|
Педагогический совет «Здоровье педагога – одно из условий успешного обучения» Выступление на педагогическом совете организатора УВР Е.Ю. Краевой (Слайд 1) Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. Конфуций Игра (Слайд 2) Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение понятия «здоровье»: “Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”. В образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности – это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути. Закон РФ «Об образовании» обязывает школу создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Наша школа тоже включена в здоровье- сберегающую деятельность. Но практически никогда мы не поднимали вопрос о роли культуры здоровья педагога как субьекта профессиональной деятельности в сохранении здоровья школьников. Учителя и учащиеся выступают партнерами в процессе здоровьесбережения, действуют в одном образовательном пространстве и их деятельность в этом пространстве имеет единую цель – научить и научиться тому, что выработано предыдущими поколениями. Это долговременный и нелегкий труд, рассчитанный на человеческую жизнь и требующий не только формирования интеллектуальных, моральных, но и физических возможностей как ученика, так и учителя. Воспитывать здоровое поколение должен здоровый педагог. Президент России Дмитрий Медведев в день учителя 5.10. 2010 года заявил, что учителя должны иметь возможность оформить медицинскую страховку, покрывающую расходы на лечение профессиональных заболеваний. Но рациональнее позаботиться о своем здоровье заранее, зная какие профессиональные заболевания, могут появиться у педагога, ведь в лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. Труд учителя имеет свои особенности, которые могут отразиться на состоянии здоровья педагога. Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Учителя – представители стрессогенной профессии. Фактором стресса для учителей становится реформирование системы преподавания, перестройка учебных планов, общей ориентации целей и задач, содержания и методик проведения занятий. Практически ежегодно происходит изменение структуры различных предметов в соответствии с новыми требованиями, что держит учителей в постоянном психоэмоциональном напряжении. Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. У ряда педагогов даже при небольшом стаже педагогической деятельности формируется патология голосообразования: афония и дисфония. Особая ответственность и связанное с ней значительное нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая плотность межличностных контактов, возможность конфликтов при необходимости выполнять запланированный объем работы в строгих временных рамках – все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. Башкирский институт развития образования установил различия в уровне и структуре заболеваемости учителей, преподающих разные дисциплины. Наиболее высокий уровень заболеваемости зафиксирован среди преподавателей общественных дисциплин и лингвистов. Причем, в структуре заболеваемости учителей общественных дисциплин наибольший удельный вес приходится на болезни органов кровообращения, а у лингвистов - на болезни органов дыхания. У преподавателей физико-математических дисциплин чаще развивается гипертоническая болезнь и ишемической болезнь сердца. Среди преподавателей начальной школы, естественных дисциплин, безопасности жизнедеятельности и валеологии, физической культуры уровень заболеваемости ниже среднего уровня, в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания1. С одной стороны, данные процессы обусловлены индивидуальными особенностями организма, с другой стороны – незнанием и неумением педагогов использовать профилактические мероприятия или отсутствием возможности это делать. Учителя нередко, не смотря на плохое самочувствие, проводят уроки, чаще всего, многие простудные заболевания переносят «на ногах». В учительской среде болеющих учителей осуждают: срывает учебной процесс. Трудовое усердие педагогов во время болезни – вынужденная необходимость. Т.о., в учительской среде слаб авторитет здоровья. А как же один из постулатов здоровьесбережения образовательной среды: «Вне зависимости от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье». Своими неправильными установками учитель не только наносит вред своему здоровью, но и влияет на отношение к здоровому образу жизни своих учеников. Ведь это возможно, только если он на личном опыте познал ценность здорового образа жизни, работы над своим здоровьем. Только тогда преподаватель сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду. (Слайд 3) З ![]() ![]() психическое здоровье учащихся. Повышение эффективности педагогического труда, совершенствование учебно-воспитательного процесса должно начинаться с заботы о педагогах, с психологической помощи им в принятии правильной позиции по отношению к своему здоровью, ознакомления с производственными факторами риска для здоровья и обучения педагогов методам профилактики профессионально обусловленных состояний. При подготовке педагогического совета были проанализированы частота и динамика заболеваемости педагогов нашей школы по предоставляемым листкам нетрудоспособности. Мне эта картина представляется катастрофической. (Слайд 4) (Слайд 5) С этим нужно что-то делать. Что именно? В теории существуют и тренинги, и лекции, и беседы, и комплексы восстановительных и спортивно-оздоровительных мероприятий для восстановления профессионального здоровья учителя. А на практике учитель остается один на один со своими проблемами, с усталостью, со стрессами, с унизительно низкой заработной платой, с невозможностью обеспечить себе нормальный отдых и своевременное, качественное лечение. (Слайд 6) Не надейся на Бога И не верь чудесам, Есть одна лишь подмога: Помоги себе сам. (Слайд 7) Поднимите руки:
Приоритетным направлением в решении этой задачи укрепления здоровья педагогов должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого учителя. Важным направлением мы считаем работу, направленную на повышение стрессоустойчивости педагога, повышение его самооценки, уровня самопринятия, снижения тревожности, самоагрессии и самодеструкции. С целью сохранения и укрепления здоровья педагогов необходимо уделять большое внимание разработке и внедрению социальных и медико- или психолого-профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни в учительской среде. (Слайд 8,9) Анкета (Слайд 10,11) Настрой на работу: Психологический душ ? Каким образом нужно организовать жизнь нашего образовательного учреждения, чтобы сохранить здоровье педагогов и школьников? ? Каким образом можно представить Модель здорового педагога? ? Напишите рекомендации по сохранению здоровья. Например: Начинайте каждый день с чувством радости. Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти. Школа поставила перед собой цели, чтобы помочь нашим педагогам, которые заключаются в следующем:
организация систематической научно-методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья. «Здоровье и образование», где необходимым и обязательным фактором является интеграция благополучия детей и взрослых в области здоровья физического психического социального Такая программа должна обеспечить физическое развитие учителей и учащихся (через культуру спорта, игры, труда, регламентацию жизни); психическое благополучие через формирование соответствующего климата уважения, доверия понимания и одобрения жизни друг друга); социальное благодействие через сотрудничество и коммуникацию как внутри школы, так и вне ее, принятие ответственности за формирование позитивного отношения к культуре здоровья учащихся и учителей. 1 |
![]() | Положение о педагогическом совете Педагогический совет Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Колосок» с. Красное» (далее по тексту... | ![]() | Выступление на педагогическом совете «Коммуникативная культура педагога» Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е. А. Климова), и поэтому... |
![]() | Положение о педагогическом совете школы Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов... | ![]() | О Педагогическом совете Общие положения Педагогический совет является органом самоуправления и определяет педагогические задачи Школы |
![]() | О педагогическом совете учреждения мадоу «Детский сад №7 компенсирующего вида» Педагогический совет Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Детский сад №7 компенсирующего... | ![]() | Органы государственно-общественного управления и самоуправления Увр, педагогический совет (как коллегиальный орган). Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников... |
![]() | О педагогическом совете школы общие положения Педагогический совет (педсовет) главный коллегиальный законодательно-распорядительный орган управления школой | ![]() | О Педагогическом совете Педагогический совет образуют сотрудники, занятые в воспитательно-образовательной деятельности (воспитатели, педагог-психолог, администрация... |
![]() | Тема: формирование способности организации действий у воспитанников в изобразительной деятельности Выступление на педагогическом совете педагога по изобразительной деятельности Кустовой Л. А | ![]() | Положение о педагогическом совете ... |