Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления icon

Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления



НазваниеВведение глава I. Формы осуществления местного самоуправления
Дата конвертации31.03.2013
Размер81.98 Kb.
ТипРеферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА I.Формы осуществления местного самоуправления………….5

§1. Органы местного самоуправления…………………………………..8

§2. Местный референдум……………………………………………......11

§3. Сходы граждан……………………………………………………….13

§4. Территориальное общественное самоуправление…………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..18

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 12 Конституции РФ «В Российской федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти». Таким образом, Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны.

Развивая конституционную модель местного самоуправления, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода - прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия [1, ст. 3].

В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению вопросов местного самоуправления). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании местного самоуправления.

ГЛАВА I. Формы осуществления местного самоуправления

Широкая децентрализация мест обязательно должна дополняться внутримуниципальной децентрализацией: развитием общественных начал в деятельности органов местного самоуправления, раскрепощением самодеятельной активности жителей - без этого местное публичное управление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную «прописку» термина «местное самоуправление».


Как же раскрепощать самоуправленческие потенции людей? Это вопрос из разряда неисчерпаемых. Однако можно сформулировать принципиальный подход к его разрешению. Воспользуемся для этого рассуждениями М.А. Краснова. Признавая необходимость развития организационной самодеятельности населения, он выступает против институционального смешения государственно-аппаратных и общественно-самодеятельных структур, т.е. против смешения публично-властного и общественного. Процесс их сближения, по мысли М.А. Краснова, должен быть естественным. В противном случае мы вновь станем свидетелями фактического огосударствления (в смысле обюрокрачивания) общественных формирований по месту жительства. Что же касается правового регулирования «общественной ветви» самоуправленческого движения, то оно должно сводиться не к закреплению структуры и компетенции общественных органов, а к формированию условий их свободного создания, развития и даже отмирания. Покусившись же на внутреннюю жизнь самодеятельных формирований, государство в зародыше убьет управленческие клетки, которые при правильном уходе за ними могли бы в будущем составить ткань реального самоуправления, стать очагами формирования психологии свободы и самоответственности [4, c. 82].

§ 1. Органы местного самоуправления

Конституционное право местного населения самостоятельно определять структуру местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ) обеспечивает большое разнообразие моделей организации аппарата публичной власти на местах. Этот принцип, общий для всех субъектов Российской Федерации, позволяет местному населению сформировать такие органы управления муниципальной собственностью, другими социально-экономическими отраслями местного хозяйства, которые будут осуществлять свои полномочия в соответствии с интересами развития территории муниципального образования.

Конституционные нормы и федеральное законодательство о местной организации власти дают необходимые основания для определения структуры местного самоуправления в узком и широком смысле слова. В узком смысле – это система органов, через которую осуществляется местное самоуправления на данной территории. В широком это понятие охватывает совокупность всех структурных подразделений местного самоуправления, а также функциональные связи между ними, возникающие в процессе решения вопросов местного значения [6, c.81].


§2. Местный референдум

Местный референдум - утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения. Близок к референдуму опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мнение жителей не имеет силы обязательного решения - органы местного самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности. Иногда опрос в форме голосования называют консультативным референдумом.

Как элемент конституционной системы, местный референдум закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, Федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления (ст. ст. 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав (ст. 2 и др.). Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований.

§ 3. Сход граждан

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

§ 4. Территориальное общественное самоуправление

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Названное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Границы указанных территорий устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Федеральный Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько групп организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в Российской Федерации.

Первая из них включает формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.

Эта роль определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления — его органов. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.

Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Другую группу организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права человека и интересы регионов и государства в целом.

Отдельную группу составляют организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Многочисленные, разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, питаемая устойчивыми интересами различных общественных групп. Они трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2009. N 4, ст. 445.

  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ред. от 07 мая 2009 // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822; Российская газета. 2009. 13 мая.


^ СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации. – М., 2005. 445 с.

  2. Берг. О.В. Федеральное законодательство о местном самоуправлении. Научно-практический комментарий – М., 2002

  3. Кокотов А.Н. Саломаткин А.С.Муниципальное право. – М., 2005. 384 с.

  4. Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. 1990. № 10. С.82.

  5. Институты самоуправления: Историко-правовое исследование. – М., 1995. 301 с.

  6. Мирошкин Е.В. Исполнительный механизм в системе органов местного самоуправления. – М., 1998. 154 с.

  7. Муниципальное право Российской Федерации. / под. ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 2000. 686 с.

  8. Муниципальное право. / под. Ред. Н.С. Бондаря. – М., 2002. 559 с.

  9. Омельчинко О.А. Самоуправление в федеральной Германии // Институт самоуправления: историко-правовое исследование. – М., 1995. 541 с.

  10. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М., 2000. 128 с.

  11. Тихомиров Ю.А. Публичное право. – М., 1995. 496 с.

  12. Фадеев В.И. Муниципальное право России. – М., 1994. 168 с.

  13. Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М., 1996. 268 с.




Похожие:

Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconВведение глава I. Понятие и сущность местного самоуправления
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Таким образом, Конституция РФ провозглашает признание...
Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconВ своей работе администрация Мелиоративного сельского поселения руководствуется: Конституцией Российской Федерации фз-131 «Об общих принципах осуществления местного самоуправления в рф»
Фз-131 «Об общих принципах осуществления местного самоуправления в рф» от 6 октября 2003 года
Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconРешение Об утверждении Положения о гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Лучевском сельсовете Уваровского района
Ключение постоянной мандатной комиссии по вопросам депутатской этики, организации контроля и местного самоуправления сельского Совета,...
Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconПонятие системы местного самоуправления
В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных...
Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconСодержание Введение 3 стр. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления 5 стр. Компетенция представительных органов местного самоуправления 11 стр.
Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью 19 стр
Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconРешение от 25. 12. 2012 №4/32
Закон Кировской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного...
Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconОглавление Введение Основные части глава глава Заключение Библиографический список Приложение Введение
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное Чернянского района Белглродской области»
Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconРешение Об утверждении Положения о публичных слушаниях в Лучёвском сельсовете Уваровского района Тамбовской области
Российской Федерации, в целях обеспечения условий для непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия...
Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconРешение Об утверждении Положения о гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижнешибряйском сельсовете Уваровского района
О внесении изменений в решение Нижнешибряйского сельского Совета народных депутатов «Об утверждении Положения о гарантиях осуществления...
Введение глава I. Формы осуществления местного самоуправления iconПостановление 20. 02. 2013 №134/1 с. Кытманово
С целью обсуждения проблем местного значения и улучшения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов