Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д icon

Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д



НазваниеДуховно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д
Дата конвертации30.03.2013
Размер38.32 Kb.
ТипДокументы


Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности


Черных Н.В., Маслова И.Д.

В условиях территориальной разобщенности самобытное искусство имеет право на изучение и сохранение. В последнее время достаточно часто появляются дискуссионные материалы о духовной жизни в национальном государстве. Людей беспокоят процессы глобализации, массовая культура. А о национальных традициях и культуре забывают. Это грозит распадом национального самосознания, потерей национальной идентичности. Мы понимаем, что народ, забывающий культуру своего народа, не оберегающий свою веру, обречен на вымирание, поэтому проблему изучения национальной культуры нужно считать актуальной. Возникновение национально-культурных и фольклорных центров, школ народных ремесел способствует глубокому изучение и сохранению национальных традиций, возвращает людей к вере. Фольклор долгое время был предметом общей науки и изучался гораздо больше этнографами, историками, культурологами, чем искусствоведами и собственно фольклористами, а уж тем более не изучался в школе. В этом аспекте особый интерес представляет изучение на уроках словесности фольклора, а именно фольклора Белгородчины.

Знание характерных особенностей самобытования народной культуры края необходимо в рамках образовательной школы для формирования национального сознания учащихся, духовно-нравственного воспитания, привития интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Необходимость решения этих задач не может не повлиять на характер сегодняшних уроков словесности. В последнее время в структуру государственного образовательного стандарта вводится региональный компонент. Возможно рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка и литературы как углубленную лингвокраеведческую работу на примере местного языкового материала. Ведь «живое слово земляков и о земляках воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о  ее истории, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования» [Благова,1993:18].

Работа над выразительностью слова предполагает изучение словосочетаний, предложений и текстов, тематически ориентированных на духовную культуру края; изучение слов и фразеологизмов, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей Белгородской области, историческую ономастику, живую речь и фольклор. На основе погружения в язык расширяются знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей. Стержнем этой работы может стать фольклор. Что даст возможность воспитать не только патриота,  но и гуманного, социально культурного человека.

Источником изучения лингвокраеведческого материала может стать использование на уроках словесности произведений устного народного творчества, музыкального фольклора.
Как и много лет назад в деревнях области можно услышать и записать замечательные примеры национальной культуры Белгородчины. Краеведческий материал используется в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся. «Работа с текстом на уроках словесности создает условия: для осуществления функционального подхода при изучении всех разделов языка; для формирования представления о языковой системе, реализации межпредметных связей курсов русского языка и литературы; для личностно ориентированного преподавания русского языка; для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся» [Пахнова, 2000:11].

Для анализа произведений словесности не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Например, изучая лексику, использовать тексты малых фольклорных жанров: пословицы и поговорки. В Валуйском районе говорят: «На усякого Ягорку есть своя приговорка», «Каждая хата своим горем напхата», «Красна пава пером, а жена мужем». Задача учащихся: объяснить значение пословиц и подобрать синонимичные. Анализ мини-отрывков из произведений фольклора может сопровождать и орфографическую работу. Записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, ученики обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному живописует явление действительности. Для лингвистического анализа на уроках русского языка можно использовать мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений местных писателей. При проведении работы по исправлению диалектных ошибок, ошибок в произношении можно составить для учеников текст с характерными диалектными особенностями Белгородской области и предложить исправить их.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. Объектами лингвистического краеведения в школе также ложить исправить)льности, евского района,вено Валуйского района (1.с.144) замечательные примеры фольклора.й и практическоймогут выступать диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые биографически связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов.

Изучение фольклора поможет ребенку сориентироваться в потоке жизни, выбрать духовно близкую литературу, тематику чтения, а значит, научит любить родной язык, поможет выделить истинные ценности и смысл существования.


Список литературы

1. Благова, Н.Г., Коренева Л.А., Родченко, О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.8-19.

2. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. //РЯШ. – 2000. - № 4. – с.6-12.






Похожие:

Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д iconТема «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в оу»
Духовно-нравственное воспитание в образовательных стандартах нового поколения. Планирование воспитательной работы с классом в рамках...
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д icon«Духовно-нравственное воспитание и развитие в рамках стандартов второго поколения». 2 октября 2012 года на базе школы №8 прошла работа площадки областного семинара-совещания «Духовно-нравственное воспитание и развитие в рамках стандартов второго поколения»
«Школа – центр духовно-нравственного воспитания», которая направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,...
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д icon«Выступая за введение школьного предмета «основы православной культуры»
Реализация вариативной части бупа через духовно-нравственное воспитание младших школьников
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д iconДоклад деятельность классного руководителя по духовно нравственному воспитанию
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д iconДуховно-нравственное воспитание школьников через систему краеведческой работы
Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он...
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д iconПрограмма «Духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи в моу осош №15 г. Балея Забайкальского края на 2010-2013годы» Наименование программы
Программа «Духовно-нравственное воспитание подростков и молодежи в моу осош №15 г. Балея Забайкальского края на 2010-2013 годы»
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д iconПервостепенная задача современной образовательной системы – духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся
Первостепенная задача современной образовательной системы духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д icon2009 Редакционно-издательский совет
ПарамоновГ. В. Философия языка и духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д iconДуховно-нравственное воспитание цель
Оказывать психолого-педагогическую поддержку процесса познания и самопознания воспитанников
Духовно-нравственное воспитание подростка через изучение фольклора на уроках словесности Черных Н. В., Маслова И. Д iconПриложение №1 Модель выпускника в контексте проекта программы «Духовно-нравственное воспитание детей в пгт. Белогорск на 2011-2015 годы»
Модель выпускника в контексте проекта программы «Духовно-нравственное воспитание детей в пгт. Белогорск на 2011-2015 годы»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов