Понятие государственной тайны icon

Понятие государственной тайны



НазваниеПонятие государственной тайны
Дата конвертации31.03.2013
Размер114.12 Kb.
ТипДокументы

Оглавление


Оглавление 1

Введение 1

1. Понятие государственной тайны 2

2. Источники государственной тайны 3

3. Допуск к государственной тайне 5

Заключение 7

Список использованной литературы 9

Введение


Актуальность темы обусловлена тем, что распространение сведений, составляющих государственную тайну, может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Поэтому так важно, что бы допуск к таким сведениям был надежно защищен.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

^ Цель работы заключается в обобщенном исследовании допуска к государственной тайне граждан.

Задачи работы. Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:

- дать понятие допуска к государственной тайне; назвать формы и общие условия допуска;

- перечислить гарантии гражданам, допущенным к государственно тайнее;

- раскрыть порядок допуска граждан к государственной тайне; оформление и переоформление допуска граждан к государственной тайне, особый порядок допуска к государственной тайне, прекращение допуска граждан к государственной тайне.

^ Объект исследования в работе: общественные отношения, оказывающие влияние и регулирующие порядок допуска граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.

^ Предмет исследования: государственная тайна.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения.

^ Методы исследования. Работа выполнена с помощью методов: диалектического, логического, формально-юридического.

Теоретическую основу работы составляют труды таких авторов, как: А, Докучаева, В.А. Копылов, А.А.Комлева, М.В. Пресняков и других.

^ Нормативная основа работы представлена материалами Конституции Российской Федерации, Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», иными законами и подзаконными нормативными актами.
^

1.
Понятие государственной тайны



Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом1.

Информация, отраженное разнообразие в некотором смысле представляет собой основу нашей жизнедеятельности. Информационные процессы сопутствуют ей. Информация, информационная составляющая является неотъемлемым элементом эффективной деятельности и эффективного принятия решений. Обладающий важной информацией получает явный приоритет.

Т.е. существует такого рода информация, которая объективно по своим характеристикам должна иметь некоторые ограничения в обороте, интересы государства и общества, воплощенные в такого рода сведениях должны получить защиту и быть сохраненными в тайне.

«Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а, следовательно, и права на информацию» – подчеркнул Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений2.

Какие же это сведения, законодательство, признанно обладающее большой долей субъективности, отражающее взгляды и убеждения тех должностных лиц, доля участия которых в принятии законодательных норм особенно велика, не всегда верно и с максимальным соблюдениям прав и интересов других лиц закрепляет этот перечень. Точность, конкретность, а также соблюдение критериев законности, и прочее необходимое условие соблюдения прав этих лиц.

Соответственно только законодатель вправе устанавливать перечень сведений, могущих быть отнесенными в государственной тайне, а также устанавливать правило в отношениях, связанных с их защитой и рассекречиванием, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» его положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне3.
^

2. Источники государственной тайны



Закон «О государственной тайне» в статье третьей определил источники государственной тайны. Законодательство Российской Федерации «О государственной тайне» основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает нормы этого Закона, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

В данном случае речь идет о нормативно – правовых актах, акты индивидуального регулирования, акты применения права часть законодательства не являются, но все же оказывают порой значительную роль на принятие конкретного решения, в первую очередь это судебные решения. Концепция судебного прецедента в целом не характерна для российского правоприменения, однако же акты высших судебных инстанций имеют значительное сходство (как и отличия) с традиционным судебным прецедентом.

К этим законодательным актам относятся:

  • Кодексы:

- Уголовный Кодекс РФ 1996 года, устанавливающий уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж,

- Кодекс РФ об административной ответственности 2002 года,

  • Законы:

- «Об архивном деле»,

- «О федеральной службе безопасности»,

- «О внешней разведке»,

- «Об оперативно – розыскной деятельности»,

- «О гражданстве» и прочие.

  • Подзаконные акты:

- Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (ред. от 15.11.2004) «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

- Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 17.12.2004) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»;

- Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 N 1003 «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»;

- Приказ Минюста РФ от 04.02.2005 N 10 «Об утверждении инструкции по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2005 N 6339)
^

3. Допуск к государственной тайне


Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 указанного Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий не допускается4.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, когда у руководителя организации возникают сомнения в подлинности анкетных данных, осуществляется им без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Они (руководители организаций) обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Заключение


Рассмотрев эту тему, согласно российскому законодательству, можно сделать некоторые выводы касательно обеспечения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в нашей стране. Прежде всего, допуск к государственной тайне строго ограничен и регулируется уполномоченными на то органами власти, каждый из которых имеет свою компетенцию в этой сфере и свои подконтрольные и поднадзорные инстанции. Граждане и должностные лица проходят тщательный отбор, проверку перед получением допуска, а также сталкиваются с обязательствами и ограничениями необходимыми для обеспечения сохранности государственной тайны.

Также были рассмотрены процедуры и документы необходимые для осуществления допуска в различных случаях. К примеру, для всех граждан и должностных лиц проводится предварительная проверка, осуществляемая кадровым аппаратом и если того требует форма допуска, то и органами безопасности. В качестве документов, к примеру, существуют карточки секретности, хранящиеся в отделах обеспечивающих безопасность государственной тайны в органах государственной власти.

По моему мнению допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, является первейшей мерой по обеспечению защиты информации, и его надежность в значительной мере может предупредить и пресечь утечку информации через неблагонадёжных граждан и должностных лиц.
^

Список использованной литературы


  1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Принята всенародным голосованием 12.12.1993) "Российская газета", N 237, 25.12.1993;

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 30.12.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 256, 31.12.2001;

  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 30.12.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954;

  4. Федеральный Закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об архивном деле в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 01.10.2004) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 201, 27.10.2004;

  5. Федеральный Закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 104, 02.06.1998;

  6. Федеральный Закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О федеральной службе безопасности" (принят ГД ФС РФ 22.02.1995) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269;

  7. Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.12.2005) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349;

  8. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 22.08.2004) "О государственной тайне" // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235;

  9. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации ОТ 21 июля 1993 года "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова И А.К. Никитина" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 2, 1996;

  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 17.12.2004) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 24.04.1995, N 17, ст. 1540;

  11. Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (ред. от 15.11.2004) "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан российской федерации к государственной тайне" // Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 27.10.1997, N 43, ст. 4987;

  12. Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 N 1003 "Об утверждении положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне" // Собрание законодательства РФ", 31.08.1998, N 35, ст. 4407;

  13. Приказ Минюста РФ от 04.02.2005 N 10 "Об утверждении инструкции по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.02.2005 N 6339) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 28.02.2005;

  14. Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (вместе с "Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны") // "Собрание законодательства РФ", 25.09.2006, N 39, ст. 4083;

  15. Постановление Правительства РФ от 23.07.2005 N 443 "Об утверждении правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 25.04.2005, N 17, ст. 1547;

  16. Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. – М. : Издательство НОРМА, 2002. – 176 с. – (Современный гражданский и арбитражный процесс).

  17. Докучаева А. Гарантии работникам, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну // Законность.- 2009.- №3.-С.15.

  18. Копылов В.А. Информационное право. Ученик. – М.: Юрист, 2002 – 692c.

  19. Комлева А.А. Государственная тайна // Бюджетный учет.- 2009- №3.-С.43.

  20. Козлов С.С., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону «О государственной тайне» // СПС, Гарант, 2010

  21. Пресняков М.В. Некоторые вопросы допуска к охраняемым законом тайнам // Государственная граждан РФ к государственной тайне // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. – 2008- № 4.-С.70. власть и местное самоуправление. – 2009.- № 9.-С.37.




1 Конституция Российской Федерации 1993 года. Принята всенародным голосованием 12.12.1993) "Российская газета", N 237, 25.12.1993;


2 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации ОТ 21 июля 1993 года "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова И А.К. Никитина" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 2, 1996;


3 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 22.08.2004) "О государственной тайне" // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41

4 Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 (ред. от 15.11.2004) "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан российской федерации к государственной тайне" // Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 27.10.1997, N 43, ст. 4987;





Похожие:

Понятие государственной тайны iconПонятие и принципы государственной службы содержание
Законодательство о государственной службе заключение
Понятие государственной тайны iconТема Понятие и признаки судебной власти и правосудия Понятие судебной власти как вида государственной власти, её функции
Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространения на всё население,- это государственная...
Понятие государственной тайны iconГосударственная тайна
Но и нормативные документы, регулирующие правовые основы режима секретности. В начальный период политического реформирования на постсоветском...
Понятие государственной тайны iconДокументи
1. /Конкурс Интеллект-Экспресс - Тайны математики 1-4/Регистрационные формы/Регистрационные...
Понятие государственной тайны iconДокументи
1. /Конкурс Интеллект-Экспресс - Тайны математики 1-4/Регистрационные формы/Регистрационные...
Понятие государственной тайны iconДокументи
1. /Приглашение_Рождественский_Ф 2010.doc
2. /Регистрационные...

Понятие государственной тайны iconДокументи
1. /Приглашение_Рождественский_Ф 2010.doc
2. /Регистрационные...

Понятие государственной тайны iconПонятие и задачи нотариальной деятельности Государственный и частный нотариус: их деятельность и полномочия Порядок совершения нотариальных действий
РФ, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы,...
Понятие государственной тайны iconПроблемы возмещения вреда, причиненного при исполнении обязанностей государственной службы
Понятие и значение вреда как условия деликтной ответственности
Понятие государственной тайны iconПонятие корпорации. Понятие корпоративного управления

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов