Название темы icon

Название темы



НазваниеНазвание темы
Дата конвертации26.12.2012
Размер266.3 Kb.
ТипРеферат

Учебный план дисциплины “Бизнес-планирование”

п/п

Название темы

(час.)



Введение в бизнес-планирование. Цели (внешние и внутренние), задачи и методы планирования, Структура бизнес-плана, Инструменты бизнес-планирования.

4



Планирование организационно-правовой формы бизнеса. Планирование регистрации, выбор ОКВЭДов, разрешительные и уведомительные процедуры

6



Налоги и налоговые режимы. Налоговая оптимизация малого и среднего бизнеса. Специальные режимы налогообложения.

6



Структура капитала и структура расходов. Точка безубыточности, методы расчета.

6



Примерные структура и содержание бизнес-плана: аннотация, введение, описание товара (услуги), маркетинговые исследования, производственный план, финансовый план, управление проектом и риски, заключение, приложения.

6



Подготовка расчета бизнес-плана на ПК в программе Парафин на базе Excel, и схемы бизнес-плана в Word

6



Самостоятельная работа по оптимизации бизнес-плана

6



ProjectExpert – профессиональный инструмент бизнес-планирования - освоение и практическая работа

32




Всего:

72

^ +ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

В развитии рыночной экономики, малого и среднего предпринимательства, как типа и стиля хозяйствования, важная роль принадлежит стратегическому планированию. Это обусловлено важностью прогнозирования работы фирмы, учета и оценки динамики спроса и предложения, ценовой политики на перспективу. В силу формирования рыночных отношений в России, становления конкуренции товаропроизводителей проблема стратегического планирования приобрела большую актуальность для отечественных фирм.

Невозможно развиваться, не опираясь на оценку рынков сбыта, сегментацию клиентов: анализ платежеспособности фирмы, конкурентоспособности ее продукции. При этом важно ранжировать цели фирмы, продумать критерии при выборе приоритетных направлений деятельности предприятия, определить уровень ресурсосбережения и ресурсообеспечения, прибыльности и спроса конкретных товарных групп, что позволит более четко составить программу деятельности фирмы на перспективу, разработать стратегию и тактику действий на различных рынках.

В этом роль и задачи предмета “Бизнес-планирования”, изучающего технологию создания бизнес-плана, представляющего собой описание в краткой форме целей предполагаемого бизнеса, а также условия их реализации.

Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.

Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;

существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;

планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;

администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

^ Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.

^ Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Таким образом, составив бизнес-план, Вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.

Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.

Выбранная социально-экономическая цель фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.

Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.

В период становления рыночных отношений среди некоторых наших экономистов стала распространяться и теория о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, как справедливо считает В. М. Попов, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.

Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет.

В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.

В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее 'совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.

В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями.

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:

какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;

каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;

какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

На начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:

общие исходные данные и условия выполнения проекта;

рынок сбыта продукции и производственная мощность;

материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

местонахождение предприятия и транспортные связи;

проектно-конструкторская документация;

организация предприятия и накладные расходы;

потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;

планирование сроков осуществления проекта;

финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ee основе плановые показатели.

^ Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.

Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.

Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.

^ Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

^ Производстенный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

^ План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.

Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

^ Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

^ Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

Приложения: перечень основных документов.

В российском малом и большом предпринимательстве в последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом специфики новых рыночных отношений. Приведем для примера основные показатели бизнес-планов, разрабатываемых на предприятиях Самарской области:

наименование инвестиционного проекта и его краткое описание;

цель проекта и сроки его реализации;

срок окупаемости инвестиций;

ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);

предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);

предельно минимальный срок кредита;

форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);

план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;

основные рынки сбыта продукции и конкуренты;

результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка технологии, оборудования);

структура себестоимости по основным статьям расходов.

Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское законодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в российском предпринимательстве.



^

Программа дисциплины “Бизнес-планирование


Тема 1. Планирование организационно-правового статуса, формы собственности бизнеса. Планирование финансирования бизнеса. Определение и ранжирование целей, роль и понятие конкурентоспособности товара (услуги), фирмы

Стратегическое планирование это опирающееся на определенное понимание реалий формирование образа будущего в сознании предпринимателя, а, значит, предпосылка воплощения поставленных целей, – непременное условие коммерческого успеха фирмы.

Характерные черты и этапы планирования.

Ранжирование – процесс определения приоритетных целей развития фирмы, их структурирование и распределение. Цель – выбор оптимального пути развития при активном поиске максимального качества возможных вариантов.

Конкурентоспособность товаров. Основное условие коммерческого успеха. Структурирование понятия, анализ факторов конкурентоспособности, ранжирование целей развития для достижения конкурентоспособности. Роль управления фирмой (внутрифирменного менеджмента) при организации конкурентоспособность фирмы


Тема 2. Структура и содержание бизнес-плана: аннотация, введение, описание товара (услуги), маркетинговые исследования, производственный план, финансовый план, управление проектом и риски, заключение, приложения.

Бизнес-планирование – это мобильный, динамичный способ получить представление о будущем бизнесе, дающий не только возможность идти на риск, но и страховать его. Содержание и структура бизнес-плана включают следующие разделы:

аннотация, - обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана

введение,

описание товара (услуги), - характеристика товара или услуги.

маркетинговые оценки, - анализ конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж

производственный план, - организационный план и план производства

финансовый план, - эффективность проекта, т.е. стратегия финансирования

управление проектом и риски - ресурсное обеспечение проекта и оценки рисков, методы их снижения.

заключение,

приложения.

Краткая характеристика разделов бизнес-плана, включающая элементы менеджмента, помогающие эффективно решать вопросы бизнес-планирования. График безубыточности – основное звено эффективности финансирования.


Тема 3. Подготовка расчета бизнес-плана на ПК в программе Парафин на базе Excel, и схемы бизнес-плана в Word

введение


Перед написанием такого сложного текстового документа, как бизнес-план, необходимо настроить программу WORD: установить параметры страницы, включить нумерацию страниц, задать стили текста, отступы и интервалы, установить отступ красных строк.
^

сохранение бизнес-плана


Работа начинается с запуска WORD и сохранения будущего Вашего бизнес-плана под названием, например: «Бизнес-план Иванова Т.Б., извоз».

Необходимо решить вопрос, где хранить этот файл – на жестком диске компьютера или на дискете. Лучший выбор – и там, и там. То есть, иметь оригинал на винчестере и копию на дискете. Дискету для бизнес-плана лучше выделить отдельную и ничего другого на ней не хранить.

Можно рекомендовать сохранять бизнес-план после очередного сеанса работы каждый раз с новым именем, например, просто дописывая к имени бизнес-плана сегодняшнюю дату. Тогда у Вас на дискете, да и в компьютере образуется много промежуточных вариантов бизнес-плана, например:

Бизнес-план Иванова Т.Б., извоз от 01 марта.doc

Бизнес-план Иванова Т.Б., извоз от 10 марта.doc

Бизнес-план Иванова Т.Б., извоз от 27 марта.doc

Бизнес-план Иванова Т.Б., извоз от 03 апреля.doc

Это может пригодиться, если вдруг более поздний вариант Бизнес-плана не откроется, или произведенные изменения в бизнес-плане окажутся неудачными, или Вы удалите что-то, что понадобится позднее и т.д.

Полезно сохранить бизнес-план еще до того, как в нем написана хоть одна буква. Для этого в меню ^ Файл надо выбрать команду Сохранить как…, и щелкнуть по ней мышкой, а в открывшемся диалоговом окне Сохранение документа в строке Имя файла написать выбранное название (например, Бизнес-план Иванова Т.Б., извоз от 01 марта), затем в поле со списком Папка вверху этого же окна выбрать место для сохранения, например дискету - Диск 3.5 (А) или флэшку - Съемный диск Е.

Предварительно не забудьте вставить дискету или флэшку!

Нажмите ОК.

Когда будете завершать сеанс работы, в Меню Файл просто выберите команду Сохранить.
^

поля и параметры страницы


Для установления полей соответственно требованиям к бизнес-плану в меню Файл выбираем команду Параметры страницы. В открывшемся диалоговом окне Параметры страницы на вкладке Поля устанавливаем поля как нужно: левое – 2,5 см, а правое, верхнее и нижнее – по 1,5 см. Щелкаем по вкладке Размер бумаги и проверяем – Размер бумаги А4 210 х 297 мм, ориентация книжная. Жмем ОК.
^

нумерация страниц


Меню ВставкаНомера страниц. В открывшемся диалоговом окне выбрать: Положение - Вверху и Выравнивание - От центра, снять галочку Номер на первой странице (чтобы не нумеровался титульный лист), нажать ОК.
^

оформление титульного листа


Титульный лист оформляется следующим образом. (смотри титульный лист – стр.2 ).

Настройка стилей


Стилями называются заранее определенные, настроенные сочетания определенных шрифтов, размеров шрифта, жирности, выравнивания, отступов и интервалов. Стили имеют свои названия и область применения.

  1. Прежде всего, надо определиться со ^ СТИЛЕМ ОСНОВНОГО ТЕКСТА документа. Правильный выбор делаем следующим образом: Меню Формат – Стиль… . Открывается диалоговое окно Стиль.

  2. В диалоговом окне ^ Стиль в поле со списком Список выбираем Всех стилей, затем находим в списке Стили стиль Обычный, щелкаем по нему мышкой и начинаем настраивать этот стиль для своего бизнес- плана:

  • нажимаем кнопку Изменить, и в новом окне Изменение стиля находим и нажимаем кнопку ^ Формат, а в открывшемся списке выбираем строчку Шрифт и щелкаем по ней мышкой.

  • Открывается очередное окно – Шрифт. В нем выбираем шрифт Times New Roman, обычный, 14 пт, жмем ОК. Окно Шрифт закрывается и перед Вами снова окно Изменение стиля.

  • Снова нажимаем Формат и теперь выбираем Абзац, для настройки внешнего вида обычного абзаца.

  • В поле со списком Выравнивание выбираем По ширине,

  • В поле со списком Первая строка выбираем Отступ, проверяем, что отступ первой строки автоматически устанавливается в 1,25 см (на некоторых компьютерах - 1,27 см),

  • В поле со списком интервал междустрочный вместо Одинарный выбираем Полуторный, нажимаем ОК. Окно Абзац закрывается и перед Вами снова окно Изменение стиля.

  • В окне Изменение стиля убеждаемся, что квадратики перед фразами Добавить в шаблон и Обновлять автоматически пусты, а если в них есть галочки, то щелчком мыши очищаем эти квадратики, нажимаем ОК. Окно Изменение стиля закрывается и перед Вами снова окно Стиль.

  • Стиль Обычный настроен для работы с бизнес планом. Этим стилем будет написан почти весь текст бизнес-плана.

  1. Теперь нам предстоит настроить стиль Заголовок 1. Этот стиль мы будем выбирать для написания заголовков разделов бизнес-плана, которые (заголовки) должны войти в содержание. Продолжим работать с диалоговым окном Стиль.

  2. Находим в списке стиль Заголовок 1, щелкаем по нему мышкой и начинаем настраивать этот стиль для своего бизнес- плана, (снова почти также, как и Обычный):

  • нажимаем кнопку Изменить, и в новом окне ^ Изменение стиля находим и нажимаем кнопку Формат, а в открывшемся списке выбираем строчку Шрифт и щелкаем по ней мышкой.

  • Открывается очередное окно – Шрифт. В нем выбираем шрифт ARIAL, Полужирный, 16 пт, ставим галочку в позиции Все прописные, жмем ОК. Окно Шрифт закрывается и перед Вами снова окно Изменение стиля.

  • Снова нажимаем Формат и теперь выбираем Абзац, для настройки внешнего вида заголовка.

  • В поле со списком Выравнивание выбираем По центру,

  • В поле со списком Первая строка выбираем Нет,

  • В поле со списком Интервал перед выбираем 6 пт,

  • В поле со списком Интервал после выбираем 12 пт,

  • Переходим на вкладку Положение на странице, ставим галочку в позиции С новой страницы, нажимаем ОК. Окно Абзац закрывается и перед Вами снова окно Изменение стиля.

  • В окне Изменение стиля убеждаемся, что квадратики перед фразами Добавить в шаблон и Обновлять автоматически пусты, а если в них есть галочки, то щелчком мыши очищаем эти квадратики, В поле со списком Стиль следующего абзаца выбираем Обычный, и нажимаем ОК. Окно Изменение стиля закрывается и перед Вами снова окно Стиль.

  • Стиль Заголовок 1 настроен для работы с бизнес планом. Этим стилем будут написаны заголовки разделов бизнес плана, из названий которых позднее автоматически составится Содержание.

  1. Необходимо создать и настроить еще один стиль, которым мы будем пользоваться только в таблицах.

  2. Во все еще открытом окне Стиль находим и нажимаем кнопку Создать. Открывается окно Создание стиля, которое очень похоже на окно Изменение стиля.

  • В поле Имя пишем имя нового стиля: Таблица.

  • В поле со списком Основан на стиле выбираем Обычный.

  • Нажимаем Формат и теперь выбираем Абзац, для настройки внешнего вида текста в таблице.

  • В поле со списком Выравнивание выбираем По центру,

  • В поле со списком Первая строка выбираем Нет,

  • В поле со списком Интервал междустрочный выбираем Одинарный вместо Полуторного. нажимаем ОК. Окно Абзац закрывается и перед Вами снова окно Изменение стиля.

  • В окне Изменение стиля убеждаемся, что квадратики перед фразами ^ Добавить в шаблон и Обновлять автоматически пусты, а если в них есть галочки, то щелчком мыши очищаем эти квадратики, и нажимаем ОК. Окно Изменение стиля закрывается и перед Вами снова окно Стиль.

  1. Поскольку мы настроили три основных стиля для нашего бизнес-плана: Основной, Заголовок 1, Таблица, мы нажимаем ОК и окно Стиль закрывается.

  2. Теперь, для начала создания бизнес-плана, выбираем в поле со списком ^ Стиль, (оно обычно находится слева в панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ – там, где буквы Ж, К, Ч) Заголовок 1, и пишем Введение. Обратите внимание, буквы в заголовке становятся заглавными автоматически, как мы и заказали ранее. Нажимаем Enter.

  3. Получили заголовок, после окончания которого отступ 12 пт – как мы и заказывали, определяя стиль Заголовок 1. Кроме того, стиль автоматически переключился на обычный, появилась красная строка. Можно начинать писать текст, который должен быть в разделе Введение.

  4. Когда введение будет написано, нажимаем Enter, и выбираем стиль Заголовок 1. Пишем заголовок второй части, например: 2. Описание проекта, нажимаем Enter… И так далее.
^

Создание содержания
(после написания текста бизнес-плана)


Для создания содержания в написанном с использованием стилей Заголовок 1 бизнес-плане необходимо выбрать место для размещения содержания. Как правило, это страница, следующая за Аннотацией и перед Введением, то есть страница № 3, (стр. 1– Титульный лист, стр. 2 – Аннотация).

Выбираем стиль Заголовок 1 и пишем вверху листа: СОДЕРЖАНИЕ, жмем Enter.

В меню Вставка выбираем команду Оглавление и указатели…, щелкаем мышью. (Если у Вас установлен Word XP 2002, то надо выбрать в меню Вставка команду Ссылки и дальше – Оглавление и указатели).

В диалоговом окне Оглавление и указатели переходим на вкладку Оглавление и жмем ОК. В подавляющем большинстве ситуаций этого достаточно, чтобы создать оглавление (содержание).

Если после создания оглавления в вашем документе производились изменения и номера страниц сместились, то нужно щелкнуть ПРАВОЙ кнопкой мыши слева от содержания, откроется контекстное меню и в нем надо выбрать команду Обновить поле. На вопрос, обновить целиком или только номера страниц, лучше ответить «Обновить целиком»

Созданное оглавление работает ещё и как путеводитель по Вашему бизнес-плану – достаточно щелкнуть мышью по номеру страницы указанному в оглавлении как для Вас будет открыта эта страница. Для того, чтобы вернуться назад в оглавление, надо нажать маленькую зеленую стрелку влево, появляющуюся обычно в левой верхней части экрана.
^

Работа с таблицами


В бизнес-плане не обойтись без таблиц. Их вставляют в нужное место следующим образом:

  1. В предназначенном для таблицы месте щелкнуть мышью, нажать Enter, выбрать стиль Таблица.

  2. В меню Таблица выбрать команду Добавить таблицу, в открывшемся окне указать число строк и столбцов, которое вы желаете иметь в таблице, нажмите ОК.

  3. Появится таблица. Обязательно, перед продолжением работы, щелкните мышью ниже ее и выберите стиль Обычный.

  4. Для того, чтобы вернуться в таблицу, щелкните мышью в первой ячейке таблицы и заполните её. Перемещайтесь по таблице с помощью стрелок управления курсором.

  5. Для того, чтобы изменить высоту строки, надо взять мышью за ее нижнюю границу (черную линию); указатель мыши при этом превратится в такой, и, нажав, и удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащить границу куда необходимо.

  6. Для того, чтобы изменить ширину столбца надо взять мышью за его правую границу (черную линию); указатель мыши при этом превратится в такой, и, нажав, и удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащить границу куда необходимо.

  7. Для изменения во всем столбце необходимо его выделить. Достаточно щелкнуть в нужном столбце мышью и в меню Таблица выбрать Выделить столбец, после чего можно, например, весь текст в столбце сделать Жирным, или выровнять по левому краю.

  8. Для изменения во всей строке необходимо ее выделить. Достаточно щелкнуть в нужной строке мышью и в меню Таблица выбрать Выделить строку, после чего можно, например, весь текст в строке сделать Курсивным, или изменить его размер, например, на 10 пт.

  9. Для изменения во всей таблице необходимо ее выделить. Достаточно щелкнуть в таблице мышью и в меню Таблица выбрать Выделить таблицу

Ещё несколько советов по работе с таблицами.
    1. ^

      Создание простой таблицы в документе WORD


      • Щелкните мышью по кнопке «Добавить таблицу» , которая расположена на панели инструментов Стандартная

      • Движением мыши выделите в заготовке таблицы нужное число строк и столбцов

      • Щелкните мышью
    2. ^

      Выравнивание текста по центру ячейки таблицы WORD


  • Выделить ячейку

  • Щелкнуть правой кнопкой мыши

  • Переместить указатель мыши на строку «Выравнивание в ячейке» и дождаться появления дополнительного меню

  • Щелкнуть по команде «Выравнивание по центру»
    1. ^

      Добавление строк в таблицу WORD:

в конец таблицы:


  • на клавиатуре нажать на клавишу TAB

в середину таблицы:


  • Установите указатель мыши слева от строки, перед которой нужно вставить дополнительную строку, так, чтобы указатель принял форму большой белой стрелки, направленной на строку

  • Нажмите на правую клавишу мыши

  • В появившемся контекстном меню щелкните по словам «Добавить строки»

  • Для добавления еще строки нажать клавишу F4
    1. ^

      Изменение границ ячеек в таблице WORD


Простой вариант:

  • Щелкните мышью по любой ячейке

  • Щелкните мышью по стрелочке справа от кнопки «Все границы»

  • В появившейся дополнительной панели щелкните по кнопке «Нет границы»
    1. ^

      Объединение ячеек в таблице WORD


  • Выделить объединяемые ячейки

  • Нажать на правую клавишу мыши

  • В контекстном меню щелкнуть по строке «Объединить ячейки»
    1. ^

      Изменение размеров ячейки в таблице WORD


  • Выделите ячейку

  • Установите указатель мыши на вертикальную границу ячейки так, чтобы он принял форму двунаправленной стрелки

  • Нажмите на левую клавишу мыши и удерживайте ее нажатой

  • Переместите указатель мыши влево или вправо

  • Отпустите левую клавишу мыши
    1. ^

      Повторение на каждой странице заголовков в таблице WORD


  • Выделите строки, которые являются заголовками (первую - обязательно)

  • Щелкните мышью по слову «Таблица», которое написано в строке меню, щелкните мышью по слову «Заголовки».
    1. ^

      Расчёты в таблицах


  • Для подсчёта суммы в таблице удобно пользоваться Автосуммированием.

  • Чтобы быстро просуммировать строку или столбец чисел, выделите ячейку, в которую будет помещаться сумма, а затем нажмите кнопку Автосумма на панели инструментов Таблицы и границы.

  • Если выделенная пустая ячейка находится в самом низу столбца чисел, Microsoft Word суммирует данный столбец и результат помещает в выделенную ячейку.

  • Если выделенная пустая ячейка находится с правого края строки чисел, Word суммирует данную строку и результат помещает в выделенную ячейку (при условии, что выше по столбцу нет данных, иначе будут суммироваться они.)

  • Если данный столбец или строка содержат пустые ячейки, суммирование всего столбца или строки не производится. Для суммирования всей строки или столбца введите нули во всех пустых ячейках.


Тема 4. Самостоятельная работа по оптимизации бизнес-проекта

Предложите несколько вариантов и выберите из них предпочтительный для оптимизации фирмы и повышения эффективности ее деятельности.

Литература


  1. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. “Бизнес-план фирмы”. М., 2000.

  2. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия (теория и практика) для студентов ВУЗов. Феникс. Ростов н/Д, 2003.



Похожие:

Название темы iconТемы рефератов по курсу «Экспериментальная психология» Номер и название темы Тема Научный метод. Структура научного исследования
Тема 15. Проблема влияния личности испытуемого на результаты психологического эксперимента
Название темы iconНазвание темы

Название темы iconНазвание темы

Название темы iconНазвание темы

Название темы iconТематическое планирование по обучению грамоте в 1классе. № урока 7 вид Название темы № стр учебн. Дата № урока 8 вид
Первый день в школе. Беседы на темы: «Школа, класс», «Порядок в классе», «Перемены в школе и их назначение»
Название темы iconРеферат по Технологии на тему: «Название темы» Подготовил ученик

Название темы iconНазвание темы
Тема Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов
Название темы iconНазвание темы, кол-во часов
Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными
Название темы iconНазвание темы
Тема Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
Название темы iconНазвание темы
Тем Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы
Название темы iconНазвание темы
Тема Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы