Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные icon

Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные



НазваниеУрок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные
Дата конвертации26.12.2012
Размер97.39 Kb.
ТипУрок

Урок – зачёт по теме « Межотраслевые комплексы России».

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Важнейшие межотраслевые комплексы России»,

  • Сформировать представление о влиянии разнообразных факторов при размещении конкретных предприятий.

2. Развивающие

  • Развивать устную речь,

  • Уметь получать полученные знания на практике,

  • Развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.

3. Воспитательные:

  • Стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся,

  • Формировать убеждённость в необходимости получения экономических знаний,

  • Умение работать в коллективе, включаться в диалог с друг с другом, осваивать свою точку зрения.

  • Повысить интерес к изучению предмета.

Оборудование: доска, атласы, карта, творческие работы учащихся, раздаточный дидактический материал.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-зачёт.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка знаний и умений:

-Ребята! Вы изучили важнейшие межотраслевые комплексы России. Вы знаете, что каждое предприятие отличается от других своими технико-экономическими особенностями, влияющими на их размещение. Размещение предприятий независимо от их специализации и размеров должно быть рациональным. При правильном выборе места получается наибольший экономический эффект. Это означает, что продукция предприятия должна быть наиболее дешёвой на только там, где она производится, но и там, где потребляется.

Сегодня, мне хотелось бы посмотреть, как вы можете применять знания, полученные на уроках географии, при размещении конкретных предприятий. Для этого мною для вас приготовлено огромное количество разнообразных заданий. Ну, а ваша задача сегодня – мобилизироваться, собраться с силами и показать на что вы способны. А я знаю, что способны вы на многое.

Итак, мы начинаем!

Прежде чем подробно остановиться на межотраслевых комплексах, как составной части Народного хозяйства России, давайте вспомним, а что же такое Народное хозяйство?

Но пока мы это будем выяснять, кто-нибудь один пойдёт к доске и попробует заполнить схему « Межотраслевые комплексы России»

Работа у доски –

Карточка № 1

1. Что такое межотраслевой комплекс?

2. Заполните схему:

« Важнейшие межотраслевые комплексы России»

gif" align=left hspace=12>


3. Определите народохозяйственное значение каждого.


Фронтальная беседа:

1. Что такое хозяйство России?

2. Из чего состоит хозяйство?

3. Что такое отрасль?

4. Приведите примеры отраслей хозяйства?

5. На какие две части (сферы) делится хозяйство России?

6. В чём различие между ними?

7. Что такое межотраслевой комплекс ( ответ ученика, работающего у доски по карточке № 1)

- Изучая межотраслевые комплексы. Мы из урока в урок упоминали три главных понятия: отрасль – предприятие – продукция. Чтобы разобраться в этом, предлагаю выполнить задание –

« Исключи путаницу понятий»

( На доске заранее пишутся в столбик соответствующие слова и словосочетания. Необходимо ликвидировать путаницу, чтобы в дальнейшем грамотно употреблять эти слова).

Вагоностроительный завод

Электростанция

Мясная промышленность

Мебель

Бумага

Электроэнергетика

Вагон

Целлюлозно-бумажная промышленность

Вагоностроение

Мясо

Мебельная фабрика

Электроэнергия

Целлюлозно-бумажный комбинат

Мебельная промышленность

Мясокомбинат

Ответ:

отрасль

предприятие

продукция

вагоностроение

Вагоностроительный завод

вагон

электроэнергетика

электростанция

электроэнергия

Мясная промышленность

мясокомбинат

мясо

Мебельная промышленность

Мебельная фабрика

мебель

Целлюлозно-бумажная промышленность

Целлюлозно-бумажный комбинат

бумага


- А теперь, мне хотелось бы узнать, как вы ориентируетесь в мире экономических понятий и терминов. Для этого, предлагаю –

« Аукцион терминов»

  1. Производственные связи между предприятиями (кооперирование),

  2. Перевод оборонного предприятия на производство мирной продукции (конверсия),

  3. Группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или топливные ресурсы, и производящие основную долю металла (металлургическая база),

  4. Выпуск предприятием однородной продукции (специализация),

  5. Совокупность всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами (транспортная система),

  6. Группа электростанций разных типов, объединённых ЛЭП и управляемых из одного центра (энергосистема),

  7. Система предприятий, производящих боевую технику, вооружение, боеприпасы (ВПК),

  8. Показатель работы транспорта (грузооборот, пассажирооборот),

  9. Совокупность сооружений, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения (инфраструктура),

  10. Земли, используемые в сельскохозяйственном производстве (сельхозугодья).

- Практически каждый урок нас сопровождала карта. Теперь настало время проверить, как вы ориентируетесь по ней.

«Опрос на знание номенклатуры»

(Назвать и показать объект)

  1. Угольный бассейн, занимающий первое место по добыче (Кузнецкий),

  2. Нефтяная база, дающая 70% добычи нефти (Западно-Сибирская),

  3. Крупнейший центр медно-никелевого производства в Заполярье ( Норильск),

  4. Единственная АЭС Дальнего Востока (Билибинская),

  5. Российский «лесной цех» (Архангельск, Иркутск, Карелия),

  6. Самая длинная железнодорожная магистраль (Транссибирская),

  7. Центр бездоменной плавки стали (Старый Оскол),

  8. Центры производства калийных удобрений (Соликамск, Березняки),

  9. Крупнейший морской порт Балтийского бассейна (Санкт-Петербург),

  10. Крупнейший по запасам угольный бассейн (Тунгусский).

- Итак, мы подходим к самому главному – рациональность размещения предприятий. Учитывая особенности современного хозяйства и влияние различных факторов, научно обоснованы общие принципы рационального размещения отраслей и производства.

Какие важнейшие из этих принципов вам известны?

  1. Приближение производств к источникам сырья, топлива, электроэнергии, местам сосредоточения трудовых ресурсов, районам потребления готовой продукции, научным центрам,

  2. Учёт требований обороноспособности страны,

  3. Учёт задач охраны окружающей среды,

  4. Задачи улучшения жизни людей.

В ходе беседы выстраивается ряд факторов, отражающих принципы размещения крупных предприятий:

  • Сырьевой,

  • Топливный,

  • Энергетический,

  • Водный,

  • Трудовой,

  • Транспортный,

  • Потребительский,

  • Научный,

  • Экологический.

- А теперь, давайте попытаемся вспомнить принципы размещения конкретных предприятий. (Каждому ряду даны межотраслевые комплексы и список предприятий, напротив которых, они должны обозначить главный фактор и объяснить его. Работа выполняется в виде таблицы).


Первый вариант

Второй вариант

Третий вариант

ТЭК

Металлургический и Машиностроительный

Химико - лесной

  1. ТЭС – (у топлива)

  2. ТЭЦ – (у потребителя)

  3. ГЭС – (с учётом природных условий)

  4. НПЗ – (у потребителя)

1. Чёрная металлургия - ( у сырья)

2. Заводы лёгких цветных металлов – (у ГЭС)

3. Заводы тяжёлых цветных металлов – ( у сырья)

4. Заводы трудоёмкого машиностроения – (в крупных городах, ориентация на высококвалифицированные кадры)

5. Заводы металлоёмкого машиностроения – (у сырья, в районах металлургических баз)

1. Заводы по производству калийных удобрений – (у сырья)

2. Заводы по производству фосфатных удобрений – (у потребителя)

3. Заводы по производству азотных удобрений - (у сырья, к газопроводам)

4. Завод по производству синтетических волокон - ( у воды, ГЭС)

5. ЦБК – (у воды)



Работа с атласом – «Почему?»

  1. Алюминиевые заводы -----Восточная Сибирь,

  2. Металлургический комбинат -----Череповец,

  3. Тяжёлое машиностроение -----Урал,

  4. Точное и наукоёмкое машиностроение -----Центр,

  5. 80% тканей -----Центр,

  6. ТЭК -----Западная Сибирь,

  7. Крупные ГЭС -----Восточная Сибирь,

Параллельно идёт работа на местах по карточкам:

Карточка № 2

Установите соответствие между отраслями хозяйства и факторами, определяющими их размещение:

Отрасли: Факторы размещения:

  1. тяжёлое машиностроение а) сырьевой

  2. автомобилестроение б) топливный

  3. радиоэлектроника в) энергетический

  4. металлургия алюминия г) водный

  5. нефтяная промышленность д) транспортный

  6. производство бумаги е) трудовой

  7. текстильная промышленность ж) научный

  8. сахарная промышленность з) исторический

  9. кондитерская промышленность и) потребительский

  10. производство мебели

  11. чёрная металлургия


- А вы когда-нибудь задумывались над географией, потребляемой вами продукции? Давайте её рассмотрим на примере пищевой промышленности. Составной частью какого комплекса, является пищевая промышленность?

За неделю учащимся дано опережающее задание – составить список продуктов, которые использовала ваша семья за неделю, и рассмотреть их географию. Дайте анализ по плану:

  1. Какие отрасли ориентируются при размещении на сырьё, на потребителя?

  2. Какие достижения НТР меняют традиционные принципы размещения (упаковочные материалы сохраняют скоропортящиеся продукты)?

  3. Какие импортные продукты мы потребляем и почему?


- Итак, впереди у вас последнее итоговое и очень важное задание – тест (в приложении). Но прежде, мне хотелось бы подвести итоги:

  1. Общий вывод: Межотраслевые комплексы представляют собой сложные сочетания взаимосвязанных отраслей объединённых общей целью развития, для эффективности которых очень важно учитывать основные принципы рационального размещения отраслей и производства.

  2. Поощрение наиболее активных. Общая оценка урока.



Приложение:

Тест « Важнейшие межотраслевые комплексы России»

1 вариант

1. К отраслям машиностроения, ориентирующимся на металлургические базы, относятся те, которые производят:

А) суда,

Б) приборы,

В) ЭВМ,

Г) энергетическое оборудование.

2. Установите соответствие:

А – тяжёлое машиностроение 1-Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород

Б – станкостроение 2-Екатеринбург, Новокузнецк, Волгодонск

В – автомобилестроение 3-Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск

3. Определяющий фактор при размещении ГЭС:

А)потребительский,

Б) природные условия,

В) топливный.

4. Какое место в мире по добыче нефти занимает Россия в настоящее время:

А) первое,

Б) второе,

В) третье,

Г) четвёртое.

5. Крупный центр чёрной металлургии:

А) Иркутск,

Б) Москва,

В) Череповец.

6. Предприятия химической промышленности размещаются:

А) в местах потребления продукции,

Б) в местах размещения сырья,

В) В районах потребления продукции, в местах размещения сырья, в районах хорошо обеспеченных водой и вблизи крупных энергетических центров.

7.Ведущей отраслью растениеводства является:

А) картофелеводство,

Б) кормопроизводство,

В) зерновое хозяйство,

Г) садоводство.

8. К техническим культурам относятся:

А) лён,

Б) лён и сахарная свёкла,

В) лён, сахарная свёкла и рожь.

9.Размещение каких отраслей пищевой промышленности ориентировано на сырьевые ресурсы:

А) макаронная,

Б) пивоваренная,

В) сахарная,

Г) крупяная,

Д) маслодельная,

Е) кондитерская.

10. Порт, обслуживающий моря Тихого океана:

А) Мурманск,

Б) Находка,

В) Тикси.


Тест «Важнейшие межотраслевые комплексы России»

2 вариант

1. Доминирующим фактором в размещении отраслей точного машиностроения является:

А) трудовой,

Б) транспортный,

В) сырьевой,

Г) наукоёмкий.

2. Установите соответствие:

А-автомобилестроение 1 – Тольятти, Ульяновск, Нижний Новгород

Б-тракторостроение 2 – Челябинск, Волгоград

В-судостроение 3 – Санкт-Петербург, Астрахань, Хабаровск

3. Тип электростанции на которую приходится наибольшая доля выработки электроэнергии в России:

А) АЭС,

Б) ГЭС,

В) ТЭС.

4. какое место в мире по добыче газа занимает Россия в настоящее время:

А) первое,

Б) второе,

В) третье,

Г) четвёртое.

5. Ведущий фактор размещения медной промышленности:

А) топливный,

Б) сырьевой,

В) трудовой.

6. Крупнейший лесопромышленный центр расположен в городе:

А) Братск,

Б) Норильск,

В) Волгоград.

7. Какая из перечисленных причин служит определяющей в зональной специализации сельскохозяйственного производства:

А) количество и плотность населения,

Б) уровень развития промышленного производства,

В) природные условия и агроклиматические ресурсы.

8. К зерновым культурам относятся:

А) пшеница,

Б) пшеница и овёс,

В) пшеница, овёс, кукуруза.

9. Размещение каких отраслей пищевой промышленности ориентировано на потребителя:

А) макаронная,

Б) пивоваренная,

В) сахарная,

Г) крупяная,

Д) маслодельная,

Е) кондитерская.

10. На каком море расположен порт Мурманск:

А) Белом,

Б) Баренцевом,

В) Северном.




Похожие:

Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconУрока The usa. From Columbus to present days. Урок английского языка в 8 классе. Цели и задачи урока. Познакомить учащихся с новыми словами по теме
Оргмомент. Фонетическая зарядка. Аудирование. Новые слова по теме. Чтение текста по теме. Домашнее задание. Итоги урока
Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconУрок по теме: «London is the city of the world heritage». Цели урока: Образовательные: научить каждого ученика самостоятельно добывать знания
Урок обобщения и систематизации знаний с использованием элементов ролевой игры и мультимедийных презентаций
Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconКонспект по теме «Байкал жемчужина России» Цели и задачи урока
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России
Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconУрок по теме «Моллюски» Цели урока: Образовательные
Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием
Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconКонспект урока" Hobbies and Entertainment". Цели урока: Учить ребят составлять творческое монологическое высказывание по теме «Хобби и развлечения». Задачи урока:- активизация лексики по теме
Цели урока: Учить ребят составлять творческое монологическое высказывание по теме
Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconУрок по теме Цели и задачи
Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме "Литература как искусство слова"
Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconУрок по теме «Соли азотной кислоты» Цель урока: Изучить свойства и значение нитратов. Задачи урока
Данный урок интересен для тебя?
Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconМикушова Елена Владимировна 2009 г. Цели и задачи урок
Цели и задачи урока: 1 дать первое научное представление о Солнечной системе, о её составе, о различии между планетой и звездой
Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconПрактикум по теме: «Создание презентации» 5 кл. Т ема урока «Создание презентации» Цели и задачи урока
Сегодня мы обращаемся к теме «Создание презентации». Важность этой темы обусловлена большим объёмом знаний по данной теме. Отсюда...
Урок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные iconПрактикум по теме: «Разработка презентации» 5 кл. Т ема урока «Разработка презентации» Цели и задачи урока
Сегодня мы обращаемся к теме «Разработка презентации». Важность этой темы обусловлена большим объёмом знаний по данной теме. Отсюда...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов