Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл icon

Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл



НазваниеЦель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл
Дата конвертации07.09.2012
Размер49.76 Kb.
ТипДокументы

Зарисовать рис. 1, 2, 4 и 5б


КЛАСС САРКОДОВЫЕ (SaRCODINA)


Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл.

Оборудование: 1) таблицы: систематика Sarcodina, строение амебы. 2) микропрепараты эвглены. 3) живая культура амеб. 4) пипетки, предметные и покровные стёкла, стаканчики с водой. 5) микроскопы МБР-9.

Выполнение работы: 1) приготовление препарата амебы. 2) рассмотреть препарат: форму тела и органоиды. 3) зарисовать амебу. 4) на рисунке обозначить: а) экто- и эндоплазму, б) сократительную и пищеварительную вакуоли, в) псевдоподии, г) ядро.


Характеристика класса

Одноклеточные. В течение всего или большей части жизненного цикла органоиды движения – псевдоподии (ложноножки). Саркодовые являются обитателями морей, пресных вод, почвы, имеются среди них паразиты. Известно около 10000 видов саркодовых.


СТРОЕНИЕ САРКОДОВЫХ

Цитоплазма подразделена на эктоплазму – наружный однородный, более светлый слой, и эндоплазму – внутренний зернистый слой, содержащий многочисленные пищевые включения. В эндоплазме находится овальное ядро. Органоиды пищеварения – пищеварительные вакуоли. Они имеют вид пузырьков округлой формы (рис. 1); непереваренные остатки пищи выводятся через разрыв эктоплазмы. В цитоплазме имеется сократительная вакуоль. Это пузырек с приводящими каналами, по которым поступает жидкость. Дизентерийная амеба – паразит кишечника человека (рис. 1).

При наступлении неблагоприятных условий амебы инцистируются: покрываются плотной оболочкой (цистой).

Раковинные амебы (отряд Testacea). Раковинные корненожки распространены в пресных водах. Тело амебы покрыто раковиной; раковина имеет вид округлого или овального мешочка с отверстием (устьем), из которого выходят псевдоподии (рис. 3).

Фораминиферы (отряд Foramenifera) обитатели моря. Число современных видов превышает 1000. Раковина фораминифер устроена сложнее. Она может иметь форму продолговатого мешка, трубки, закрученной трубки в спираль. У большинства фораминифер полость раковины поделена поперечными перегородками на камеры, которые сообщаются друг с другом отверстиями, имеющимися в перегородках. Отверстие, через которое выходят псевдоподии, называется устьем. Все стенки раковины пронизаны порами, тоже служащими для выхода ложноножек.

Солнечники (подкласс Heliozoa). Пресноводные и морские одноклеточные (рис. 5). От радиолярий отличаются отсутствием центральной капсулы.





Рис. 1. Амеба протей (Amoeba proteus): А — захватывающая пищу; Бползущая. 1 эктоплазма, 2 — эндоплазма, 3 заглатываемые пищевые частицы, 4 сократительная вакуоль; 5 ядро; 6 — пищеварительные вакуоли.

Рис. 2. Паразитические амебы из кишечника человека: А — дизентерийная амеба; Бкишечная амеба. 1ядро, 2 — фагоцитированные бактерии, 3 фагоцитированные эритроциты

Лучевики (подкласс Radiolaria) – планктонные морские формы, имеющие внутренний скелет (рис. 4). Тело шарообразное, имеется центральная капсула с отверстиями, через которые внутрикапсулярная и внекапсулярная цитоплазмы сообщаются.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ САРКОДОВЫХ

Амебы размножаются бесполым и половым путем. Размножение раковинных амеб совершается делением надвое, одна из дочерних особей выходит наружу через устье и окружается новой раковиной. Фораминиферы имеют две формы размножения – бесполое и половое. Одноядерная фораминифера (гамонт) начинает многократно делиться и кор-





Рис. 3. Разные виды раковинных корненожек: А — Difflugia sp.;Б — Arcella vulgaris, В — Euglypha alveolata — раковинка; Г — Е. alveolate, - живая корненожка с псевдоподиями: 1 – псевдоподии, 2 — ядро

неножка становится многоядерной. Вокруг каждого из ядер обособляется небольшой участок цитоплазмы и все тело корненожки распадается на множество мелких клеток, каждая из которых формирует два жгутика неравной длины (гаметы). Клетки выходят из раковины наружу в морскую воду и попарно сливаются, образуется зигота. Она дает начало новому поколению, формирующему раковину и называемую агамонтом.




Рис. 4. Схема строения тела радиолярии: 1 — внутрикапсулярная цитоплазма, 2 — ядро, 3 — слой плотной цитоплазмы, прилегающий к центральной капсуле, 4 — проходящие через пенистый слой основания псевдоподий, 5 — пенистый слой, 6наружный уплотненный слой цитоплазмы, 7 – иглы минерального скелета,8 — псевдоподии

В агамонте происходит увеличение числа ядер в результате митозов и он увеличивается в размерах. Зигота обладает диплоидным набором хромосом, так же как и развивающийся из зиготы агамонт. После завершения его роста происходит еще два деления ядер, которые являются редукционными (мейоз), и образующиеся в результате их ядра гаплоидны. Далее вокруг каждого ядра вновь обособляется участок цитоплазмы и все тело распадается на большое количество мелких одноядерных зародышей, именуемых агаметами (частица «а» по-гречески означает отрицание, так что их можно было бы назвать «негаметами»). Это бесполое размножение, которое ведет к образованию нового поколения с гаплоидным ядром. Каждая агамета окружается раковиной и дает начало гамонту – поколению, с которого мы начали рассмотрение цикла и который далее вновь образует гаметы. В жизненном цикле фораминиферы чередуются две формы размножения: половое (при посредстве гамет) и бесполое (через агаметы) и два поколения: гамонты (размножаются половым путем) и агамонты (размножаются бесполым путем).


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем состоит различие между простейшим организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма?

2. Какие органоиды передвижения имеют саркодовые?

3. Как устроена сократительная вакуоль и ее значение?

4. Как выводится не переваренная пища из организма простейших?




Рис. 5. Солнечник Actinosphaeriam eichhorni: Аобщий вид; Бучасток тела при большом увеличении: 1 — эктоплазма, 2 — эндоплазма, 3пища, 4 — аксоподии, 5 — ядро


5. Какое значение имеет инцистирование для простейших?

6. Как размножаются простейшие?

7. На какие два слоя делится цитоплазма простейших?

8. С помощью каких органоидов передвигаются саркодовые?

9. Почему саркодовых считают наиболее примитивными простейшими?

10. Где паразитирует дизентерийная амеба?


Литература

Догель В.А. Зоология беспозвоночных. - М.: Высшая школа, 1981. - 606 с.

Зеликман А.Л. Практикум по зоологии беспозвоночных. М.: Высшая школа. 1969. 334 с.

Иванов А.В. и др. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. М.: Высшая школа, ч. 1 - 1981, с. 504: ч. 2 - 1983, с.500; ч. 3 - 1985, с.390.

Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 592 с.: ил.



Похожие:

Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconУрок. Развитие и размножение млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих
Цель урока: изучить особенности развития и размножения млекопитающих, их происхождение и многообразие
Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconТема: «Строение белков» Задачи: Изучить особенности строения белков, их свойства и функции

Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconОбщая характеристика грибов
Цели: сформировать у школьников понятие о грибах, изучить особенности строения и процессов жизнедеятельности, их использования в...
Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconПрограммапсиходиагностического исследования особенностей компонентов развития ученика (особенности протекания психических процессов, особенности психомоторных функций,
Цель программы: изучить особенности психологических компонентов развития первоклассника
Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconУрок биологии в 7 классе s tagan cha edu54. ru Тема урока: «Местообитание, особенности внешнего строения скелета земноводных, пресмыкающихся»
Изучить строение скелета на примере лягушки, выявить приспособленность со средой обитания
Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconТема урока: «Класс Птицы. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления»

Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconУрок по теме «Класс Олигохеты или малощетинковые черви»
Цель: в ходе лабораторных исследований выяснить особенности строения дождевого червя, связанные со средой его обитания
Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconПримерный план занятий по курсу «Экономические проблемы авиации»
Введение. Жизненный цикл авиатехники. Авиационная промышленность и гражданская авиация: предприятия и рынки
Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconТема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства»
Цель урока: в ходе лабораторных исследований установить особенности строения углеводов как класса кислородосодержащих органических...
Цель: изучить особенности строения саркодовых, их жизненный цикл iconТема: «Цикл с постусловием repeat»
Тема нашего урока «Цикл с постусловием repeat». Мы с вами попытаемся изучить оператор с постусловием repeat
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы