1 Понятие, система и источники избирательного права icon

1 Понятие, система и источники избирательного права



Название1 Понятие, система и источники избирательного права
Дата конвертации31.03.2013
Размер139.22 Kb.
ТипРеферат

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

ГЛАВА I. Избирательное право...................................................................6

1.1. Понятие, система и источники избирательного права.......................6

1.2. Принципы избирательного права......................................................12

ГЛАВА II. Избирательная система............................................................18

2.1. Понятие избирательной системы........................................................18

2.2. Виды избирательных систем...............................................................27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................32

ВВЕДЕНИЕ

Изучение избирательной системы в России отвечает требованиям складывающейся государственности, связанной с особенностями формирования органов власти на новом историческом этапе. Трансформация политической системы приобрела целенаправленный и устойчивый характер. Что, разумеется, не может исключать периодов нестабильности. Это рождает критические воззрения на будущее страны. Но провозглашение в качестве приоритетов развития демократических ценностей предопределяет линию поведения политических элит и формы реализации ее интересов. Коренные изменения в формирование новой политической системы были внесены Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», а также Положением о федеральных органах власти на переходный период.

Фактически в период 1993 - 1999 гг. произошли коренные изменения, связанные с формированием новой модели избирательной системы. Происходили сложные политико-правовые процессы, способствовавшие выработке и утверждению регулятивной роли избирательного законодательства. На его базе были проведены один раз выборы членов Совета Федерации РФ (1993 г.), трижды выборы депутатов Государственной Думы РФ (1993, 1995, 1999 гг.), а также выборы Президента РФ в 1996 г. Избирательное законодательство частично отрегулировало процессы выборов на региональном уровне, определив положение о выборах депутатов законодательных и представительных органов и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов и глав на уровне местного самоуправления. Тем самым избирательный процесс как политическое и социальное явление, перефразируя Ю.А. Веденеева, получил свою юридическую оболочку, юридическую систему - избирательное право1.

Однако в принятой в 1993 г. Конституции РФ не было прописано избирательное право, что привело к появлению в 1994 - 1995 гг. избирательных законов, где наметился отход от принципов равенства, конкурентности, состязательности выборов2. Наметившийся перекос в пользу исполнительной власти отражал общие процессы переходного периода и связан был с нарастающей нестабильностью в социальной и экономической сферах жизнедеятельности российского общества. Исследователями, подтверждающими этот факт, отмечается несформированность системы институтов политического представительства и механизмов партийно-политической идентификации, фрагментарность социально-статусных и идеологических размежеваний в обществе, создающем предпосылки многовариантности голосования и высокой мобильности электората3. Уже при проведении первых выборов в Государственную Думу РФ в 1993 г. были отмечены ограничения на участие для ряда оппозиционных политических партий, использование административных ресурсов, контроль за деятельностью избирательных комиссий, состав которых формировался по распоряжению органов исполнительной власти. Сложностью было и то, что легитимация законодательного органа власти была поставлена в зависимость от референдума по Конституции.

1999 г. подвел итог целого периода, став преддверием нового этапа политических преобразований в России. Избирательное право достигло определенного уровня развития и перешло к регулированию целостных социальных систем4.

Целью контрольной работы является анализ избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие избирательного права, а также его систему и источники;

  • Рассмотреть принципы избирательного права;

  • Рассмотреть понятие избирательной системы:

  • Разобрать виды избирательной системы.

В данной курсовой работе использованы труды таких авторов как: Авакьян С.А., Баглая М.В., Дмитриева Ю.А., Исраелян В.Б., Ершова В.А., и других.

ГЛАВА I. Избирательное право

1.1. Понятие, система и источники избирательного права.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В развитие данного положения, относящегося к основам конституционного строя, Конституция Российской Федерации (статья 32) закрепляет за гражданами Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (исключение из этого права установлено только для граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы).

Закрепив ряд базовых положений в сфере непосредственного народовластия, Конституция предусматривает необходимость их детализации нормами федеральных законов. Данные законы наряду с соответствующими нормами Конституции создали основу для относительной автономизации в системе права и законодательства норм объективного избирательного права, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией прав граждан избирать и быть избранными и на участие в референдуме.

Отраслевая принадлежность указанных норм достаточно очевидна: будучи генетически связанными с конституционным правом и находясь в его предметной сфере, они имеют в его рамках собственный, в значительной степени самостоятельный статус и функционируют в его рамках в качестве подотрасли. Предметом правового регулирования данной подотрасли являются отмеченные общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъективного избирательного права, конструкция которого включает два выделяемых в теории конституционного права вида:

- активное избирательное право (право избирать) и

- пассивное избирательное право (право быть избранным).

Таким образом, в общем виде избирательное право (в объективном смысле) можно определить как систему правовых норм, регулирующих в качестве подотрасли конституционного права общественные отношения по осуществлению гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Данная дефиниция, будучи общей, в достаточно полной степени отражает предметную характеристику и специфику избирательного права, поскольку регулируемые им отношения по осуществлению активного и пассивного избирательного права граждан включают в себя широкий комплекс организационно-правовых отношений по обеспечению реализации данного субъективного права со стороны государственных и муниципальных органов и иных субъектов, имеющих в соответствии с законодательством статус участника избирательных правоотношений (политические партии, средства массовой информации и др.).

1.2. Принципы избирательного права

Принципы права согласно общетеоретической характеристике данной категории представляют собой исходные начала правового регулирования общественных отношений. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные его предметом и спецификой субъектного состава.

При теоретическом анализе принципов права и его внутрисистемных образований (отраслей и институтов) их вербальное обозначение и содержание выводятся обычно из текстов законодательства, даже если последние не содержат прямого указания, что то или иное положение выступает в качестве принципа. Определение заключенного в тексте правовой нормы установления как принципа обусловлено его значимостью для функционирования соответствующей юридической конструкции и ее подчиненностью требованиям такого установления. Однако то обстоятельство, что не каждый принцип обозначен в качестве такового законодателем, создает определенную вариативность в подходах к их теоретическому анализу и не исключает определенные расхождения в формулировках.

Принципы избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным стандартам непосредственной демократии.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а в референдуме - на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

ГЛАВА II. Избирательная система

2.1. Понятие избирательной системы

Если по вопросу о понятии избирательного права в науке конституционного права существует полное единодушие, то его не наблюдается по вопросу о понятии избирательной системы. Определения понятия избирательной системы исключительно многообразны. Тем не менее попытаемся их классифицировать. Анализ отечественной государственно-правовой литературы позволяет выделить три основных направления в определении понятия «избирательная система».

1. В шестидесятые годы XX столетия в отечественной научной литературе шла активная полемика о содержании этого понятия. Избирательную систему определяли как совокупность правовых норм, регулирующих порядок выборов в представительные органы государственной власти5. Так, В.М. Сафронов рассматривал избирательную систему как совокупность юридических норм, закрепляющих порядок организации и проведения выборов, избирательные права граждан и демократический порядок определения результатов голосования6. Я.Н. Уманский полагал, что избирательная система - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу формирования органов государственной власти путем выборов7. Данное представление об избирательной системе в современный период развивает в своих работах М.В. Баглай. По его мнению, «понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования»8.

А.И. Денисов и М.Г. Кириченко под избирательной системой понимали «совокупность демократических принципов, на основе которых осуществляются выборы представительных органов государства...»9. Приведенное понимание избирательной системы развито в трудах А.В. Зиновьева, который определяет избирательную систему как важнейший политико-правовой институт, представляющий «совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы; права граждан избирать и быть избранными; регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; устанавливающих гарантии избирательных прав граждан и ответственность депутатов и иных избранных лиц перед избирателями»10.

2.2. Виды избирательных систем

Виды избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых вида избирательных систем - мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

При организации выборов по мажоритарной системе избранным признается кандидат (или кандидаты, если избирательный округ является многомандатным), получивший в свою поддержку наибольшее число голосов избирателей. При этом в рамках этой системы выделяются виды:

- мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным признается кандидат, за которого проголосовали более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании (в редких случаях - всех зарегистрированных в данном округе избирателей). Достижение такого высокого показателя при большом количестве кандидатов часто оказывается затруднительным, что предполагает проведение второго тура выборов. Кроме того, минимальный порог явки избирателей обычно устанавливается на уровне не меньшем пятидесяти процентов от общего числа зарегистрированных избирателей. Такая система существовала в России до 1993 года, по ней проводились выборы народных депутатов СССР и РСФСР;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положения Конституции РФ, содержащие избирательно-правовые ценности. При реализации Конституции РФ должно соблюдаться поддержание баланса и соразмерности конституционно защищаемых ценностей, целей и интересов. При этом недопустимы подмена одной ценности другой или ее умаление за счет другой ценности.

В силу взаимосвязанности конституционных положений избирательные права выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом конституционно-правового института выборов, в них воплощается как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в результатах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти. На уровне конституционно-правового статуса личности, с одной стороны, это право каждого гражданина принимать участие в избрании представителей народа в выборных органах публичной власти и быть избранным в качестве такого представителя, а с другой - право каждого гражданина по своему усмотрению отказывать в доверии некоторым или всем участвующим в выборах кандидатам. На уровне конституционно-правового института выборов в целом - это формирование органов публичной власти, их представителей и легитимный характер.

В Конституции РФ наряду с традиционными принципами избирательного права - всеобщее равное прямое при тайном голосовании - закрепляется свобода выборов и добровольное участие в них; широкое участие общественности в подготовке, организации и проведении избирательной кампании и голосования; сочетание пропорциональной и мажоритарной избирательных систем при выборах депутатов; состязательность кандидатов и избирательных объединений; гласность выборов; равные возможности кандидатов и политических партий в предвыборной агитации; общественный контроль за соблюдением избирательных процедур; правовая защита избирательных прав; отказ от императивного мандата. Конституционная регламентация принципов российского избирательного права, таким образом, достаточно широка.

В основе активно проходящих в последнее время процессов обновления российского избирательного права и избирательной системы лежат обоснованные причины, связанные с изменением соотношения социальных сил в обществе, формированием принципиально новых отношений во всех сферах государственной и общественной жизни.

Укрепляющаяся роль политических партий как основных участников избирательного процесса побуждает граждан проявлять осознанное отношение к формированию политических институтов, способствует повышению социальной активности.

Для развивающейся российской демократии закономерным является процесс совершенствования избирательного законодательства. Однако слишком частое изменение законодательства о выборах (а по сложившейся в России практике изменения вносились, как правило, за год до очередных выборов) может ввести избирателя в заблуждение, в чем-то ограничить избирательные права граждан. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, следовало бы установить законодательный запрет на пересмотр избирательного законодательства менее чем за год до проведения очередных выборов11.

Развитие и функционирование обновленной системы избирательного права должны базироваться на обновлении реальных общественных отношений, составляющих содержание конституционного института выборов, на всех уровнях публичной власти, а также на совершенствовании ее законодательной базы12.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2009. N 4, ст. 445.

  2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» N 67-ФЗ, в ред. от. 25 июля 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. ст. 2253. Российская газета. 2011. 27 июля.


Специальная литература:

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 2. - М., 2007. 749 с.

  2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. - М., 1998. 448 с.

  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2001. 776 с.

  4. Белкин А.А. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. - СПб., 2003. 321 с.

  5. Веденеев Ю.А., Навальный С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2003. N 2 (140). С. 63 - 73.

  6. Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. - М., 1957. 335 с.

  7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Российская газета. 2009. 17 апреля.

  8. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 318 с.

  9. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192 с.

  10. Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России // Государство и право. 1995. N 1. С. 15.

  11. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. - СПб., 2003. 384 с.

  12. Иванченко А.В. Конституционные и международные основы современного российского избирательного права // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции / Под ред. А.В. Иванченко и А.Е. Лазарева. - М.: Аспект Пресс, 2006. 348 с.

  13. Ким А.И. Советское избирательное право. - М., 1965. 212 с.

  14. Кокотов А.Н. Выборы, избирательное право и избирательная система // Выборы в механизме народовластия в Российской Федерации. Екатеринбург, 2000. С. 20.

  15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2 / Под ред. Б.А. Страшуна. - М., 1995. 784 с.

  16. Круглов М.А. Государственное право буржуазных стран. - М., 1962. 206 с..

  17. Курс советского государственного права / Под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. - М., 1971. 447 с.

  18. Нудненко,П.В. К вопросу об определении понятия избирательной системы / П.В.Нудненко // Конституцион. и муниципал. право. 2008. № 5. С. 23-27.



1 Веденеев Ю.А., Навальный С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2003. N 2 (140). С. 63.

2 Иванченко А.В. Конституционные и международные основы современного российского избирательного права // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции / Под ред. А.В. Иванченко и А.Е. Лазарева. - М.: Аспект Пресс, 2006. С. 139.

3 Первый электоральный цикл в России (1993 - 1996) / Общ. ред. В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, Е.Ю. Мелешкиной. - М.: Издательство «Весь Мир», 2000. С. 179.

4 Протасов В.И. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999. С. 37.

5 Круглов М.А. Государственное право буржуазных стран. - М., 1962. С. 74

6 Курс советского государственного права / Под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. - М., 1971. С. 331

7 Уманский Я.Н. Советское государственное право. - М., 1960. С. 399.

8 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2001. С. 359.

9 Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. - М., 1957. С. 286.

10 Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России. - СПб., 2003. С. 37.

11 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Российская газета. 2009. 17 апр.

12 Плигин В.Н. Конституция Российской Федерации - основа формирования новой российской государственности // Конституция Российской Федерации: к 15-летию принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. М., 2009. С. 141.



Похожие:

1 Понятие, система и источники избирательного права icon1. Понятие, виды, система источников гражданского права. Действие актов содержащих нормы гражданского права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Гк рф– его роль и значение
Личных правовых формах, которые в юридической науке получили название "источники гражданского права". Существуют два основных источника...
1 Понятие, система и источники избирательного права iconПонятие права. Правовая норма. Источники права. Цель урока: Дать определение понятия права

1 Понятие, система и источники избирательного права iconУсловия проведения викторины в сети Интернет среди жителей города Нижневартовска по вопросам избирательного права
Целями проведения викторины являются актуализация интереса к вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышение правовой...
1 Понятие, система и источники избирательного права iconИсточники трудового права Понятие, виды
Система источников трудового права построена в порядке следования нормативно-правовых актов, обладающих меньшей юридической силой,...
1 Понятие, система и источники избирательного права iconПонятие и источники трудового права
В свою очередь трудовые правоотношения регулируются нормами трудового права. Таким образом, трудовое право – это отрасль российского...
1 Понятие, система и источники избирательного права icon1. Понятие и принципы избирательного процесса 4 > Структура и основные стадии избирательного процесса 5
Место и роль Центральной избирательной комиссии России в современном избирательном процессе 18
1 Понятие, система и источники избирательного права iconПонятие, предмет и метод конституционного права как отрасли права
Конституционно-правовые нормы и институты. Система конституционного права России
1 Понятие, система и источники избирательного права iconЛекція 29. 11. 2010 система права, система законодавства поняття системи права її
Система права це правова категорія яка означає внутрішню будову внутрішню структуру права будь якої країни
1 Понятие, система и источники избирательного права iconУчебник
Гражданское процессуальное право — самостоятельная отрасль российского права. Понятие, предмет, метод регулирования и система гражданского...
1 Понятие, система и источники избирательного права icon«Понятие нормы права. Система права» Основные задачи урока
Заседание «круглого стола»: выступления «юристов» (теоретиков и практиков), «политиков», «представителей общественных групп»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы