Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция
Дата конвертации16.09.2012
Размер62.65 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»


Научно – практическая конференция «Создание развивающего воспитательного пространства в общеобразовательном учреждении»





Учитель православной культуры

Тимофеева Т. М.

МОУ «СОШ с. Лозное»


ЧЕРНЯНКА 2008


Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis - мораль. «Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений», - писал Ю. К. Бабанский в книге «Педагогика».

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-. экономических формаций менялись представления о нравственности, нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л. А. Григорович дал следующее определение «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

И. С. Макаренко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д.».

«Нравственные нормы - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них», - писал Л. А.Григорович.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие духовно-нравственное воспитание всеобъемлющее. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак – духовно - нравственное воспитание.


Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости),

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно-нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

- Опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.

- Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

- Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

- Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

- Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заряжения.

- Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Духовно-нравственное воспитание включает: формирование у младших школьников сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества. Ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Духовность – это человеческий капитал, который позволяет чувствовать свою причастность к жизни на более высоком уровне. Воспитание духовно богатой личности – наша общая задача.

Культура и духовность прививаются человеку с детских лет на исконно русских традициях, на гуманности, на классической литературе и музыке, на вере – в семье, дошкольных и школьных учреждениях. Экономия средств на культуре и образовании, по сути, на детях, привела к тому, что мы имеем сейчас. Пьянство и беспредел, убийства и самоубийства молодых людей заставляют усомниться в правильности наших методов воспитания и нашей политики.

Культурные потребности являются результатом как светского, так и духовного образования. Чтобы понимать и любить серьезное и сложное искусство, иметь уважительное отношение к Богу, своим родителям и пожилым людям, представителям другой национальности и вероисповедания, нужны тонкая душевная психология, долгая практика человеческого общения, живой положительный пример родителей. Это длительный процесс, на это уходят многие годы. Развитые вкус, порядочность, духовность – это результат культурного развития семьи на протяжении истории не одного поколения.

Школьника надо поставить в такие условия, когда он должен совершенно сознательно и индивидуально работать над изменением привычек, темперамента, характера, памяти. Дети чаще должны обращаться к таким понятиям, как “радость”, “страдание”, “прощение”, “совесть”, “печаль”, чтоб разумом и душой помышляли о высоком и красивом.

Надо поменять детские авторитеты. Ими должны стать русские национальные герои, чьи имена вписала история в святцы. Богатым примером являются образы духовной литературы.

Человеческая память хранит в себе многие понятия из Библии, Корана, надо продолжать развивать в детях то, что заложено в подсознании. И тогда добро будет восприниматься как нечто прекрасное, а зло как нечто противоестественное и отвратительное, а не наоборот.

Психологи утверждают, что “родители и педагоги как можно меньше должны воздействовать на ребенка, на развитие его способности суждения, а укреплять и развивать другие душевные способности, это лучше скажется на всей последующей жизни человека. Наказания и запреты не воспитывают духовность”. “Одно из самых худших зол, – утверждают психологи, – то, которое можно причинить ребенку, – слишком рано пробудить в нем рассудок”. Подросток в таком случае считает, что ему все дозволено, что он имеет право выносить приговор другому человеку. А это ведет за собой жестокость, расизм, вандализм. Надо приобщать ребенка к книгам, к посещению музеев, слушанию классической музыки, чтению сказок. Это двигает душу вперед и ввысь. Слово, музыка, цвет – все воздействует на психику и душу человека. Жаль, что отдельные телевизионные передачи, особенно зарубежные и современные русские детективы влияют не лучшим образом. Психика подростка устроена так, что он не сразу осознает замысел автора и режиссера – показать зло во имя добра. В голове ребенка бессознательно откладываются сцены насилия, подвиг наемных убийц. Ежедневный прессинг приводит к плачевным последствиям: подросток становится потенциальным насильником, психически нездоровым человеком.

О воспитании духовности много писал русский художник Василий Кандинский (“О духовности в искусстве”, М. 1992 г.) Он утверждал, что “зритель в своей душе находит созвучие”, когда смотрит на произведение искусства или читает книгу. Понимание картины выращивает зрителя до точки зрения художника. Шуман, известнейший композитор, утверждал, что “призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца”.

В общеобразовательной школе дойти до глубины психики ребенка возможно с помощью изучения русской и зарубежной литературы Изобразительное искусство и мировая художественная культура (знакомство с творчеством русских и зарубежных художников, музыки Вагнера, Дебюсси) – великолепное поле деятельности учителей гуманитарного направления. Учитель должен из всего мирового художественного искусства выбрать то, которое способствует воспитанию духовно богатой личности.

В школе на уроках и во внеурочное время ученик не просто открывает для себя мир, он решает сложнейшие проблемы внутреннего самоопределения и личностного духовного становления. Чем старше ребенок, тем больше надо разговаривать с ним на темы, волнующие и интересующие его, чаще доверять ему, действовать самостоятельно, высказывать собственные версии и предположения, сотрудничать с ним. В работе учителю надо подбирать такие темы и ставить такие вопросы, чтобы они помогали вскрывать проблемы повседневной жизни.





Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области Учитель православной культуры Тимофеева Т. М. Моу «сош с. Лозное» лозное тема урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  iconУправление образования администрации Чернянского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Ученическая производственная бригада «Росток» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с....
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  icon«Отечество» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Работу ученица 11класса Лихачёва Яна Тимофеева Т. М
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  iconОбщая характеристика общеобразовательного учреждения. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
«Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  iconРасчет необходимой продукции для организации питания учащихся моу «сош с. Лозное Чернянского района Белгородской области» на 2009-2010 учебный год
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Лозное
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  iconПроект
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Районный конкурс научно-исследовательских работ
Выполнила работу Бычкова Кристина ученица 8 класса Тимофеева Татьяна Михайловна учитель Православной культуры
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Научно – практическая конференция  iconПлан работы спортивной площадки муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» на летний период 2011 года
«Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов