Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника icon

Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника



НазваниеВведение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника
Дата конвертации16.09.2012
Размер165.64 Kb.
ТипДокументы


Оглавление

  • Введение

  • Святой Андрей Критский – покровитель села

  • История празднования престольного праздника

  • Заключение

  • Библиографический список

  • Приложение



Введение

Ох, да ты, Россия, Матушка-Россия Мать — российская земля. Ой, да про тебя ли, Матушка-Россия, Везде слава пролегла...

Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живёт историческая память, и плодоносят те корни, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение её цельности, полноты и особого внутреннего «лада».

Понимание этой истины — путь к освоению национального духовного наследия, регламентирующего трудовую и социальную жизнь народа в системе «человек — семья — природа — общество». А это и постижение дара Божьего, данного нам мудрости народного слова и народной традиции, в архаике фольклорной песни и музыки, в пластике танца и линии орнамента. И это не просто теоретическое усвоение нами этнокультурных знаний предшествующих поколений, а их мировоззренческое, культурологическое осмысление с точки зрения видов, жанров и форм организации как целостной системы, составляющей духовный мир, духовную культуру предков дохристианской Руси. И миропонимание христианина современной России, а также практическое познание духовных ценностей, норм и образцов жизнедеятельности, их социально-нравственного «кода»: как сообразно русской традиции строить свою жизнь в семье, в коллективе, в обществе?

Ответ на этот сложный вопрос бытия, на наш взгляд, предопределён самим характером этого чрезвычайно многогранного явления, так мудро запёчатлённого в народной пословице: «Что город — то норов, что деревня — то обычай», ибо, к счастью, старшее поколение жителей края до сих пор помнит и знает «когда сеять, ког­да жать, когда скирды метать, как праздник отправлять, когда и как свадьбу играть».

Последнее время мы можем наблюдать стремление людей возродить к жизни естественные формы народных традиций, бытовавших на Руси в старину. Во многих селениях по старинным традициям стали отмечать многие праздники. В каждой деревне отмечают престольный праздник.

^ Что же это за праздник?

Просмотрев большое количество литературы, я выяснила, что храмовые праздники (другие названия — престольные, съезжие, гулевые) по бытовым чертам своим занимали промежуточное положение между календарными и семейными праздниками. Они относились к конкретной дате и охватывали всех крестьян, но в то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях. Эти праздники посвящались памяти святого или события, во имя которого была построена местная церковь в целом, либо один из престолов церкви. Престольным мог быть и один из больших праздников церковного календаря, отмечаемых в данном селении по установленной в приходе очереди.


^ Святой Андрей Критский – покровитель села

30 октября в нашем селе престольный праздник.

Это день памяти Преподобного Андрея Критского, который является покровителем нашего села.

Кто же такой Андрей Критский? Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Тайн он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки. Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного.

Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии — нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на VI Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685–695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх — Богослов, учитель и гимнотворец. Святитель Андрей написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы — канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые «мефимоны») и полностью — в четверг на утрени пятой седмицы.

Преподобный Андрей был учителем покаяния, силы очищающей и оздоровляющей человека. Это время, когда человек стоит перед лицом Бога и просит Его омыть, оживотворить окаменевшее, усталое, очерствевшее, полное злопамятства человеческое сердце. Мы приносим свои грехи Господу, и Он Своей исцеляющей рукой с нас все снимает.
Но как принести, как покаяться? И преподобный Андрей нас учит, прежде всего на примерах Священного Писания. Весь его Великий Канон — это как бы чтение слова Божия. Он смотрит на страницы Священной книги, и все время находит там уроки для покаяния. И Ветхий Завет, и Новый Завет, и древние времена, и более близкие - все навевает ему мысли о необходимости перед Господом очиститься, омыться и ожить.

Вот поэтому так дороги для христиан слова Канона Андрея Критского и сам он, учитель покаяния. И христиане каждое богослужение — а надо бы и каждый день — открывают Священное Писание и находят там глаголы вечной жизни. Это не простая книга. Конечно, она написана людьми, но людьми с помощью и по вдохновению Духа Божия, и кто с верой будет каждый день открывать ее, тот будет находить там всю жизнь нечто новое, важное и глубокое. Господи! Сколько в нас безумия, глупости и ограниченности, а мудрость и любовь у Тебя! Дай нам хоть искру Твоей мудрости и любви, в слове Твоем запечатленных (писал Андрей Критский).

В 754 году, византийский император Константин, прозванный Копронимом, то есть гноеименным, так как он осквернил гноем купель своего крещения, созвал Собор, осудивший почитание икон. Иконоборческое лукавство было изобличено на Седьмом вселенском соборе в 787 году, но еще задолго до собора явились праведники, которые сумели разглядеть диавольские козни. Подвизавшийся на острове Крит инок Андрей, услыхав, что в Царьграде беззаконный Копроним, ради нового, еретического, хульного, иконоборческого учения, многих святых держит в узах, устремился туда, и с великим дерзновением открыто поучал народ не прельщаться словами царя и еретическим учением. Он смело обличал царя, говоря: «Разве бесчестие, которое ты наносишь иконе, не переходит на Того, Кто изображен на ней? Почему же вы тех, кои бесчестят и опрокидывают ваши изображения и статуи, жестоко казните смертью? Вы, как прах, ныне существуете, а завтра исчезнете, однако желаете через свои изображения быть в почтении; насколько же больший грех посягать на Образ Христов!» Не стерпев обличения, Копроним отдал св. Андрея на мучения до смерти. Тело святого Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев. По повелению Божию туда стали приходить люди, одержимые нечистыми духами, они вынули тело св. Андрея и положили его в священном месте, и тотчас, как достойную мзду за сие, получили исцеление.

Святитель Андрей Критский прославил многими похвалам и Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные Слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники. О времени кончины Святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие — 726 год. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского. (Смотри приложение)


     

^ История празднования престольного праздника


      Ко дню престольного праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины — художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.     
     «Очень веселились крестьяне во время храмовых праздников»,— писал В. И. Семевский, обобщая описания различных уездов и губерний второй половины XVIII— первых лет XIX века. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, «для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день».     
     В описании губернии начала XIX века подчеркивается, что на храмовый праздник «дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый». Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост — рыбу и другую снедь. Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня.     
     Храмовые праздники не имели такой особенной окраски, присущей именно данным дням, как календарные, за исключением тех случаев, когда они совпадали с храмовыми праздниками (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица). Но народная праздничная культура была представлена здесь обычными постоянными элементами. Прежде всего, разнообразными жанрами фольклора. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали музыкальные инструменты: гудок (скрипка с тремя струнами), балалайка, гусли, свирель. Играли на дудке, роге (деревянная выгнутая труба с шестью ладами), жалейке.      
     Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.
           Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном — братчиной или общественным молебном.    

 В губернии к престольному дню готовились заранее. За несколько дней священник с причтом начинали ходить по приходу — служить молебны по домам перед образом святого, которому посвящалось празднество. В каждом дворе им вручали ковригу хлеба и 5—15 копеек. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. В день праздника «чуть светает» мужчины отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене.
           У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа —« не где стать», приходили по 2—3 человека от каждого двора. Некоторые из жителей самого села, в котором стояла церковь, приглашали священника служить у себя молебен в этот день — до обедни причт ходил по избам. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей. А засватанные парни — гостинцы невестам («целые узлы» калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов.) Женщины и молодежь просто бродили по базару.      
     Именно в это время, в ожидании обедни, собирались группками недалеко от церкви «сердовые» крестьяне, то есть мужики средних лет. Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями. С благовестом к обедне разговоры прекращались. Каждый раз часть народа начинала выходить из церкви; это были обычно женщины, спешившие домой к приему гостей, и парни.      
     После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод, а «сердовые» поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10—12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость «молился на образа», затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, и начиналось угощенье.      
     Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей, на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне.      
     Подобная картина встреч крестьян среднего и старшего поколения с гостями из других деревень во время престольных праздников описана другим информатором из Орловской губернии, отразившим обычаи Орловского и Карачаевского уездов, корреспондентами из Козельского уезда Калужской губернии, Псковской губернии и многими другими.

В дни Пасхальных, двунадесятых и престольных праздников сельские храмы были переполнены людьми. Крестьяне приезжали нарядные, семьями, из всех деревень прихода. Многие приезжали накануне, к вечерней службе, и оставались ночевать в селе или ближних деревнях.

В престольные праздники неподалеку от храма днем устраивались торги, а во второй половине дня - гулянье. На другой день гости разъезжались по домам и принимали тех, у кого гостили накануне. Таким образом, праздник как бы делился на две части - молитвенно-литургическую (происходящую в храме) и празднично-народную (ярмарка, гулянье, гостьба). Впрочем, и это разделение было относительным, поскольку существовал обычай приглашать священника в тот день служить молебен в домах (особенно у зажиточных крестьян). Иконы святого, чья память так отмечалась, особо украшались, в лампады вливалось новое масло. Одним словом, религиозная основа общения в престольный праздник поддерживалась и за порогом храма.

Популярными оставались и часовенные празднования (братчины, поварки, кануны). Перед праздником жители той деревни, в которой располагалась часовня, "ссыпались" хлебом и часовенный староста варил пиво. Это пиво имело название по дню праздника – Никольское пиво, Егорьевское, Ильинское (т.е. отмечался день памяти святого Николая, великомученика Георгия, пророка Божия Ильи и т. д.). Иногда пиво именовали "обещанным" (обетным) или "молебным". Котлы, в которых варили пиво, были общей собственностью прихожан и хранились в храме. В день праздника в часовне служили молебен, после чего освящали пиво, мед, пироги и прочее и все это предлагалось дня угощения всем желающим. Угощались все - и богатые, и бедные, и пастыри, и миряне, и свои односельчане, и прихожие нищие. Источники свидетельствуют, что здесь же могли разбираться семейные ссоры, проступки, давние обиды - стороны мирились, просили друг у друга прощения. Канун превращался в братскую трапезу. В некоторых землях был обычай, когда каждая деревня прихода имела в приходском храме свою икону. Жители деревни заботились о ней, украшали ее, собирали деньги на общую свечу, возжигаемую перед иконой в дни праздников. Вероятно, в дни канунов (братчин) эти иконы крестным ходом переносились в деревенскую часовню.
Выразительная особенность состояла в том, что календарь престольных праздников равномерно охватывал полный годичный цикл. Во все времена года у крестьян соседних приходов всегда был повод приехать друг к другу в гости.

Престольные праздники: Ильинская пятница, Рождество Богородицы (Пречистая), Воздвиженье, Покров. Праздники были распределены по деревням. Осенью к праздникам варили пиво; на летние праздники пиво не варили. На праздники приходили гулять со всех окрестных деревень. Парни ходили из дома в дом — “по парням”; их угощали. Здесь престольный праздник (“большой праздник”) — Вознесенье: варили пиво, гнали самогонку, пекли пироги с горохом, с рисом, с рыбой. Приходили гости из других деревень — со всех деревень на праздник собирались в одну деревню; гуляли с гармонью. На каждый праздник пекли пироги из разной муки — ржаной, житной, овсяной. Если не было начинки, хозяйка посыпала пирог солью, говорила: “я сегодня с молитвой испекла пирог”.

В престольные праздники (Михайлов день, Спасов день, Восьмая) вечером парни ходили “кисели сбирать”: заходили в избу, просили. Им выносили блюдо киселя, посыпали кисель сахаром. С ребятами ходили и девки. На второй день престольного праздника парни с гармонью ходили по домам — просили киселя. Им давали киселя и наливали пива. Они в доме гуляли. 

С Восьмой пятницы до Заговенья гуляли три дня. В Заговенье из других деревень приходили ребята в деревни, где жили девки, с которыми они гуляли — собирали кисели. За киселем к девкам ходили и свои, и чужие парни; заходили в дом, говорили: “Давай, тётка, кисель”. Хозяйка ставила им блюдо, угощала. Кисель хлебали и парни, и девки. На третий день престольных праздников (Кузьма-Демьян и др.) парни ходили по домам, где есть девки — собирали кисели, выпивку — “кисели хлебали”. В Вознесенье парни ходили с гармошкой по домам, где есть девки — “кисели хлебали” (“у которой тёщи кисель лучше”). Их дожидались; хозяйка собирала на стол, приглашала к столу. Ребята киселя поедят, “поспасают” и идут к другой “тёще”. Если кисель плохой — смеялись. Парни в домах у девок, с которыми гуляли, за стол не садились, киселя не ели — стеснялись. На третий день престольного праздника ребята ходили по домам, где есть девки — собирали кисели. “Артель” ребят приходит в другую деревню; про них говорят: “ киселёвники пришли”. В Восьмую парни тоже гуляли. Первый день “гуляют пьяны” — ходят по ребятам, пьют вино, дерутся. На второй день вина нет — идут по девкам “хлебать кисели”. Мать ставит кисель парню, с которым гуляет ее дочь.   На второй день престольного праздника ребята идут по всем девушкам — собирают кисели. Их угощают вином, пирогами, киселем. Матери девушек на праздники варили по чугуну киселя; девушки приглашали парней на кисель. Ребята собирают кисели на третий день праздника — ходят с гармошкой по домам, где есть девки; матери девушек их угощают. Пока парни идут от дома до дома, поют песни.  На второй и на третий день Воздвиженья парни собирали кисели по девкам: человек двенадцать приходили в дом, просили киселя, садились за стол, ели.

На престольные праздники приезжали гулять ребята из разных деревень. Были “схватки” деревня на деревню; дрались из-за девок. Парни ходили гулять по чужим деревням. Отсюда ходили в соседние деревни — там были завидные девки, к ним ходили. У ребят был заводила, который “шайку” собирал. Атаманы были; Девки любили бойких ребят.

Гармонист играл “под драку”. Перед дракой “зачастит” (заиграет быстрее и резче), гармошку бросит, заорёт, к нему подбегают, и начинается драка. Когда молодежь гуляла по деревне, парни шли впереди, играли на гармони, плясали. Тех, с кем будут драться, перед дракой парни дразнили песнями — “подковырку” делали; перед дракой бросали на землю пиджаки и кепки; девки их подбирали.  Парни гуляли по деревне — шли пьяные с гармонью, пиджаками по дороге хлопали. Перед дракой партии парней шли навстречу друг другу. Парни опирались на палки-клюшки, били палками о землю, махали руками, пели матюжные частушки, “хоркали”. Когда встречались, “гармоньей в гармонью стукались”.

К гармонисту сразу подскакивала девка, брала у него гармонь. С этого начиналась драка. В драке лежачего не били, ногами не пинали. Гармонист участвовал в драке. Было заведено, что если кто-то из драки убежит, его свои же потом и набьют. Атаман наказывал парням, чтобы не бегали от драки. У парней были палки: вересковые, черёмуховые, металлические — с ручками и без ручек. На палках из черемухи вырезали рисунки. Дрались кастетами, гирькой, подвешенной на цепочку. Парни ходили с вересинкой с загнутым концом — как тросточка. На ней “для форса” вырезали узоры. Тростями дрались, но мало. У хулиганов были ножи — дрались с ножами, зарезали. Из вересины, ивы делали палки-“клюшки” с завитушкой на конце. На ивовых палках вырезали рисунки. С этими палками ходили гулять, ими дрались. Дрались кулаками, гирьками. 


Заключение

  
     Н. А. Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян в XVIII— первой половине XIX века, отмечает: «Гостьба по праздникам — в период с октября по начало марта (да и в другое время года)— была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, в особенности для людей среднего и старшего возраста. «Большие» праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название — съезжий праздник). Очередь в XVIII— первой половине XIX века уже определялась традицией». Здесь тоже молодежь отделялась от старших, и последние в своем кругу вели беседы и развлекались песнями и плясками. Темы бесед с пришедшими гостями могли быть самые разнообразные — от слухов о новых повинностях до способа лечения лошадей. Недаром крестьянин П. Школдин назвал съезжий праздник «общественным форумом». Такой же непременной принадлежностью храмового праздника были съезды гостей из соседних деревень и переезды от одного крестьянина к другому в течение трех дней. Об устойчивости традиции взаимного гостевания жителей соседних деревень на престольные праздники говорят современные полевые материалы разных районов европейской части страны.

Празднование престольного праздника – это ещё одна из возрожденных традиций русского села. Сохранение и развитие русских традиций необходимо для духовного развития каждого человека. И как удивительно точно сказал В. Пикуль: «Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом… История требует уважения к себе, как дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает своё прошлое… Мы начались не с восстания декабристов, как некоторые полагают: в Новгороде стоит памятник Тысячелетию России, и лишь невежды не понимают его значения. Нам, русским, надо быть очень гордыми! Нам есть чем гордиться…»


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:


1. Русское православие.
http://www.ortho-rus.ru

2. Российский православный информационно-издательский центр "Ортодокс".
http://www.orthodox.spb.ru

^ 3. Православный Интернет.

www.ortodoxy.ru

4. Белгородский общественно-политический и

литературно-художественный журнал «Звонница»

^ 5.А.И. Половинкин. Православная духовная культура. М.: Изд-во

Владос-Пресс, 2003.


6. Православный журнал для детей и юношества «Божий мир».

7. Мир культуры. Литература, живопись, архитектура, балет…

Смоленск: Русич, 2001. – Детская энциклопедия в вопросах

и ответах.


Приложение



Святой Андрей Критский. Икона.




Святой Андрей Критский и Пророк Асия. Икона


Икона Троицкой церкви с. Лозное. В период коллективизации церковь закрыли, колокола сбросили, священника выгнали из дома, и он уехал.

Церковное имущество было разграблено, иконы побиты. Эта икона исчезла. И только в 2006 году появилась на рынке церковных ценностей. Была куплена фермером Снимщиковым А. В. для будущей церкви с. Лозное.

оду появилась на рынке церковных ценностей. Пророк Асия.








Похожие:

Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconИстория любви святой супружеской пары
Инициатива об учреждении нового государственного праздника всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных...
Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconИ г у м к 255-летию села Рекомендательный указатель
История села Усть-Игум: к 255-летию села: Рек указ литературы/ Сост. С. И. Лущикова. – Александровск, 2010. С. 14: фото
Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconВ пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел»; г фрегаты «Буссоль» и «Астролябия»
Во время проведения второй Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова находились корабли
Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconИстория – учительница жизни. История –это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого
Введение в историю: 5 класс. Уроки разработаны учителем истории моу сош №15 ст. Роговской Тимашевского района Коломиец О. М
Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconИстория возникновения села Ворсиха
Дворов 136, мужчин 303, женщин 360. [1] По последним данным год возникновения села -1761. В первое воскресенье июля 2011 года жители...
Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconИстория возникновения села Ворсиха
Дворов 136, мужчин 303, женщин 360. [1] По последним данным год возникновения села -1761. В первое воскресенье июля 2011 года жители...
Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconИстория возникновения села колышкино по существу этого вопроса имеются три версии
Согласно Указа императрицы Екатерины II разрешено было свободное заселение пустующих земель Заволжья, всем желающим, в том числе...
Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconКраткое изложение следственного дела Джордано Бруно (Извлечения)
Это могут под твердить святой службе книготорговцы Чотто и Джакомо Бертано; каковой Бертано беседовал со мной о нем и сказал, что...
Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconПортфолио 5 класс Г
«А» 9 человек Анастасия, Анна, Алина, Ангелина, Андрей, Арам, Антон, Антон, Андрей
Введение Святой Андрей Критский – покровитель села История празднования престольного праздника iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
«История и философия науки», «История России (до ХХ века)», «История России (ХХ века)», «История Древнего мира», «История Средних...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы