Поэма символизма Всё преходящее только подобие icon

Поэма символизма Всё преходящее только подобие



НазваниеПоэма символизма Всё преходящее только подобие
Дата конвертации21.04.2013
Размер64.42 Kb.
ТипПоэма



Разобраться! Подготовить пересказ!

«Двенадцать» как поэма символизма

Всё преходящее только подобие.

И.-В. Гёте

Л.А.Блок(1880— 1921) считается самым талантливым поэтом среди русских символистов, а поэма «Двенадцать» — вершиной его творчества, так как в ней ярко отразились художественные принципы символизма.

Русский символизм как литературное направление появился в 90-е годы XIX века и был обусловлен новой общественной ситуацией (развитием и кризисом капитализма) и новыми философскими системами (например, неоплатонизмом). В символизме человек и его отношения с миром понимаются иначе, чем в реализме : окружающая действительность представляется поэту или художнику не как рациональная действительность, а как фантастический и алогичный хаос.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает другой (потусторонний) мир, каждое явление реального мира фигурирует лишь как символ (знак) какой-то идеи. Иными словами, произведение символизма всегда построено на антитезе: потусторонний мир и здешний мир, являющийся неясным отпечатком того мира. У Блока образы в их прямом, реальном значении остаются мало связанными, раздробленными, но эти образы приобретают связь и смысл «за пределами видимости» (во «втором плане»), то есть при их символическом истолковании. Например, в «Двенадцати» в первой главке изображается вечер в зимнем Петрограде, с падающим снегом, с разгулявшимся ветром. Автор рисует торопящихся прохожих (старушку, интеллигента, попа, барыню, бродягу), неподвижного стоящего буржуя; приводит обрывки их разговоров. В этой реальной уличной обстановке Блок сталкивает все слои русского общества (мещанство, интеллигенцию, духовенство, дворянство, деклассированные элементы, буржуазию), и сценка приобретает символическое значение: показывает разное отношение к революции названных слоев общества. А вот другая уличная картинка: бездомный шелудивый пёс тащится за патрулём. Но в поэме автор сам заявляет, что пёс — символ «старого мира»:

Стоит буржуй, как пёс голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

А старый мир, как пёс безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Реальная сценка переосмысливается и приобретает символичный подтекст: «старый мир» по пятам следует за красногвардейцами представителями «нового мира».

Игра символов связана с числом двенадцать. В поэме двенадцать главок, действительным историческим фактом является то, что красногвардейский патруль состоял из двенадцати человек. Но в конце поэмы впереди двенадцати красногвардейцев появляется Иисус Христос с кроваво-красным флагом, патруль переосмысливается как известный библейский символ. Теперь красногвардейцы становятся 12 апостолами нового времени, а Ванька, бывший их дружок, изменивший революции, моментально ассоциируется с Иудой, учеником и предателем Христа. Теперь и сама революция может быть воспринята как пришествие Нового царства, о котором говорится в Библии.

У каждого поэта-символиста складывается свой круг более или менее устойчивых образов-символов, но таких условных и примитивных, что нужен особый авторский «ключ» для их понимании. В «Двенадцати» сквозным символом становится ветер, который ни является в девяти из двенадцати главок. Метель и ветер — устойчивые символы в творчестве Блока (например, его знаменитый цикл «Снежная маска» 1906). Но что они обозначают? Можно сказать, что образ ветра символизирует у поэта движущееся, меняющееся время. Или другое предположение: ветер символизирует и отношение Блока к революции, показывает предчувствие и ожидание надвигающейся революционной бури, которая должна сменить «старый мир» с исторической арены, а белый снег подчеркивает чистоту этого революционного вихря. Однако это только догадка. А. Блок, как и другие символисты, избегал прямого выражения логического раскрытия темы, однозначного истолкования символа, поэтому поэзия символизма доступна только очень узкому кругу «посвященных» читателей.

Все описываемые явления в поэтике символизма лишены реальной конкретности, колорита места и времени. Образы у поэтов-символистов становятся знаками отвлечённых сущностей. Красногвардейский патруль, который проходит через ночной Петроград, состоит из двенадцати человек, но об этих героях читатель ничего не знает, они в поэме никак не охарактеризованы: ни по возрасту, ни через портрет, ни через предысторию, ни через социальное и семейное положение. Только об одном из них - о Петрухе - известно, что у него была «страстная любовь» с Катькой. Девица-изменница теперь гуляет с богатым Ванькой, а до Петрухи у неё были романы с офицерами,


Ещё в поэме будут звучать горькие стоны Петрухи по поводу смерти Катьки и его проклятья буржую, который, оказывается виноват в этой смерти. Таким образом, на место яркого, полноправного образа, который создавался в реалистической литературе, символисты поставили абстрактный образ-символ: живописать их символисты не стремились, ибо для них важен не сам по себе герой, а его идея. Но поэты-символисты, выражая «потустороннюю идею», использовали символику цветов. В «Двенадцати» из всего многообразия цветов, цветовых оттенков реального мира присутствуют всего три цвета: чёрный, белый и красный. Чёрная ночь над Петроградом, чёрная злоба в груди, чёрные ремни на винтовках красногвардейцев, Ванька крутит свой чёрный ус. И тут же белая метель, снег на земле, белые розы в венце Христа. Контрастно выделяются на чёрно-белом фоне кроваво-красный флаг, которым машет Христос, и красная кровь Катьки на снегу, а в воспоминаниях Петрухи возникает « удаль бедовая в огневых её очах», пунцовая родинка неверной любовницы. В критической литературе можно найти объяснение этому набору цветов: от чёрного прошлого через кровь народ, по мнению автора, должен прийти к чистой, новой жизни. Но уверенно сказать, что это объяснение однозначно верно, нельзя,

ибо символ у Блока принципиально многозначен.

Важную роль в поэзии символистов играет музыкальное начало, так как музыка не изображает явления реального мира, а даёт интуитивное представление о нём. То же самое символисты стремились выразить в слове. В «Двенадцати» поэт показал, как он слышал революционные события: каждая из двенадцати главок имеет свой ритм: ритм частушки, раёшника, романса, плясовой и разбойничьей песни, марша, молитвы, плаката и т.д. Так создаётся впечатление дисгармонии, вселенского хаоса, который царит в мире. И через впечатление согласуется в поэме с поведением ветра: он носится по миру, рвёт плакат об Учредительном Собрании, «косит» с ног прохожих и т.д. Понятно, что Блок воспринимает peволюцию как необузданную стихию. Это подтверждается образами ветра и движущегося патруля, а также издёрганным, постоянно меняющимся ритмом главок.

Язык «Двенадцати» способствует выражению смятения, хаоса в мире. В поэме слышится многоголосие, составленное из отдельных реплик людей-представителей разных общественных слоев и групп. Старушка-мешанка охает и жалуется на трудную жизнь, длинноволосый интеллигент торжественно хоронит Россию, барыня в каракуле чувствительно восклицает, а двенадцать красногвардейцев крепко ругаются, употребляют просторечные формы слов (етажи, буржуй, у ей, елекстрический), жаргонные слова (падаль, керенки), грубо балагурят, обсуждая поведение Катьки. Так в поэме через многоголосие создаётся сложный образ народа—одновременно кроткого, разбойного, вольного, жестокого.

Писатель A.M.Ремизом заметил, что в поэме «всего несколько книжных слов, но по-другому передать улицу невозможно».

Подводя итог, можно сказать, что в поэме Блока «Двенадцать» отразились все главные принципы символизма. Для этого литературного направления характерно стремление поставить «неисчерпаемый» символ на место конкретного образа. Блок сам писал, что «Всё сущее — увековечить, // Безличное — вочеловечить, // Несбывшееся - воплотить!» («О, я хочу безумно жить...») Символизм позволяет углубить содержание произведения, за изображением вполне узнаваемой ситуации возникает «второй, третий, четвёртый и т.д. план», благодаря которому в произведении выражаются авторские философские обобщения, исторические аналогии, привносится космичность чувств и страстей. Символизм показывает два мира - здешний и «мир идей», в этом дуализме явлений, их сущностей заключена главная художественная особенность символизма как литературного направления.

В «Двенадцати» наблюдается редкая гармония содержания и формы литературного произведения. Блок понимает революцию и необузданную стихию и в природе, и в обществе, поэтому главным героем в поэме становится ветер. Все художественные приёмы служат выражению этого впечатления от революции: человеческие фигуры находятся в движении (прохожие, патруль, лихач, который везёт Ваньку с Катькой), плакат развевается над улицей между домами, метель вихрится по городу. Только буржуй на перекрёстке «стоит безмолвный, как вопрос» . В этом контрасте движения и неподвижности видится глубокое противопоставление. Блок бесконечно варьирует ритмы главок, сталкивает резко контрастные краски, передаёт многоголосие уличной толпы, смешивает разные языки и стили. Иными словами, в поэме все разнообразные приёмы должны передать авторское восприятие революции, его взволнованность, тревогу, двойственное отношение к историческому событию, которое разворачивается у него на глазах.



Похожие:

Поэма символизма Всё преходящее только подобие iconПоэма «Педагогическая поэма»: Педагогика; Москва; 1981
А. С. Макаренко. В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем...
Поэма символизма Всё преходящее только подобие iconНиколай Алексеевич Некрасов Поэма «Русские женщины»
Поэма Н. А. Некрасова вызывает чувство гордости за свой народ, женщины которого обладают такой способностью любить, таким героизмом...
Поэма символизма Всё преходящее только подобие icon9 класс. «Подобие треугольников»

Поэма символизма Всё преходящее только подобие iconПо Н. Гарину-Михайловскому
Таких и жалеть нечего: вольно же выбрать то временное, преходящее счастье, которое всякая роковая случайность может шутя разбить...
Поэма символизма Всё преходящее только подобие iconОднажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше
Ишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса...
Поэма символизма Всё преходящее только подобие iconАндрей Кудрявцев От
Говорят, за всю жизнь мы используем свою память только на 10-15%. Что-то сомнительно… Хотелось бы все держать в памяти, но – не получается!...
Поэма символизма Всё преходящее только подобие iconТема ЭВМ в системах управления мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы
Главный принцип управления – выслушивать всех, но принимать только собственные решения, и все будут довольны. От твоего правильного...
Поэма символизма Всё преходящее только подобие iconВыпускной праздник в 4 классе ведущий
Конечно, в нашей школьной жизни не всегда было все гладко, возникали и проблемы, но в памяти останется только все самое хорошее,...
Поэма символизма Всё преходящее только подобие iconРусский Крест. Николай Мельников. (поэма)

Поэма символизма Всё преходящее только подобие iconПреодоление грубости и сквернословия
Говорят, что сквернословие генетическая черта русских. Это неправда: во все времена сквернословили только плохо воспитанные, не религиозные,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы