Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» icon

Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame»



НазваниеМандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame»
Дата конвертации06.06.2013
Размер289.47 Kb.
ТипДокументы

Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame»

Стихотворение «Notre Dame» написано Осипом Мандельштамом в 1912 году. Именно в этот от литературного общества «Цех поэтов» отделилось новое направление. Его авторы называли себя акмеистами – «находящимися на вершине». В числе акмеистов оказался и Осип Мандельштам. Его лирика заявила об этом раньше, чем поэт примкнул к новому течению. Стихотворениям Мандельштама никогда не была присуща абстрактность и погружение во внутренний мир, характерные для символистов.

Каждая строка, каждая метафора у него – четкая линия цельного художественного полотна поэтического произведения. Таково и стихотворение, посвященное собору Нотр-Дам-де-Пари. Стоит отметить, что Мандельштам принял христианство в 1911 году. И больше всего его интересовали истоки католической веры. Изыскания в этой области вдохновили поэта на создание нескольких произведений, в том числе и «Notre Dame».

Размер стихотворения – шестистопный ямб. Он придает строфам и певучесть и ритмичность одновременно. Отсюда ощущение легкости строк, словно они действительно взлетают к самому куполу собора. И если у символистов эпитеты играют «служебную», проходную роль, то у Мандельштама они подчеркивают, усиливают качества описываемого предмета: «…Стоит базилика, и — радостный и первый —/Как некогда Адам, распластывая нервы,/Играет мышцами крестовый легкий свод».

У ключевого слова «свод» целых четыре эпитета и метафорическое сравнение с первым человеком на Земле. Так же, как Адам предстал перед Создателем, архитектурный венец предстает перед лирическим героем, которым является сам автор. Напряжение, созданное в первом четверостишии, рассеивается во втором: «…Здесь позаботилась подпружных арок сила,/Чтоб масса грузная стены не сокрушила,/И свода дерзкого бездействует таран». По сути, здесь описана динамическая статика.

Сильные, выразительные эпитеты – «подпружные» арки, «грузная» масса, «дерзкий» свод – рисуют нам картину архитектурного творения, живущего своей жизнью. И справляются с этим лучше, чем почти незаметные глаголы – «позаботилась», «сокрушила», «бездействует».

В третьем четверостишии поэт говорит о синтезе антагонистичных культур и религий, из которого возникла непостижимая красота рукотворного шедевра: «Души готической рассудочная пропасть,/Египетская мощь и христианства робость,». В заключительном четверостишии поэт подводит итог своим наблюдениям. Как матрешка в матрешке, здесь заключена метафора в метафоре: нависший свод собора символизирует собой некую угрозу, которая в свою очередь олицетворяет сомнения и творческие метания автора.


Размышляя, лирический герой обнаруживает, что угроза в то же время является и стимулом к созиданию: «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,/Я изучал твои чудовищные ребра,—/Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/И я когда-нибудь прекрасное создам…».


^ 2. Одним из программных произведений Мандельштама в сборнике “Камень” является стихотворение “Notre Dame”.

Чтобы раскрыть смысл этого стихотворения, необходимо вписать его анализ:

^ 1) в единство замысла сборника “Камень”; 
2) в творческую концепцию мировоззрения поэта; 
3) в историко-культурный контекст.


Как и в стихотворении “Автопортрет”, центральным, кульминационным образом-символом становится камень.

^ Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания”.

Грубая материалистическая весомость камня выражает приятие реальности, бытия.

Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нём потенциальную способность динамики — как бы попросился в “крестовый свод” — участвовать в радостном взаимодействии себе подобных”.

В контексте творчества О.Э. Мандельштама на камень человек направляет свои творческие усилия, стремится сделать материю носителем высокого содержания. Вспомним строки из стихотворения “Я ненавижу свет…”:

^ Кружевом, камень, будь И паутиной стань.

Собор Notre Dame становится образом преображения камня. Рукою таинственного “строителя щедрого” камень стал воздушным и светозарным храмом, вместилищем мудрости.

Notre Dame — собор Парижской Богоматери, знаменитый памятник ранней французской готики. С первой строки стихотворения Мандельштам как бы налагает контекстуальные пласты друг на друга, вызывая ассоциативные ряды у читателя.

Где римский судия судил чужой народ…” — автор явно отсылает нас к историческому факту. Notre Dame стоит на острове Сите, где находилась древняя Лютеция — колония, основанная Римом. Так в стихотворении возникает римская тема. Рим — “корень западного мира”, “камень, замыкающий свод”.

Римская тема даёт возможность ощутить историю как единый архитектурный замысел. Опосредованно заявленная, эта тема несёт в себе объединяющее начало, отсюда совместимость различных культурных контекстов в стихотворении.

^ Метафорическое сравнение храма с первым человеком, Адамом, даёт скрытую аналогию: соотнесённости частей тела с частями храма.

Традиционно с образом Адама связан мотив радости существования, счастья бытия. Мандельштам обыгрывает эту идею, смещая акценты: метафорически явно связанный с Адамом, несёт в себе идею бытийственности.

Первые две строфы стихотворения построены по принципу антитезы: внешнему противопоставлено внутреннее. “Крестовый лёгкий свод” обнаруживает “тайный план” — “массу грузную стены”. Через ощутимую тяжесть возводимого здания, грозное давление массивного свода на подпружные арки реализуется мотив камня. Метафора “и свода дерзкого бездействует таран” строится по принципу антитезы. Тот же контраст, что и в стихотворении “Автопортрет”: скрытая вулканическая энергия замерла лишь на мгновение, словно пятая стихия, зависшая между Небом и Землёй.

Существование Notre Dame — это вызов, брошенный человеком Небу, вечности (“Неба пустую грудь // Тонкой иглою рань”). Сей дерзновенный проект — застывшая стихия, сотворённая человеком.

В третьей строфе различные культурные эпохи соединяются в “неслиянное единство” (определение О.Мандельштама), воплощённое в “стихийном лабиринте” храма. Через архитектурное совершенство собора, через его виртуозную “сотворённость” и величественную “телесность” проступают черты прошлых культур.

Чтобы показать этот синтез, подчеркнуть ёмкость открывающегося ирреального пространства храма, поэт использует оксюморон (“Души готической рассудочная пропасть”), соединяет в ряд противоположные явления: “египетская мощь и христианства робость”; “с тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес”.

^ И наконец, четвёртая строфа становится квинтэссенцией авторской идеи. Происходит зеркальная обратимость твердыни Notre Dame в “недобрую тяжесть” Слова.

Слово становится объектом творческих усилий человека.

Гениальная художественная интуиция поэта позволяет открыть единство культурного пространства. В этом едином культурном пространстве, где сосуществуют все эпохи, следы которых увидел Мандельштам в “твердыне” Notre Dame, растворены “сознательные смыслы” слов — Логосы. Но лишь в архитектурной организации, выстроенности поэзии Слово-Логос обретает своё истинное бытие, истинное значение, более подвижное, нежели данное в словаре, существующее только в данной архитектонике, данной комбинации.

^ Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам”.

Лишь в контексте стихотворения “Notre Dame” словосочетание “тяжесть недобрая” обретает совершенно новую, неожиданную семантику: обозначает Слово.

Любите существование вещи больше самой вещи и своё бытие больше себя…” — скажет О.Мандельштам.

Слово как бы уподобляется камню, обнаруживая свою внутреннюю динамику, и стремится участвовать в “радостном взаимодействии себе подобных” в смысловом поле культуры.


3. М. Гаспаров. Стихотворение Notre Dame «простое», потому что ясно представляет собой восторженное описание собора и затем вывод, четкий, как басенная мораль, – Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, я изучал твои чудовищные ребра, тем чаще думал я: из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам. То есть: культура преодолевает природу, устанавливая в ней гармоническое равновесие противоборствующих сил.

Восторженное описание собора – можем ли мы его сразу пересказать? Может быть, и нет – но не потому, что оно очень сложное, а потому, что оно предполагает в читателе некоторые предварительные знания. Какие? По-видимому, предполагается, что мы 1) знаем, что Notre Dame – это собор в Париже, и представляем по картинкам, как он выглядит, – иначе мы не поймем ничего; 2) что мы из истории помним, что он стоит на том острове Сены, где было римское поселение среди чужого галльского народа: иначе мы не поймем I строфы; 3) что мы из истории искусств знаем, что для готики характерен крестовый свод, подпертый подпружными арками, аркбутанами: иначе мы не поймем II строфы. Кто не интересовался историей искусства, для тех напомним. В такой архитектуре, где нет арок и сводов, вся «недобрая тяжесть» постройки давит только сверху вниз – как в греческом храме. А когда в архитектуре появляются свод и купол, он не только давит на стены вниз, но и распирает их вбок: если стены не выдержат, они рухнут сразу во все стороны. Чтобы этого не произошло, в Раннем Средневековье поступали просто: строили стены очень толстыми – это был романский стиль. Но в таких стенах трудно делать большие окна, в храме было темно, некрасиво. Тогда, в Высоком Средневековье, в готическом стиле, купол стали делать не гладкий, как опрокинутая чашка, а клиньями, как сшитая тюбетейка. Это и был крестовый свод: в нем вся тяжесть купола шла по каменным швам между этими клиньями, а промежутки между швами не давили, стены под ними можно было делать тоньше и прорезать их широкими окнами с цветными стеклами. Зато там, где каменные швы с их умноженною тяжестью упирались в стены, эти места стен нужно было очень укреплять: для этого к ним снаружи пристраивали дополнительные опоры – подпружные арки, которые своей распирающей силой давили навстречу распирающей силе свода и этим поддерживали стены. Снаружи эти подпружные арки вокруг здания выглядели совсем как ребра рыбьего скелета: отсюда слово ребра в IV строфе. А каменные швы между купольными клиньями назывались нервюры: отсюда слово нервы в I строфе. Я прошу прощения за такое отступление: все это был еще не анализ, а те предварительные знания, которые автор предполагает у читателя до всякого анализа. Это важно для комментаторов: комментарий в хорошем издании должен сообщить нам, читателям, именно те предварительные знания, которых у нас может не быть.

Вот теперь этого достаточно, чтобы пересказать стихотворение своими словами по строфам: (I, экспозиция) собор на месте римского судилища красив и легок, (II, самая «техническая» строфа) но эта легкость – результат динамического равновесия противоборствующих сил, (III, самая патетическая строфа) в нем все поражает контрастами, – (IV, вывод) вот так и я хотел бы создать прекрасное из противящегося материала. В начале II и IV строф стоит слово но, оно выделяет их как главные, тематически опорные; получается композиционный ритм, чередование менее и более важных строф через одну. I строфа – взгляд изнутри под крестовый легкий свод; II строфа – взгляд снаружи; III строфа – опять изнутри; IV строфа – опять изучающий взгляд снаружи. I строфа смотрит в прошлое, II–III – в настоящее, IV – в будущее.

Это – то читательское общее представление о стихотворении в целом, с которого начинается анализ. А теперь с этим представлением о целом проследим выделяющиеся на его фоне частности. Готический стиль – это система противоборствующих сил: соответственно, стиль стихотворения – это система контрастов, антитез. Гуще всего они – мы это заметили – в III строфе. Самая яркая из них: Души готической рассудочная пропасть: пропасть – это что-то иррациональное, но здесь даже пропасть, оказывается, рационально построена человеческим рассудком. Стихийный лабиринт – это нечто горизонтальное, непостижимый лес – нечто вертикальное: тоже контраст. Стихийный лабиринт: природные стихии организованы в человеческую постройку, запутанную, но сознательно запутанную. Лес – это напоминание об очень популярном в эпоху символизма сонете Бодлера «Соответствия»: природа – это храм, в котором человек проходит сквозь лес символов, взирающих на него, и в этом лесу смешиваются и соотносятся звуки, запахи и краски, увлекая душу в беспредельность. Но это напоминание полемическое: у символистов природа была нерукотворным храмом, у Мандельштама, наоборот, рукотворный храм становится природой. Далее, Египетская мощь и христианства робость – тоже антитеза: христианский страх Божий неожиданно побуждает возводить постройки не смиренные и убогие, а могучие, как египетские пирамиды. С тростинкой рядом дуб – та же мысль, но в конкретном образе. В подтексте этого образа – басни Лафонтена и Крылова: в бурю дуб гибнет, а тростинка гнется, но выживает; а за ней – еще один подтекст с контрастом, сентенция Паскаля: Человек – лишь тростинка, но тростинка мыслящая, у нас ее помнят по строчке Тютчева: ...и ропщет мыслящий тростник. А в ранних стихах самого Мандельштама тростинка, вырастающая из болота, была символом таких важных понятий, как христианство, вырастающее из иудейства. Здесь я останавливаюсь, чтобы не отвлечься слишком далеко, но вы видите, как обогащает нас понимание этих частностей, к которым мы перешли от понимания этого стихотворения как целого.

Заметьте: во всем этом разговоре я не употреблял оценочных выражений: хорошо – плохо. Это потому, что я ученый, а не критик, мое дело описывать, а не оценивать. Как читателю мне, конечно, что-то нравится больше, что-то меньше, но это мое личное дело. Однако об одной строчке мне хочется сказать: она не очень удачна. Это во II строфе: свода дерзкого... таран. Почему таран? Здесь описываются сразу три движения. Масса грузная свода давит на стены вертикально вниз и в стороны; но дерзким назван свод скорее из-за его вертикального устремления снизу вверх, к готическому шпилю, укалывающему небо (выражение самого Мандельштама); а метафорический таран мы представляем себе бревном, не вертикально, а горизонтально бьющим в стену или ворота. Здесь эти три разнонаправленных образа стеснились и затемнили друг друга.

До сих пор я не выходил за пределы нашего стихотворения – говорил о его композиции, о системе контрастов и т.д. Это был чистый анализ, разбор от целого к частям. Но когда я позволял себе немного расширить поле зрения – включить в него отсылки к Бодлеру, Лафонтену, Паскалю, Тютчеву, – это я вносил уже элементы интерпретации: говорил о подтекстах. Теперь я позволю себе немного расширить поле зрения в другую сторону: сказать о контексте, в который вписывается это стихотворение у Мандельштама и его современников. Стихотворение было опубликовано в начале 1913 г. в приложении к декларации нового литературного направления – акмеизма, во главе которого были Гумилев, Ахматова и всеми позабытый Городецкий. Акмеизм противопоставлял себя символизму: у символистов – поэзия намеков, у акмеистов – поэзия точных слов. Они объявляли: поэзия должна писать о нашем земном мире, а не о мирах иных; этот мир прекрасен, он полон хороших вещей, и поэт, как Адам в раю, должен дать имена всем вещам. (Вот почему Адам упомянут, казалось бы, без особой надобности в I строфе Notre Dame). И в самом деле, мы можем заметить: Notre Dame – стихотворение о храме, но это не религиозное стихотворение. Мандельштам смотрит на храм не глазами верующего, а глазами мастера, строителя, которому неважно, для какого бога он строит, а важно только, чтобы его постройка простояла прочно и долго. Это подчеркнуто в I строфе: Notre Dame – наследник трех культур: галльской (чужой народ), римской (судия), и христианской. Не культура есть часть религии, а религия – часть культуры: очень важная черта мировоззрения. И к этому ощущению, общему для всех акмеистов, Мандельштам добавляет свое личное: в своей программной статье «Утро акмеизма» он пишет: «Любовь к организму и организации акмеисты разделяют с физиологически гениальным Средневековьем» – и дальше произносит панегирик готическому собору именно как совершенному организму.

Почему Мандельштама (в отличие от его товарищей) так привлекало Средневековье – на это мы не будем отвлекаться. Но заметим: «организм» и «организация» – понятия не тождественные, они противоположные: первое принадлежит природе, второе – культуре. В своей статье Мандельштам прославляет готический собор как естественный организм; в своем стихотворении он прославляет Notre Dame как организацию материала трудами строителя. Это – противоречие.


«Я вернулся в свой город…»


Заметим, что, говоря о стихах Мандельштама 30-х годов, мы нередко отождествляем лирического героя его стихов с самим поэтом. И это не случайно. В стихах этого периода мы не найдем той метафоричности, той усложненности образов, которые были присущи раннему творчеству поэта. Мандельштам стремится с предельной ясностью высказать свою позицию, он бросает вызов бесчеловечной власти.

В декабре — январе 1930 года Мандельштам оказывается в Ленинграде после поездки на Кавказ.

^ Анализ стихотворения "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..."

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

 

Ты вернулся сюда, - так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

 

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

 

Петербург, я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

 

Петербург, у меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

 

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

 

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

^ Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.

Фронтальная работа.

  1. Что связывает поэта с городом?

  2. Какую роль играет упоминание старого и нового названий города?

  3. Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения?

Вопросы для анализа стихотворения в группе.

  1. Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощь цвета хочет сказать поэт?

  2. С помощью чего звучит в стихотворении мотив разобщённости людей?

  3. Прокомментируйте образы, возникающие в двух последних двустишиях, обратите внимание на их многозначность.

  4. Какова композиция стихотворения? Можно ли объединить строфы-двустишия? Почему первая стоит особняком?

  5. Как отразились в стихотворении представления поэта об эпохе? Какую главную мысль он хочет донести до читателя?

Предполагаемые ответы.

^ 1.       Что связывает поэта с городом?

Петербург был для О. Мандельштама городом, в котором прошли его детство и молодость. Все здесь знакомо ему "до слез, до прожилок, до детских припухлых желез".

^ 2.       Какую роль играет упоминание старого и нового названий города?

 Оглядываясь по сторонам, Мандельштам пытается узнать прекрасный Петербург, но ничего дорогого из воспоминаний он не может разглядеть в этом городе - Ленинграде, грязном, неуютном, проникнутом неуверенностью перед завтрашним днем и страхом перед днем настоящим.

^ 3.       Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения?

Петербург, я еще не хочу умирать... Беспросветность и мрак говорят о гибели в городе живого начала, и город  угрожает жизни поэту. Это обращение перекликается с пушкинским "Но не хочу, о други, умирать...", однако перекликается лишь внешне. Тональность обоих стихотворений разная. Герой пушкинской "Элегии" полон оптимизма; он не верит, что его жизнь может быть прервана до срока. Более того, он надеется на то, что любовь улыбкою прощальной озарит его закат печальный.Мандельштамовское ещё не хочу умирать придаёт стихотворению смысл безысходности.  Смерть надвигается неумолимая. А.Ахматова вспоминает, что в начале 30-х годов Мандельштам "отяжелел, поседел, стал плохо дышать, производил впечатление старика (ему было 42), но глаза по-прежнему сверкали. Стихи становились лучше, проза тоже".

4.       Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать поэт?

Черно-желтая цветовая гамма вызывает ощущение тоски и беспокойства — наверное, это основные чувства, которые испытывают жители Петербурга 30-х годов. Рыбий жир — чувственно воспринимаемый образ маслянистого, жёлтого отблеска фонарей в тёмной речной воде, он ассоциативно связан с детской темой припухлых желёз. Чёрно — жёлтым кажетсядекабрьский денёк (к зловещему дёгтю подмешан желток), который должен вызывать совершенно другие ассоциации: белизны, солнечного света.

^ 5.       С помощью чего звучит в стихотворении мотив разобщённости людей?

Но телефон молчит, и это говорит о том, что не только город стал неузнаваемым — изменились сами люди: кто-то испугался и затих, кто-то приспособился, кто-то уехал, а кто-то и ушел из жизни. Но велика ли разница теперь между живыми и погибшими? Люди разобщены, живые как мертвецы.

^ 6.       Прокомментируйте образы, возникающие в двух последних двустишиях, обратите внимание на их многозначность.

В этом стихотворении О. Мандельштама перед нами раскрывается весь ужас, вся трагичность эпохи, когда люди от страха не могли спать по ночам: они не знали, будут ли завтра живы. Клевета, доносы, насилие сделали горожан слабыми и покорными. С замиранием сердца они прислушиваются к шагам за дверью, говорят вполголоса.

Дверные засовы, крючки и цепочки поэт не зря считает кандалами — это оковы, надетые, в первую очередь, на души, на волю людей. И, конечно же, совсем не дорогих гостей ожидает Мандельштам ночью, зная, скольких его друзей, товарищей и знакомых увели в неизвестность такие "гости".

^ 7.       Какова композиция стихотворения? Можно ли объединить строфы-двустишия? Почему первая стоит особняком?

Строфы можно объединить по темам парами, но первая всё равно останется особняком. В ней говорится о родном Петербурге, городе детства и юности.

^ 8.       Как отразились в стихотворении представления поэта об эпохе? Какую главную мысль он хочет донести до читателя?

Это стихотворение О. Мандельштама позволяет нам, живущим спустя семьдесят лет после описанных событий потомкам, понять психологию человека в страшные и трагические годы Советской страны. Поэт пытался донести до нас главную мысль: самое важное и самое ценное, чем может владеть человек — это свобода, как внешняя, так и внутренняя.

^ Домашнее задание: Учащиеся читают стихи 30-х годов. Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно стихотворение.

Примеры домашних работ:

В каких образах стихотворения "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз..." воплощено представление лирического героя о Петербурге 30-х годов?

Для лирического героя, в первую очередь, Петербург — это город его раннего детства. В связи с этим, первые образы, появляющиеся в стихотворении, - это "детские припухшие желёзы", а фонари напоминают о "рыбьем жире". То, что в этот момент герой вспоминает свои детские болезни, не случайно. Общее настроение стихотворения — мрачное, полно плохих предчувствий. Основные цвета города — жёлтый и чёрный (декабрьский денёк — это зловещий дёготь, в который подмешан желток — пятна фонарей).

Вторая часть стихотворения начинается с обращения к Петербургу, который не имеет ничего общего с тем городом, где лирический герой провёл детство и юность. Наступление нового политического режима у него ассоциируется со смертью, а люди, подчинившиеся ему, с мертвецами: "у меня ещё есть адреса, где найду мертвецов голоса". Сам герой живёт в страхе: по лестнице (опять же чёрной) за ним придут, поэтому у него "вырванный с мясом" дверной звонок. Самый сильный образ стихотворения - "шевеля кандалами цепочек дверных" - передаёт не только  пророческое предчувствие скорого ареста, но и общее душевное состояние жителей Ленинграда, психологическую атмосферу города 30-х годов ХХ века.

Мелехина Ольга. 11 Я.

Какие стихотворения русских поэтов обращены к Петербургу и что их сближает со стихотворением О. Мандельштама "Я вернулся в мой город знакомый до слёз..."?

Наверное, в русской литературе будет сложно найти поэта или писателя, в чьей жизни Петербург не сыграл своей особой роли. "Северной Пальмирой" восхищались, её обожествляли и презирали, но равнодушным к ней не оставался никто.

А.С.Пушкин в своей поэме "Медный всадник" обращается к Петербургу, городу величественному, гордому:

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся...

Поэт не  в силах сдержать своё восхищение, каждая строфа во вступлении к поэме пропитана гордостью за этот неповторимый город и любовью к нему:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

Возможно, именно такие чувства испытывал и Мандельштам к прежнему, дореволюционному, Петербургу — городу, открытому мировой культуре.

Анна Ахматова в своей поэме "Реквием" пишет уже о Ленинграде. Настроение поэмы очень близко стихотворению "Я вернулся в мой город, знакомый до слёз...". Героиня Ахматовой также не находит в городе живой души:

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Страх и ожидание мучают её. Ленинград стал тюрьмой для тысяч русских людей: "И ненужным привеском казался тюрем своих Ленинград".

Шульц Ксения. 11Я.

Какие стихотворения русских поэтов обращены к Петербургу и что их сближает со стихотворением О. Мандельштама "Я вернулся в мой город знакомый до слёз..."?

Петербург, средоточие культурных и политических течений России, жемчужина, созданная Петром, не могла оставить равнодушным русских поэтов. О Петербурге писали многие замечательные классики. В их произведениях можно выделить две диаметрально противоположные оценки Петербурга: город бюрократизма, сурового гранита, равнодушного к горю и страданиям простого человека, центр деспотии царской, а потом советской власти. Петербург им представлялся символом неволи и отчуждённости. С другой стороны, во многих стихотворениях русских поэтов Петербург - это олицетворение торжества русской культуры, величайший город России, поражающий простором для самореализации. Вот что писали о Петербурге поэты 18 века: "Мы град в тебе престольный видим ныне", а  это уже слова Пушкина: "Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид". Мандельштам же характеризует Петербург эпитетами: мрачный, чёрный. Для этого поэта Петербург - тюрьма. Подобные оценки встречались и у других поэтов. А.С.Хомяков писал о нем: "Здесь, где гранитная пустыня /Гордится мертвой красотой...". Таким предстаёт Петербург в творчестве Некрасова: "Пройдут года в борьбе бесплодной, /И на красивые плиты, /Как из машины винт негодный, /Быть может, будешь брошен ты?".

Петров Анатолий. 11Я.

^ Какие стихотворения русских поэтов затрагивают тему свободы личности и какие мотивы сближают её со стихотворением Мандельштама?

Тема свободы является одной из основных в русской поэзии. Раскроем её на примере стихотворений Пушкина и Лермонтова. В оде "Вольность" Пушкин воспевает свободу в её политическом смысле, защищая идею французских просветителей: "Лишь там над царскою главой /Народов не легло страданье, /Где крепко с Вольностью святой /Законов мощных сочетанье". С ужасом он смотрит на современный ему мир, мир господ и рабов: "Увы! куда ни брошу взор —/ Везде бичи, везде железы, /Законов гибельный позор, /Неволи немощные слезы". Особенно сильны мотивы свободы в  тех стихотворениях Пушкина, которые были  написаны в годы южной ссылки.

Тема свободы поднимается и в творчестве Лермонтова. Первоначально эта тема возникает под влиянием декабристских традиций ("Песнь барда", "Жалоба турка"). Однако в дальнейшем тема свободы обретает у Лермонтова конкретное социальное значение - оправдание революций против деспотической власти ("Есть суд земной и для царей"). Эти стихотворения сближает с произведением Мандельштама любовь к свободе, осознание того факта, что российский народ находится под властью деспота.

Петров Анатолий. 11Я.


^ Стихотворение "За гремучую доблесть грядущих веков..."

Мандельштам покидает Ленинград в 1931 году. Его московский период продлится три года — до 1934 и будет одним из самых интенсивных в творчестве поэта. Именно в 30-е годы Мандельштам начинает трагически сознавать себя как человек, живущий в мире, где нет ни Бога, ни вечности, ни смысла существования — ничего. Звонкая пустота.

Вызов властителю с "жирными пальцами" брошен Мандельштамом и в его знаменитом стихотворении "Мы живем, под собою не чуя страны..." (1933). Помимо первой строчки, гениально воплотившей мысль об отчужденности человека от человека и от своей страны, стихотворение, быть может, и уступает вершинам творчества Мандельштама. Но эта карикатура, эта злая эпиграмма - акт гражданского мужества и, естественно, приговор, подписанный поэтом самому себе. 13 мая 1934 года Мандельштам был арестован и сослан в Чердынь, где была попытка самоубийства. Чердынь было разрешено заменить на Воронеж. Невиданный творческий взлет 1935 года воплотился в создании Воронежских тетрадей.

Лишив меня морей, разбега и разлета

И дав ноге упор насильственной земли,

Чего добились вы? Блестящего расчета -

Губ шевелящихся отнять вы не могли.

 Превозмогая горечь одиночества и отверженности, Мандельштам достигает удивительной полноты, цельности видения мира, органической сопричастности всему, что происходит вокруг, высочайшей степени свободы. Окончательная редакция стихотворения "За гремучую доблесть грядущих веков..." не сразу далась Мандельштаму. Он работал над ним в марте 1931 и в конце 1935 г. Анна Ахматова свидетельствовала, как в 1933 году он сказал ей: "Стихи сейчас должны быть гражданскими".

^ Анализ стихотворения "За гремучую доблесть грядущих веков..."

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей

Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

 

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей,

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей.

 

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых кровей в колесе,

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе,

 

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

^ Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.

Фронтальная работа.

  1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?

  2. Какая строчка в стихотворении является главной?

Вопросы для анализа стихотворения в группе.

  1. Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?

  2. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?

  3. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?

  4. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?

Предполагаемые ответы.

^ 1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?

Очень тяжёлые чувства - подавленности, безысходности. Трус, хлипкая грязца, кровавые крови в колесе- это приметы тридцатых годов. Это стихотворение о веке - волкодаве.

^ 2. Какая строчка в стихотворении является главной?

Последняя строчка в стихотворении является главной: И меня только равный убьёт.

3. Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?

Век — волкодав явно враждебен поэту. Стихотворение начинается с прямых признаний лирического героя в своём одиночестве. Он один на фоне покорного и молчащего народа. Поэт выразил  правду массового существования. Ведь если век — волкодав, то тот, кому он кидается на плечи, - уже не человек, а волк. Для лирического героя утрата права быть человеком страшнее гибели. Он никогда ни при каких условиях не откажется от этого права: не волк я по крови своей.

^ 4. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?

Вторая строфа превратилась в развёрнутую метафору. Герой обращается к веку, к собственной судьбе. К создателю? Выходом из столкновения с волкодавом становится уход в ночь, где течёт Енисей. В данном контексте ночь выступает как спасительное начало. Сибирские степи превращаютсяв жаркую шубу, а затеряться в них означает уподобиться шапке, запихнутой в рукав. Здесь уход в ночь — обретение незаметности, защищённости, тепла, хотя гибельный смысл самого ухода всё равно присутствует как фон.

Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой, медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт. Здесь очевидна отсылка к двум лермонтовским мотивам — ночной, звёздной гармонии ("Выхожу один я на дорогу...") и спящей под снегом севера одинокой сосны ("На севере диком стоит одиноко...").

Но если у Лермонтова возникала коллизия жизни-сна, жизни-забытья, противостоящей холодному сну могилы, то в стихах Мандельштама лермонтовские реминисценции создавали образ некоей глубинной, непроявленной жизни, метафорическим выражением которой становились текущая подо льдом река, хранимое под снегом тепло и неостановимый рост дерева зимой. Эта жизнь выступает как противовесхлипкой грязце и кровавым костям в колесе.

^ 5. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?

Повтор во II и IV строфах:

Но не волк я по крови своей…

Потому что не волк я по крови своей…

^ 6. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?

Лирический герой за гремучую доблесть грядущих веков,// За высокое племя людей отдаётблагополучие, радость, честь. Но он не станет одним из волков, и веку-волкодаву его не убить. Его миссия как поэта - прорвать своим голосом оцепенение эпохи. Творческому дару поэта равновелика только сама природа: И меня только равный убьёт.

^ Биографические сведения.

Заключительное слово учителя.

В мае 1937 — поэт возвращается из ссылки с запрещением жить в Москве; 2 мая 1938 года - арестован в санатории в Саматихе; приговорён к пяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность; смерть наступила в пересыльном лагере 27 декабря 1938 года. Из опубликованных сведений о последних днях Мандельштама наиболее достоверным представляется свидетельство сокамерника поэта Ю. И. Моисеенко, опубликованное Э. Поляновским в очерке "Смерть Осипа Мандельштама" ("Известия", 30.05.92). Бесхитростный рассказ человека, весьма далекого от поэзии, вряд ли осознающего величие того, о ком он рассказывает, потрясает своей трагической простотой.

Домашнее задание: Учащиеся читают стихи 30-х годов. Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно стихотворение.

^ Примеры домашних работ:

В каких образах стихотворения "За гремучую доблесть грядущих веков..." воплощено представление лирического героя о его времени?

Центральный образ стихотворения "За гремучую доблесть грядущих веков..." - это образ века-волкодава. Такая метафора создаётся на сравнении людей, живущих в данную эпоху, с волками. Лирический герой не принадлежит к этой стае и говорит, что лучше он уедет в Сибирь ("Уведи меня в ночь, где течёт Енисей..."), чтобы спастись от проявлений своего страшного века ("не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, ни кровавых костей в колесе..."). По мнению героя, три самых главных болезни его века — это трусость, малодушие, жестокость. Сибирь же представляется ему желанным укрытием, он идеализирует её, используя гиперболу: "где сосна до звезды достаёт". Он верит, что век-волкодав его не сломит, его человеческому достоинству равна только могущественная природа, "где  течёт Енисей". Но в стихотворении звучит трагическая нота: "уведи меня в ночь". Образ ночи — это неестественный образ жизни для человека.

Мелехина Ольга. 11Я.

В каких стихотворениях русских поэтов звучит тема назначения поэта и поэзии, и чем они близки стихотворению О.Э.Мандельштама "За гремучую доблесть грядущих веков..."?

Тема поэта и поэзии волнует любого пишущего стихи, она поднимается во многих стихотворениях русских поэтов. Одно из самых известных - "Пророк" М.Ю.Лермонтова. Между двумя стихотворениями можно провести несколько параллелей. Во-первых, в обоих герой противопоставляет себя толпе: пророк видит в людях проявление злобы и упрёка, герой Мандельштама — трусость и жестокость. Толпа не понимает и не принимает пророка, поэтому он отрекается от общества и уходит в пустыню. Герой Мандельштама отказывается быть в "волчьей стае" века-волкодава, поэтому он хочет укрыться в Сибири. Второй важный момент — божественность творческой силы пророка Лермонтова и лирического героя Мандельштама: "вечный судия дал всеведенье пророка", "не волк я по крови своей, и меня только равный убьёт".

Мелехина Ольга. 11Я.

^ Прочитайте стихотворение "Notre Dame" и выполните задания В8 — В12; С3 — С4

В8. Как называются образные определения, служащие изобразительно-выразительным средством ("свода дерзкого", "непостижимый лес")?

В9. Какое средство выразительности, основанное на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке стихотворения: "Играет мышцами крестовый лёгкий свод"?

В10. Какой приём положен в основу композиции стихотворения и особенно ярко проявляется в строках: "Египетская мощь и христианства робость // С тростинкой рядом - дуб…"?

В11. Стихотворение является примером поэзии, воспевающей наш земной мир, дающей имена всем вещам с помощью точных слов. К какому литературному направлению относил это стихотворение сам автор?

В12. Каким размером написано стихотворение?

С3. В каких образах стихотворения воплощено представление лирического героя о соборе?

С4. В каких произведениях русских поэтов поднимается тема "прекрасного" и что их сближает со стихотворением О.Э.Мандельштама "Notre Dame"?

Вариант II.

Прочитайте стихотворение "Бессонница. Гомер. Тугие паруса…" и выполните задания В8 — В12; С3 — С4

В8. Торжественный тон повествования в стихотворении подчёркивается использованием слов, не употребляемых сегодня в разговорной речи: сей, витийствую. Как называются такие слова?

В9. Назовите средство художественной выразительности, которое является вопросом, не требующим ответа: Куда плывёте вы? Кого же слушать мне?

В10. Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный О.Мандельштамом в приведённом стихотворении (И море черное, витийствуя, шумит…).

В11. Какой вид тропа, основанный на переносе значения по смежности, использует автор в строке:Бессонница. Гомер. Тугие паруса?

В12. Какой вид рифмовки использует автор в стихотворении?

С3. С какими образами стихотворения связано представление лирического героя о жизни?

С4. В каких стихотворениях русских поэтов утверждается мысль о том, что главной движущей силой в мире является любовь, и какие мотивы сближают их со стихотворением О.Э.Мандельштама "Бессонница. Гомер. Тугие паруса."?

Или

С4. В каких стихотворениях русских поэтов создан образ моря и какие мотивы сближают их со стихотворением О.Э.Мандельштама "Бессонница. Гомер. Тугие паруса"?

 

^ Ответы к контрольным материалам.

Вариант I.

В8          эпитет

В9          метафора

В10        антитеза

В11        акмеизм

В12        ямб

С4          А.С.Пушкин "Я помню чудное мгновенье", "Медный всадник"; М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."); Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной..."; А.А.Фет "Это утро, радость эта..." и др.

Вариант II.

В8          архаизмы

В9          риторический вопрос

В10        эпитет

В11        метонимия

В12        опоясывающая (кольцевая)

С4          А.С.Пушкин "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), М.Ю.Лермонтов "Как часто пёстрою толпою окружён..."; Ф.И.Тютчев "К.Б." ("Я встретил вас — и всё былое...")

или

С4          В.А.Жуковский "Море"; А.С.Пушкин "К морю"; Ф.И.Тютчев "Певучесть есть в морских волнах...".

 


Список использованной литературы:

  1. Гаспаров М. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб.: Азбука, 2001.

  2. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2ч./Под ред. Л.Г.Максидоновой. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  3. Мандельштам, Осип Эмильевич. Собрание сочинений: в 4 т.; под ред. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. - Москва: ТЕРРА, 1991.

  4. Мандельштам, Осип Эмильевич. Стихотворения; Проза; Статьи - Москва : АСТ: Олимп, 2000. (Школа классики. Книга для ученика и учителя).

  5. Мифологический словарь.Автор: Геннадий Щеглов, Вадим Арчер. Издательство: Астрель: 2006.

  6. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М.: Прогресс, 1992.

  7. Русская литература ХХ века. Учебная книга для учащихся старших классов. Автор-составитель Г.С.Меркин. СКРИН МОСКВА ТРАСТ-ИМАКОМ СМОЛЕНСК 1995.

Ресурсы сети Интернет:

  1. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 




Похожие:

Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconСтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» сюжетно восходит к страницам русской класси­ки и фольклору. У некрасова,...
Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconПлан работы над лирическим стихотворением
Как ты думаешь, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconТема урока : Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»
Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности,...
Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconСитуации, позволяющие выявить детей с аффективным поведением
Мальчик учится в первом классе, накануне вечером он учил стихотворение, которое задали на дом. Рассказывал его всем дома, с выражением,...
Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconВладельцы села кимры
В. Старицкий, А. М. Львов, А. П. Салтыков, М. Г. Головкин, А. К. Воронцова, Е. В. Энгельгард – Скавронская, Ю. Лита, О. Э. Мандельштам,...
Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconМатериалы к уроку №2 Стихотворение А. С. Пушкина “И. И. Пущину” Из истории создания стихотворения «И. И. Пущину»
«поэта дом опальный» в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. Больше они никогда не виделись....
Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconСтихотворение ученицы 9 класса Сорокиной Дарьи Мое право на счастливое будущее «Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…»
Счастье, по мнению Даши это обычная жизнь, такая, какой она видит в своей семье и в семьях своих близких. По своему построению стихотворение...
Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconПриложение Стихотворение «Толерантность»

Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconКонкурс на лучшее стихотворение, сказку, рисунок, посвящённый математике среди учащихся 5 6-х классов Учащиеся 5 -6 класса
Конкурс на лучшее стихотворение, сказку, рисунок, посвящённый математике среди учащихся 5 – 6-х классов
Мандельштам Осип Эмильевич. Стихотворение «Notre Dame» iconПрочитайте приведенное ниже стихотворение А. А. Ахматовой и выполните задания В1-В8; С1-С2

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов