Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» icon

Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных»



НазваниеУрок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных»
Дата конвертации30.03.2013
Размер59.42 Kb.
ТипУрок

МОУ СОШ с. Павловка учитель экологии Пушкина Е.В.


Урок 22 - Экология животных 7 класс – раздел «Сезонные изменения в жизни животных».


Тема творческого урока: Спячка и оцепенение.


Цель: создать книгу «Сезонные изменения в жизни животных», используя биологические и экологические знания по теме.


Задачи: расширить знания учащихся об особенностях жизни животных в различные сезоны года; Показать различные приспособления животных к температуре, как экологическому фактору.

- развивать познавательные интересы и логическое мышление;

- формировать умения совместной деятельности, навыки общения, правильное отношение к природе;

- формировать у уч-ся коммуникативные умения и навыки.


^ Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материалы для работы.


^ Планируемые результаты: учащиеся понимают, что, обитая в различных средах и хорошо к ним приспособившись, животные по разному переживают неблагоприятные периоды жизни.

^ Личностная значимость изучаемого для школьника: Чем разнообразнее видовой состав, тем устойчивее природные сообщества, благоприятнее перспективы сохранения жизни на Земле.


^ Форма организации учебной деятельности: Коллективное написание книги «Сезонные изменения в жизни животных».

Структура урока:

1. Оргмомент – 1 минуты

2.Актуализация знаний.

Учащиеся у доски пишут схемы ответов на вопросы:

  1. Состав воздуха

  2. Как дышат животные?

Устные ответы: задание № 92 (тетрадь с печатной основой), № 93, № 94

Вы знаете много! И ясно, дружок,

Что будет сейчас для вас важный урок!


Горы, пустыни, саванны, леса,

Реки, озёра, поля и моря.

Как ты огромна планета моя!

Как ты загадочна наша Земля!


^ (ПО ХОДУ ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ДЕМОНСТРИРУЮ ВИДЫ ПРИРОДЫ)

Учитель: Вы посмотрели кадры разных климатических зон планеты.
Везде ли одинаковые условия для проживания животных?

– Животные обитают практически во всём температурном диапазоне, который представлен на планете. Раковинные амёбы встречаются при + 58 °С, личинки многих двукрылых могут жить при температуре около + 50 °С. Обитающие высоко в горах щетинохвостки, ногохвостки и клещи прекрасно выживают при температуре ночью около – 10 °С. Науке известен нелетающий комар – дергун, который обитает на склонах Гималаев. Он сохраняет активность даже при температуре –16 °С. В теле животного постоянно происходит обмен веществ. Его интенсивность зависит от температуры тела животного. В то же время обмен веществ обеспечивает животное энергией. На температуру тела животных оказывает влияние температура окружающей среды. При слишком сильной жаре или при слишком сильном холоде животное погибает.

– Температура, как экологический фактор, конечно же, влияет на живые организмы, и в зависимости от этого выделяют две группы животных: холоднокровные и теплокровные.

- К группе холоднокровных относят – всех беспозвоночных, рыб, земноводных и пресмыкающихся.

- К группе теплокровных животных относятся только птицы и млекопитающие.


Планета огромна!

Где влажно, где жарко!

Где холод ужасный

И сильный мороз.

И нет уголка на огромной планете

Где кто-нибудь выжить совсем бы не смог!


Мы приступаем к изучению главы – Сезонные изменения в жизни животных. Тема урока – Спячка и оцепенение.

Я считаю, что авторы учебника очень кратко описали эти явления в параграфе. Изучаемый материал содержит мало информации на эту тему и если текст параграфа принять за конспект ответа на экзамене, то скорее всего он будет оценен на удовлетворительно, хотя авторы тщательно скрывают это!


^ Проблемная ситуация: Как получить больше информации на эту тему в рамках урока? ( использовать справочники и словари по биологии, дополнительную информацию из других источников – интернет, книги по биологии.)

^ Решение проблемы: коллективное написание книги «Сезонные изменения в жизни животных». Раздел книги: «Спячка и оцепенение».


1). Подготовка к написанию «книги»

1.Определяются группы по количеству страниц:

  • Суточная спячка;

  • Сезонная спячка – зимняя;

  • Сезонная спячка – летняя;

  • Нерегулярная спячка;

  • Оцепенение

2. Подбор материала:

Используя материал учебника и дополнительную информацию, подготовьте выступление и оформите его в виде опорного конспекта (формат А4). Это будет страница рукописной книги. Приготовьте вопрос классу или задание, которое одноклассники смогут выполнить, выслушав выступление вашей группы.

2) Подготовка обложки книги:

Обложка для книги рисуют все желающие (можно сделать коллаж из фотографий, вырезок и пр). Все варианты обсуждаются и лучшая обложка украшает книгу

3) Проведение презентации «книги»

1. Группа выходит и коротко рассказывает содержание своей части работы, после выступления задают одноклассникам вопросы, на которые ученики должны ответить.

2. Так как во многих научно-популярных книгах есть словарь терминов, то ответственный редактор (учитель) опрашивает учащихся по терминам.

3. Творческое задание – рассортировать перепутанные иллюстрации.

4. В финале должно быть высказано заключение. Его предлагает учитель, а класс соглашается или вносит исправления, дополнения.

5. Книга сшивается, одевается в обложку и торжественно передается в библиотеку кабинета.


^ 3. Защита страниц книги.


– Вот мы и справились с проблемной ситуацией..


Задач было много,

Но все решены!

Но сколько ещё у вас впереди?

Узнать нужно столько!!!

Что знай – не ленись.

К познанию мира всегда ты стремись!


^ 4. Закрепление знаний и умений.


– А теперь давайте проверим результаты нашего совместного труда!

Как мир наш прекрасен!

Леса и сады, Журчит ручеёк,

Воды тихой реки!

Затихли деревни, дороги, поля,

И спит в колыбели Вселенной Земля.

Не будь же, дружок, ты к планете жесток,

Любой береги и цветок и листок,

Её охраняй, помогай ей трудом…

Земля среди звёзд наш единственный дом.


^ 5. Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему «Животное нашего района, которое впадает в спячку»


6. Оценки за урок – Оценки в группе определяют сами учащиеся, остальные выставляются по усмотрению учителя.


Материал к уроку № 22 - Экология животных 7 класс – раздел «Сезонные изменения в жизни животных».


Задачи:


1. У животных широко распространено такое явление как «зимний сон»; как приспособление для перенесения неблагоприятных условий, однако для ряда животных характерен и «летний сон». Дайте объяснение этому явлению.

(Это так же приспособление к перенесению неблагоприятных условий, например, жары.)


2. Многие считают, будто бы медведи, находясь в берлоге без пищи, сосут лапы, чтобы извлечь из них питательные вещества и утолить голод. Однако действительно отмечено, медведи, находясь в берлоге, сосут лапу. Объясните почему.

( У медведей в феврале происходит отслаивание с поверхности подошв старой, огрубевшей за лето кожи. Молодая, нежная кожица на лапах зудит и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая при этом губами. Поэтому со стороны кажется, что медведь сосет лапу.)


3. Медведь теплокровное животное с постоянной температурой тела +36,6 С. Но во время зимней спячки температура тела его снижается приблизительно до +30С. Предположите с чем это связано?

( Во время зимней спячки все процессы в организме медведя замедленны.)


4.Ёж обыкновенный и крот обыкновенный относятся к одному отряду Насекомоядные. Но зимой ёж впадает в спячку, а крот нет. Почему?

(Ёж впадает в спячку, потому что ему нечем питаться. Крот же бодрствует, так как в земле есть личинки для корма.)


5. Где зимуют тритоны?

( на зимовку тритоны уходят в лес, где забираются под кору старых пней или зарываются глубоко с серый мох и впадают в спячку. В лютые морозы тритоны могут промерзать до костей, а с наступлением тепла они вновь оживают.)









Похожие:

Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconПрирода в жизни дошкольника проблема: в настоящее время понятие «экология»
«экология» (как объясняет словарь это раздел биологии, изучаю­щий взаимоотношения животных и растений с окружа­ющей средой) из сугубо...
Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconУрок «Что такое зоопарк?»
Представитель каждой группы подходит к столу, на котором лежат карточки с изображением животных отбирает только тех животных, которые...
Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconРабочая программа по биологии. 7 класс Курс «Животные» (68 часов, 2 часа в неделю)
Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растений
Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconЭкология животных – 7 класс Экологические группы птиц. Моу сош с. Павловка
Когда она поет свои чудесные песни, из ее клюва падают на землю большие круглые жемчужины. Считается, что пение
Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconУрок биологии в 9 классе Учитель мбоу сош №11 Колесникова Наталья Дмитриевна Тема урока Методы селекции растений и животных
Создание высокопродуктивных пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов, наилучшим образом удовлетворяющих пищевые,...
Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconЭкологический проект «Мониторинг зелёных насаждений в селе Ездочное»
Чистый воздух необходим для жизни человека, растений и животных. Однако атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на...
Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconПриказ министерства здравоохранения республики беларусь 22 февраля 1999 г. №64 о совершенствовании мероприятий по профилактике заболеваний людей бешенством
Сохраняется тенденция роста заболеваемости животных. По сравнению с 1995 годом заболеваемость животных в 1997 году удвоилась, а среди...
Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconКонкурс по следующим номинациям: Название и эмблема общества защиты бездомных животных
Городце усилиями союза волонтеров создается добровольное общество по защите бездомных животных. Общество ставит перед собой задачи...
Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconКниги о животных из фонда детского читального зала мук «цгб» г. Александровска
Эта иллюстрированная энциклопедия познакомит читателей с основными видами животных, которые обитают на нашей планете
Урок 22 Экология животных 7 класс раздел «Сезонные изменения в жизни животных» iconТема: Развитие и размножение животных. Цель
Цель: познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся и зверей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов