Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям icon

Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям



НазваниеМетодические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям
страница1/4
Дата конвертации24.12.2012
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

кафедра технико-криминалистического обеспечения

экспертных исследований


П Л А Н


семинарских, практических и контрольных занятий

по дисциплине


УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА-КРИМИНАЛИСТА

В СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ


Часть 1


МОСКВА – 2009

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КУРСАНТАМ (СЛУШАТЕЛЯМ)



Настоящий план семинарских, практических и контрольных занятий составлен в соответствии с рабочей учебной программой и тематическим планом по учебной дисциплине “Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях” и содержит конкретные методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям.

Целью преподавания дисциплины является формирование у обучаемых знаний по правовым и организационным основам участия специалиста - криминалиста в следственных действиях и выработка умений и навыков обнаружения, фиксации, изъятия, проведения предварительного исследования следов и других вещественных доказательств в ходе следственных действий. На семинарских и практических занятиях отрабатываются навыки обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования следов для получения розыскной и доказательственной информации.

В ходе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

  • формирование знаний о современных возможностях технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования следов и других вещественных доказательств, и умений реализовать эти возможности при проведении следственных действий;

  • получение знаний о специфике участия специалиста - криминалиста в следственных действиях в зависимости от их вида, в том числе и в ходе осмотра места происшествия с учетом видов расследуемых преступлений и ситуаций осмотра;

  • приобретение практических умений и навыков по обнаружению, фиксации, изъятию и предварительному исследованию материальных следов в зависимости от обстоятельств совершения преступления и особенностей места происшествия.


В результате изучения учебной дисциплины курсанты (слушатели) должны:

знать: научные методы, технические средства и приемы обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и предварительного исследования материальных объектов в целях раскрытия и расследования преступлений; особенности работы со следами в ходе следственных действий по различным категориям преступлений;

уметь: применять криминалистические и иные научно-технические средства и методы обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения следов и иных материальных объектов, имеющих значение для дела в ходе проведения следственных действий; проводить предварительное исследование материальных следов преступления, которые в дальнейшем будут исследоваться в рамках традиционных криминалистических экспертиз, экспертизы веществ, материалов и изделий и некоторых иных судебных экспертиз.

Курсанты (слушатели), пропустившие по каким - либо причинам занятие, обязаны явиться к преподавателю на консультацию, предъявить конспект лекции, практикум и отчитаться по пропущенной теме. Допустима по согласованию с преподавателем подготовка реферата по пропущенным вопросам темы. Пропущенное практическое занятие отрабатывается путем выполнения практических заданий по указанию преподавателя.

Перед каждым занятием дежурный по группе прибывает к начальнику кабинета кафедры для получения необходимых дидактических материалов, средств криминалистической и оргтехники, документов, необходимых для проведения занятий.


План практических занятий подготовлен:

К.В. Ярмаком — к.ю.н., начальником кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований Московского университета МВД России.

^ О.Л. Ромашенко - преподавателем кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований Московского университета МВД России.


План рассмотрен и одобрен на заседании кафедры ТКОЭИ ___ _____________ года, протокол № ___.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Название модуля

Всего часов

В том числе

Л.

С.

П.з.

К/р

^ ВВЕДЕНИЕ В МОДУЛИ.

Правовые и организационные основы участия специалиста-криминалиста в следственных действиях.

1

Правовой институт специалиста. Организационные и тактические аспекты работы специалиста-криминалиста в ходе проведения различных следственных действий.

2

2

-

-

-

2

Особенности участия специалиста-криминалиста в ходе осмотра места происшествия с учетом видов расследуемых преступлений.

4

2

2

-

-

^ РАЗДЕЛ I.

Особенности работы с трудными и нетрадиционными следами

на месте происшествия.

3

Входной контроль по разделу I с последующим анализом.

4

-

2

-

2

4

Модуль 1. Обнаружение, фиксация и изъятие трудных и нетрадиционных следов.

12

-

-

12

-

^ РАЗДЕЛ II.

Особенности участия специалиста-криминалиста в ходе осмотра места происшествия с учетом видов расследуемых преступлений.

5

Входной контроль по разделу II с последующим анализом.

6

-

4

-

2

6

Модуль 2. Участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия по делам о кражах, грабежах и разбойных нападениях.

18

-

-

18

-

7

Модуль 3. Участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия по делам о незаконном завладении транспортным средством и дорожно-транспортных происшествиях.

18

-

-

18

-

8

Модуль 4. Участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия по делам об изнасиловании, причинении телесных повреждений, а также связанного с обнаружением трупа.

12

-

-

12

-

9

Модуль 5. Участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия по другим видам преступлений (незаконный оборот наркотических средств, криминальный взрыв и пожар, инсценировка преступления и т.п.)

6

-

-

6




ВСЕГО по I семестру:

82

4

8

66

4

Зачет



ВВЕДЕНИЕ В МОДУЛИ. Особенности участия специалиста-криминалиста в ходе осмотра места происшествия с учетом видов расследуемых преступлений.


Семинарское занятие 1.


Продолжительность - 2 часа


Цель занятия: усвоение курсантами (слушателями) правовых и организационных основ участия специалиста-криминалиста в следственных действиях с учетом видов расследуемых преступлений.


Место проведения занятия: учебная аудитория.


Контрольные вопросы:

  1. Понятие и сущность специальных знаний.

  2. Регламентация использования знаний сведущих лиц в уголовно - процессуальном законодательстве.

  3. Формы и цели использования специальных знаний, использования специальных знаний при проведении следственных действий.

  4. Порядок и условия участия специалиста - криминалиста в производстве следственных действий.

  5. Обязанности и права специалиста - криминалиста.

  6. Участие специалиста-криминалиста при осмотре места происшествия с учетом видов расследуемых преступлений.

  7. Типичное месторасположение следов и особенности осмотра места происшествия с учетом видов расследуемых преступлений.



При рассмотрении контрольных вопросов, предусмотренных планом занятия, преподаватель по своему усмотрению детализирует и дополняет их, побуждая курсантов (слушателей) логически мыслить, разбирая ту или иную практическую ситуацию. Преподаватель в свою очередь приводит примеры эффективного использования специальных знаний для установления преступника и т.д.


Входной контроль по разделу I. Особенности работы с трудными и нетрадиционными следами на месте происшествия.


Контрольная работа 1.

.

Продолжительность - 2 часа


Цель занятия: проверка у курсантов (слушателей) имеющихся знаний, полученных в ходе изучения дисциплин экспертно-криминалистической направленности.


Место проведения занятия: учебная аудитория.


Порядок выполнения задания:

Каждый курсант (слушатель) должен ответить на выданный ему вариант тестового задания.


Семинарское занятие 2.


Продолжительность - 2 часа


Цель занятия: проверка у курсантов (слушателей) имеющихся знаний, полученных в ходе изучения дисциплин экспертно-криминалистической направленности.


Место проведения занятия: учебная аудитория.


После проверки тестов преподаватель обсуждает с курсантами (слушателями) выполненную работу и допущенные ошибки, по своему усмотрению детализирует и дополняет их, побуждая слушателей логически мыслить, разбирая ту или иную практическую ситуацию. Преподаватель в свою очередь приводит примеры эффективного использования специальных знаний при установлении преступника и т.д.


Модуль 1. Обнаружения, фиксация и изъятие трудных и нетрадиционных следов.


Практическое занятие 1.

Обнаружение, фиксация и изъятие трудных следов рук,

обуви и орудий взлома.


Продолжительность - 6 часов


Цель занятия: выработка практических навыков по обнаружению, фиксации и изъятию трудных следов рук, обуви и орудий взлома.


Место проведения занятия: криминалистический полигон, учебная аудитория, компьютерный класс.


Контрольные вопросы:

1. Особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов рук на пластичных материалах (пластилин, сливочное масло, шоколад).

2. Особенности фиксации и изъятия следов рук, окрашенных ГСМ и кровью.

3. Особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов рук на мокрых, охлажденных или обледеневших предметах.


При рассмотрении контрольных вопросов, предусмотренных планом занятия, преподаватель по своему усмотрению детализирует и дополняет их, побуждая курсантов (слушателей) логически мыслить, разбирая ту или иную практическую ситуацию. Преподаватель в свою очередь приводит примеры эффективного использования специальных знаний при установлении преступника и т.д.


Материальное обеспечение:

- цифровой фотоаппарат – 6 шт.;

- криминалистический чемодан – 6 шт.;

- портативные или переносные источники освещения;

- расходные материалы (силиконовая паста КОС-2, дактилоскопическая пленка, бумага для упаковки, конверты).


Объекты:

- со следами рук: на влажном стекле; окрашенные ГСМ; объемными на пластилине; окрашенными «кровью» (гуашью) (по количеству курсантов (слушателей));

- со следами инструментов 2-х видов (по количеству курсантов (слушателей));

- со следами обуви (по количеству курсантов (слушателей)).


Содержание работы:

Задание 1. Каждый курсант (слушатель) должен на четырех видах представленных объектов обнаружить, зафиксировать и изъять следы рук целесообразными способами. Подготовить фототаблицу со снимками объектов и следов, копии (слепки) следов и фрагмент протокола с описанием одного объекта и следа.

Задание 2. Каждый курсант (слушатель) должен осмотреть представленный объект, выявить имеющийся на нем невидимый и слабовидимый след подошвы обуви. Изучить обнаруженный след и отобразившиеся в нем особенности обуви. Сделать зарисовку следа.


Порядок выполнения задания:

После контрольного опроса каждый курсант (слушатель), получив объекты со следами рук и обуви должен осмотреть их при различных источниках освещения, при необходимости с помощью дактилоскопической лупы.

Определить для каждого объекта самый оптимальный способ фиксации и изъятия (освещение, фотографирование, обработка и усиление контраста следов при помощи растворов, порошков и светофильтров).

При изучении следов обуви нужно определить степень ее изношенности, угол разворота стопы при ходьбе, признаки ремонта и т.п.


После этого каждому курсанту (слушателю) необходимо составить фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием объекта и обнаруженных на нем следов рук и обуви по следующим схемам.


^ Схема описания следа пальца руки во фрагменте протокола осмотра места происшествия:

- место нахождения предмета, на котором обнаружен след (наименование и назначение предмета, указать характеристики (признаки), позволяющие отличить его от подобных;

- состояние поверхности предмета (сухая, чистая, влажная, запыленная, шероховатая, гладкая и т.д.);

- способы изучения поверхности предмета с целью обнаружения следов рук (визуально, изучая предмет под различными углами при естественном освещении, в косопадающих лучах света электрического фонарика или специальных источников освещения и т.д.),

- если след обнаружен визуально, то указывается способ усиления контраста папиллярных линий, если нет, то указывается способ выявления (физический или химический) и описание его применения;

- расположение следа (расстояние от 2 ориентиров);

- форма и размеры следа (максимальная длина и ширина);

- указывается технико-криминалистическая характеристика следа (видимый – слабовидимый - латентный; локальный - периферический; объемный - поверхностный; динамический - статический; наслоения - отслоения);

- тип отобразившегося папиллярного узора (дуговой – петлевой - завитковый) и подробное описание с указанием количества потоков и дельт, если центральный поток петлевой - указать направление ножек петель (вправо-влево), если центральный поток имеет формы дуг или завитков, то указать наклон оси узора (вправо-влево);

- способ фотографирования;

- способ изъятия: с предметом (с частью предмета); способ изготовления и материал слепка; перекопирование на отрезки дактилоскопической пленки (ее размеры, цвет);

- описание упаковки.


^ Схема описания следов ног (обуви) во фрагменте протокола осмотра места происшествия:

- место обнаружения следов и их расположение относительно неподвижных ориентиров;

- характеристика поверхности, где обнаружены следы (деревянный, каменный пол; глинистый, пес­чаный, сухой, влажный грунт и т.д.);

- указывается технико-криминалистическая характеристика следа (видимый – слабовидимый - латентный; локальный - периферический; объемный - поверхностный; динамический - статический; наслоения - отслоения);

- характер и цвет вещества, которым образованы следы;

- данные измерения элементов дорожки следов (длина, ширина) отдельно для левой и правой ног, углы разворота ступней;

- индивидуальные признаки походки;

- какие части обуви (стопы) отобразились;

- размеры следа и отобразившихся в нем частей подошвы;

- особенности ног, вид обуви (форма отдельных частей);

- наличие рисунка подошвы обуви;

- формы, размеры и расположение отпечатков особенностей строения подошвы обуви (гвоздей, швов, набоек, трещин, потертостей и т.д.);

- способ фотографирования;

- способ изъятия: с предметом (с частью предмета); способ изготовления и материал слепка; перекопирование на отрезки дактилоскопической пленки (ее размеры, цвет);

- описание упаковки (в какой материал упакованы, какой печатью опечатана упаковка).


После этого необходимо составить фототаблицы всех объектов и обнаруженными на них следами, правильно изъять и упаковать следы, копии следов (слепки).


В ходе занятия преподаватель помогает курсантам (слушателям) выбрать наиболее оптимальные приемы обнаружения, фиксации и изъятия трудных следов.


В конце занятия каждый курсант (слушатель) обязан сдать преподавателю на проверку следующие материалы:

1. Фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием объекта и обнаруженных на нем следов рук.

2. Фототаблицу всех объектов с обнаруженными на них следами.

3. Упакованные следы, копии следов (слепки).

4. Схематическую зарисовку следа обуви.


По окончании занятия преподаватель оглашает оценки выставленные по контрольному опросу курсантам (слушателям).


Практическое занятие 2.

Обнаружение, фиксация, изъятие нетрадиционных следов.

Продолжительность - 6 часов


Цель занятия: выработка практических навыков по обнаружению, фиксации и изъятию нетрадиционных следов.


Место проведения занятия: - криминалистический полигон, учебная аудитория, компьютерный класс.


Контрольные вопросы:

  1. Особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов орудий взлома на вертикальных поверхностях.

  2. Особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов выстрела на стрелявшем.

3. Особенности обнаружения, фиксации и изъятия жидких веществ – следов преступления.


При рассмотрении контрольных вопросов, предусмотренных планом занятия, преподаватель по своему усмотрению детализирует и дополняет их, побуждая курсантов (слушателей) логически мыслить, разбирая ту или иную практическую ситуацию. Преподаватель в свою очередь приводит примеры эффективного использования специальных знаний при установлении преступника и т.д.


Материальное обеспечение:

- цифровой фотоаппарат – 6 шт.;

- криминалистический чемодан – 6 шт.;

- портативные или переносные источники освещения;

- расходные материалы (силиконовая паста КОС-2, дактилоскопическая пленка, бумага для упаковки, конверты).


Объекты:

- со следами взлома (по количеству слушателей);

- предметы одежды и обуви со следами наслоения и запаховыми следами.


Порядок подготовки объектов со следами:

Следы орудий взлома оставляют на косяках, дверных полотнах и металлических пластинах. Все следы должны быть расположены на вертикальных поверхностях и пронумерованы.

На пронумерованной одежде и обуви должны находиться различные наслоения инородных объектов (волокна, металлические, древесные опилки и стружки, почва, ГСМ, ЛКП, осколки стекла, крови и т.п.).

Начальник кабинета, готовящий объекты, представляет преподавателю список с указанием, какие объекты и вещества оставлены на каждом из предметов одежды и обуви.


Содержание работы:

Задание 3. Каждый курсант (слушатель) должен изучить представленные объекты со следами взлома, обнаружить, зафиксировать и изъять целесообразными способами следы преступления. Подготовить фототаблицу со снимками объектов и следов, упакованные копии (слепки) следов, схему следа орудия взлома и фрагмент протокола с описанием объекта и обнаруженных следов.

Задание 4. Каждый курсант (слушатель) должен изучить представленные объекты (одежду, обувь) с различными наслоениями инородных объектов, обнаружить, зафиксировать и изъять целесообразными способами следы преступления. Подготовить фототаблицу со снимками объектов и следов, упаковать изъятые следы, схему расположения обнаруженных следов и фрагмент протокола с описанием объекта и обнаруженных следов.


Порядок выполнения задания:

После контрольного опроса каждый курсант (слушатель) должен осмотреть представленный объект со следами взлома с хорошим освещением и лупой, изучить следы взлома и выделить как общие, так и частные признаки. В ходе фотосъемки следа нужно так поработать со светом, чтобы эти признаки были видны потом на фотоснимке. Затем необходимо зарисовать след.


После этого каждому курсанту (слушателю) необходимо составить фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием объекта и обнаруженных на нем следов по следующей схеме.

  1   2   3   4




Похожие:

Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconМетодические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям
Проведения предварительного исследования следов и других вещественных доказательств в ходе следственных действий. На семинарских...
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconМетодические рекомендации для курсантов и слушателей по подготовке к занятиям
Чающихся знаний правовых и организационных основ судебной видеозаписи, естественнонаучных основ записи изображения и звука и технических...
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconМетодические рекомендации для курсантов и слушателей по подготовке к занятиям
Наний в области взрывотехнических исследований; выработка умений и навыков обнаружения, фиксации, изъятия, осмотра и упаковки вещественных...
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconПлан семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства экспертных исследований» для курсантов 1-го курса факультета подготовки экспертов-криминалистов на 2 семестр 2010-2011 учебного года
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconМетодические рекомендации для слушателей по подготовке к занятиям
Тов, обучение работе со справочно-вспомогательными картотеками и коллекциями. На семинарских и практических занятиях отрабатываются...
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconПлан семинарских, практических занятий и контрольных работ по учебной дисциплине «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий» слушателей 5 курса на 9 семестр 2010/2011 года
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Цель: выявить специфику «народных» жанров и их роль в детской литературе, развивать аналитические умения
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Установление ключевых словесных доминант через осмысление лексического состава, синтаксического строения, ритмики рассказа
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconМетодические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике
Планы занятий и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по социальной политике
Методические рекомендации для курсантов (слушателей) по подготовке к занятиям iconМетодические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации для обучающихся по программам нпо по профессии 35. 11 «ювелир»
Дудар Л. И. Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации для обучающихся по программе начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов