Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» icon

Семинар «Цели урока при компетентностном подходе»



НазваниеСеминар «Цели урока при компетентностном подходе»
Дата конвертации02.04.2013
Размер78.93 Kb.
ТипСеминар

Методический семинар

« Цели урока при компетентностном подходе»


Компетентностный подход, как мы уже говорили, на нашем педагогическом совете, отличается от традиционного ЗУНовского и целями обучения и отбором его содержания . и выбором педагогических технологий и организационных форм.

Как и в любой другой деятельности, в реализации компетентностного подхода первичным этапом является целеполагание, т.е. определение целей всего образовательного процесса в целом и каждого урока в частности.

Как уже отмечалось, в традиционном подходе основной целью является накопление знаний, умений, навыков; компетентностный подход основной задачей ставит формирование компетенций, т.е. способностей действовать в традиционной и неизвестной ситуации. Таким образом, цели урока при новом подходе во многом будут определяться набором ключевых компетенций, которые призвана формировать школа.

Напомним набор ключевых компетенций:

-политические и социальные;

- касающиеся жизни в политкультурном обществе;

- связанные с устной и письменной коммуникацией;

- обусловленные возникновением информационного общества;

- способность учиться всю жизнь.


Раскроем полнее суть этих компетенций:


  • политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

  • компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии, развития климата нетолерантности, образование должно оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

  • компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, особенно важны для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;

  • компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон. Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ;

  • способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.


Наиболее соответствуют целям школьного образования ключевые компетенции, выраженные в следующих формулировках:


      • грамота и счет;

      • использование теоретических знаний в практических целях;

      • умение учиться;

      • умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;

      • умение сотрудничать и работать в команде;

      • умение решать проблемы;

      • ответственность за собственное обучение;

      • коммуникативные умения;

      • ответственность за качество труда и обучения;

      • инициативность, творчество и т.д.


Важными целями образования должны стать:

        • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

        • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры(знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

        • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

        • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Уровень образованности в современных условиях не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.

Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:

  • •  Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

  • •  Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

  • •  Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

' • Научить ориентироваться в мире духовных ценностей,

отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

  • •  Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).

  • •  Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

  • •  Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

В этом смысле школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом. Конечно, это сравнение некорректно, но существенные различия в постановке целей образования оно отражает.

Приведем пример целей преподавания отдельных дисциплин при компетентностном подходе. Основным смыслом изучения школьного курса биологии может быть развитие у школьников способности наблюдать, систематизировать, классифицировать, химии — способности экспериментировать, выдвигать и проверять гипотезы, географии — системно анализировать явления действительности и т.п. Возможно различное понимание таких смыслов, но в любом случае их важно выделить, ибо они и будут прежде всего определять место учебного предмета в системе общего образования.

Программа по истории в английских школах выделяет следующие цели обучения на 6 уровнях исторического образования:


  1. 1.Рассказывать о фактах из собственного прошлого и объяснять, почему они важны; понимать, что старые фотографии и фильмы говорят о людях или разных местах в прошлом.

  2. 2.Уметь приводить простые факты, свидетельствующие о развитии данного человека или события в прошлом.

  3. 3.Уметь описать, как люди запоминают и сохраняют прошлое, например, военные мемориалы, и объяснять, зачем они это делают.

  4. 4.Называть разные источники информации о прошлом и объяснять, как их может использовать человек, изучающий конкретную тему; уметь объяснить значение слова «наследие» и приводить конкретные примеры.

5.Уметь показывать, как чувствительность общества к собственному прошлому может повлиять на его развитие в настоящем и будущем.

6. Уметь показывать, как наследие и исторические факты могут использоваться и положительно, и отрицательно.

На различных этапах уроков разных типов цели могут выглядеть, например, таким образом:

  1. Урок открытия нового знания. Основные цели:

^ Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет за счет включения в нее новых элементов.

^ Цели отдельных этапов:

-включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;

-подготовка мышления учащихся и создание их потребности к построению нового способа действий;

-выявление места затруднения, его причины и в постановке цели урока;


-построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению;

-включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного;

усвоение учащимися нового способа действий;

-интериоризация нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха;

-самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.


  1. Урок рефлексии. Основные цели:

^ Развивающая цель: формирование способности учащихся к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы. То есть, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений.

^ Обучающая цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Цели отдельных этапов урока:

-включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;


-подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок;


-выявление места и причины затруднений и уточнений в этой связи индивидуальной цели урока;

-построение детьми проекта выхода из затруднений;

- усвоение способов действий ;


-создание ситуации успеха;


-включение нового в систему изученного, выделение границ применения, установление связей, повторение и закрепление ранее изученного.



  1. Урок общеметодологической направленности.

Развивающая цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Обучающая цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий.


  1. Урок развивающего контроля.

Развивающая цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Обучающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.




Похожие:

Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconМетодические рекомендации по использованию опыта проектирования ооп нового поколения при разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров
Мониторинг опыта проектирования Основных образовательных программ, основанных на компетентностном подходе (в рамках фгос впо третьего...
Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconПлан работы районного управления образования, молодежи и спорта на 2010-2011 учебный год
Министерства просвещения Р. Молдова по модернизации школьного куррикулума, основанного на компетентностном подходе и учитывая процесс...
Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная,
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconПрезентация по ходу урока Постановка цели урока
Взаимное приветствие; выяснение отсутствующих (причины); организация внимания; объявление темы и цели урока
Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconУрок является одной из основных форм организации обучения математике в общеобразовательных учреждениях. Каждый урок начинается с постановки цели.
Каждый урок начинается с постановки цели. Любой этап урока работает на достижении цели урока. Важными этапами урока являются: 1 проверка...
Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconПримерная схема полного анализа урока (Ерофеева Н. Ю.) I. Анализ цели урока
Анализ структуры и орг структуры и оргСоответствие структуры урока его цели и типу
Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconТема: «Координатная плоскость» Цели урока
Цели урока: 1 ввести понятие системы координат на плоскости, понятие координатной
Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconСхема анализа урока по фгос
...
Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconУрок по русскому языку в 4 классе. Тема урока. Синтаксический анализ предложения. Цели урока
Повторение изученного. Дома вы должны были повторить постановку знаков препинания при однородных членах. Проведём небольшую самостоятельную...
Семинар «Цели урока при компетентностном подходе» iconПопова Ольга Анатольевна рассказ
В ходе первой части 13. 12. 2012г педагоги обсудили миссию школы, цели, задачи, условия развития учреждения на 5 лет, актуализировали...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов