Пояснительная записка icon

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/3
Дата конвертации26.09.2012
Размер469.17 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях, обогащение словарного запаса;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Рабочая программа полностью соответствует Рабочей программе по русскому языку 5 класс Г.М.Вялковой (Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Н.М.Шанского; А.И.Власенкова) / сост. Г.М.Вялкова. –М.: Глобус, 2008.- 328с. (Образовательный стандарт).

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.


Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное,

работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


^ Расписание учебного времени



Распределение учебного времени

Общее количество часов

^ В том числе

Развитие

речи

Контрольные

работы

1.

Всего часов

по учебному плану

204 час.

35 ч.

22 ч.

2.

Количество часов

в неделю

6 час.







3.

Запланировано

на 1 триместр

71 час.

10 ч.



4.

Запланировано

на 2 триместр

67 час.

16 ч.

8 ч.

5.

Запланировано

на 3 триместр

66 час.

7 ч.

10 ч.


Количество часов, отводимых на разделы

п/п

Разделы

Кол-во часов



Язык — важнейшее средство общения

3+1Р.Р.



Повторение изученного в начальных классах

23+1К.Р. +6 Р.Р.



Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

29+2К.Р.+3 Р.Р.



Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

13+2К.Р.+5 Р.Р.



Лексика. Культура речи

18+2К.Р.+5 Р.Р.



Морфемика. Орфография. Культура речи

20+2К.Р.+6 Р.Р.



Морфология

2



Имя существительное

17+3К.Р.+4 Р.Р.



Имя прилагательное

10+4К.Р.+3 Р.Р.



Глагол

21+1К.Р.+2 Р.Р.



Систематизация и обобщение изученного в 5 классе

Итоговый комплексный анализ текста – 2 ч.

8

^ Итого 204 часа (148+21К.Р.+35 часов развития речи (из них 4ч – К.Р.))


Формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающее обучение, обучение в сот­ру­дничестве, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникативные технологии.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;


^ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:


АУДИРОВАНИЕ:

- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;


ЧТЕНИЕ:

  • владеть техникой чтения;

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;


ГОВОРЕНИЕ:

-доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;


ПИСЬМО:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • создавать письменное высказывание разных типов речи;

  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

  • делить текст на абзацы;

  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • выражать свое отношение к предмету речи;

  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в вы­делении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;


^ ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемо­го звука и объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;


ГРАФИКА:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита:

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;


МОРФЕМИКА:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффик­сами в художественных текстах;


ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

  • объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое тол­кование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического зна­чения слова, словарями синонимов, антонимов;

  • распределять слова на тематические группы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • различать прямое и переносное значение слов;

  • отличать омонимы от многозначных слов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в
переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство

устранения неоправданного повтора;


МОРФОЛОГИЯ:

- различать части речи;

  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилага­тельных, глаголов;

  • уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;


ОРФОГРАФИЯ:

  • находить орфограммы в морфемах;

  • группировать слова по видам орфограмм;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;


^ СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

-выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию
второстепенных членов, количеству грамматических основ;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил
пунктуации;

  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.


На преподавание курса русского языка в 5 классе выделено 204 часа (из расчета 6 часов в неделю), из них на развитие связной речи – 37 часов. Все часы выделены из федерального компонента.


Обучение ведётся по учебнику для общеобразовательных учреждений Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ - М.: Просвещение, 2008.


Содержание программы


^ Язык — важнейшее средство общения (3 ч + 1 ч)

Повторение пройденного в 1—4 классах (24 ч + 6 ч)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Пра­вописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разде­лительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существи­тельное: три склонения, род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание глас­ных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окон­чаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописа­ние -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное на­писание предлогов со словами.

Р.Р. Текст. Тема текста. Стили

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием


^ Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (31 ч + 3 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосоче­тание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предло­жений по цели высказывания: повествовательные, вопроситель­ные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предло­жения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однород­ными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные сло­ва и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложе­ния с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предло­жении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если,

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препина­ния при прямой речи

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

К.Р. Умение интонационно правильно произносить повество­вательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологичес­кая. Основная мысль текста, Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №2. Диктант с грамматическим заданием


^ Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 ч + 5ч)


Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твер­дые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и
глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости со­гласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

К.Р. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), от­бор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата вы­сказывания.

Контрольные мероприятия:

Контрольная работа №3. Тест «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

  1   2   3




Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка иб1 Пояснительная записка
«Количество учебников, используемых в учебном процессе в 2011/2012уч году»
Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка включает в себя: краткую характеристику предмета, его значимость; актуальность и новизну образовательной программы. Цель
Формы и методы проведения занятия зависят от профиля детского объединения. Наиболее часто используемее методы, в основе которых лежит...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая пояснительная записка включает: необходимые разъяснения к школьному компоненту разъяснения особенностей учебного плана по ступеням образования
Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №441 от 20. 05. 2011 «Об утверждении регионального базисного...
Пояснительная записка iconПояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2009 год по ОАО «1-ая петербургская макаронная фабрика» инн\кпп 7830001170\781001001 Оглавление
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год по ОАО "1-ая петербургская...
Пояснительная записка iconДокументи
1. /Учебный план. 116/1 класс.doc
2. /Учебный...

Пояснительная записка iconПояснительная записка по поправкам бюджета Мелиоративного сельского поселения на 2011 год I. Изменение доходов
Пояснительная записка по поправкам бюджета Мелиоративного сельского поселения на 2011 год
Пояснительная записка iconЦелевой раздел
Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка Аудиторское заключение

Пояснительная записка iconПояснительная записка к презентации «Параллелепипед»

Пояснительная записка iconПротокол №5 от 01. 09. 2011 года
Пояснительная записка 3
Пояснительная записка iconПояснительная записка записка к программе дополнительного образования «Лепка»
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов