилии iconОткрытая научно-практическая конференция молодежи и школьников
В моей работе, на данном этапе исследование того, как по фамилии учащихся нашей школы отражается многонациональность города. Какие...
Темы, имена и фамилии iconМорфемные и словообразовательные упражнения
Подберите имена существительные с суффиксом -j-, образующим форму множественного числа. Подберите имена прилагательные с суффиксом...
Темы, имена и фамилии iconТематическое планирование. 2 Класс (68 ч) Содержание Название темы/шага Характеристика основных видов деятельности Знакомство
Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника и информацию о предстоящих проектах
Темы, имена и фамилии iconАдминистративный регламент предоставления государственной услуги о выдаче разрешения на изменение имени, фамилии ребенка
«О разрешении органов опеки и попечительства на изменение имени, фамилии несовершеннолетним» на территории Терского муниципального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы