Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» icon

Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума»



НазваниеТест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума»
Дата конвертации30.03.2013
Размер309.58 Kb.
ТипДокументы

Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума»

1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В6

Действие третье, явление 3

М олчал и н

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?

Чацкий

Когда в делах — я от веселий прячусь, Когда дурачиться — дурачусь;

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Молчалин

Простите. Впрочем, тут не вижу преступленья;

Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

Чацкий

Ну что ж?

Молчалин

При трёх министрах был начальник отделенья,

Переведён сюда.

Чацкий

Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых!

Молчалин

Как можно! слог его здесь ставят в образец! Читали вы?

Чацкий

Я глупостей не чтец,

А пуще образцовых.

Молчалин

Нет, мне так довелось с приятностью прочесть;

Не сочинитель я...

Чацкий

И по всему заметно.

Молчалин

Не смею моего сужденья произнесть.

Чацкий

Зачем же так секретно?

Молчалин

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

Чацкий

Помилуйте, мы с вами не ребяты:

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин

Ведь надобно ж зависеть от других. Чацкий

Зачем же надобно?

Молчалин

В чинах мы небольших.

Чацкий {почти громко)

С такими чувствами! с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

В1. К какому жанру драматургии относится пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

В2. Как называется приём изображения персонажа, основанный на использовании впрямую характеризую­щей его фамилии (например, фамилия Молчалина указывает на отсутствие речевой инициативы)?

В3. В основе данного эпизода — беседа между персо­нажами. Каким термином обозначается разговор двух и более лиц в литературном произведении?

В4. В приведённом фрагменте обмениваются мне­ниями персонажи, обладающие контрастными ха­рактерами. Как называется такой тип сопоставления?

В5. О ком говорит Чацкий в финальной реплике от­рывка: «Обманщица смеялась надо мною»?

В6. Каким стихотворным размером написана пьеса А. С. Грибоедова?

2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений) CI, C2

С1. Почему к финалу пьесы Чацкий приходит к вы­воду о том, что «Молчалины блаженствуют на свете»?

С2.
В каких произведениях русской литературы иде­ологический конфликт, споры между героями состав­ляют важную часть сюжета и в чём их отличие от тех, что изображены в пьесе А. С. Грибоедова?

^ Варианты заданий С .1

А) Почему Молчалин — соперник Чацкого в любов­ной интриге пьесы — оказывается более удачливым?

Б) Почему в разговоре с Чацким Молчалин ведет себя по отношению к нему несколько снисходительно, даже берётся поучать правилам карьерного поведения?

Варианты заданий С2

А) В каких произведениях русской литературы сатирически представлены персонажи, живущие в соотве- ствии с молчалинским принципом: «...не должно сметь своё суждение иметь» — и в чём их сходство с героем А. С. Грибоедова и отличие от него?

Б) В каких произведениях русской классики конфликт строится на основе контраста между героями и в чём их сходство и различие с произведением Грибоедова?


^ Черты реализма и классицизма в комедии «Горе от ума»

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» яв­ляется соединение в одном произведении черт классицизма и крити­ческого реализма.

От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданс­кое содержание. Идея комедии может быть сформулирована следу­ющим образом: в русском обществе начала XIX века борются две об­щественные силы - «век нынешний» и «век минувший». «Век ми­нувший» представлен очень разнообразно: это практически все дей­ствующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» — это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княги­ни Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении по­беждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замеча­ния Чацкого о современной жизни дворянского общества предста­вители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по суще­ству ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого чело­века, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэто­му, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это вре­менная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взгля­дами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессив­ными убеждениями «нынешнего века».

В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой—влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня — влюблён­ная девушка (Софья), простак - соперник или друг героя (Молчалин),

благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр — персо­наж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изоб­ражаемому событию, (Чацкий), наперсница — подруга или служан­ка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).

Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: коме­дия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и име­на, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои — особенно Фамусов и Чацкий — про­износят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «прави­ло трёх единств»: действие происходит в один день (единство време­ни), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.

Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений прин­ципов классицизма в пользу реалистического и критического изобра­жения русской действительности первой четверти XIX века.

Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей ко­медии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или по­лулегендарную историю (последнее часто встречается в классицис­тических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян сред­него достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся ис­торических деятелей или царей (последнее типично для классици­стической драматургии). Через множество бытовых деталей описы­вается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева гото­вятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочислен­ных дочерей и т.п.

Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор дей­ствующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстети­ческую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, кото­рая является классической наперсницей, сочетаются живость харак­тера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2)

В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассер­дился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу:

Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;

Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить,

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить... (IV, 14) Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который пред­ставлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хо­зяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чинов­ник средней руки и идеолог «века минувшего».

В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова являет­ся речь персонажей. Если классицистические герои - от слуги до ко­роля — говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь стано­вится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Ска­лозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Осо­бенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) — просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со сво­им секретарём Петрушкой - грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуа­лизированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как клас­сицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), -характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способа­ми рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обыч­ного разговорного языка.

В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от тра­диционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидатель­ного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вы­нужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников — он должен или побе­дить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любов­ная сюжетная линия: избранником героини является не добродетель­ный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.

В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в од­ном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соеди-

няется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия — страдание благородного Чацкого от несправедливого го­нения.

Итак, принято считать, что в истории русской литературы у исто­ков реализма стоят два произведения — «Горе от ума» и «Евгений Оне­гин». При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с черта­ми реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное граж­данское содержание, традиционный состав героев, преобладание мо­нологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, сти­хотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицис­тические черты касаются главным образом внешней, формальной сто­роны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фамусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне лю­бит бедного Молчалина).

В существенных признаках Грибоедов принципиально наруша­ет эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, соци­ально мотивированные характеры героев, в которых переплетают­ся положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Со­фьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибое­дов выбрал не античные времена, а современную ему русскую дей­ствительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в фи­нале порок не наказан.

Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

^ Сюжет и композиция комедии «Горе от ума»

В своей комедии Грибоедов отразил замечательное время в русской истории — эпоху декабристов, эпоху дворянских революционеров, ко­торые, несмотря на свою малочисленность, не побоялись выступить против самодержавия и несправедливости крепостного права. Обще­ственно-политическая борьба прогрессивно настроенных молодых дво­рян против дворян-охранителей старых порядков составляет тему пье­сы. Идея произведения (кто же победил в этой борьбе — «век нынеш­ний» или «век минувший»?) решена весьма интересно. Чацкий уезжает «вон из Москвы» (IV, 14), где он потерял любовь и где его ославили сумасшедшим. На первый взгляд именно Чацкий оказался побеждённым в борьбе с фамусовским обществом, то есть с «веком минувшим». Од­нако первое впечатление здесь является поверхностным: автор показы­вает, что критика общественных, моральных, идейных устоев современ­ного дворянского общества, которая содержится в монологах и репли­ках Чацкого, справедлива. Никто из фамусовского общества не может ничего возразить на эту всеобъемлющую критику. Поэтому Фамусов и его гости так обрадовались сплетне о сумасшествии молодого разобла­чителя. По мнению И.А.Гончарова, Чацкий — победитель, но и жерт­ва, так как фамусовское общество подавило своего одного-единственного противника количественно, но не идейно.

«Горе от ума» — реалистическая комедия. Конфликт пьесы реша­ется не на уровне абстрактных идей, как в классицизме, а в конкрет­ной исторической и бытовой обстановке. В пьесе содержится мно­жество намёков на современные Грибоедову жизненные обстоятель­ства: учёный комитет, выступающий против просвещения, ланкастер­ское взаимное обучение, борьба карбонариев за свободу Италии и т.д. Друзья драматурга определённо указывали на прототипы героев ко­медии. Такого сходства Грибоедов добивался сознательно, ибо изоб­ражал не носителей абстрактных идей, как классицисты, а предста­вителей московского дворянства 20-х годов XIX века. Автор не счи­тает, в отличие от классицистов и сентименталистов, недостойным изображать бытовые подробности обычного дворянского дома: Фа­мусов суетится возле печки, выговаривает своему секретарю Петруш­ке за разорванный рукав, Лиза подводит стрелки часов, парикмахер завивает волосы Софье перед балом, в финале Фамусов ругает всех домашних. Таким образом, Грибоедов соединяет в пьесе серьёзное общественное содержание и бытовые подробности реальной жизни, социальный и любовный сюжеты.

Экспозиция «Горя от ума» — первые явления первого действия до приезда Чацкого. Читатель знакомится с местом действия — до­мом Фамусова, московского барина и чиновника средней руки, ви­дит его самого, когда он заигрывает с Лизой, узнаёт, что его дочь Со­фья влюблена в Молчалина, секретаря Фамусова, а раньше была влюблена в Чацкого.

Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треуголь­нике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна герои­ня, Софья. Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена иде­ологическим противостоянием Чацкого и косной общественной сре­ды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего».

Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов гово­рит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:

Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!

Так можно только ощущать,

Когда лишаешься единственного друга. (II, 8) Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Мол­чалина. Несчастный Чацкий восклицает про себя:

И я чего хочу, когда всё решено?

Мне в петлю лезть, а ей смешно. (Ill, 1) Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В нервом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов совету­ет служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, ко­торый умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Ека­терину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тош­но» (II, 2). Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, кото­рое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключитель­но по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» (II, 5). Но всё-таки сначала со­циальные споры отступают на второй план, позволяя полностью раз­вернуться любовной сюжетной линии.

После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная ис­тория видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь вы­ходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжет­ной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не пове­рил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчали­на. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за куль­минацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» (III, 1). На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третье­го действия.

Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV, 14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Со­фьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское обще­ство. В письме к П.А.Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и по­казал его идейную несостоятельность.

Композиция «Горя от ума» имеет несколько особенностей. Во-первых, в пьесе две сюжетные линии, тесно переплетённые. Завязки (приезд Чацкого) и развязки (последний монолог Чацкого) этих сю­жетных линий совпадают, но всё-таки комедия строится на двух сю­жетных линиях, ибо у каждой из них своя кульминация. Во-вторых, главной сюжетной линией является социальная, так как она прохо­дит через всю пьесу, в то время как любовные отношения понятны ещё из экспозиции (Софья любит Молчалина, а Чацкий для неё -детское увлечение). Объяснение Софьи и Чацкого происходит в на­чале третьего действия, значит, третье и четвёртое действия служат раскрытию общественного содержания произведения. В обществен­ном конфликте участвуют Чацкий, гости Фамусова, Ренетилов, Со­фья, Скалозуб, Молчалин, то есть практически все действующие лица, а в любовной истории - только четверо: Софья, Чацкий, Мол­чалин и Лиза.

Подводя итог, следует отметить, что «Горе от ума» — комедия двух сюжетных линий, причём социальная занимает в пьесе значительно больше места и обрамляет любовную. Поэтому жанровое своеобразие «Горя от ума» можно определить так: социальная, а не бытовая коме­дия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную роль и прида­ёт пьесе жизненное правдоподобие.

Мастерство Грибоедова - драматурга проявилось в том, что он ис­кусно переплетает две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку, сохраняя таким образом целостность пьесы. Мастерство Грибоедова выразилось ещё и в том, что он придумал оригинальные повороты сюжета (нежелание Чацкого верить в любовь Софьи к Молчалину, постепенное развёртывание сплетни о сумасшествии Чац­кого).


^ Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума»

Комедия — цвет цивилизации, плод развив­шейся общественности. Чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой ступе­ни образованности.

В.Г.Белинский

По жанру «Горе от ума» социальная (идеологическая) сатиричес­кая комедия. Тема этого произведения - изображение социально зна­чимого столкновения «века нынешнего», желающего заменить старые порядки, исправить нравы общества, и «века минув­шего», боящегося любых общественных перемен, потому что эти пе­ремены реально грозят его благополучию. То есть комедия описывает столкновение прогрессивного и реакционного дворянства. Названное социальное противоречие является основным для эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года, которая обнажила многие ко­ренные пороки русского общества. Прежде всего это были, конечно абсолютизм, крепостное право, бюрократизм, космополитизм.

«Горе от ума» - идеологическая комедия, так как Грибоедов много внимания уделяет спорам героев по самым актуальным для своего времени вопросам, социальным и нравственным. При этом драматург приводит высказывания как Чацкого, который выражает прогрессив­ные взгляды, так и Фамусова, Скалозуба, Молчалина и гостей, отста­ивающих консервативную точку зрения.

Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был воп­рос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Чацкий, надо признать, выс­тупает не против крепостного строя, а смело осуждает злоупотребле­ния крепостников, о чём свидетельствует знаменитый монолог «А су­дьи кто?». Герой упоминает о «Несторе негодяев знатных», который променял натри борзые собаки своих крепостных слуг, хотя Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали... (II, 5) Чацкий говорит также о хозяине крепостного театра: разорившись, он продал своих крепостных артистов поодиночке.

Все рассуждения о жестокости крепостного права не трогают представителей фамусовского общества — ведь на крепостном праве построено всё сегодняшнее благополучие дворянства. А как легко управлять-помыкать совершенно бесправными людьми! Это видно и в доме Фамусова, который пристаёт к Лизе, ругает слуг, волен наказать их всех, когда и как ему заблагорассудится. Об этом свидетельствует и поведение Хлёстовой: она велит покормить на кухне свою собачку и заодно девку-арапку. Поэтому на гневные выпады Чацкого против крепостников Фамусов просто не отвечает и уходит из комнаты, а Ска­лозуб из монолога «А судьи кто?» уловил только осуждение гвардейс­кого мундира, расшитого золотом, (!) и согласился с этим.

Чацкий, как и Грибоедов, считает, что достоинство дворянина не в том, чтобы быть крепостником, а в том, чтобы быть верным слугой Отечества. Поэтому Чацкий убеждён, что нужно служить «делу, а не лицам» (II, 2). На совет Фамусова послужить он резонно отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (там же). У представителей фамусовского общества совсем другое отношение к службе - для них это средство достижения личного благополучия, а идеалом является праздная жизнь в своё удовольствие. Поэтому Павел Афанасьевич с таким восторгом рассказывает о своём дяде Максиме Петровиче, ко­торый дослужился до камергера, развлекая Екатерину шутовскими номерами. «А? Как по-вашему? По-нашему— смышлён», — воскли­цает Фамусов. Ему вторит Скалозуб:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы. (II, 5) Молчалин советует Чацкому:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить? (III, 3) Чацкий уважает умных, дельных людей, сам не боится совершать смелые поступки. Об этом можно судить по туманным намёкам Молчалина о петербургской деятельности Чацкого:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

Потом разрыв... (III, 3)

В фамусовском обществе люди ценятся не по личным качествам, а по богатству и родственным связям. Об этом с гордостью говорит Фамусов в монологе о Москве:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых, —

Тот и жених. (И, 5) Люди этого круга преклоняются перед иностранцами и иностран­ной культурой. Однако невысокий уровень образования позволяет гра­фине-внучке Хрюминой, княжнам Тугоуховским понимать только французскую моду — они взахлёб обсуждают на балу складочки и бах­рому на новых нарядах. Чацкий в своих высказываниях (особенно в монологе «В той комнате незначащая встреча...» Ill, ll) весьма резко осуждает низкопоклонство перед заграницей. Он, напротив, выступает как патриот России и считает, что отечественная история ничуть не хуже, например, французской, что русский народ «умный, бодрый», что, уважая чужую культуру, не следует пренебрегать своей.

Фамусовское общество испытывает страх перед подлинным просвещением. Все неприятности оно связывает с книгами и «учёностью». Это мнение предельно чётко формулирует сам Павел Афанасьевич:

Ученье — вот чума, учёность — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений. (III, 21)

Все гости торопятся согласиться с Фамусовым в этом вопросе, тут у тех находятся слова: и у княгини Тугоуховской, и у старухи Хлёстовой, даже у Скалозуба. Чацкий, как выразитель передовых идей своего времени, не может согласиться с подобными взглядами Фамусова и его гостей. Он, наоборот, уважает тех,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей, по несчастью, голове

Пять, шесть найдётся мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять ...(III, 22)

Легкомысленное отношение к образованию и воспитанию дво­рянских детей закономерно вытекает из пренебрежения со стороны фамусовского общества к просвещению и наукам. Любящие ро-

тели

Хлопочут набирать учителей полки;

Числом поболее, ценою подешевле...(I, 7)

Воспитателями дворянских недорослей становятся иностранцы с со­мнительной педагогической репутацией. Грустный результат подоб­ной системы воспитания (преклонение перед Европой и презрение к Отечеству) можно наблюдать в третьем действии:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён. (III, 22)

Поскольку любовная линия является одной из двух сюжетообра-зующих, постольку в комедии рассматриваются и отношения в дво­рянских семьях. Чета Горичей становится образцовой семьёй для фа­мусовского общества. «Идеальный муж» Горич превращается в игруш­ку своей капризной жены. Чацкий высмеивает подобные отношения, да и сам Платон Михайлович жалуется на свою жизнь, скучную, од­нообразную, пустую (III, 6).

«Горе от ума» — сатирическая комедия, ибо в ней зло высмеи­ваются общественно значимые пороки героев. Практически все пер­сонажи пьесы описаны сатирически, то есть их внешний благооб­разный вид скрывает внутреннюю пустоту и мелкие интересы. Та-

ким является, например, образ Скалозуба — человека неразвитого, солдафона, который, однако, «метит в генералы» (1,5). Этот полков­ник хорошо разбирается только в мундирах, орденах, палочной дис­циплине. Его косноязычные фразы указывают на примитивное мыш­ление, но этот «мудрец» является героем всех гостиных, желанным для Фамусова женихом дочери и родственником. Сатирически изоб­ражён Молчалин — внешне тихий, скромный молодой чиновник, но в последнем откровенном разговоре с Лизой он раскрывается как низ­кий лицемер:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была. (IV, 12) Теперь все его таланты получают другой смысл: он предстаёт перед персонажами пьесы и читателями человеком без чести и совести, го­товым на любую низость ради карьеры. Сатирический характер и у Репетилова. Этот намекает на тайное общество, на какую-то важную государственную задачу, но всё сводится к пустому шуму и крику его друзей-собутыльников, потому что пока важное «государственное дело: Оно, вот видишь, не созрело» (IV, 4). Сатирически представле­ны, конечно, и гости Фамусова: мрачная старуха Хлёстова, абсолютно глупые княжны, безликие господа N и D, пронырливый Загорецкий. Исчерпывающую характеристику даёт им всем графиня-внучка:

Ну Фамусов! Умел гостей назвать!

Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать. (IV, 1) Сатирически изображает Грибоедов и Чацкого: этот энтузиаст про­поведует благородные идеи в гостиной Фамусова перед самодоволь­ными и пустыми людьми, которые глухи к проповеди добра и спра­ведливости. На такое неразумное поведение главного героя указывал А.С.Пушкин в своём отзыве на «Горе от ума» (письмо к А.А.Бестуже­ву в конце января 1825 года).

Однако финал сатирического произведения не только не смешной, но даже драматичный: Чацкий потерял любимую девушку, о которой мечтал три года в разлуке; его объявляют сумасшедшим, и он вынуж­ден уехать из Москвы. Почему же Грибоедов назвал свою пьесу коме­дией? Этот вопрос до сих пор обсуждается в литературоведении. Как кажется, лучшее толкование грибоедовского замысла даёт И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний»: называя «Горе от ума» комедией, драматург хотел подчеркнуть оптимистичность своего произведения. В борьбе «века нынешнего» и «века минувшего» фамусовское общество побеждает только внешне. Чацкий, один защищающий прогрессивные идеи, сломлен «количеством старой силы», при этом он сам нанёс ей смертельный удар - ведь на все его критические замечания идейные противники ничего не могли возразить по существу, поэтому, недолго думая, объявили его сумасшедшим. Чацкий, по мнению Гончарова, опровергает русскую пословицу: один в поле не воин. Воин, как утверждает Гончаров, если он Чацкий, причём победитель, но одновременно и жертва.

Итак, «Горе от ума» — чрезвычайно содержательное художествен­ное произведение. Комедия насыщена конкретным жизненным материалом грибоедовской эпохи, отражает политическую борьбу своего времени, борьбу между передовой частью дворянства и косным большинством. Драматург поднял в небольшой пьесе важнейшие об­щественные проблемы (о крепостном праве, о назначении дворянс­кой службы, о патриотизме, о воспитании, образовании, семейных отношениях в дворянской среде и т.д.), представил противоположные точки зрения на эти проблемы.

Серьёзное и многопроблемное содержание определило жанровое своеобразие произведения — общественная (идеологическая) сатири­ческая комедия, то есть высокая комедия. Важность поднимаемых в «Горе от ума» социальных проблем становится понятной при сравне­нии этого произведения с другими пьесами того же времени, напри­мер с популярными бытовыми комедиями И.А.Крылова «Урок доч­кам», «Французская лавка».

^ Умён ли Чацкий, противопоставляя себя фамусовскому обществу?

В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почи­тай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай ?

А.С.Пушкин

Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и иронично в зависимости от того, что пони­мать под словом «ум». Кажется, драматург употребил это слово в зна­чении «познавательная и мыслительная способность человека, спо­собность логически мыслить» (АН СССР Словарь русского языка в четырёх томах. М.: Русский язык, 1981, т.4, с.488). Данное определе­ние подразумевает, во-первых, философский ум, высокий интеллект и, во-вторых, «здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своём поведе­нии» (там же). Разделение и сталкивание этих двух значений слова «ум» находим, например, в романе «Война и мир», когда Л.Н.Толстой объяс­няет нулевой результат преобразований, проведённых Пьером Безуховым в своих имениях: главный управляющий, весьма глупый и хит­рый человек, совершенно понял умного и наивного графа и играл им, как игрушкой (2, 2, X).

Когда А.С. Пушкин и И.А. Гончаров рассуждают об уме Чацкого, их оценки на первый взгляд прямо противоположны. Пушкин утвер­ждает в письме к А.А.Бестужеву (конец января 1825 года): «Всё, что говорит Чацкий, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непрос­тительно. Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело...». Гончаров пишет в статье «Мильон терзаний»

1871): «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, он положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством». Из приведённых цитат видно, что Пушкин имеет в виду здравый смысл, то есть житейский ум, а Гончаров - вы­сокий интеллект, а значит, авторы не противоречат друг другу.

Только-только появившись на сцене, Чацкий в своих репликах немногими, но меткими штрихами создаёт остроумные портреты представителей фамусовской Москвы: московских «тузов»-завсегдатаев Английского клуба, «бульварных» лиц, молодящихся тётушек, модных

французов, немецких учителей и т.д. Далее в монологах глав­
герой иронично отмечает «достоинства» «века минувшего», которым так гордится Фамусов: раболепство (завидная карьера Максима Петровича), страх перед просвещением и науками, ненависть к людям, которые хотят жить своим умом («К свободной жизни их вражда непримирима» II,служба не ради дела, а ради карьеры. и т.д. Чацкий даёт блестящие характеристики представителям фамусовского общества: Скалозубу, Молчалину, Фамусову («Любитель чинов» IV, 14). Остро­умные и точные оценки и суждения Чацкого указывают на его независимый и насмешливый ум, на его блестящие аналитические (свя­тимые с анализом явлений окружающего мира и человеческих характеров) способности.

В хитрости и изворотливости, то есть в житейской смекалке, фамусовское общество превосходит умного Чацкого. Глупый Скалозуб, хитрый Молчалин успешно устраиваются в жизни и делают карьеру, которая не даётся Чацкому, человеку прямому и независимому. Скалозy6 и Молчалин хорошо усвоили законы фамусовского общества: помимо деловых качеств, а может быть и прежде них, желающий пре­успеть по службе должен обладать умением угождать начальнику, де­монстрировать своё почтение и преданность:

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок. (II, 2)

Чацкий, понимая все эти хитрости карьеристов, пренебрежительно-снисходительно относится к подобной «науке добиваться успеха». И ещё. При всей своей умной проницательности он не увидел очевид­ного: Софья влюблена в Молчалина. Чацкий недооценил своего со­перника, которого презрительно называл «глупцом» (I, 7), «жалчай­шим созданием» (III, 1), а тихий чиновник оказался весьма ловким пройдохой и обошёл главного героя и в любви, и в чинах: пока Чац­кий три года путешествовал и «искал ума» (I, 5), Молчалин любовь Софьи и «три награжденья получил» (III, 3). Чацкий недооценил так­же сплочённости фамусовского общества


В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков... (IV, 14)

Фамусовское общество не стало опровергать доводы молодого об­личителя, которые опять свидетельствуют о его философском уме, а легко и просто расправилось с ним, проявив житейский изворотли­вый ум и объявив его сумасшедшим

Итак, можно ли назвать Чацкого умным, если он один пытается бороться со всем фамусовским обществом? Да, можно. Обыватель знает наперёд, что это дело безнадёжное: «Можно ль против всех!» (IV, 7) — восклицают гости Фамусова. Но есть герои, которые вопре­ки обывательской мудрости всё равно идут против общественного мнения и отживших правил. Конечно, консервативное большинство раздавит этих «возмутителей спокойствия», но только потому, что вначале их единицы. В конце концов изменения в обществе обяза­тельно произойдут, как и мечтали первые борцы-одиночки. Поэто­му, безусловно, прав Гончаров, который писал, что Чацкий - побе­дитель и всегда жертва.

Разумеется, хорошо, когда ум у человека разносторонний. Но если выбирать, то, видимо, более ценен философский ум (ум Чацкого, а не Молчалина), ибо он помогает осмыслять и понимать мир и людей вокруг. Хитрость и изворотливость помогают преуспеть в жизни только самому их обладателю, а после того как чины и деньги добыты, серь­ёзному человеку жить становится скучно (примеров тому в русской ли­тературе множество — судьба доктора Старцева из рассказа А.П.Чехо­ва «Ионыч» или чиновника Калиновича из романа А.Ф.Писемского «Тысяча душ»).

^ Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»?

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут ус­певает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние за­нятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, кото­рые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не мо­жет быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.

Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, меч­тал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёг­кий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. 44

В жизни он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:

И я в чины бы лез, да неудачи встретил,

Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)

Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаваясь развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя:

Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом.

Танцовщицу держал! и не одну:

Трёх разом! Пил мёртвую!

не спал ночей по девяти! (IV, 4)

Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.

Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету

фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только ти­пичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает главная функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современ-­
ные порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не
менялось:

А наши старички?? — Как их возьмёт задор,

Засудят о делах, что слово — приговор, —

Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их ...беда!

Не то, чтоб новизны вводили, - никогда,

Спаси нас Боже! Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят и ... разойдутся. (II, 5)

Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном-либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не дела­ют, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а пред­водитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шу­лер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достой­ные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невоз­можны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохно­вение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», дру­гие подхватят

И вместе, глядь, водевильчик слепят,

Другие шестеро на музыку кладут,

Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3) Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нари­совать!

Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного ге­роя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зерка­ло, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отра­жении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект исполь­зуется и в художественной литературе: рядом с главным героем поме­щается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным че­ловеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.

Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фами­лию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повто­рять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на дру­гую. Например, он беспощадно ругает себя:

Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,

Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4) «Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «занимать­ся каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетило­ва цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретней­шего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгуль­ный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивается как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сравнивая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:

Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног. (1,7), 11 Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:

...славно пишет, переводит. (II, 5)

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу...водевили (IV, 4).

Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фа­мусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глу­пыми княжнами, лицемерным Молчалиным и т.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно принижает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они называют балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), - пренебрежительно вторит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,

В приличьях скованы, не вырвемся из ига... (IV, 4) При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты - души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень по­хожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:

Куда теперь направить путь?

А дело уж идёт к рассвету.

Поди, сажай меня в карету,

Вези куда-нибудь. (IV, 9) Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведени­ем Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.

Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касаю­щиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими дей­ствующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского об­щества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетило­ва вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, до­верчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».

Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактери­зован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», ко­торое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драма­тург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фа­мусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохно­венные монологи?




Похожие:

Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» iconА. С. Грибоедов «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» была задумана Грибоедовым в 1818 или в 1820 году и закончена в 1824 году
Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» iconПроблема счастья и ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Цель
Чацкого и «фамусовского общества» совершенно разные понятия; развитие навыков связной устной письменной речи, умение анализировать,...
Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» iconОбраз Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Новизна» неприемлема для Фамусова. Грибоедов вводит мотив глухоты, случающейся с Фамусовым каждый раз в беседе с Чацким
Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» iconПроблема личности и общества По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Чацкого
История Чацкого это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире подмен и призраков…
Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» iconОбразы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Ба! Знакомые все лица!
Русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность...
Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» icon«Век нынешний» и«век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Это время с 1816 по 1824 год. Влияние идей французских просветителей, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали...
Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» iconПочему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному?
Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным,...
Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» icon18 билет 3 вопрос Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия
Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным,...
Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» iconУрок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема
Тема: А. С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии
Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума» iconКонспект урока литературы в 9 классе. Тема: "Горе от ума" Меткий афористичный язык комедии. Общечеловеческий смысл комедии
Обсудить актуальность комедии в наше время, жизненность в наше время созданных драматургом типов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов