Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) icon

Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.)



НазваниеСодержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.)
Дата конвертации30.03.2013
Размер75.02 Kb.
ТипСказка


Содержание программы


V класс

(102 часа)

Введение. ( 1ч.) Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

I

Устное народное творчество (16 часов.)

Понятие об УНТ. Сказители и собиратели произведений УНТ (с повторением ранее изученного).

Сказки

Для чтения и изучения:

«Белая уточка».

Сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказка как жанр фольклора.


Для самостоятельного чтения:

Сборники РНС, «Гора самоцветов», сказки народов мира.

^ Малые жанры фольклора

Для чтения и изучения:

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.


Для самостоятельного чтения:

Сборники загадок, пословиц и поговорок. «Черный конь скачет в огонь». Русские загадки /Сост. В. Аникин; Б. Шергин. «Незабудки», «Пословицы в рассказах»; «При солнышке тепло, при матери добро».

^ Народный кукольный театр

Для чтения и изучения:

«Петрушка Уксусов»

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Мифы и легенды (5 часов)

Для чтения и бесед:

^ Мифы Древней Греции.

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Аполлон и Музы», «Пигмалион». Подвиги Геракла.

Славянские мифы и легенды.

Легенды русского народа: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Никитушка Ломов».

Миф и легенда как жанры фольклора.


Для самостоятельного чтения:

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

^ II

Сказочные события и герои в литературе. (22 часа. )

А.С.Пушкин. Сказка в жизни поэта.

Для чтения и изучения:

«Руслан и Людмила» (фрагменты).

Сказочные образы и мотивы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, рифма, интонация.


Для самостоятельного чтения:

Сказки А.С.Пушкина и В.А.Жуковского.


Х.К.Андерсен. Великий сказочник.

Для чтения и бесед:

«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Литературная сказка.

^ Шарль Пьеро

Сказочник – драматург. «Золушка». Кинокомедия.


Для самостоятельного чтения:

Сказки Ш. Перро, Х.К.Андерсена, Л.Кэрролла (по выбору учащихся).

П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Каменный цветок». Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка.


Для самостоятельного чтения:

«Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитовая шкатулка» (по выбору уч-ся).

Для чтения и бесед:


^ III

Из литературы XIX века (18часов.)

Русские басни. (7 часов)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

^ И. А. Крылов. Великий русский баснописец. Краткий рассказ о баснописце.

Для чтения и изучения:

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха». Близость басни к УНТ. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория.

Выразительное чтение басен (инсценирование).

^ Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Для чтения в классе:

«Лжец», «Любопытный», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» и др. (по выбору учителя).


^ М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Тема Бородина и Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения:


«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Образность языка, звукопись. Тема и идея стихотворения.

^ Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.


А. В. Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной. Краткий рассказ о поэте.

Для чтения и изучения:

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Удаль и красота героя. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.


^ И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения:

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей. Рассказ как повествование о жизни в эпоху крепостного права. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Духовные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

^ Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Эпитет. Сравнение.


Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. О детстве по,эта о его дружбе с крестьянскими детьми.

Для чтения и изучения:

Стихотворение «Крестьянские дети». Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

^ Теория литературы. Эпитет.

Для чтения и бесед:

Н.А.Некрасов «Школьник».


Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения:

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

^ Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Герой произведения.


В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Сигнал». Драматизм событий в рассказе. Причина разного отношения героев (Семен, Василий) к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия, признание своей роковой ошибки.

Рассказ как литературный жанр.


^ IV

Из литературы ХХ века (20 часов.)

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Кусака». Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе.

О рассказе как литературном жанре.

Для чтения и бесед:

«Петька на даче», «Ангелочек» (по выбору учителя).


А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия (Сережа, Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для чтения и бесед:

А.И.Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи» (по выбору учителя); Д.Лондон «Сказание о Кише». Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


А.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Детство Никиты» (избранные главы). Автобиографические мотивы повести. Ее лиризм и юмор.


К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк.

Е.И.Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась» и др. рассказы (по выбору учителя).

^ А.С. Пушкин «Обвал»

Ф. И. Тютчев, А.Н. Майков, К.Д. Бальмонт, Н.И. Рыленков. Стихотворения.


Стихи о Великой Отечественной войне (5 часов)

К.М. Симонов, А.А. Сурков Стихотворения.

^ О. Берггольц «Разговор с соседкой»

Мусса Джалиль Стихотворения

Сергей Орлов, Расул Гамзатов. Стихотворения.

Литературное чтение. В.М. Шукшин. «Жатва»


^ Рассказы о твоих сверстниках (7 часов)

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения:

«Тихое утро». Разница в жизненном опыте мальчиков. Внешняя грубоватость и доброе сердце Яшки; уже не мальчик, еще не взрослый (самообладание в минуты смертельной опасности и «рев» после перенесенного страха). Как понимать заглавие рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

Для чтения и бесед:

В.А.Солоухин. «Мститель»;

Рэй Дуглас Бредбери «Мальчик – неведимка»

Задание на лето.


^ Ученик должен знать и уметь:

* содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  1. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  2. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  3. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Похожие:

Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconТематическое планирование по программе Пасечника В. В. Биология. Общая биология. 11 класс (учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. М., Дрофа) 102 часа, 3 часа в неделю
Другие факторы эволюции и их характеристика: волны жизни, дрейф генов, генный поток
Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconТематическое планирование 5 класса по учебнику И. Л. Бим (3 часа в неделю-102 часа) вводный курс (vorkurs) № те-мы Стр
Тематическое планирование 5 класса по учебнику И. Л. Бим (3 часа в неделю-102 часа)
Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconПрограмма по алгебре для 9 класса 3 часа в неделю, 102 часа в год учебник «Алгебра 9» под редакцией Мордковича А. Г
Рабочая программа по алгебре для учащихся 9 класса составлена в соответствии с фгос, примерной программы по алгебре для основного...
Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconРабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику «Литература. 5 класс» под редакцией В. Я. Коровиной. /102 часа

Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала алгебра и начала анализа, 11класс на 2011 2012 учебный год. 3 часа в неделю, всего 102 часа Номер урока

Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта 2004 года. Рабочая программа ориентирована на 102 учебных часов из расчета 3 часа в неделю
Рабочая программа ориентирована на 102 учебных часов из расчета 3 часа в неделю
Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconПояснительная записка Рабочая программа рассчитана на 102 часа
Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку, Программы по русскому...
Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconПрограмма для 8 классов рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю
Рабочая программа по физической культуре для 8 классов разработана на основе учебной комплексной программы по физической культуре,...
Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconРабочая программа учебной дисциплины «Информатика»
Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе...
Содержание программы V класс (102 часа) Введение. ( 1ч.) iconТематическое планирование по русскому языку в 9 классе (102 часа) Программа под редакцией В. Г. Горецкого, Т. Ф. Курдюмовой, В. Я. Коровиной Учебник «Русский язык. 9 класс»
Сложносочинённые предложения с различными сочинительными союзами. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы