Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа icon

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа



НазваниеПрограмма по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа
Дата конвертации21.04.2013
Размер185.61 Kb.
ТипПрограмма

ГБОУ ЦО № 170

2012 – 2013 учебный год



«УТВЕРЖДАЮ»

« ____ » сентября 2012 года

Директор ЦО _____________ М.Н. Рясько

«СОГЛАСОВАНО» с МО

« ____ » сентября 2012 года

ПШМО ________________



ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7 – 9 классы

СОСТАВИТЕЛЬ ЧЕРЕПАНИНА М.В.


ПРОГРАММА Государственная общеобразовательная

АВТОРЫ ПРОГРАММЫ: А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ базовый

^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34, ФАКТИЧЕСКИ 34

УЧЕБНИКИ:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / .Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.



Пояснительная записка




В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России.


Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

^ Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ реализует подготовку учащихся к безопасной  жизнедеятельности в реальной окружающей их среде –  природной,  техногенной и социальной.


Учащиеся ГБОУ ЦО № 170 требуют особого педагогического внимания. Они обладают низким уровнем культуры, поведение многих наших учеников носит грубый, бесконтрольный характер. Кроме того они обладают низкой мотивацией к обучению и имеют слабые общеучебные знания, умения, навыки. Поэтому приоритетами для изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

  • Использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и т.д.;

  • Соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;

  • Использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива и т.д.


Основы безопасности жизнедеятельности - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности учащегося в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.


Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно правовых актов в области безопасности.


Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.


Общими задачами выступают:

  • вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

  • развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей, и преодолении их трудностей;

  • повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

  • формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

  • формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

  • совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.


^ Прогнозируемый результат – способность учащихся правильно действовать в опасных чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.


При разработке содержания данной рабочей программы  принималась  во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в  следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;

  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия  разнообразных систем, направленных насохранение жизни человека и  окружающей среды);

  • направленность на формирование у учащихся современного уровня  культуры  безопасности  жизнедеятельности для  снижения  отрицательного  влияния  человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Компьютерная презентация и обсуждение её содержания;

  • Просмотр и обсуждение видеофильмов;

  • Индивидуальная и групповая работа с текстами, иллюстрациями и обсуждение полученных результатов;

  • Беседа;

  • Решение ребусов, кроссвордов;

  • Фронтальный опрос;

  • Сообщения;

  • Решение ситуационных задач;

  • Монологические ответы на вопросы в учебнике;

  • Выполнение рисунков, схем;

  • Игровые ситуации;

  • Изготовление простейших средств безопасности.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы основного общего образования ученик должен:

Знать/понимать:

  • основы здорового образ жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

  • вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде;

  • ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • при использовании бытовыми приборами и инструментами;

  • с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта

при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.




^ Тематическое планирование уроков

Основы безопасности жизнедеятельности

7 класс


№ урока

Тема урока

Контроль



Раздел 1. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Чрезвычайные ситуации природного характера.






Из истории землетрясений. Происхождение землетрясений






Как оценивают землетрясения. Последствия землетрясений






Меры по уменьшению потерь от землетрясений.






Правила безопасного поведения при землетрясениях






Из истории извержения вулканов. Происхождение и виды вулканов






Последствия извержения вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов

Контрольная работа по темам «Землетрясения» и «Вулканы»



Оползни, сели, обвалы, снежные лавины






Последствия оползней, селей, обвалов, лавин и меры по уменьшению потерь от них






Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин






Происхождение и виды ураганов, бурь, смерчей






Последствия и меры по уменьшению ущерба от ураганов, бурь, смерчей

Контрольная работа по темам «Оползни, сели, обвалы» и «Ураганы, бури,смерчи»



Происхождение и виды наводнений. Последствия наводнений






Меры по уменьшению ущерба от наводнений.






Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений






Происхождение и классификация цунами. Последствия цунами






Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них.






Правила безопасного поведения при цунами

Контрольная работа по темам «Наводнения» и «Цунами»



Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров.






Последствия и предупреждение лесных и торфяных пожаров.






Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушение






Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях. Человек и стихия

Контрольная работа по теме «Лесные и торфяные пожары»



Характер и темперамент






Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия






Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Повязки. Общая характеристика






Отработка практических навыков наложения повязок на руку






Отработка практических навыков наложения повязок на ногу






Правила оказания первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей

Контрольная работа по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»



Способы эвакуации пострадавших






Раздел III. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Режим учебы и отдыха подростков






Профилактика переутомления и содержание режима дня






Основы репродуктивного здоровья подростков






Половая система человека и проблемы сексуальных отношений в подростковом возрасте






Итоговое обобщение

Итоговая контрольная работа



Резервный урок






^ Тематическое планирование уроков

Основы безопасности жизнедеятельности

8 класс


№ урока

Тема урока

Контроль



^ Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация






Опасности аварий и катастроф






Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях






Взрывы и пожары. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах






Общие сведения о пожаре и взрыве






Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия






Основные поражающие факторы пожаров и взрывов






Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника

Контрольная работа по теме «Взрывы и пожары»



Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Виды аварий на химически опасных объектах






Опасные химически и аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека






Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Защита населения от аварийно химически опасных веществ






Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ

Контрольная работа по теме «Аварии с выбросом АХОВ»



Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиация вокруг нас






Виды аварий на радиационно опасных объектах. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС.






Последствия радиационных аварий. Особенности радиоактивного загрязнения местности.






Характер поражения людей и животных, сельскохозяйственных растений и продуктов питания


Контрольная работа по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»



Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Защита населения






Гидродинамические аварии. Виды аварий на гидродинамически опасных объектах






Причины гидродинамических аварий и их последствия. Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах






Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях

Контрольная работа по теме «Гидродинамические аварии»



Нарушение экологического равновесия. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека






Изменение состава атмосферы и гидросферы






Изменение состояния суши (почвы)






Показатели предельно допустимых воздействий на природу

Контрольная работа по теме «Нарушение экологического равновесия»



^ Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Воздействие химических веществ на человека






Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами удушающего и общеядовитого действия






Первая медицинская помощь при отравлении аварийно химически опасными веществами нейротропного действия






Первая медицинская помощь при поражении метаболическими ядами и при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка






Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами






Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях

Контрольная работа по теме «Основы медицинских знаний и правила поведения первой медицинской помощи»



^ Раздел III. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Занятия физкультурой и спортом






Закаливание организма






Основы репродуктивного здоровья подростков

Итоговая контрольная работа



Резервный урок






^ Тематическое планирование уроков

Основы безопасности жизнедеятельности

9 класс


№ урока

Тема урока

Контроль



^ Раздел I . БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Цели и задачи РСЧС






Структура и режимы функционирования РСЧС






Силы и средства ликвидации ЧС






Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов.






Определение международного гуманитарного права и сфера его применения






Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Медицинский и духовный персонал






Защита военнопленных. Гражданское население






Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права

Контрольная работа по теме «Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов»



Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Понятие преступления. Виды и категории преступлений.






Возраст, с которого наступает уголовная ответственность






Защита от мошенников. О безопасности девушек






Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях

Контрольная работа по теме «Безопасное поведение в криминогенных ситуациях»



^ Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Профилактика травм в старшем школьном возрасте. Причины травматизма и пути их предотвращения






Безопасное поведение дома, в школе и на занятиях физкультурой и спортом






Безопасное поведение на улице






Первая медицинская помощь при травмах. Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика

Контрольная работа по теме «Профилактика травм в старшем школьном возрасте»



Травмы головы, позвоночника и спины.






Экстренная реанимационная помощь






Оживление после внезапной остановки сердца и дыхания






Раздел III. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье человека






Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья. Современные методы оздоровления






Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье






Личная гигиена человека






Гигиена питания

Контрольная работа по теме «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»



Физиологические особенности организма подростка






Психологические особенности организма подростка






Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях






Управление чувствами и эмоциями






Суицид и подросток

Контрольная работа по теме «Физиологические и психологические особенности организма подростка»



Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции






Факторы, разрушающие здоровье человека. Употребление табака и его влияние на здоровье






Алкоголь, его влияние на организм






Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья

Итоговая контрольная работа



Резервный урок






 




Похожие:

Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconПрограмма по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана на базе федерального компонента...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconРабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса
Основам безопасности жизнедеятельности, с учетом авторской программы В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского,...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconРабочая программа по обж 5- 8, 10,11 класс Учитель: Сатышев В. Н. с. Новосолдатка 2011 г. «Утверждено» «Согласовано» Директор школы Зам директора по увр
Рабочая программа разработана на основе программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» авторы: А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconПояснительная записка Статус документа
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа iconОтчёт моу муравлянская сош о подготовке и проведении Всероссийского урока по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Информация о проведении Всероссийского урока по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов