Сказка в системе нравственного воспитания icon

Сказка в системе нравственного воспитания



НазваниеСказка в системе нравственного воспитания
Дата конвертации04.01.2013
Размер55.62 Kb.
ТипСказка


СКАЗКА В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

  • как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

  • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

  • что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положитель­ные герои, как правило, наделены муже­ством, смелостью, упорством в достиже­нии цели, красотой, подкупающей прямо­той, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, ру­кодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, доб­рый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой пер­спективой, к которой он будет стремить­ся, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во мно­гом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они по­степенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолю­бивыми; сказка «Маша и медведь» предо­стерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случи­лось - не отчаивайся, старайся найти вы­ход из сложной ситуации; сказки «Тере­мок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев». «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда воз­награждается ( «Хаврошечка», «Мороз Ива­нович», «Царевна-лягушка»), мудрость вос­хваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близ­ком поощряется («Бобовое зернышко»).

Во всех сказках есть персонаж, кото­рый помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец.
«Старец всегда появляется в тот момент, когда герой на­ходится в безнадежном и отчаянном по­ложении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удач­ная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может спра­виться с этим сам, знания... приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца... Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает об­щаться с животными, особенно с птица­ми. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необ­ходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке старец зада­ет вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморе­флексию и мобилизовать моральные си­лы, а еще чаще он дает необходимый ма­гический талисман - неожиданное и не­вероятное средство для достижения успе­ха, являющееся... одной из особенностей целостной личности» (КГ Юнг).

Старец не только помогает положи­тельному персонажу сохранить свои мо­ральные ценности, но и сам олицетворя­ет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь, Он также ис­пытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, на­пример животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-по­мощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и зна­ние, недоступные человеку» («Иван-царе­вич и серый волк»).

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепоч­ка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, фор­мальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказ­ки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 -6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так ж: традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним кресть­янские былички об утопленниках, мертве­цах и домовых, которые так любили рас­сказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятст­венно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живет с дедушкой и ба­бушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощи ков и пощады не бывает, если дети на одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнения поручения ложится на самого ребенка.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственности изначально заложена в их сюжетах.





Похожие:

Сказка в системе нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени ноо
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени ноо являются...
Сказка в системе нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки...
Сказка в системе нравственного воспитания icon6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Уховно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Сказка в системе нравственного воспитания iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 ст. Хворостянка
Информация о системе ограничения доступа к информации, не совместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания
Сказка в системе нравственного воспитания icon6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Бщего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции умк «Школа...
Сказка в системе нравственного воспитания iconОжидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования...
Сказка в системе нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Сновании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, Концепции умк «Школа России» с учетом...
Сказка в системе нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
О общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических...
Сказка в системе нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение»...
Сказка в системе нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов