Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок icon

Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок



НазваниеЗаборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок
страница1/5
Дата конвертации16.08.2013
Размер0.51 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5


январь 2012


1


МОУДПО

«Учебно-методический центр»

г. Серпухов




Оглавление


Выскребцова Т.Е., учитель физической культуры МОУ СОШ №2. 3

Нужны ли теоретические уроки физической культуры? 3

Овчинникова С.Н., заместитель директора по воспитательной работе, учитель информатики МОУ СОШ №11 г. Серпухова. Мой опыт профессионального самообразования». 6

Фадеева Е.Ф., учитель математики и ВыскребцоваТ.Е., учитель физкультуры МОУ СОШ №2 г. Серпухова. Решение статистических задач на материалах уроков физической культуры. 13

Зябкина Е.В., учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Серпухова. Классный руководитель – воспитатель гражданина и патриота будущей России. 24

Кристининой Е.И., учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г. Серпухова. Мастер – класс: Приёмы развивающего обучения младших школьников. 33



Педагогический альманах

" Поиски.

Находки. Открытия»


1

Издается МОУДПО

"Учебно-методический

центр"

142205 г. Серпухов,


ул. 1905 года, д.15


Телефоны 35-71-89

Директор

Заборская Нэлли Федоровна






^

Выскребцова Т.Е., учитель физической культуры МОУ СОШ №2.

Нужны ли теоретические уроки физической культуры?



Однозначного ответа на этот вопрос мы не получим ни от учителей физической культуры, ни от родителей, ни от самих учащихся. Причин тому много. Во-первых, часов на физическую культуру в школьной программе и так мало. Во-вторых, многие физическую культуру понимают как занятия физическими упражнениями для овладения двигательными умениями и навыками. Некоторые видят в занятиях физической культурой только оздоровительный эффект.

Правы и первые, и вторые, и третьи, конечно. Однако теория и методика физического воспитания и положительный опыт многих учителей физической культуры подтверждают и другую точку зрения. Поясню, почему.

В 1998 году в общеобразовательных школах в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся.

В 1999–2000 учебном году Министерство образования РФ впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводятся Всероссийские олимпиады школьников. Одной из задач олимпиады школьников является определение уровня овладения учащимися системой знаний в области физической культуры.

Как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре неглубоки. Корень зла – в малоэффективной методике обучения. В программных документах рекомендуется обучать школьников теоретическим знаниям на уроках физической культуры. Однако эта цель требует к себе более серьезного отношения: для познания теоретических основ физической культуры необходимо полноценное учебное время. Объем теоретических знаний, который проверяется на экзамене по физической культуре, невозможно «выдать» в процессе уроков, ибо основная часть времени не отводится работе с теоретическими понятиями, а посвящается другому виду учебной деятельности – двигательной. Поэтому учителя ограничиваются лишь сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры, зная, что их усвоение – минимально, так как двигательная деятельность на уроке обязательно «вытеснит» полученные знания. Это приводит к низкому уровню знаний школьников в данной области, что подтверждается рядом социологических исследований. Лишь 10% учащихся получают знания о сохранении и укреплении здоровья на уроках физической культуры; от родителей – чуть более 30%; из популярной литературы – около 45%; от работников медицины – 13%. К сожалению, и методическое обеспечение учителей и учащихся по этому предмету школьной программы неудовлетворительное.

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Для этого необходим определенный объем знаний о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний.

Доказано, что положительное влияние на менталитет и уровень двигательной активности учащихся оказывает привитие им знаний о влиянии физической активности и здорового образа жизни на организм человека. Например, в Швеции, когда низкая заинтересованность населения в занятиях физической культурой стала предметом беспокойства правительственных структур, данная проблема была благополучно решена путем повышения информированности населения, главным образом молодежи. Были подключены все информационные каналы для формирования в определенном направлении менталитета учащихся, т.е. их мотивации к работе над укреплением здоровья и гармоническим развитием. Были разработаны программы по рекреационной и оздоровительной физической культуре, подготовлен учебник по физической культуре, что обусловило заинтересованность и повышение активности в занятиях физическими упражнениями.

По нашему мнению, речь следует вести о педагогически обоснованной системе научных знаний о физической культуре в целом и о практических способах деятельности в этой сфере, необходимых для изучения в общеобразовательной школе. Знания учащихся должны иметь определенную целевую направленность – помочь им выработать умение использовать полученные знания на уроках физической культуры и в условиях самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Знания о путях формирования здоровья и ведении здорового образа жизни должны органически соединяться с эффективной пропагандой ценностей здоровья и практикой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со школьниками. В конечном счете, теоретическая подготовка учащихся в области физической культуры должна быть необходимой базой для формирования научного мировоззрения и физической культуры личности школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры в единстве с всеобщей человеческой культурой.

Однако в существующей практике физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе практически отсутствует формирование знаний в области физической культуры, что должно бы составлять фундаментальную основу общего среднего образования. Отсутствие в учебном процессе по физической культуре в школе, а особенно в ДЮСШ, теоретических занятий в настоящее время не позволяет в полной мере организовать преемственность знаний в области физической культуры в системе многоуровневой подготовки специалистов по физической культуре.

В связи с этим мы разработали программу «Основы знаний о физической культуре» для учащихся 1–9-х классов (в старших классах эта программа реализуется на профильном уровне на элективных курсах). Разработанная нами программа устанавливает содержание теоретического раздела учебного предмета «Физическая культура» и объем учебного времени на его изучение по ступеням общего образования. Основное содержание программы ориентировано, в первую очередь, на углубленный уровень освоения предмета «Физическая культура».

Программный материал позволяет систематизировать и углубить знания учащихся о физической культуре, наиболее полно удовлетворить их познавательные и общекультурные потребности. С этой целью подробно составлен тематический план изучения теоретического раздела программы по физической культуре для 1–4-х и 5–9-х классов.

Освоение теоретического раздела программы по физической культуре, начиная с 5-го класса, предусматривает 1 час в неделю на теоретические уроки в классе. Но формирование знаний о физической культуре не ограничивается только теоретическими уроками. На практических занятиях в ходе обучения, например, гимнастическим, легкоатлетическим и другим упражнениям учитель должен сообщать учащимся сведения о возникновении, сущности, особенностях влияния на организм физических упражнений и т.д.

Ниже мы приводим примерное тематическое планирование учебного материала для учащихся 1–4-х классов. Программа также может быть использована при планировании теоретической подготовки юных спортсменов в ДЮСШ и ДЮКФП.

Основы знаний о физической культуре на первой ступени общего образования составляют теоретические сведения об основах здорового образа жизни, методике самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроля, основах обучения двигательным действиям и технике безопасности на уроках физической культуры.

Выпускники начальной ступени общего образования должны знать и понимать:

  • роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

  • правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, простейших комплексов упражнений для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

  • правила поведения на занятиях физической культурой.



  1   2   3   4   5




Похожие:

Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconРодительское собрание: «Учитель – друг нашего ребёнка и семьи»
Яковенко Ольга Юрьевна учитель физической культуры первой квалификационной категории моу «сош с. Елшанка Воскресенского района Саратовской...
Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconУрок по физической культуре (6 класс, 3-я четверть)
М. Г. Чернохатова, учитель физкультуры высшей квалификационной категории, моу сош№32, г. Таганрог
Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconV. Программа соревнований
Главный судья соревнований: учитель физической культуры Жорник А. И.; помощники по организации: учитель физической культуры Шевцов...
Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconРабочая программа по предмету «физическая культура» 2010-2011 учебный год 1 класс
Составитель: Сериков В. А., учитель физической культуры моу «Разуменская сош №1» Белгородского района
Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconСценарий театрализованного представления проект «Зеленые иголки»
Автор: учитель физической культуры и обж, классный руководитель 7 класса моу маломалышевская сош рузанов Юрий Петрович
Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconРодительское собрание: «За здоровьем всей семьёй»
Яковенко Ольга Юрьевна учитель физической культуры первой квалификационной категории моу «сош с. Елшанка Воскресенского района Саратовской...
Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconРабочая программа по предмету «физическая культура» базовый уровень 2010-2011 учебный год 11 класс
Составитель: Юдин М. В., учитель физической культуры моу «Октябрьская сош» Белгородского района
Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconРабочая программа по предмету «физическая культура» базовый уровень 2010-2011 учебный год 11 класс
Составитель: Юдин М. В., учитель физической культуры моу «Октябрьская сош» Белгородского района
Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconРабочая программа по предмету «физическая культура» профильный уровень 2010-2011 учебный год 10 класс
Составитель: Юдин М. В., учитель физической культуры моу «Октябрьская сош» Белгородского района
Заборская Нэлли Федоровна Выскребцова Т. Е., учитель физической культуры моу сош №2. Нужны ли теоретические урок iconРабочая программа по предмету «физическая культура» базовый уровень 2010-2011 учебный год 10 класс
Составитель: Юдин М. В. учитель физической культуры моу «Октябрьская сош» Белгородского района
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов