Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка icon

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка



НазваниеРабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка
Дата конвертации15.09.2012
Размер204.73 Kb.
ТипРабочая учебная программа

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе


Пояснительная записка


Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государ­ственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).


Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

^ Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

^ Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

^ Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

^ Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

• описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

^ Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

^ Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

^ Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

^ Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

• ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, опреде­лять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных об­разов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих воз­можностей; умение вести диалог, аргументировать свою по­зицию.

Выпускники научатся:

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности ис­кусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• участвовать в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандарт­ный уровень знаний, умений, навыков.


^ Контроль уровня обученности


№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

16

Музыкально-поэтическая символика огня.

Текущий - письменный

контрольная работа

(тест)

33,34

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Итоговый

Защита проекта


^ Учебно-тематический план




п/п

Наименование раздела

Всего часов

I

Искусство в жизни современного человека

3 часа

II

Искусство открывает новые грани мира

6 часов

III

Искусство как универсальный способ общения

7 часов

IV

Красота в искусстве и жизни

10 часов

V

Прекрасное пробуждает доброе

8 часов




Итого

34 часа



Календарно-тематический план по предмету «Музыка» в 8 классе


Количество часов: 34


^ Разделы программы

урока

Тема8. урока

Кол.-во часов

Дата проведения

Примечание





Искусство в жизни современного человека

(3 часа)


1.

Искусство вокруг нас.

1










2.

Художественный образ – стиль – язык.

1










3.

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1










Искусство открывает новые грани мира

(6 часов)

4.

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

1










5.

Зримая музыка.

1










6.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.













7.

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников


1










8.

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1










9.

Портрет композитора в литературе и кино.

1












Искусство как универсальный способ общения

(7 часов)

II четверть


10.

Мир в зеркале искусства

1










11,12

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

2










13.

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1










14.

Художественные послания предков. Разговор с современником

1










15.

Символы в жизни и искусстве.

1










16.

Музыкально-поэтическая символика огня.

1







Контрольная работа, тестировпние.

III четверть

Красота в искусстве и жизни

(10 часов)

17.

Что есть красота.

1










18,19.

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

2










20,21

Есть ли у красоты свои законы.

2










22,23

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2










24.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1










25.

Как соотноситься красота и польза.

1










26.

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1










IV четверть

Прекрасное пробуждает доброе

(8 часов)

27.

Преобразующая сила искусства.













28.

Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер).













29.

Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства.













30.

Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.














31.

Синтез искусств в создании художественных образов













32.

Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.














33,34.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».










Защита проекта



^ Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»

  • Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

  • Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала»

  • Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;

  • Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,

  • Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.


MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.




Похожие:

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 6 классе Пояснительная записка
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 7 классе Пояснительная записка
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 3 классе Пояснительная записка
«Музыка 1-4 классы», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии...
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 5 классе Пояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 4 классе Пояснительная записка
Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования...
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Музыка» во 2 классе Пояснительная записка
Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных...
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconДокументи
1. /rabprogizo/внеучебная деятельность в классе/худ. эст. направление 5 кл..doc
2....

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку в 7-ом классе Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по русскому языку в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными...
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 8 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Музыка» в 1 классе
«Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов