Методические рекомендации-комментарии icon

Методические рекомендации-комментарии



НазваниеМетодические рекомендации-комментарии
страница1/4
Дата конвертации20.04.2013
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Методические рекомендации-комментарии – приложение к Программе деятельности Союза детских организаций Тамбовской области на 2012-2013 учебный год «От чистого сердца»



c:\users\user\documents\союз\программа 2012-2013\материалы программы\обложка 2.jpg


Методические рекомендации-комментарии

к программе деятельности

Союза детских организаций

Тамбовской области

на 2012-2013 учебный год

«От чистого сердца»

c:\users\user\documents\союз\программа 2012-2013\материалы программы\обложка 2.jpg


c:\users\user\documents\союз\программа 2012-2013\материалы программы\обложка 2.jpg


c:\users\user\documents\союз\программа 2012-2013\материалы программы\обложка 2.jpg




c:\users\user\documents\союз\программа 2012-2013\материалы программы\обложка 2.jpg


Вместо предисловия


Уважаемые коллеги!

Перед вами рекомендации-комментарии к программе деятельности Союза детских организаций Тамбовской области на 2012-2013 учебный год «От чистого сердца». Данные материалы адресованы тем, кто занимается организацией общественной деятельности детей и подростков, помогая им выбирать свой жизненный путь.

Надеемся, содержание этих рекомендаций поможет тем, кто заинтересован в реализации вариативно-программного подхода для поддержки детской самодеятельности и инициативы – вожатым, педагогам, организаторам детского движения. Этот подход более 15 лет внедряет Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), обретая все больше союзников и единомышленников в детских общественных организациях России и стран ближнего зарубежья, и с успехом реализуется в Союзе детских организаций Тамбовской области.

Название программы «От чистого сердца» выбрано неслучайно. Оно является приглашением к интересной, доброй, честной и грамотной реальности, к совместному её созданию и продолжению. Программа «От чистого сердца» ориентирована на развитие детей и отработку технологий коллективно-творческих дел, направленных на приобретение участниками навыков культуры поведения, приобщение к здоровому образу жизни, сохранение экологии, формирование патриотизма, привитие навыков здорового, активного и креативного образа жизни молодому поколению.

Листая страницы этой книги, пусть каждый не только найдет ответы на непростые вопросы, но и получит возможность стать автором новых проектов и направлений.

У нас есть твердое убеждение, что главное в работе детских организаций – это вдохновленные взрослые и дети.

Пусть программа «От чистого сердца» объединит не только детей, но и тех, кто готов поделиться замечательными идеями с коллегами, секретами мастерства наставников детских организаций.

Полезного вам чтения и удачи при реализации.

С уверенностью в этом, авторы программы «От чистого сердца»

Главные компоненты

успешного проведения мероприятия

  1. Интересные задания. Задания должны соответствовать тематике мероприятия, способствовать раскрытию способностей и талантов участников. Должно быть четко определено время на все виды заданий и конкурсов (регламент).

  2. ^ Игровой сюжет. (Пусть это будут два корабля, бороздящих воды мирового океана, бесстрашные кладоискатели-археологи на раскопках Египетских пирамид…)

  3. Красочное оформление. С помощью правильного оформления участники будут настроены на Ваше мероприятия, на работу и участие в нем, а также смогут прочувствовать его атмосферу.

  4. ^ Музыкальное и видео - сопровождение. В ходе всего мероприятия музыка является одним из главных компонентов, от которого зависит успех Вашего мероприятия. Музыка должна соответствовать каждому моменту, эпизоду мероприятия. Даже если случилась какая-то заминка (форс-мажор), то музыка должна идти. Зал не должен сидеть в тишине. То же касается и видеоряда. В Вашем арсенале всегда должны быть музыка и видео на случай форс-мажорных обстоятельств.

  5. ^ Личная ответственность. Работая в команде, каждый участник четко понимать свои задания и проявить максимальную ответственность для их выполнения.

  6. Культура рабочего пространства (гигиена места, в котором проходит мероприятие). Сохраняя в чистоте рабочее место – Вы всегда знаете, где у вас, что находиться, и никогда не потеряете ничего. К тому же аккуратность – залог успеха Вашего мероприятия.

  7. ^ Личная гигиена участников. Все участники мероприятия должны понимать, что опрятный, ухоженный вид - это всегда вызывает у окружающих хорошее впечатление о Вас и о Вашей работе.

  8. ^ Находчивый ведущий. Ведущий – это, прежде всего, лицо мероприятия. К нему предъявляется больше требований. Ведущий должен быть энергичным, с хорошей дикцией, приятной внешностью, одет в соответствии с тематикой мероприятия. Ведущий всегда должен быть готов к импровизации.

  9. ^ Компетентное жюри. В состав жюри должно входить не менее 5 человек. Члены жюри должны быть компетентны, пользоваться авторитетом. Должно быть специально отведенное место для жюри, с которого очень хорошо видно всё мероприятие. У членов жюри обязательно должно быть все необходимое для оценки Вашего мероприятия (оценочный лист; программа мероприятия, в которой содержится краткая информация о нем; список выступающих; блокнот и ручка; вода и стаканчики)

  10. ^ Эмоциональные зрители. Эмоции зрителей зависят от того насколько хорошо проведена работа с залом. Необходимо, чтобы по всему периметру зала были «ваши люди», которые будут следить за действиями на сцене и интерпретировать их зрителям, чтобы те, в свою очередь, проявляли эмоции в соответствие с моментами (эпизодами) Вашего мероприятия. Ведь любое мероприятие не проходит без работы с залом, т.е. зрителями (как, предварительная, так и во время проведения мероприятия). Поэтому совет, так скажем, на будущее: заранее спланируйте эмоции и воспоминания, которые вызовет ваше мероприятие у гостей. Это несложно. Сначала представьте себя гостем, а потом мысленно «сходите» на ваше мероприятие. Что вам больше запомнится? Яркий центральный элемент и пара оригинальных деталей? Вот именно об этом гости и будут рассказывать. Именно это и останется в их памяти.

  11. ^ Исполнительные помощники. Как говорится: «Театр начинается с вешалки». А успешное мероприятие начинается с распределения обязанностей между организационной группой. Прежде всего, нужно выявить сильные и слабые стороны каждого из членов Вашей команды. Затем распределите обязанности между членами команды в соответствии с их способностями. Помните, что всегда должны быть люди, которые будут «на подхвате» на случай форс-мажорных обстоятельств. Так же важно, чтобы в организации и проведении мероприятия были задействованы все участники Вашего отряда.

  12. ^ Подготовленные участники. Все участники мероприятия должны знать свои обязанности, свои роли. Всё должно быть хорошо спланированно, вплоть до мелочей. Все организационные моменты, которые можно сделать до начала мероприятия, желательно сделать (например, оформить зал, сбросить необходимую музыку ди-джею и др.)

  13. ^ Призы для победителей. Конечно же, любое мероприятия не обходится без поощрения участников. Это могут сувениры, изготовленные самостоятельно, сладкие призы, медали, грамоты, дипломы участников и победителей.



Направление Экология

Проект «Экологический экспресс»

Для участия в игре приглашаются команды (две и более). Игра предлагает ребятам совершить путешествие по экологической тропе, что и представляет собой игровое поле.описание: igra1


В путешествие по маршруту "SOS", что означает сигнал тревоги за будущее нашей планеты, команды отправляются на "паровозах". Они играют роль фишек в игре и могут быть плоскими в том случае, если ваше игровое поле расположено вертикально и в каждом секторе вбит гвоздь или наклеен кармашек. Если же игровое поле расположено, на полу, то паровоз-фишка может быть объемным, допустим, это игрушка. Желательно чтобы паровозы-фишки отличались друг от друга либо по цвету, либо по форме.

Перед началом игры между командами разыгрывается право первого хода. Количество шагов в каждом ходу определяется с помощью тетраэдра. Его стороны обозначены числами от "1" до "4". Ход осуществляется следующим образом. Бросается кубик, а затем определяется количество шагов по стороне, которая легла в его основании: число укажет, сколько клеток на игровом поле должен пройти паровоз - фишка.

Но каждое такое бросание выполняется в порядке очередности хода. На игровом поле представлены сектора пяти категорий:

  1. ^ ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР

  • это № 1, №6, №19 (вправо), № 16 (влево), №26, №30, №33. В секторах данной категории команда получает следующее задание: ответить на один вопрос из серии "Гиннес Шоу", т.е. "самое-самое" в природе, (приложение1). За правильный ответ команда может получить 1 балл. В случае невыполнения задания команда вынуждена вернуть свою фишку на прежнюю позицию.

ІІ. ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР

  • это № 2, № 4, № 10, № 19 (влево), № 23, №16 (вправо), №28. В секторах данной категории команда должна ответить на два вопроса из серии "Растительный мир планеты" (приложение 2). За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл. Если же она не выполнила задания вообще, то возвращается на прежнюю позицию.

ІІІ. СИНИЙ СЕКТОР

  • это № 3, № 7, № 12, 17 (влево), № 25 и № 29, №20 (вправо). В секторах этой категории команда должна ответить на три вопроса из серии "Животный мир планеты" (приложение 3). За каждый правильный ответ дается 1 балл. В случае невыполнения задания, т.е. нет ни одного правильного ответа, команда возвращает фишку на прежнюю позицию.

^ IV. "ДОБРОГО ПУТИ!"

  • это сектора № 5, № 8, № 13, №15, №18 (влево), № 18 (вправо) , № 27, № 21 и №31. На сектор данной категории команда имеет право поставить фишку и без выполнения задания. Если же команда желает заработать "счастливый билет" (без дополнительных баллов), она может ответить на вопрос по теме: "Словарь экологических терминов" (приложение 4).

V. "СТОП!" (красный)

  • это сектора №9, №11, №14, №17 (вправо), №20 (влево), №22, №24 и №32. Если команде достался сектор этой категории, то она обязана его занять (поставить туда свою фишку), но следующий свой ход должна будет пропустить. Если же команда имеет "счастливый билет", она может выкупить им право на очередной ход. "Счастливый билет" используется лишь один раз, поэтому команда должна стремиться заработать несколько подобных билетов на случай собственной страховки в секторах категории "Стоп!".

Перекрестки представляют собой творческие мастерские. В них участие каждой команды обязательно.

^ I ПЕРЕКРЕСТОК "А"

Здесь команды должны создать "фантастический проект" под девизом "Чистая планета". Для проекта предлагаются следующие темы (на выбор):

  • "Город будущего";

  • "Детский курорт";

  • "Экологический международный центр";

  • "Лесопарк на крыше дома";

  • "Экологическая башня";

  • "Экологический конвейер";

  • "Автомобиль будущего" и т.д.

Это задание может быть домашним, либо оно выполняется командой экспромтом в течение 7-10 минут. Проект необходимо изобразить на листе бумаги (размер не менее 0,5 м на 1м) и защитить, дав полное пояснение к нарисованному. Высшей оценкой этого конкурса являются 10 баллов.

^ II ПЕРЕКРЕСТОК "Б"

Это дуэль для капитанов. Здесь им дается право разыграть поворот - влево или вправо. Проходит конкурс в форме Цейтнота-эстафеты. Общая тема "Красная книга". Капитаны по очереди называют виды растений и животных, занесенных в Красную Книгу. Первым начинает конкурс тот капитан, чья команда первой пришла на перекресток "Б". Их соперники могут стоять еще достаточно далеко от перекрестка, но капитан так или иначе в конкурсе принимает участие. В случае выигрыша его команда имеет право без дополнительного хода встать на перекресток, а соперников вернуть на их прежнюю позицию. В случае проигрыша отстающей команды, она остается на прежней позиции и старается добраться до перекрестка естественным ходом. Но при попадании на перекресток "Б" эта команда уже считается выполнившей задание и поэтому просто занимает клетку "Б", ожидая следующего своего хода. Команда, а точнее капитан, победившая в данном конкурсе, выбирает себе маршрут: по правой дороге либо по левой. Соперникам остается второе направление. Победивший капитан приносит своей команде 1 балл.

^ III ПЕРЕКРЕСТОК "В"

Это музыкальный конкурс. Он является домашним заданием. Команды должны подготовить к игре куплеты (частушки) в защиту окружающей среды. На данном перекрестке, как и на перекрестке "А" и "Б", задание командами выполняется не одновременно, а в зависимости от того, кто из них, когда достиг перекрестка. Высшая оценка - 5 баллов.

^ IV ПЕРЕКРЕСТОК "Г"

Это конкурс-экспромт на лучший экологический плакат. Время для выполнения этого задания может быть не менее 5 минут. Высшая оценка - 7 баллов.

Игра считается оконченной в тот момент, когда одна из команд достигнет финиша. Если у этой команды оказалось меньшее количество баллов, чем у соперников, она должна доказать свою лидирующую позицию, т.е. ответить на вопросы, количество которых будет соответствовать количеству клеток (секторов), разделяющих ее с соперниками. Если же команда, достигшая финиша, не знает ответов на вопросы, либо ответы оказались неверными, отстающие соперники получают право ответа. Кроме того, с каждым правильным ответом отстающая команда обязана делать шаг вперед на одну клетку. Если "лидер" смог ответить на все вопросы, он считается победителем, ели ни на один вопрос - проигравшим, если команда - лидер и их соперники смогли частично ответить на вопросы, им предлагается ничья.

Приложение 1

"Рекорд-ШОУ" - рекордсмены животного мира:

  1. Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит.Масса его тела достигает 150 т. Столько же весят 30 самых крупных африканских слонов).

  2. Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф. Обитает в Африке. Длина ее тела может достигать 40 см, а ширина - 24 см. Масса - 3,5 кг).

  3. Какое животное является самым "горластым" (самая большая пасть) из всех? (Крокодил.На втором месте - бегемот, а вот лев, царь зверей, занимает лишь третью позицию).

  4. Какое животное дольше всех находится в состоянии спячки без еды?
    (Еж. 236 суток. Второе место занимает медведь. Он может голодать 180 дней).

  5. Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха.Продолжительность ее жизни составляет 175 лет)

  6. Как называются самые большие ящерицы на Земле?
    (Камодский варан.Они вырастают до 3 метров в длину, и имеют массу тела в 200 кг)

  7. Какая змея является самой большой? (Анаконда, или южноамериканский водяной удав.Его длина достигает 11 м 43 см, а масса до 200 кг)

  8. У какого животного самый длинный язык? (У муравьеда.Длина его языка достигает 60 см, поэтому он начинается не во рту, и не в горле, а прикреплен к грудной клетке)

  9. Какое животное из млекопитающих, живущих сейчас на Земле, считается самым высоким? (Жираф. Высота его достигает 4,8-5,8 м. А во время кормежки он достает молодые побеги у деревьев на высоте 7 м. Даже новорожденный жирафенок имеет рост 2 м)

  10. Какая обезьяна является самой крупной? (Горилла.Масса тела ее составляет 420 кг, а рост 2м 18 см.)

  11. Какая рыба считается самой большой в мире? (Китовая акула и гигантская акула. Они являются самыми большими существами после синего кита, но они - рыбы. Длина их тела может достигать от 15 м до 18 м.)

  12. Как называются самые большие в мире грызуны? (Капибары, или водосвинки. Длина их тела достигает 1,5 м, масса -50-60 кг. Они ведут полуводный образ жизни: днем сидят в воде, а ночью выходят на берег, чтобы пастись. Внешне они напоминают крупных бурых свиней. Водятся в Южной Америке)

Приложение 2

Вопросы к теме "Растительный мир"

  1. Это дерево широко распространено в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Отличается очень плотной и тяжелой древесиной, которая легко тонет в воде. Назовите его. (Саксаул)

  2. Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос)

  3. Что такое паприка? (Красный перец)

  4. Есть ли у кактусов листья? (Да. Это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму. Иголки предотвращают потерю влаги и защищают растение от поедания животными)

  5. Что такое камедь? (Это смолистое выделение растений или иначе "гумми". В зависимости от того, из какого растения получена камедь, она идет на изготовление разных вещей и препаратов. Чаще всего камедь используется в производстве жевательной резинки, медикаментов, чернил, тканей и бумаги)

  6. Какое дерево самое высокое в мире? (Гигантская секвойя. Произрастает в Калифорнии. Имеет возраст более 4000 лет и высоту более 110 м)

  7. Что такое торф? (Это коричневая смешанная масса растительности, находящаяся в стадии разложения.Используется в качестве топлива)

  8. Где появились первые арбузы? (Арбуз был известен людям более чем 4000 лет назад.Впервые он появился в тропической Африке, а оттуда распространился повсюду, где климат и почва подходили для него)

  9. Плоды, какого растения считаются всемирно принятым символом братства? (Гранат)

  10. Что такое микология? (Это наука о грибах)

  11. Говорят, что растения "худеют" и "поправляются". Что это значит? (В жаркий период времени, обычно днем, в результате недостатка влаги, древесные сосуды ствола утончаются, толщина становится меньше. Это значит что дерево "худеет". Ночью обычно недостаток воды в сосудах ствола восполняется и ствол дерева "поправляется")

  12. Что такое "планктон"? (Это слово происходит от греческого слова, которое обозначает "блуждающий", "плывущий по течению". Планктон - это плавающая живая масса, состоящая из миллиарда крошечных организмов. Самые малые из них - это одноклеточные растения и микроскопические водоросли)

Приложение 3

Вопросы к теме "Животный мир"

  1. Что означает название животного "гиппопотам"? (В переводе с греческого это значит "речная лошадь".А появилось это название оттого, что гиппопотам большую часть времени проводит в воде, и чисто внешне древним людям напоминал лошадь)

  2. Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на "черных" страницах Красной Книги? (Морская корова, тарпан, тур)

  3. Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Во время зимнего сна)

  4. Почему гремучая змея носит такое название? (У гремучей змеи на кончике хвоста имеется погремок, который состоит из сухих ороговевших колечек кожи, чешуек. Погремок позволяет определить присутствие теплокровного организма, поскольку он чувствителен к изменениям температуры. Когда змея чувствует жертву, она трясет хвостом, чешуйки погремка трутся друг о друга. Возникает негром кий стук, который предупреждает жертву об опасности)

  5. Спят ли рыбы? (Да, но глаза у них остаются открытыми.Рыбы ложатся спать с наступлением темноты, при этом многие из них укладываются набок)

  6. Почему мухи могут ходить по потолку вверх ногами? (На ступнях ног, а их всего три пары, имеются подушечки, которые вырабатывают липкую жидкость.С каждым шагом мухи подушечки выделяют новую порцию жидкости, что и позволяет мухе удержаться в любом положении)

  7. Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы. Древесину они собирают с досок либо деревьев, на которых уже нет коры. При сборе древесины осы движутся назад, соскабливая дерево челюстями и смачивая ее. При этом образуются круглые шарики бумажной массы, которые при строительстве гнезда вытягиваются в пластины)

  8. Смеются ли гиены? (Да. Есть такой вид пятнистых гиен, которые, охотясь за добычей, издают пронзительный вопль, напоминающий смех. За это они получили название "смеющаяся гиена")

  9. Назовите животное, которое единственное на Земле не умеет поворачивать головы? (Крокодил)

  10. Кто такой нарвал? (Это зубастый кит. Он обитает в арктических водах. У него есть то, чего нет ни у одного вида китов: мужская особь на левой стороне пест имеет костяной клык)

  11. Адмирал, Аполлон, махаон, бражник, "Мертвая голова" - кто они? Что их объединяет? (Это бабочки, которые занесены в Красную книгу, как исчезающие виды)

  12. Какими удивительными свойствами обладает хамелеон? (Он способен менять окраску.Глаза хамелеона движутся независимо друг от друга, но, обнаружив добычу, фиксируются на ней одновременно)

  13. Какое насекомое живет дольше всех? (Цикада.Ее личинка живет, а точнее, спит под землей 17 лет, после чего выходит на свет, чтобы пожить еще 5 недель и умереть)

  14. Обладают ли кузнечики слухом? (Да.Они слушают ушами, расположенными на брюшке у основания задних лапок)

  15. Что означает слово "амфибия"? (Это слово греческого происхождения. Оно означает "живущий двойной жизнью". Так называют земноводных)

  16. Какие животные относятся к категории "птицезвери"? (Ехидна и утконос. У них, как и у птиц, есть одно выходное отверстие. Оно служит и для испражнения и для откладывания яиц. Но, несмотря на то, что они откладывают яйца, утконос и ехидна считаются млекопитающими поскольку детенышей выкармливают молоком)

  17. Плачут ли крокодилы? (Да, когда поедают свою жертву. Но не от жалости к ней, а от избытка шлаков в организме. Для их удаления у крокодилов развились специальные железы, открывающиеся наружу у самых глаз)

  18. Откуда божья коровка получила свое название? (По аналогии "божьим человеком" называют доверчивых и безобидных людей. За это и божья коровка получила свое название. А коровкой она называется потому, что в минуту опасности на сгибах ее ножек выделяется оранжевая жидкость - молочко)

Приложение 4

  1. Что такое биосфера? (Область жизни организмов, оболочка Земли, состав, структура и энергетика, которой в настоящем или прошлом обусловлены деятельностью живых организмов)

  2. Мониторинг. Что это такое? (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды иди отдельных ее элементов)

  3. МСОП: что это такое? Как это расшифровывается? (Международный союз охраны природы и природных ресурсов)

  4. Что такое ноосфера? (Этап развития биосферы, во время, которого использование природных ресурсов происходит по строго научным принципам, что способствует гармоничному сосуществованию человека и природы)

  5. Что такое озон? (Это форма кислорода, которая состоит из трех атомов. Озон образует в верхних слоях атмосферы целый озоновый слой: толщина его от 19 до 35 км. Этот слой защищает жизнь на Земле от проникновения сильной солнечной радиации)

  6. Что такое орнитология? (Наука, изучающая жизнь птиц)

  7. Что такое резерват? (Так называют охраняемые участки природы в зарубежных странах.Это аналоги наших заказников)

  8. Что такое серпентарий? (Это питомник для содержания ядовитых змей, с целью получения от них яда)

  9. Смог. Что это такое? (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)

  10. Что такое террилогия? (Раздел зоологии, изучающий млекопитающих)

  11. Что такое экология? (Наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем (от организма до биосферы) и их взаимодействия с внешними условиями, буквально - "наука об организмах у себя дома")

  12. Что такое энтомология? (Наука о насекомых)

  13. Что такое ЮНЕП? (Это программа ООН по окружающей среде. Она посвящена острым проблемам современного состояния окружающей среды: борьба с опустыниванием, охране Мирового океана, дождевых тропических лесов и т.д.)

  14. Что такое экосистема? (Совокупность живых организмов и условий их существования и взаимосвязь между ними)

  15. Эндемики. Что это такое? (Виды растений или животных, не встречающихся нигде, кроме данной местности)c:\users\user\desktop\о.в\логотип дм\logo sdo.jpg


  1   2   3   4



Похожие:

Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (в ред письма Росземкадастра от 18. 04. 2003) Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации изготовление театральной
...
Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации по организации работы методических комиссий Методические рекомендации по организации работы методических комиссий в гбоу спо «Дзержинский индустриально-коммерческий техникум»
Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению...
Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации по теме : "Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами (пав)"
Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических...
Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации по обучению школьников Правилам дорожного движения / под общ ред. А. В. Рубина. Красноярск, Сибюи мвд россии, 2006. 192 с
...
Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального
В настоящих Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления
Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации для ее выполнения Для студентов всех форм обучения
Задания к контрольной работе по дисциплине «введение в профессионально-педагогическую специальность» и методические рекомендации...
Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях рекомендации
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское...
Методические рекомендации-комментарии iconМетодические рекомендации по заполнению паспорта пожарной безопасности загородного детского оздоровительного лагеря, подверженного угрозе лесных пожаров
Методические рекомендации разработаны в целях самостоятельной оценки достаточности принятых органами местного самоуправления мер...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы