Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации icon

Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации



НазваниеСамоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации
Дата конвертации17.09.2012
Размер241.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Самоанализ
профессиональной деятельности учителя


Методические рекомендации

 

Л. И. Боровиков, к. п. н., доцент,
зав. кафедрой социализации личности
и психологии воспитания,
проректор НИПКиПРО


Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности — довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.

Следует помнить о достаточно условном характере понятия “анализ”, используемого в контексте предаттестационных процедур. На самом деле анализ — это лишь одна сторона осмысления педагогом своего опыта. Другая же — синтез — подразумевает обобщение, соединение воедино отдельных, ранее проанализированных частей, граней, сторон своего профессионального опыта. Поэтому педагогу-практику, готовящему самоанализ, важно предварительно ответить на два ключевых вопроса:

1. Какие грани своего опыта выделить для анализа?

2. Как объединить выделенные и проанализированные аспекты деятельности воедино? Какие обобщающие выводы можно сделать на основе анализа?

Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному “описанию-обобщению”, и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта.

При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как “тема”, над которой работал педагог. Тогда представляется целесообразным воспользоваться следующей рабочей схемой (см. рис. 1).

После такого разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях “Общих выводов” можно произвести “проблемный анализ”, который содержит в себе по крайней мере три основных параметра:

^ Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем.

Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил в истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть — по собственной. Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод.
объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.).

^ Опыт решаемых на сегодняшний день проблем.

Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем, имеющихся ресурсов для их устранения.

^ Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности.

Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для “педагогического производства”. Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время (и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать, обогатить, развить. Ответить на вопрос: как такая работа по профессиональному самообразованию “работает” на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения.

При этом в самом общем виде необходимо постоянно удерживать в поле зрения рабочий стандарт аттестационной схемы описания и анализа своего профессионального опыта. Необходимо видеть общий контур стандарта, например, 2-й категории, 1-й и высшей. Для удобства представим эти параметры в виде следующей схемы:

^ ОБОБЩЕННАЯ РАБОЧАЯ МОДЕЛЬ СТАНДАРТА САМОАНАЛИЗА

2 категория: Целью можно определить подтверждение умения профессионально грамотно проанализировать свой опыт (а также опыт коллег, литературные источники и др.) по одному из ведущих направлений работы современного учителя, педагога-практика. В содержании важно отразить актуальность, востребованность практикой анализируемой проблемы. Важнейшим элементом квалификационной работы, подтверждающим устремленность учителя к профессионализму, является умение элементарно научно-методически прокомментировать свой опыт.

Научность здесь имеется в виду в ее ярко выраженной практической ориентации, т. е. в умении четко определить решаемые задачи, используемые методы и технологии, имеющиеся реальные условия и создаваемые психологические предпосылки для успешного обучения и воспитания; если есть необходимость, указать на ведущие принципы в работе и получаемые результаты.

1 категория: Самый важный параметр в оценке квалификационной работы, представляемой на 1 категорию, — это умение на системно-целевой основе в деталях и в обобщенном виде представить опыт своей работы. Представить в лаконичном виде, с моментами аналитического обобщения, а не простого рассказа-описания, “что и зачем делает учитель в своей каждодневной работе, на каждом уроке и его отдельных элементах”. Концептуально-теоретическое обоснование реализуемых педагогических идей также должно свидетельствовать об умении работать с научно-методической литературой. Система работы должна опять-таки включать цель, задачи, принципы, условия, методы, формы и результаты. Обобщение должно подтверждать наличие ключевой идеи, которая, являясь стержневой основой практического опыта, становится в избранной модели деятельности системообразующим моментом. Работа должна свидетельствовать, что реализуемая педагогическая идея, вынесенная в заглавие, есть действительно существующая на практике, что она ясно осознается самим учителем и может быть им аргументированно защищена в ходе творческой дискуссии.

^ Высшая категория: Содержит обобщенно-аналитические “выжимки” опыта, подтверждающие технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату. Технология должна в обобщенном виде и в существенных деталях давать развернутое представление о пе дагогическом “ядре” опыта учителя, давать реальное ощущение возможности ее воспроизведения на практике.

В целом самоанализ учителя не должен быть больше 2—3 машинопечатных листов. Но важнее всего не объем, а умение профессионально грамотно определить приоритетные грани анализа, дать объективную оценку своему опыту, увидеть его в движении, развитии; подтвердить умение видеть за отдельным накоплением фактов, событий, мероприятий, каждодневных дел и забот общую линию своего развития как преподавателя-предметника и педагога-воспитателя.

Принципы и общая схема самоанализа профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения, его заместителей и методистов принципиально иные, но этот вопрос требует особого, специального рассмотрения.

 

Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа

“Тема”, над которой работал
педагог (обусловленная задачами
деятельности учреждения
образования на данный период)

 

 

 




Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах, достижениях педагога

^ ПЕРВИЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
(Как фактические действия влияли на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его качества, в том числе и рост профессионализма самого педагога)

 

• разработаны уроки по темам (в той или иной параллели классов и др.); дидактическое обеспечение к ним;

• факультативы;

• методические разработки, рефераты, пособия;

• подготовка учащихся к участию в конкурсах, фестивалях;

• кружки, секции, клубы (внеклассная работа, работа классного руководителя);

• работа в методическом объединении, выступления на семинарах, конференциях и др.;

• практическое знакомство с каким-либо передовым педагогическим опытом;

• учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме);

• другие события за истекшие три года

 




Общий вывод:

























(Как шла работа над “темой”, где произошли “подвижки”, в чем на сегодня видится проблема, какова перспектива решения)

Рис. 1.

АДМИНИСТРАЦИЯ
^ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


Управление образования
630011, г. Новосибирск-11,
Красный проспект, 18
Тел. 22-30-86. Факс 23-63-82


от 18 октября 1999 года № 01-05/1300

^ Руководителям органов управления образования территориальных (муниципальных) администраций районов и городов Новосибирской области

Руководителям образовательных учреждений

^ Председателям аттестационных комиссий

Указания по подготовке к аттестации и процедуре ее проведения

Управление образования администрации области направляет для руководства в работе инструктивно-методическое письмо по подготовке к аттестации педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений в 1999—2000 учебном году.

Приказом Министерства образования России и Госкомвуза России от 14.12.95 г.

№ 622/1546 определены требования квалификации работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий.

Под квалификационной категорией понимается соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности педагогического труда), обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

В основу определения уровня профессионализма и квалификационной категории (вторая, первая, высшая) положены три основные компонента: квалификация, профессионализм и продуктивность.

Компонент “квалификация” предполагает установление уровня сформированности профессиональных знаний и умений.

Компонент “профессионализм” предполагает определение степени владения и применения на практике профессиональных знаний и умений, обеспечивающих оптимальную организацию образовательного процесса.

Компонент “продуктивность” предусматривает изучение уровня подготовки обучающихся как обобщающего результата профессиональной деятельности.

Общий интегрированный результат как показатель уровня профессионализма учителя — продуктивность его работы.

Уже в заявлении на аттестацию учитель пишет “Главным результатом своей деятельности считаю...”.

Степень этого показателя меняется в соответствии с развитием профессионализма.

^ Квалификация учителя II категории предполагает понимание места преподаваемого предмета в системе обучения. Связь его содержания со смежными дисциплинами позволяет педагогу вести преподавание на различных уровнях.

Учитель свободно ориентируется в современной литературе в области базовой науки, педагогики, методики и психологии и умеет использовать их применительно к своей деятельности.

Он владеет знаниями технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики, умеет проанализировать и обобщить педагогические достижения и способы их получения в собственной деятельности и в деятельности других учителей.

^ Профессионализм учителя II категории позволяет ему владеть широким набором методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса.

Пользуясь элементарными методами и средствами педагогической диагностики, учитель организует дифференцированный подход в обучении, создает комфортный микроклимат в образовательном процессе.

^ Продуктивность деятельности учителя II квалификационной категории — это уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям федеральных компонентов образовательного стандарта, устойчивые положительные результаты в обучении и воспитании, которые являются высокими в данном образовательном учреждении. Важным для этого этапа является наличие у учителя осознанных критериев оценки этих результатов.

Для учителя ^ I категории квалификация — это глубокие знания и умения в области содержания базового компонента преподаваемого предмета, основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии и валеологии, методики обучения и воспитания.

Учитель знаком с новой литературой в этих областях, отражающей изменения в содержании и технологии обучения, умеет соотносить свой опыт с достижениями педагогической науки, профессионально грамотно описать его.

Профессионализм учителя данной категории характеризуется владением и применением в практической деятельности современных педагогических технологий. Он учитывает при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса психологические особенности учащихся, умеет решать педагогические задачи путем применения профильных и разноуровневых программ.

^ Продуктивность деятельности учителя I категории — высокий уровень подготовки обучающихся по профилю в муниципальной системе образования (района, города). Учитель добивается в своей работе значительных устойчивых результатов, умеет видеть собственные достижения и профессионально грамотно объяснять пути их достижения.

^ Квалификация учителя высшей категории складывается из умения осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний, творчески решать практические задачи. Учитель умеет анализировать проблемно полученную из профессиональной литературы информацию, использовать известные в науке и практике пути разрешения противоречий в педагогической деятельности, найти собственные решения, проверять их эффективность, используя результаты педагогических исследований.

Профессионализм учителя данной категории предполагает самостоятельную разработку, апробацию и успешное применение педагогических технологий и их элементов, которые могут быть рекомендованы к распространению. Он владеет методиками управления и прогнозирования педагогического процесса, создает оптимальные условия для реализации творческих возможностей обучающихся, организации их самообразования. Деятельность носит характер частично поисковый и творческо-исследовательский, отличается аналитической направленностью, которая является ядром профессионализма учителя и способствует его становлению как субъекта профессиональной деятельности.

Именно аналитическая деятельность учителя обеспечивает развитие технологически педагогического процесса, побуждает находить основания результативной учебной деятельности. Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя и означает его переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности образовательного процесса.

Продуктивность этого уровня профессионализма выражается в высоком уровне педагогики обучающихся по профилю в системе образования данного субъекта Федерации, имеет устойчивые значительные результаты в обучении и воспитании школьников.

Учитель ставит и решает новые задачи в учебно-воспитательном процессе по своему предмету и находит новые способы решения традиционных педагогических задач, умеет научно обосновать полученные результаты.

^ ПОНЯТИЕ "ТЕХНОЛОГИЯ" В ОБРАЗОВАНИИ

Понятие “технология” происходит от греческих слов “techne” — искусство, мастерство, и “logos” — наука, закон. Дословно “технология” — наука о мастерстве.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум,

М. В. Кларин и др.) по проблемам педагогической технологии позволил выделить наряду с общими для любой технологии признаками наиболее существенные, присущие именно образовательной технологии:

• диагностичность целеобразования;

• результативность;

• экономичность;

• алгоритмируемость;

• проектируемость;

• целостность;

• управляемость;

• корректируемость;

• воспроизводимость.

Диагностическое целеобразование и результативность предполагает гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.

^ Задачи диагностики — описывать, объяснять процесс обучения и условия его реализации, разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

^ Образовательная технология реализует идеальный процесс обучения в конкретных условиях педагогической практики, отражает реальную деятельность преподавания и учения. Ее задача — разработанные в дидактике законы и принципы преобразовать в эффективные методы преподавания и учения, создать все необходимые условия для их наилучшего применения.

Технология — законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата.

(В. Сериков, член-кор. РАО, д. п. н., директор НИИ проблем личностно ориентированного образования, Волгоградский педагогический университет.)

Мы будем понимать под технологией описание процесса достижения планируемых результатов обучения, воспитания, управления. Содержание должно соответствовать требованиям заявленной квалификационной категории и отражать цель, процесс и результат образовательной (управленческой) деятельности.

^ Требования к аттестационной работе на II квалификационную категорию

В аттестационной работе необходимо отразить:

— понимание автором места преподаваемого предмета в системе обучения;

— целостность организуемого образовательного процесса.

Тема может быть связана с разработанной автором системой методов и приемов, которая позволяет получить устойчивые положительные результаты в обучении и воспитании на примере конкретной темы.

Содержание работы:

1. Краткая характеристика особенностей учащихся (воспитанников) класса (группы).

2. Цель изучения темы, основные задачи.

3. Обобщение опыта по достижению цели при организации учебной деятельности школьников.

4. Условия, обеспечивающие комфортный микроклимат в образовательном процессе.

5. Результаты педагогической деятельности по усвоению темы и методы их изучения.

6. Список используемой при написании работы литературы.

Объем аттестационной работы 8—10 страниц.

^ Требования к аттестационной работе на I квалификационную категорию

В аттестационной работе необходимо отразить:

— понимание автором места преподаваемого предмета в системе обучения и его связь с другими предметами в решении образовательных задач;

— целостность организуемого образовательного процесса;

— учет при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса психологических особенностей учащихся (воспитанников).

Тема работы может быть связана с использованием в профессиональной деятельности элементов современных образовательных технологий, обеспечивающих решение важных для усвоения учебного предмета педагогических задач.

Содержание работы:

1. Краткая характеристика обучаемых школьников (воспитанников).

2. Определение цели и ее актуальность.

3. Обобщение опыта по достижению цели, обоснование путей достижения результативности.

4. Методы диагностики результатов.

5. Список используемой при написании работы литературы.

Объем аттестационной работы не менее 10—12 страниц.

^ Требования к аттестационной работе на высшую квалификационную категорию

В аттестационной работе необходимо отразить самостоятельную разработку проекта учебного процесса, опыт реализации апробированной образовательной технологии.

Тема работы должна отражать содержание образовательной технологии.

Структура:

1. Введение, раскрывающее психолого-педагогическое обоснование принципов разработанной технологии.

2. Основное содержание работы (механизмы реализации принципов технологии, их этапность, методы, приемы).

3. Диагностика и результаты (диагностические материалы, динамика результативности обучения, диагностика личностного развития).

4. Заключение.

5. Литература.

6. Приложение.

Объем аттестационной работы не менее 12—15 страниц.

Рекомендации к содержанию заключения экспертной группы на аттестационную работу, автор которой претендует на высшую квалификационную категорию

Необходимо отметить:

— соответствие педагогических результатов, сформулированных педагогом в заявлении на основе самоанализа, теме образовательной (педагогической) технологии, целям педагогической деятельности, которые определил автор в технологии, и представленным диагностическим материалам;

— особенности образовательной (педагогической) технологии, обеспечивающие получение педагогического результата;

— соответствие оценки результатов педагогической деятельности педагога, отраженной в отзыве территориальной (учрежденческой) аттестационной комиссии, содержанию материалов, представленных автором в экспертную группу.

При экспертизе управленческой технологии в заключении экспертной группы необходимо отметить:

— соответствие темы выбранной автором проблеме (задачам), сформированным в программе развития образовательного учреждения и представленным диагностическим материалам;

— особенности управленческой технологии, обеспечивающие получение запланированного результата.

Анализ — метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы, разбор, рассмотрение чего-либо.

Самоанализ — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и соответствие их законам; предметное рассмотрение содержания, средств, способов деятельности — рефлексия.

^ СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА

1. Качественный анализ результатов деятельности и сопоставление их с критериями квалификационных требований (приложения №№ 2 и 3 приказа Минобразования РФ и Госкомвуза РФ № 622/1546 от 14.12.95).

2. Соотнесение результатов своей работы с процессом деятельности, объяснение причин наличия результатов.

3. Соотнесение особенностей своей деятельности с современными тенденциями развития образовательного (управленческого) процесса.

Отзыв территориальной (муниципальной) аттестационной комиссии должен отражать подтверждение результативности образовательной (управленческой) деятельности педагогического работника (руководителя образовательного учреждения) в соответствии с квалификационными требованиями.

1. Документы, представляемые в аттестационную комиссию педагогическим работником

Перечень документов и сроки их представления

Квалификационная категория

высшая

первая

вторая

1.1. Аттестация на общих основаниях

1. Заявление (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

2. Аттестационный лист с рейтингом в 2-х экземплярах (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

3. Аттестационная работа

 

+

+

Технология образовательной деятельности (не позднее чем за месяц до дня аттестации)

+

 

 

4. Самоанализ, включая диагнозтические материалы (не более 5 страниц), вместе с аттестационной работой

+

+

+

5. Отзыв аттестационной комиссии, подтверждающий результативность образовательной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями (не позднее чем за месяц до дня аттестации)

Территориального органа управления образования, если аттестуется в ГАК на высшую или первую категорию

 

Образовательного учреждения, если аттестуется в территориальной АК

6. Копия диплома об образовании (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

7. Документы (справки, свидетельства, сертификаты), удостоверяющие факт обучения в системе повышения квалификации по конкретному направлению (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

8. Заключение экспертной группы (за день до аттестации)

+

+

+

1.2. Аттестация по пункту 5.5 Положения

1. Заявление (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

2. Аттестационный лист с рейтингом в 2-х экземплярах (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

3. Копия наградных материалов

+

+

+

4. Самоанализ, включая диагностические материалы (не более 5 страниц), вместе с аттестационной работой

+

+

+

5. Отзыв аттестационной комиссии, подтверждающей результативность образовательной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями (не позднее чем за месяц до дня аттестации)

Органа управления образования территориальной (муниципальной администрации)

 

 

Образовательного учреждения

6. Копия диплома об образовании (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

7. Документы (справки, свидетельства, сертификаты), удостоверяющие факт обучения в системе повышения квалификации по конкретному направлению (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

8. Заключение экспертной группы (за день до аттестации)

+

+

+

2. Документы, представляемые в аттестационную комиссию руководителем образовательного учреждения

 

Перечень документов и сроки их представления

Квалификационная категория

высшая

первая

1.1. Аттестация на общих основаниях

1. Заявление (до 1 ноября т.г.)

+

+

2. Аттестационный лист с рейтингом в 2-х экземплярах (до 1 ноября т.г.)

+

+

3. Аттестационная работа

 

+

Технология образовательной деятельности (не позднее чем за месяц до дня аттестации)

+

 

4. Самоанализ, включая диагнозтические материалы (не более 5 страниц), вместе с аттестационной работой

+

+

5. Отзыв аттестационной комиссии, подтверждающий результативность образовательной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями (не позднее чем за месяц до дня аттестации)

+

+

6. Копия диплома об образовании (до 1 ноября т.г.)

+

+

7. Документы (справки, свидетельства, сертификаты), удостоверяющие факт обучения в системе повышения квалификации по конкретному направлению (до 1 ноября т.г.)

+

+

8. Заключение экспертной группы (за день до аттестации)

+

+

3. Документы, представляемые в аттестационную комиссию педагогическим работником или руководителем образовательного учреждения при повторной аттестации на ту же квалификационную категорию

Перечень документов и сроки их представления

Квалификационная категория

высшая

первая

вторая

1.1. Аттестация на общих основаниях

1. Заявление (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

2. Аттестационный лист с рейтингом в 2-х экземплярах (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

3. Копию удостоверения о присвоенной квалификационной категории

 

+

+

4. Самоанализ, включая диагнозтические материалы (не более 5 страниц), вместе с аттестационной работой

+

+

+

5. Отзыв аттестационной комиссии, подтверждающий результативность образовательной (управленческой) деятельности в соответствии с квалификационными требованиями (не позднее чем за месяц до дня аттестации)

Территориального органа управления образования, если аттестуется в ГАК на высшую или первую категорию

 

Образовательного учреждения, если аттестуется в территориальной АК

6. Копия диплома об образовании (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

7. Документы (справки, свидетельства, сертификаты), удостоверяющие факт обучения в системе повышения квалификации по конкретному направлению (до 1 ноября т.г.)

+

+

+

8. Заключение экспертной группы (за день до аттестации)

+

+

+

^ С.Н. Григоренко,
заместитель начальника управления образования
администрации Новосибирской области,
председатель Главной аттестационной комисси


^ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ САМОАНАЛИЗА



Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.

  1. Мое педагогическое кредо. Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю). Задачи, которые я решаю.

  2. Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:

    • качеством материально-технической базы (есть ли необходимая мебель, кабинет, оборудование, приборы, технические средства, компьютер и т.д.; как Вы сами оцениваете состояние МТБ);

    • качеством информационного обеспечения (есть ли ГОС, учебники, учебные пособия, методические руководства для учителя, журналы, газеты, электронные учебники и т.д.);

    • качеством методического обеспечения, созданного Вами (авторские программы, задания для контроля, тесты, раздаточный материал и т.д.);

    • качеством повышения квалификации с момента последней аттестации (где, когда, в какой форме, по какой проблеме, сколько часов, есть ли документ);

    • позицией руководства (понимает ли руководство необходимость создания условий для Вашей деятельности, все ли делает для их создания, заинтересована ли администрация в повышении качества Вашего труда, как часто посещают Ваши занятия и дают полезные рекомендации, поощряют, хвалят и т.д.).

  3. Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса, получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений учащихся и т.д.).

  4. Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения учащихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, успехи на выпускных экзаменах, выбор предмета для сдачи экзамена по выбору; удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии учащихся и Вас лично, результаты личных исследований и методических находках и т.д.).

  5. Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:

    • сильные стороны моей деятельности, личности;

    • слабые стороны моей деятельности, личности;

    • возможные улучшения моей деятельности;

    • тревоги; препятствия.

Методические рекомендации к написанию самоанализа для аттестации.


Подготовка самоанализа

Написание самоанализа — это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления личного опыта и перспектив развития.

Самоанализ представляет собой изучение учителем состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования работы. Он обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Самоанализ призван дать полное представление о труде педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

Объем самоанализа составляет, как правило, 2 — 5 печатных страниц.




Похожие:

Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности содержание
Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной
Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconДокументи
1. /К лекцям самоанализ/Лекция 1/Анкета.docx
2. /К...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по оценке профессиональной деятельности педагогического работника
Учитель заполняет таблицу, в которой должно быть представлено не более 5 технологий /методик
Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconМетодические рекомендации «Подготовка самоанализа» Самоанализ
Он обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной
Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconМетодические рекомендации для учителя авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconМетодические рекомендации для учителя авторского коллектива под руководством Т. А. Ладыженской
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconМетодические рекомендации-комментарии
Методические рекомендации-комментарии – приложение к Программе деятельности Союза детских организаций Тамбовской области на 2012-2013...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconМетодические рекомендации для представления материалов и документов (портфолио) при оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconМетодические рекомендации учителя логопеда родителям детей с речевыми недостатками общие методические рекомендации: Покажите ребёнка врачам-специалистам
Родителей, недооценивающих серьёзность положения, следует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по созданию компьютерных презентации Результативность (продуктивность метода) Трудоемкость метода проектов
Алгоритм действий учителя при организации проектной деятельности учащихся на уроке
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов