Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» icon

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»



НазваниеСтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Дата конвертации30.03.2013
Размер104.29 Kb.
ТипДокументы

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» сюжетно восходит к страницам русской класси­ки и фольклору. У Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина лошадь часто символизирует безропотного, по­корного труженика, беспомощного и угнетенного, вызы­вающего жалость и сострадание.

Любопытно, какую творческую задачу решает в этом случае Маяковский, что для него образ несчастной лошади? Маяковский — художник, чьи общественные и эстетиче­ские взгляды были весьма революционны, — всем своим творчеством провозглашал идею новой жизни, новых отно­шений между людьми. Стихотворение «Хорошее отноше­ние к лошадям» новизной художественного содержания и формы утверждает ту же мысль.

Композиционно стихотворение состоит из трех частей, симметрично расположенных: первая («упала лошадь») и третья («лошадь... пошла») обрамляют центральную («гла­за лошадиные»). Связывает части как сюжет (то, что проис­ходит с лошадью), так и лирическое «я». Сначала противо­поставляется отношение к происходящему лирического ге­роя и толпы:

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Затем крупным планом даны глаза лошади и слезы в них «за каплищей каплища» — момент очеловечивания, подго­тавливающий кульминацию переживания лирического ге­роя:

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

Сюжетная развязка и ее оценка автором («пришла весе­лая... и стоило жить, и работать стоило») отражает смысло­вой итог стихотворения.

Образную систему, в рамках которой развернут лириче­ский конфликт, представляют три стороны: лошадь, улица, лирический герой.

Фигура лошади у Маяковского весьма своеобразна: она лишена признаков жертвы социального конфликта. Нет ни седока, ни поклажи, которые могли бы олицетворять тяго­ты, угнетение. Да и момент падения не обусловлен устало­стью или насилием («льдом обута, улица скользила...»).

Звуковая сторона стиха подчеркивает враждебность улицы. Аллитерация:

— Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб-

не столько звукоподражательная (этого Маяковский не любил), сколько содержательная и в сочетании со словами «круп», «грохнулась», «сгрудились» на звуковом уровне дает «приращение» смысла. Улица у раннего Маяковско­го — часто метафора старого мира, обывательского созна­ния, агрессивной толпы: «Толпа озвереет..» («Нате/»); «Толпа навалилась, огромная, злая» («Вот так я сделал­ся собакой»). В нашем случае это еще и толпа праздная, разодетая:

...за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клешить...

Не случайно и улица — Кузнецкий, за которым тянется шлейф определенных ассоциаций еще со времен Грибоедова («оттуда моды к нам...»).
Бесцеремонность толпы подчерк­нута выбором глаголов: «смех зазвенел и зазвякал». Звуки «з», «зв», настойчиво повторяющиеся, усиливают смысл слова «зевака»; то же подчеркивает и рифма: «зевака» — « зазвякал».

Противопоставление «голоса» лирического героя «вою» (толпы и сближение его с объектом всеобщего внимания осуществляется лексически, синтаксически, фонетически, интонационно, а также с помощью рифм. Параллелизм глагольных конструкций («подошел и вижу»), рифмы («один я» — «лошадиные», «в вой ему» — «по-своему»), зрительный (глаза) и звуковой образы («за каплищей кап­лища... катится», «плеща») — средства усиления впечат­ления от самой картины, сгущения эмоций лирического героя.

«Общая звериная тоска» — метафора сложного психоло­гического состояния лирического героя, его душевной уста­лости, безысходности. Сквозными становятся звуки «ш— щ», восходящие к слову «общая». Ласково-снисходительное обращение «деточка» адресовано «нуждающемуся в няньке», т. е. тому, кто свое душевное состояние ассо­циирует с мягкой и по-своему глубокой сентенцией Ма­яковского: «...все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Центральный образ стихотворения обо­гащается новыми смысловыми оттенками, приобретает психологическую глубину.

Если прав Роман Якобсон, считавший, что поэзия Ма­яковского есть «поэзия выделенных слов», то такими сло­вами в завершающем стихотворение фрагменте следует считать, по-видимому, «стоило жить». Каламбурная риф­ма («пошла» — «пошла»), настойчивое усиление звуком и рифмой смысла («рванулась», ржанула», «рыжий ребе­нок» — «жеребенок»), повторение этимологически близ­ких слов («встала», «стала», «стойло»), омографическая близость («стойло» — «стоило») придают оптимистиче­ский, жизнеутверждающий характер финалу стихотворе­ния.

У поклонников Маяковского это стихотворение на осо­бом счету. Написанное в 1918 году, оно не отличается поли­тической остротой, как «Ода революции» или «Левый марш» и не дает повода для псевдолитературных спекуля­ций. По мироощущению лирического героя стихотворение близко более раннему — «Скрипка и немножко нервно». Их сближает не революционный пафос, а тоска по утраченному взаимопониманию, желание обрести единомышленников, «встать на ноги», «жить вместе».

Это преодоление отчуждения, единение близких по духу людей и есть идеал автора, чье поэтическое мастерство и но­ваторство побеждают пошлость и увлекают своей ориги­нальностью, яркостью, любовью к жизни.

Хорошее отношение к лошадям-2

1918 год. Трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разру­шено. Не было хлеба, топлива. Виктор Шкловский в книге о В. Маяковском вспоминал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, надо развесить, чтобы их читали на стенках. Но клей — это мука, а муки тоже не бы­ло. Приколотить — это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось наколачивать газеты деревянными кли­нышками...

Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала...

На улицах палые лошади. Убирать было некому... Петроград ел главным образом овес»1.

В эти годы и было создано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». В основу сюжета легло уличное происшествие. О нем впоследствии Маяковский писал:

На Кузнецком

на мосту ,

где дома

сейчас

растут, —

помню,

было:

пала

кобыла,

а толпа

над дохлой

голодная

охала.3

Этот фрагмент стихотворного рассказа можно про­читать учащимся. И после ознакомления со стихотво­рением они убедятся, как преобразился этот реаль­ный факт, стал художественным обобщением, выра­жением нравственных принципов писателя.

В конце марта 1918 г. поэт сообщал Л.Ю. Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь»4. В июне сти­хотворение было уже напечатано.

Развитие сюжета произведения начинается с пер­вых строк:

Били копыта.

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Краткие строки, повторение согласных б-п-т-д пе­редают удары копыт по оледенелой мостовой. Не слу­чайно, на наш взгляд, подбор таких слов: грабь, гроб, груб. Это не только звукоподражание. Писавшие о стихотворении не замечали их смысла. Между тем «Открытое письмо рабочим» (1918) Маяковского мо­жет в какой-то мере прояснить смысл этих слов. Вот что утверждал поэт в обращении: «Двойной пожар войны и революции опустошил и наши души, и наши города. Выжженными скелетами стоят дворцы вче­рашней роскоши. Новых строителей ждут разгром­ленные города...» И как призыв звучали слова: «Да хранит вас разум от физического насилия над остат­ками художественной старины»1.

Поэт своим проницательным взглядом не мог, как и Александр Блок, не видеть «вздыбленные револю­цией стихии». И в приведенных выше словах стихо­творения («Грабь. Гроб. Груб.») проглядывают анти­гуманные явления тех лет2.

Начало следующей строфы — пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы:

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп грохнулась...

Тропы точны и выразительны. «Ветром опита» (здесь и далее курсив наш. — И.К.) — улица напоена сырым, холодным воздухом; «льдом обута» — пан­цирь льда как бы обул улицу, поэтому она скользила. Здесь метонимия: не улица скользила, а люди, с тру­дом шагающие по неубранным тротуарам.

И как крик боли звучит единственное слово в строке — грох/ну/лась/, замедленность в произнесе­нии которого делает его особо значимым:

Лошадь на круп

грохнулась...

Далее гневные строки в адрес праздношатающих­ся, для которых муки живого существа — зрелище:

... и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала! —

- Упала лошадь! —

Клёшитъ — неологизм поэта от слова клёш. Стро­ку «штаны пришедшие Кузнецким клёшить» иссле­дователь творчества В. Маяковского В. Перцов прокомментировал так: клёшитъ - - «деталь, подчерки­вающая «модные» в то время брюки-клёш»1, служит и средством социальной характеристики»2. «Клёшит» сытый обыватель, ищущий развлечений. Слово сгру­дились (просторечие) означает «собрались в кучу, как стадо». Страдание животного вызывает у них лишь смех, который напоминает звон металла: «зазвенел и зазвякал». А выкрики их подобны вою. И поэт резко противопоставляет себя гогочущей («Смеялся Куз­нецкий») толпе:

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные...

Поэт удручен увиденным. И его взволнованность передана паузами: «Подошел / и вижу / глаза лоша­диные...»

Улица опрокинулась, течет по-своему...

В растерянных глазах лошади, наполненных сле­зами, отражена улица. Здесь все верно: и «опрокину­лась», и «течет».

Поэт ближе подходит к лошади, быть может, на­клоняется над ней, пристально всматривается:

Подошел и вижу —

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти...

Он потрясен. Лошадь плачет! Его пронзили боль, сострадание к мучению живого существа:

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

Тоска переполняет душу. Человек осознает свое единство с миром природы. Эта тоска, как поток, «вылилась... и расплылась». Волнение так велико, что даже трудно вслух сказать свои добрые слова. Они произнесены едва слышно, «в шелесте». Слова эти — почти обращение к человеку:

Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

Речь поэта прерывиста, полна печали и ласки. Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжелая жизнь, ушибы и оскорбления недоброжелателей и недругов. Но в трудные минуты жизни человека не должна поки­дать вера в свои силы. И обязательно надо помнить о своем достоинстве. Вот в чем смысл сокровенных слов поэта:

Лошадь, слушайте –

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка.

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

В минуты невзгод проявление внимания может поддержать человека, помочь ему преодолеть трудно­сти. В этом подтекст строк:

Может быть,

- старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла.

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги.

ржанула

и пошла.

И вновь поэт находит слова, которые подчеркива­ют единство природы и человека:

Хвостом помахивала.

Рыжий ребёнок.

Оптимистичны завершающие строки стихотворе­ния: «и стоило жить, / и работать стоило». Они кон­трастируют с грустной тональностью большинства ранних стихов поэта. Бытие человека — неповторимый и прекрасный дар. Преодолев трудности, человек готов осилить новые жизненные преграды. Строки «и стоило жить, / и работать стоило» звучат афористично. Кры­латым стало и выражение «все мы немножко лошади».

Привлечем внимание школьников к богатству и разнообразию рифмовки:

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел,

и вижу

глаза лошадиные...

Здесь и составная рифма («Лишь один я» — «гла­за лошадиные»), и звуковая перекличка внутри стро­ки («голос свой не вмешивал в вой ему»). Эти рифмы как бы оттеняют два мира — поэта и равнодушной, черствой толпы.

И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте.

В этих строках еще один пример необычной риф­мы: «звериная тоска» — «вылилась из меня».

Богатство содержания, совершенство формы делают стихотворение значительным явлением в послереволю­ционном творчестве поэта. Значимость его и в гумани­стической устремленности: в годы ожесточенных клас­совых боев поэт призывал к доброте и милосердию.

В. Маяковский продолжал гуманистические традиции русской литературы, ее доброго и бережного отношения ко всему живому. Это произведение напо­минает стихотворение Н. Некрасова из цикла «О пого­де». Сошлемся на отрывок из раздела «До сумерек»:

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща.

Надрывается лошадь-калека.

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

«Ну!» — погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) —

И уж бил ее, бил ее, бил!

...Я сердился — и думал уныло:

«Не вступиться ли мне за нее?

В наше время сочувствовать мода.

Мы помочь бы тебе и не прочь.

Безответная жертва народа,

— Да себе не умеем помочь!»

У Н. Некрасова все выглядит драматичнее. В его произведении нет той жизнерадостной тональности, которая присуща стихотворению В. Маяковского. Горькой иронией, безысходностью проникнуты слова лирического героя: «Мы помочь бы тебе и не прочь... / Да себе не умеем помочь!» Жизнь нещадно бьет по­гонщика, ожесточает его, и он вымещает свою боль на бедном животном. Но ведь словом не поможешь ни погонщику, ни лошади...




Похожие:

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» iconСтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл
Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» iconB. В. Маяковский. Лирика Список художественных произведений: «Нате!», «А вы могли бы?»
Список художественных произведений: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нерв­но», «Лиличка!», «Хорошее...
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» iconДокументи
1. /Маяковский/Владимир Маяковский.doc
2. /Маяковский/Хорошее...

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» iconБиблиотека EnglishSteps www englishstepslessons narod ru
Посвящается Джимбо Мидору и Джорджу Рэдклиффу: за хорошее отношение к Форресту и его друзьям
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» iconХод внеклассного мероприятия На фоне мелодии «Одинокий пастух»
Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Рассказ товарища Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» (Слайдовый показ памятника В....
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» iconТема Родины в произведениях В. В. Маяковского
Эволюция темы Родины в произведениях Маяковского а одиночество лирического героя в мире,дореволюционная поэзия
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» iconПлан работы над лирическим стихотворением
Как ты думаешь, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» iconТема урока : Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»
Уметь: анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности,...
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» icon«Движение это жизнь»
Что можно делать, чтобы самочувствие становилось все лучше и лучше? Хорошее самочувствие – это особый способ существования и на него...
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу лицея №1 п. Добринка Скоморохова Екатерина Васильевна Цель урока
Цель урока: ознакомить с биографией С. Есенина, обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову, учить слушать стихотворение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов