Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М icon

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М



НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М
Дата конвертации16.09.2012
Размер79.72 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»







Учитель православной культуры Тимофеева Т. М.


С.Лозное 2007г.


Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Неоценима роль Православия в становлении русской государственности. Как свидетельствует история, Русская Православная Церковь на протяжении всего своего существования содействовала устроению гражданского порядка на Руси, укрепляла христианским назиданием правовые основы семьи, воспитывала в людях чувство ответственности и долга и своим законодательством восполняла пробелы государственного закона. В тяжелые времена испытаний Русская Православная Церковь являла собой образец беззаветного служения русскому народу и отечеству. Православие, пронизывая все стороны жизни российской нации, способствовало созданию замечательных памятников литературы, искусства, архитектуры, которые составили лицо русской культуры и обогатили мировую культуру.

Вот почему православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь историческим ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии.


Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры невозможно. Это обусловливает актуальность и познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Изучение православной культуры в рамках настоящей программы является светским образованием. Изучение православной культуры согласно данной программе не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.

Изучение православной культуры имеет определяющее значение для реализации принципов государственной политики в сфере образования, особенно актуальных для общеобразовательной школы. Эти принципы сформулированы в выше упомянутом письме Министерства образования РФ и заключаются в оказании приоритетного внимания задачам «воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» в системе задач общего образования.

^ Главной целью данного курса в соответствии с реализацией указанных принципов государственной политики в сфере образования является приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре Православия как общечеловеческого духовного наследия и как традиционной, являющейся неотъемлемой частью национальной культуры, культуролого-религиоведческое образование и духовно-нравственное воспитание учащихся.

В соответствии с целью сформулированы основные задачи дисциплины:

- в области знаний

  • дать основы культурологической компетентности учащихся в области Православной культуры России в исторической ретроспективе и в современности;

  • способствовать выработке высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

  • содействовать формированию нравственной культуры учащихся в соответствии с принципами православной этики,

  • содействовать формированию эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;

  • способствовать развитию понимания ценности человеческой личности, взаимосвязи прав и обязанностей ее в семейной и общественной жизни;

  • воспитать уважение к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности, любовь к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

  • способствовать развитию интереса учащихся к краеведческому духовно-нравственному и культурному наследию

  • дать основы информационной компетентности учащихся об опасности тоталитарных сект, деструктивных культов.

- в области умений:

  • способствовать формированию навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;

  • содействовать выработке учащимися навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях;

  • способствовать подготовке учащихся общеобразовательной школы к получению в дальнейшем среднего и высшего профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям и направлениям, включающим знания о православной духовной и материальной культуре - теологии, искусству, филологии, истории, социологии, педагогике, психологии;

  • способствовать формированию умения учащихся быть способным интегрироваться в историческое пространство национальной культуры и региональной культуры края и принимать компетентное участие в диалоге с представителями иных культур;

  • способствовать умению учащихся ориентироваться в краеведческом культурологическом и духовно-нравственном наследии


В соответствии с программой УМК «Православная культура. 9 класс», построенной на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ, учащиеся в 9-м классе изучают на достаточно серьезном уровне храмовую архитектуру. В этом им на помощь приходят знания, полученные на занятиях изобразительного искусства, истории и черчения.

Поскольку 9-й класс является выпускным классом основной школы, программа предмета «Православная культура» включает в себя, кроме изучения нового материала, обобщение и повторение знаний, полученных учащимися в 5-8 классах. С этой целью изложение нового материала построено на повторении учащимися содержания Священного Писания, старославянского и церковнославянского языков, духовных и нравственных основ православия.

Большое значение в связи с этим приобретают подготовка и написание учащимися рефератов как самостоятельных творческих работ. В рефератах должна отражаться связь темы с библейскими сюжетами и героями, с историей Ветхого и Нового Завета, поскольку учащимся в работах необходимо проанализировать глубинный христианский смысл и истоки появления храмов, особенности русского православного храмостроительства, внутреннего убранства храмов и священнодействий, происходящих в храме. При подготовке рефератов учащимся необходимо предложить самостоятельный поиск дополнительных материалов на сайтах, выход на которые осуществляется непосредственно с диска мультимедийного приложения к учебному пособию. Это, с одной стороны, поможет учащимся приобщиться к информационной культуре в части поиска и отбора нужной информации, а с другой стороны, поможет учителю определить степень понимания учениками материала по предмету «Православная культура», изученного в основной школе.

Важным требованием учебной программы предмета «Православная культура» в 9 классе является подготовка каждым учащимся двух рефератов: одного — по храмовой архитектуре и ее истории, а другого - по основам христианского учения, основным молитвам, таинствам и обрядам Православной Церкви.

Темы вторых рефератов достаточно сложные, так как их полное раскрытие требует от девятиклассников использования текстов Библии и Священного Предания, а также большой работы по отбору, сравнению и анализу материала по всей программе предмета «Православная культура» (включая поиск дополнительного свободного учебного материала на рекомендованных сайтах, выход на которые обеспечивается с диска мультимедийного приложения к учебному пособию). Поэтому на подготовку рефератов учащимся необходимо выделить срок не менее месяца, а по наиболее сложным темам — время зимних каникул. Это сделано для предотвращения дополнительной учебной нагрузки на учащихся во время подготовки рефератов по этим темам.

Особое внимание учителю необходимо уделить пониманию учащимися глубинного духовного смысла молите, заповедей Ветхого и Нового Завета, Символа Веры, а также необходимо отработать с учениками навык чтения и понимания текстов на церковнославянском и гражданском языках.

В программе 9 класса предусмотрено время на изучение регионального компонента: архитектуры и художественного оформления храмов родного города, местных особо почитаемых икон, святых и православных праздников. Материал для организации изучения регионального компонента подбирается учителем самостоятельно.

Часть учебного времени, предусмотренного на изучение регионального компонента, учитель при необходимости может использовать как резерв для подготовки учащихся к контрольной итоговой работе за курс основной школы.

^ Таким образом, девятиклассники на глубоком уровне изучают содержательные линии:

Православный образ жизни;

Художественная культура православия.

Учитывая, что 9 класс является выпускным классом основной школы, учащиеся повторяют на более глубоком уровне знания из содержательных линий;

^ Православная христианская картина мира;

История православной религии и культуры;

Письменная культура православия (православная словесность);

Нравственная культура православия;

Православие традиционная религия русского народа.


Построение учебной программы курса позволяет использовать учебно-методический комплект в качестве дополнительного материала учителями истории, русского языка русской литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры.

Информационные технологии, составляющие основу комплекта «Православная культура» 9класс, позволяют существенно расширить и углубить теоретическую базу знаний, придать результатам обучения большую практическую значимость, активизировать познавательную деятельность учащихся, наиболее полно раскрыть духовный и нравственный потенциал девятиклассников с учетом их возрастных особенностей, индивидуальных наклонностей и способностей.





Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области Учитель православной культуры Тимофеева Т. М. Моу «сош с. Лозное» лозное тема урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М. Моу «сош с. Лозное» лозное план урока в 5 классе Тема урока
Тема урока: «Особенности русского храмового зодчества и значения храмов в жизни наших предков»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Районный конкурс научно-исследовательских работ
Выполнила работу Бычкова Кристина ученица 8 класса Тимофеева Татьяна Михайловна учитель Православной культуры
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М iconХрам-это дом, посвящённый Богу
Творческий проект по Православной культуре Участники проекта: Токарева Ирина, Тимофеева Анна, Гусев Александр. Моу «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М icon«Отечество» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Работу ученица 11класса Лихачёва Яна Тимофеева Т. М
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М iconСумерки, тени, лампады мерцание, Запах горящих свечей
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М iconУправление образования администрации Чернянского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Ученическая производственная бригада «Росток» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с....
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М iconОбщая характеристика общеобразовательного учреждения. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
«Средняя общеобразовательная школа с Лозное Чернянского района Белгородской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М iconРасчет необходимой продукции для организации питания учащихся моу «сош с. Лозное Чернянского района Белгородской области» на 2009-2010 учебный год
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области» Учитель православной культуры Тимофеева Т. М iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Лозное
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов