Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка icon

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка



НазваниеРабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка
Дата конвертации15.02.2013
Размер182.8 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

села Аришка Никольского района Пензенской области



«Рассмотрено»

Заседание педсовета

МБОУ ООШ с. Аришка

Протокол № ___ от «__»

__________________2012г





«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ с. Аришка

_________________Павлова Л.В.

Приказ № ___ от «__»_________________2012г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному краеведению

5 класс


Разработана

учителем русского языка и литературы

Бородачевой Н.М.


2012-2013 учебный год


^ РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению МБОУ ООШ с. Аришка.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

^ Цели курса:

* приобщить учеников к богатой культуре Пензенского края;

* формировать чувство уважения и родства к представителям разных культур,

языков, верований;

*способствовать осознанию этнических и культурных корней личности;

*формировать духовный мир личности;

* нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание.


Основной структурный принцип курса литературного краеведения – его сопряженность со школьным курсом литературы. Трудно переоценить познавательный потенциал данного курса: ученики много узнают о жизни и быте нашего края, его прошлом и настоящем. Но нельзя сводить задачи курса к этой единственной. Ведь речь идет о литературе. Поэтому, как и в основном курсе, уделяется внимание образной природе прочитанных книг, их художественным особенностям, формированию читательских умений у детей.

^ Место предмета «Литература» в учебном плане. Учебный план МБОУ ООШ с. Аришка предусматривает обязательное изучение литературного краеведения в 5 классе –35 часов.

Для изучения данного курса создан учебник-хрестоматия для 5-6 классов «Слово о родной земле», автор-составитель Л.М. Пальман, Пенза 1996 г.

^ Раздел 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 1ч

«С чего начинается Родина?». Показать значение курса литературного краеведения.

Страницы прошлого. 1ч

История родного края с древнейших времен. Познакомить с прошлым русского населения нашего края, поговорить о предках мордвы, татар, чуваш.

Дать ученикам представление о далеких эпохах, подготовить к восприятию фольклора.

^ Фольклор. Народные сказки. 5 ч

Знакомство с «малыми формами» фольклора родного края. Загадки, пословицы, поговорки. Знакомство с книгой О.П. Мартыненко о фольклоре Пензенской области.

Русские народные сказки. Сказки», записанные А.П. Анисимовой: «Охотник и колдун», «Иван Зеленый».

^ Народные сказки мордвы, чувашей, татар. 3 ч

Знакомство с фольклором народов, живущих в нашем крае.

Сказки «Юрт-ава», «Красавица Варана», «Волга и Вазуза».

^ Литературные сказки. 6 ч

Понятие «литературная сказка». Монографическое изучение творчества А.П. Анисимовой. Стихи А.П. Анисимовой: «Что за небо голубое», «Комбайн косит и молотит», «Поля раздольные», «Мчатся поезда», «Девушка Май». Сказка А.П. Анисимовой «Птица радость».

^ И.А. Крылов и Пензенский край. 2 ч

Знакомство с другими жанрами в творчестве И.А. Крылова. Ода «Уединение».

Пребывание Крылова в усадьбе Зубрилово.

Басня «Свинья под дубом»

^ Н.А. Катков – современный пензенский писатель. 1 ч

Басня «Река и Океан». «Басня про Петю».

М.Ю. Лермонтов и Пензенский край. 6 ч

Лермонтов и Тарханы. Стихотворение «1 января…»

Пензенские источники стихотворения «Бородино».

Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб».

^ Пензенские поэты о родном крае. 5 ч

Стихи В.К. Звягинцевой: «Поездная», «Нет, не заменит ничто», «Калитка»

В.Д. Агапов. «Березинка, Березинка», «В Чаадаевке», «В селе Абашеве»

^ Знакомство с творчеством поэта-земляка В.М. Демичева. 2 ч

Стихотворение «Аришка» и другие.

Обобщение пройденного. 3 ч.

Повторение пройденного в 5 классе.



Тематическое планирование.




п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Страницы прошлого

1

3

Фольклор. Народные сказки.

5

4

Народные сказки мордвы, чувашей, татар

3

5

Литературные сказки

6

6

И.А. Крылов и Пензенский край

2

7

Н.А. Катков

1

8

М.Ю. Лермонтов и Пензенский край

6

9

Пензенские поэты о родном крае

7

10

Обобщение изученного

3




ИТОГО

35


^ Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.


В результате изучения литературного краеведения в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

  • - содержание изученных литературных произведений;

  • - изученные теоретико-литературные понятия;

     уметь:

  • - воспринимать и анализировать художественный текст;

  • - выделять смысловые части художественного текста;

  • - выражать свое отношение к прочитанному;

  • - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

  • Литература



Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. «Слово о родной земле». Учебная хрестоматия для 5 и 6 классов по курсу литературного краеведения. Автор-составитель Л.М. Пальман. Пенза 1996 г.

  2. Г.Е. Горланов. Литературное краеведение в школе.

  3. И. Щеблыкин. «Этюды о Лермонтове.

  4. Из истории области. Очерки краеведов.

  5. Г.Е. Горланов. «За страницами учебника».

  6. И.П. Щеблыкин. «М.Ю. Лермонтов. Очерки жизни и литературного творчества.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

села Аришка Никольского района Пензенской области



«Рассмотрено»

Заседание педсовета

МБОУ ООШ с. Аришка

Протокол № ___ от «__»

__________________2012г





«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ с. Аришка

_________________Павлова Л.В.

Приказ № ___ от «__»_________________2012г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному краеведению

6 класс


Разработана

учителем русского языка и литературы

Бородачевой Н.М.


2012-2013 учебный год


^ РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному краеведению в 6 классе составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению МБОУ ООШ с. Аришка.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

^ Цели курса:

* приобщить учеников к богатой культуре Пензенского края;

* формировать чувство уважения и родства к представителям разных культур,

языков, верований;

*способствовать осознанию этнических и культурных корней личности;

*формировать духовный мир личности;

* нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание.


Основной структурный принцип курса литературного краеведения – его сопряженность со школьным курсом литературы. Трудно переоценить познавательный потенциал данного курса: ученики много узнают о жизни и быте нашего края, его прошлом и настоящем. Но нельзя сводить задачи курса к этой единственной. Ведь речь идет о литературе. Поэтому, как и в основном курсе, уделяется внимание образной природе прочитанных книг, их художественным особенностям, формированию читательских умений у детей.

^ Место предмета «Литература» в учебном плане. Учебный план МБОУ ООШ с. Аришка предусматривает обязательное изучение литературного краеведения в 6 классе –35 часов.

Для изучения данного курса создан учебник-хрестоматия для 5-6 классов «Слово о родной земле», автор-составитель Л.М. Пальман, Пенза 1996 г.


^ Раздел 2. Основное содержание.


Введение. 1 ч.

Повторение пройденного в 5 классе.


Мифы народов Поволжья. 3 ч.

Знакомство с мифами народов мира, мифами древних славян.

Предания и легенды нашего края, записанные А.П. Анисимовой. «Почему Сура так называется», «О реке Айва», «Мокшанская княгиня Нарчатка», «Большая сосна»


^ П.А. Вяземский и Пензенский край. 2 ч.

Вяземский в Пензе. Стихотворения П.А. Вяземского. «Саловка», «Степь», «Зимние карикатуры».


О. Савин. «Пишу тебе в Пензу». 2 ч.

Знакомство с творчеством О. Савина, с книгой «Пишу тебе в Пензу» - исследовательской работой, затрагивающей практически все вопросы творчества и биографии А.С. Пушкина, его связей со знакомыми, друзьями, родственниками, выходцами из Пензенской губернии.


М.Ю. Лермонтов. 4 ч.

Стихи М.Ю. Лермонтова о природе. «Когда волнуется желтеющая нива», «Прекрасны вы, поля земли родной», «Вечер после дождя», «Осень».

Юношеская поэма «Черкесы».


^ С.А. Андреев-Кривич. «Тарханская пора». 1 ч.

Главы книги «Тарханская пора»: «В старых Тарханах, сегодняшнем Лермонтове», «У Кормилицына пруда».


И.Л. Андроников. 1 ч.

«Рассказ литературоведа». Главы из книги.


^ Н.С. Лесков и Пензенский край. 1 ч.

Пребывание Н.С. Лескова на Пензенской земле. Очерк «Пензенский архиерей Варлаам» («Мелочи архиерейской жизни»)


^ Ф.В. Гладков «Повесть о детстве». 8 ч.

Изучение творческого пути писателя. Связь писателя с Пензенским краем. Повесть Ф.В. Гладкова «Повесть о детстве» - автобиографическое произведение. Понятие об этом жанре.


^ Стихи пензенских поэтов о природе родного края. 5 ч.

М. Смирнова. «Материнский дом», «Пройдись по пензенскому краю».

Дина Злобина. «»Станция страны», «Я родилась не горожанкой».

Ф. Ракушин. «Женские слезы».

Олег Савин. «Какой отзвенел уже век его», «Гроза над Земетчином», «Уза», «Степей круговое раздолье».

А. Сазонов. «Отцовский дом», «Соловьи поют за Хопром», «Проводы зимы», «Край мой пензенский».

Н. Почивалин. «Мары», «Няньга», «На Хопре».


^ Главы из повести В. Канина «На тропе Батыевой». 4 ч.

Повесть «На тропе Батыевой» - посвящение далекой эпохе становления русского государства. Главы: «Град-оберегатель», «Стары други», «Пензяки-лесовики».

Заключение. 3 ч

Повторение пройденного в 5-6 классах

Тематическое планирование.




п/п

Название раздела

Количество часов

1

Повторение изученного

1

2

Мифы народов Поволжья

3

3

П.А. Вяземский

2

4

О.М. Савин

2

5

М.Ю. Лермонтов

6

6

Н. Лесков

1

7

Ф.В. Гладков

8

8

Стихи Пензенских поэтов о природе родного края

5

9

В.Канин «На тропе Батыевой»

4

10

Обобщение изученного

3




ИТОГО

35


^ Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения литературного краеведения в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, автобиографическая проза; повесть; уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


^ Учебно-методическое обеспечение программы.

1. «Слово о родной земле». Учебная хрестоматия для 5 и 6 классов по курсу литературного краеведения. Автор-составитель Л.М. Пальман. Пенза 1996 г.

  1. Г.Е. Горланов. Литературное краеведение в школе.

  2. И. Щеблыкин. «Этюды о Лермонтове.

  3. Из истории области. Очерки краеведов.

  4. Г.Е. Горланов. «За страницами учебника».

  5. И.П. Щеблыкин. «М.Ю. Лермонтов. Очерки жизни и литературного творчества.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

села Аришка Никольского района Пензенской области



«Рассмотрено»

Заседание педсовета

МБОУ ООШ с. Аришка

Протокол № ___ от «__»

__________________2012г





«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ с. Аришка

_________________Павлова Л.В.

Приказ № ___ от «__»_________________2012г.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному краеведению

7 класс


Разработана

учителем русского языка и литературы

Бородачевой Н.М.


2012-2013 учебный год


^ РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному краеведению в 7 классе составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению МБОУ ООШ с. Аришка.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

^ Цели курса:

* приобщить учеников к богатой культуре Пензенского края;

* формировать чувство уважения и родства к представителям разных культур,

языков, верований;

*способствовать осознанию этнических и культурных корней личности;

*формировать духовный мир личности;

* нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание.


Основной структурный принцип курса литературного краеведения – его сопряженность со школьным курсом литературы. Трудно переоценить познавательный потенциал данного курса: ученики много узнают о жизни и быте нашего края, его прошлом и настоящем. Но нельзя сводить задачи курса к этой единственной. Ведь речь идет о литературе. Поэтому, как и в основном курсе, уделяется внимание образной природе прочитанных книг, их художественным особенностям, формированию читательских умений у детей.

^ Место предмета «Литература» в учебном плане. Учебный план МБОУ ООШ с. Аришка предусматривает обязательное изучение литературного краеведения в 7 классе –35 часов.

Для изучения данного курса создан учебник-хрестоматия для 7 класса «Слово о родной земле», автор-составитель Л.М. Пальман, Пенза 2008 г.


^ Раздел 2. Основное содержание.


Вводный урок. 1 ч.

Устный журнал об изученном в 5-6 классах.


Фольклор. 2 ч.

Пословицы и поговорки.


^ Г.Р. Державин на Пензенской земле. 2 ч.

Пребывание Г.Р. Державина на пензенской земле.

Зубрилово – одно из культурных гнезд нашего края. Н.В. Кузьмин «Круг царя Соломона».

Стихотворение «Осень во время осады Очакова».


^ И.И. Лажечников. 4 ч.

Знакомство с творчеством писателя. Роман «Ледяной дом». Введение понятия «историческая проза».


М.Н. Загоскин. 5 ч.

Знакомство с творчеством писателя. Роман «Юрий Милославский». Формирование умения производить анализ исторического произведения.


М.Ю. Лермонтов. 4 ч.

Путешествие в Тарханы.

Тарханские источники «Песни про купца Калашникова…». Знакомство с юношескими драмами М.Ю. Лермонтова «Два брата», «Люди и страсти».Введение понятия «автобиографическое произведение».


^ М.Е. Салтыков-Щедрин и Пензенский край. 2 ч.

Информация о службе М.Е. Салтыкова –Щедрина в Пензенском крае. Знакомство с очерком «Старый кот на покое» из книги «Помпадуры и помпадурши». Работа с терминами ирония, юмор, сатира.


Л. Н. Толстой на Пензенской земле. 1 ч.

Пребывание писателя на Пензенской земле.


^ Максим Горький на Пензенской земле. 1 ч.

Пребывание писателя на Пензенской земле.


В.В. Маяковский в Пензе. 1 ч.

Пребывание писателя на Пензенской земле. Своеобразие стихов В.В. Маяковского.


Адель Кутуй. 3 ч

Знакомство с творчеством писателя. Публицистическое произведение «Тоскую». Повесть «Неотосланные письма». Необычная форма произведения – повесть в письмах.


^ Пензенские поэты о Великой Отечественной войне. 2 ч.

Стихи Л. Земфирова, А. Сазонова, Н. Куленкова, М. Кириллова, О. Савина, Д. Злобиной.


К.С. Бадигин. 4 ч.

Знакомство с творчеством писателя. Знакомство с романом «На морских дорогах». Жанровые особенности произведения.

^ Работа с понятием «автобиографическая проза». 1 ч.

Формирование умения писать сочинение о героизме, подбирать материал из книг, из жизни.

Заключительные уроки. 2 ч.

Повторение по пройденным темам. Рекомендательный список произведений на лето.

Тематическое планирование.




п/п

Название раздела

Количество часов

1

Вводный урок.

1

2

Фольклор.

2

3

Г.Р. Державин на Пензенской земле.

2

4

И.И. Лажечников. «Ледяной дом»

4

5

М.Н. Загоскин.

5

6

М.Ю. Лермонтов.

4

7

М.Е. Салтыков-Щедрин и Пензенский край.

2

8

Л. Н. Толстой на Пензенской земле.

1

9

Максим Горький на Пензенской земле.

1

10

В.В. Маяковский в Пензе.

1

11

Адель Кутуй.

3

12

Пензенские поэты о Великой Отечественной войне.

2

13

К.С. Бадигин.

4

14

Работа с понятием «автобиографическая проза».

1

15

Обобщение изученного

2




ИТОГО

35




^ Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.


В результате изучения литературы в 7 классе учащиеся должны знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

  • - содержание изученных литературных произведений;

  • - изученные теоретико-литературные понятия;

     уметь:

  • - воспринимать и анализировать художественный текст;

  • - выделять смысловые части художественного текста,

  • - состав­лять тезисы и план прочитанного;

  • - воспринимать и анализировать художественный текст;

  • - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • - выражать свое отношение к прочитанному;

  • - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



  • Литература



Учебно-методическое обеспечение программы.

1. «Слово о родной земле». Учебник - хрестоматия для 7 класса по курсу литературного краеведения. Автор-составитель Л.М. Пальман. Пенза 2008

2.Г.Е. Горланов. Литературное краеведение в школе.

3.И. Щеблыкин. «Этюды о Лермонтове.

4.Из истории области. Очерки краеведов.

5.Г.Е. Горланов. «За страницами учебника».

6.И.П. Щеблыкин. «М.Ю. Лермонтов. Очерки жизни и литературного творчества.



Похожие:

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconРабочая программа по литературному краеведению Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному краеведению для 8-9-ых классов составлена на основе программы курса регионального компонента базисного...
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconРабочая программа по литературному чтению (3 класс) Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс) составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconРабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе образовательной программы по литературе мбоу оош с. Аришка
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением...
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе образовательной программы по литературе мбоу оош с. Аришка
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением...
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconРабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе образовательной программы по литературе мбоу оош с. Аришка
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением...
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconРабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе образовательной программы по русскому языку мбоу оош с. Аришка
Программа включает три раздела: пояснительная записка, основное содержание с распределением часов по разделам курса, требования к...
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе образовательной программы по русскому языку мбоу оош с. Аришка
Программа включает три раздела: пояснительная записка, основное содержание с распределением часов по разделам курса, требования к...
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе образовательной программы по русскому языку мбоу оош с. Аришка
Программа включает три раздела: пояснительная записка, основное содержание с распределением часов по разделам курса, требования к...
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconПрограмма учебного курса по русскому языку и литературному чтению
Программа разработана на основе примерных программ по русскому языку и литературному чтению Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош с. Аришка iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по литературному чтению
Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» (2003), рекомендованной Министерством...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы