Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы icon

Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы



НазваниеИнтеграция наук и знаний в решении экологической проблемы
Дата конвертации27.03.2013
Размер63.57 Kb.
ТипДокументы

Алимов А.А.* Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 4(25). С. 283-285. AAAlimov_red.pdf - 765 КБ. * Председатель Комиссии Русского географического общества по охране природы (создана в 1912 г.), Заведующий Кафедрой соц-гум наук Российского государственного гидрометеорологического университета, Доцент Факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук


А.А. Алимов

ИНТЕГРАЦИЯ НАУК И ЗНАНИЙ

В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ


Следующий, 2013 год станет Годом окружающей среды в России и одновременно он совпадает с 150-летием со дня рождения выдающегося российского ученого В.И. Вернадского, заложившего основы современного понимания глобальных проблем, в том числе и экологической.

Одна из важных идей В.И. Вернадского, высказанная им более 70-ти лет назад, заключалась в том, что он предполагал, что в дальнейшем человеческие знания будут развиваться не по наукам, а по проблемам.

Экологическая проблема, являющаяся одной из наиболее сложных и противоречивых по содержанию, полностью подтвердила это предвидение великого мыслителя.

В связи с этим вызывает значительный интерес, проведенный в октябре этого года всероссийский научно-технический форум «Экология: синтез естественнонаучного, технического и гуманитарного знания», в рамках которого особое место занимала I школа интерэкоправа.

Школа интерэкоправа проходила в Саратовском государственном техническом университете им. Ю.А. Гагарина под эгидой Евразийского научно-исследовательского института проблем права, Российского экологического союза, Московской инициативы в развитие международного права окружающей среды. В работе Школы приняли участие более 100 человек, среди которых были представители 12 зарубежных государств.

Значительную часть участников Школы представляли преподаватели высших учебных заведений, которые в настоящее время работают в 46 российских и 21 зарубежном ВУЗе.

Особое значение работе Школы придавало заочное участие в ней ряда известных российских юристов-экологов, а также экс Министра окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1991-1996), Председателя Государственного комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (1996-2000), члена-корреспондента РАН В.И. Данилова-Данильяна.

Основное направление работы было связано с правовыми вопросами в сфере окружающей среды и развития, однако и другие аспекты социально-экологической проблематики не остались без должного внимания.

Модераторам Школы к.ю.н., старшему научному сотруднику Отдела соблюдения и применения экологического законодательства и права Евразийского научно-исследовательского института проблем права Е.Н. Абаниной и к.ю.н., координатору Московской инициативы в развитие международного права окружающей среды Е.А. Высторобцу удалось обеспечить широкое представление тематики докладов участников, раскрывших правовые и политические аспекты международной экологической преступности, правовые инструменты глобального режима захоронения радиоактивных отходов, международно-правовые механизмы охраны окружающей среды в недавнем прошлом и на современном этапе, включая анализ решений конференции ООН «Рио+20», участие общественности в решении глобальной экологической проблемы, а также ряд других вопросов, связанных с развитием и применением интерэкоправа.

В связи с влиянием доктрины международного права окружающей среды на формирование международно-правового сознания и на соответствующую позицию государства, были рассмотрены вопросы государственной природоохранной политики, включая проблемы экологического образования, воспитания, просвещения разных уровней и различных направлений.

Из зарубежных участников особо интересные сообщения были сделаны известной американской специалисткой из Принстона (штат Нью-Джерси) Элли Лука. Кроме того, специально для Школы интерэкоправа были подготовлены материалы Людвига Крамера, профессора Европейского и немецкого экологического права в Бременском университете, Проф. Университетского колледжа Лондона, а также университетов Брюжа, Гента (Бельгия), Копенгагена (Дания), Печского (Венгрия; осн. в. 1367 г.), Стокгольма (Швеция), Севильи (Испания), Монреаля (Канада), в которых была представлена позиция автора по вопросу развития значимости Орхусской конвенции для ее будущего представления в разработке региональных соглашений, например, в Центральной Америке, Африке или Южной Азии.

Не обошлась без внимания участников Школы и эколого-правовая проблема освоения Арктики, в частности юридические аспекты получения права на проведение разведки и разработки полезных ископаемых только при получении разрешения соответствующих прибрежных государств, а также при соблюдении введенного ими режима предотвращения загрязнения арктических территорий.

Представителем Великобритании Ф. Сэндзом были представлены конкретные примеры принятия решений на основании анализа трех судебных процессов, а известный бельгийский юрист и композитор Хеерц ванн Хоорик поделился опытом внедрения инновационных экономико-правовых механизмов сохранения природной среды за счет средств «эконакоплений», предложив возможное использование их в международном экологическом праве. И, наконец, следует назвать интересную информацию о наиболее полной в мире базе эколого-правовых данных, представленную профессором Орегонского университета Рональдом Б. Митчеллом с учетом технологий, методики и понятийного аппарата международного экологического права.

В итоговом документе Школы интерэкоправа подчеркивалась значимость развития и роста числа дискуссионных площадок, на которых обсуждаются актуальные вопросы интерэкоправа, включая международное экологическое право и международное право окружающей среды, понятие, предмет, метод, источники актуальные шаги по развитию интерэкоправа, а также вопросы сравнительных эколого-правовых исследований, для продолжения конструктивной работы по развитию этой области знания и практической деятельности, для эффективного взаимодействия международных и внутригосударственных общественных организаций, ведущих и начинающих ученых, руководителей и специалистов в целях экологизации правовой жизни для обеспечения права настоящего и будущих поколений на благоприятную окружающую среду.

С учетом проведенной Школы и опыта, полученного в последнее время, ее участники обратились с призывом и предложением ко всем лицам, которые по содержанию своей службы, работы и деятельности связаны с небезразличными для общества вопросами:

1. Поддержать и принять участие в подготовке антологии интерэкоправа планируемой к изданию ЕврАзНИИПП, РЭС и МИРмпОС в 2013году.

2. Учитывать в правоприменительной деятельности и при нормотворческой работе, следующее научное понятие экологической информации, пока не имеющее официального российского определения, в предлагаемой нами (Высторобец Е.А., Тронин С.Е., 2011 г.) правовой формулировке - «информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) — сведения о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, о состоянии земель, поверхностных и подземных вод и других компонентов природной среды, природных объектов, природно-антропогенных объектов, антропогенных объектов, иные сведения о состоянии окружающей среды, доступ к которым неограничен и предоставляется бесплатно на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации mutatis mutandis - с соответствующей заменой для применения на международном уровне и во внутригосударственных целях.

3. Продолжить работу по согласованной криминализации, классификации, кодификации, обеспечению неотвратимости наказания и преследованию за совершение международных экологических преступлений, в том числе на региональном и субрегиональном уровнях, включая решения проблем, связанных с накоплением практики режима соблюдения и имплементации конвенции Совета Европы о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства от 04.11.1998 СДСЕ № 172 и других инициатив, имеющих близкие цели.

4. Находясь в режиме соблюдения, воздержаться от присоединения к/и ратификации Конвенции Эспо от 25.02.1991, Орхусской Конвенции от 25.06.1998, но предпринять инициативы по совершению международных договоров, отвечающих публичным экологическим интересам, практике, юридической технике, учитывающих лучший отечественный и международный опыт, например, в рамках процесса Евразийского Союза.

5. Содействовать общественному участию по сближению позиций и международному правовому признанию согласованных позиций приарктических государств; государств, утилизирующих отработавшее ядерное топливо и радиоактивные отходы, а также по иным вопросам, в первую очередь, связанным с сохранением биологического разнообразия, территориальной охраной природы и рациональным использованием ресурсов.

Также участники Школы выразили свою убежденность в том, что ее результаты наряду с другими событиями 2012 г. могут рассматриваться, как вклад в содействие государству со стороны научных и общественных кругов при подготовке проведения в Российской Федерации Года охраны окружающей среды в 2013 году и в связи с этим высказали свою признательность Евразийскому научно-исследовательскому институту проблем права, Российскому экологическому союзу, Российской ассоциации международного права, Русскому географическому обществу, Союзу экологов Республики Башкортостан, Московской инициативе в развитие международного права окружающей среды, а также иным общественным объединениям и высшим учебным заведениям, особенно Саратовскому государственному техническому университету им. Ю.А. Гагарина, Новосибирскому государственному университету за активное участие их представителей в работе Школы и выражают надежду на продолжение плодотворного сотрудничества.

Участники приняли решение о проведении очередной Школы интерэкоправа в подобных условиях не ранее 2014 года, но не позже, чем через пять лет.



Похожие:

Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconПризнание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы

Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconА. Высторобец // Российская академия юридических наук. Научные труды
России: современные проблемы и перспективы ниокр образа будущего экополиса / Е. А. Высторобец // Российская академия юридических...
Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconВоспитатель: Суворинова Галина Юрьевна
Актуальность проблемы формирования начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconНа исследовательскую работу
Ряд источников по этим областям знаний был изучен автором, однако, способностью самостоятельного использования понятийного аппарата...
Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconНа исследовательскую работу
Ряд источников по этим областям знаний был изучен автором, однако, способностью самостоятельного использования понятийного аппарата...
Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconКозловского района чувашской республики
Цель мероприятия: Пропаганда экологических знаний и воспитание экологической культуры
Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconИнтеграция знаний предметов естественно-математического цикла
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней...
Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconУрок английского языка в 10 классе «Are you materialistic?»
Цель: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих при решении коммуникативных задач в...
Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconТема: Умножение и деление на 9
С2 – знание таблицы умножения и деления, применение этих знаний при решении примеров и задач
Интеграция наук и знаний в решении экологической проблемы iconТема: Умножение и деление на 9
С2 – знание таблицы умножения и деления, применение этих знаний при решении примеров и задач
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы