Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт icon

Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт



НазваниеРазработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт
Т.В. Гаммершмидт
Дата конвертации02.01.2013
Размер185.5 Kb.
ТипРазработка урока

Городской заочный конкурс «Радуга педагогического творчества»

МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»





ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ


В мастерской художника слова

А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»


Автор: Т.В. Гаммершмидт,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Усть-Илимск, 2011 год

Преподаватель:Гаммершмидт Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Предмет: литература

Тема: Творчество А. С. Пушкина

^ Тема урока: В мастерской художника слова

(А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»).

Данный урок проводится в 6 классе (профильный класс).

Тип урока - урок-исследование с элементами театрализации.

Заранее готовятся инсценировки эпизодов из произведения А.С. Пушкина «Повести Белкина», презентации к произведениям, обложки к повестям, награды для лучших актёров, художников.

Цель:

развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы;

обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, формирование умения понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;

воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование урока - слайд-презентации, тексты произведения, вальс Свиридова «Метель»

Оформление:

1. Портрет А.С. Пушкина

2. Выставка книг А.С. Пушкина

3. Листы с открытками из жизни А. С. Пушкина

4. «Кот в мешке» (пистолет, фотография церкви, сапоги, картинки с изображением истории блудного сына, белила - пудра)

5. Изготовленные детьми обложки к повестям А.С. Пушкина

6. Награды для лучших актёров, художников.


^ Оборудование к инсценировкам:

«Выстрел» (атрибуты офицера, графа и графини, пистолет, картина и др.);

«Метель» (атрибуты для Марьи Гавриловны, гусара Бурмина и др.);

«Станционный смотритель» (атрибуты для Самсона Вырина, Минского, Дуни, кресло и др.);

«Гробовщик» (атрибуты для гробовщика и его гостей);

«Барышня-крестьянка» (атрибуты для Лизы, Алексея и для отцов молодых людей).

Одной из основных целей преподавания литературы в школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения проявляются, прежде всего, в умении работать с текстом, видеть языковые особенности текста, а как результат - создание собственных текстов.

Задачи:

  • изучить повести А. С. Пушкина;

  • довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;

  • развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки;

  • делать выводы;

  • развивать навыки работы с художественным текстом, навыки поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения;

  • развивать навыки работы с различными источниками, ресурсами Интернета для поиска информации, рассмотрения различных точек зрения на проблему и выработки на их основе собственной позиции.

^ Ключевые компетенции:

  1. ценностно-смысловые компетенции (способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях;

  2. учебно - познавательные компетенции (планирование, анализ, рефлексия;понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях.

^ Ожидаемые результаты

Повышение мотивации и активности учащихся при изучении произведения.

Полный анализ текста произведения.

Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся

Воспитание нравственно-духовных ценностей; формирование ценностных позиций: семья, долг, честь, нравственный выбор.

^ Приобретаемые навыки детей:

  • когнитивные: умение использовать литературоведческие понятия; умение анализировать образы литературных героев, объяснять мотивировку их поступков;

  • информационные: умение пользоваться ресурсами сети Интернет-ресурсами;

  • аналитические: знание путей анализа произведения; самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению.

^ Нравственный эффект урока предполагает: формирование чувства ответственности за свои поступки; формирование уважительного отношения к родителям; формирование чувства личностного долга

^ Формы организации работы детей

Учащиеся выполняют опережающие задания к уроку:

• нарисовать обложки для «Повестей Белкина»;

• подготовить презентации по биографии А.С. Пушкина и по повестям,используя Интернет-ресурсы.

На уроке:

• учащиеся участвуют в анализе произведения;

• выявляют особенности художественного стиля.

^ Формы организации работы учителя:

• лекция учителя;

• сопровождение беседы электронной презентацией;

• привлечение учащихся к обсуждению художественных и идейно-нравственных особенностей произведения;

• осуществление контроля знаний учащихся.

^ Технологические особенности

Технические условия: учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом.

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки для воспроизведения звука, диск с кинофильмом «Метель».

^ Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

http://www.litera.ru/stixiya/cgi/see.cgi?url=http://magister.msk.ru/libr... — большой сетевой портал, содержащий тексты Пушкина. Глава V книги Юрия Лотмана «Александр Сергеевич Пушкин» (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-021-.htm), http://www.radmuseumart.ru/


На уроке присутствует жюри из учителей русского языка и литературы или учащихся старших классов. Они оценивают участие в конкурсе.

Парты лучше поставить "ёлочкой", чтобы перед доской было большое пространство для исполнителей.

В конце урока в ходе беседы учащиеся должны вычленить стилистические особенности «Повестей Белкина», а дома попытаться написать повесть (время для написания - не менее месяца).


^ ЭПИГРАФЫ К УРОКУ

"Повести Белкина" - это "драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества". А.С. Пушкин.

"Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". Ф.М. Достоевский.

"Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в 7 раз в своей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие". Л. Н.Толстой.


^ Ход урока

  1. Слово учителя

На фоне музыки Свиридова "Метель" и СЛАЙД 1– презентации звучит слово учителя:Сегодня мы побываем в мастерской художника слова. (*Обращает внимание учащихся на тему). И этот художник – Александр Сергеевич Пушкин. (*Обращает внимание на портрет и на выставку книг).

СЛАЙД 2Имя Александра Сергеевича Пушкина знакомо каждому с раннего детства. Сначала мы встречаемся с героями его сказок - с царем Салтаном, князем Гвидоном, попом и работником Балдой. Потом становимся "друзьями Людмилы и Руслана", и перед нами предстают "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой".

Герои древних мифов, вещий Олег и Борис Годунов, Петр Великий и Пугачев - с ними мы встречаемся в пушкинских стихах и прозе. Роман "Евгений Онегин" называют "энциклопедией русской жизни" - и, действительно, на его страницах можно найти ответы на самые разные вопросы: как жили на Руси пушкинской поры, какие книги читали, какие спектакли ставились в театрах, какие платья и шляпы носили...

Мы взрослеем, и к нам приходят новые пушкинские строки:


^ Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


Или другие:


Я вас любил: любовь еще, быть может,

^ В душе моей угасла не совсем...


Так и идет рядом с нами по жизни Пушкин - поэт, прозаик, историк... Мы говорим на его языке. Мы ищем у Пушкина ответы на многие вопросы нашей жизни - и находим.

И сегодня мы откроем для себя некоторые секреты мастерства А.С. Пушкина. *В тетради и на доске записывается тема «Секреты мастерства А.С. Пушкина.

^ О писателе (основные этапы биографиипредставляет подготовленный ученик).


  1. Секреты мастерства- мастер слова

СЛАЙД 3Пушкин — величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова.Н.В. Гоголь замечал: "Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт". Почувствовать «бездну пространства» пушкинского слова дается далеко не каждому, а лишь вдумчивому читателю.

Пушкин сделал русский язык совершенным, мировым. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что “говорить по-русски” — означает “говорить на пушкинском языке”.

Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы.


  1. ^ СЛАЙД 4 Учитель: Осень 1830 года А.С.Пушкин провел в имении Болдино. В

те времена при вступлении детей в брак родители выделяли им какую-то часть своих поместий. Сергей Львович Пушкин выделил сыну часть имения Болдино, куда поэт приехал ненадолго для решения хозяйственных вопросов. Ему было немного досадно, что самое любимое им для работы время года он потратит на хлопоты о приданом.

СЛАЙД 5Однако постепенно настроение Пушкина меняется: пришло “прелестное”, по его выражению, письмо от невесты и всё больше вступает в свои права осень, которую поэт обожал. Только человек, влюблённый в это время года, мог написать: “Осень чудная: и дождь, и снег, и по колено грязь”.

Оформление бумаг быстро продвигалось, но покинуть Болдино Пушкину не удалось: в Россию пришла холера. Пушкина от невесты отделяло 14 карантинов (карантин – это санитарный пункт для осмотра тех, кто прибывает из мест, где распространена эпидемия). Он пытался прорваться через них, но неудачно. И тогда он начал писать.“Нигде так хорошо не пишется, как осенью в деревне”, - говорил он.




  1. ^ СЛАЙД 6Конкурс «Кот в мешке».

Учитель: Прежде чем начать разговор о «Повестях Белкина», я хочу узнать, как внимательно вы читали их. У нас игра «Кот в мешке» (*Учитель достаёт по очереди предметы из мешка. Ученики должны угадать, с какой повестью Пушкина они связаны. Из какой повести эта деталь?

^ Детали: пистолет, фотография церкви, сапоги, картинки с изображением истории блудного сына, белила – пудра.


  1. СЛАЙД 7Учитель:“Повести Белкина” являются замечательным

образцомреалистической прозы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин создает в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих на фоне прекрасной русской природы. Благородные и сильные, добрые и жестокие, серьезные и лукавые — эти герои живут в своем мире, но он прочно вошел в нашу жизнь. Мы уже не мыслим своего существования без героев Пушкина. Они учат нас благородству и терпению, самостоятельности и добру. Перед вами на слайде герои повестей, назовите по имени, кого вы узнали.Ответы учеников

Сегодня мы с вами в импровизированном театре. Мы не только вспомним содержание повестей А.С. Пушкина, но и выясним, кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть.Мастерство А.С. Пушкина в умении лаконично передать оттенки в душевном состоянии героев.Говоря словами известного литературоведа Г.А. Гуковского, "пушкинская проза, прежде всего, точна, ясна, логична". И мы в этом сегодня с вами убедимся. Итак, «Выстрел».


  1. Ученики. Включают презентацию по повести «Выстрел». На фоне

слайдов ученики рассказывают об этом произведении.

Пример ответа учеников:

В повести «Выстрел» главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона и молодого Пушкина. Но ему приходится служить в армейском гусарском полку в скучной провинции, по-русски тяжело буянить, пить, играть в карты с не очень умными и образованными офицерами, стреляться на дуэлях, пока не встретился и вступил в неравную борьбу гордый Сильвио с красивым, богатым и знатным сослуживцем, которому было счастье во всем – службе, чинах, деньгах, картах, любви, даже на смертельном поединке. А у нищего и незнатного храбреца Сильвио было только великое, но мало для обычной жизни приспособленное искусство меткой стрельбы из пистолета. Вот оно, неравенство, приводящее к несчастью.

И вот великий стрелок всю жизнь свою потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять свое первенство и достоинство. Он – одинокий романтик, и все его средства и методы эффектные, роковые, романтические: месть, отложенная дуэль, внезапное явление с пистолетами к счастливцу-графу, новый смертельный поединок и двойной выстрел в картину, красиво ставящий точку в этой истории. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага.

Но места в новой обыденной русской жизни этому экзотическому романтику уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная.

* Инсценировка отрывка из повести


  1. Ученики. Включают презентацию по повести «Метель». На фоне

слайдов ученики рассказывают об этом произведении.

Пример ответа учеников:

В повести «Метель» пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов и немецких баллад. Но всюду реальность побеждает романтическую книжную схему и просвечивает сквозь нее: богатая невеста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве; замечательно описание современником этой великой русской победы и возвращения наших героических войск, радостных русских женщин, кипения новой жизни и любви. Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады, все время ее дополняет и поправляет. Впрочем, она же и гораздо суровее и прозаичнее. И Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Жизнь – царство случая. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью.

* Инсценировка отрывка из повести


  1. Ученики. Включают презентацию по повести «Гробовщик». На фоне

слайдов ученики рассказывают об этом произведении.

Пример ответа учеников:

В «Гробовщике» Пушкин еще раз вернулся к опере Моцарта «Дон Жуан». Адриан Прохоров тоже приглашает к себе в гости покойников, но этот неожиданный званый пир у гробовщика связан не с любовными приключениями, а с его мрачным ремеслом, приводящим к повседневному общению со смертью и мертвецами. То есть Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков.

Но все эти романтические ужасы приземлены, стали обычным петербургским бытом, частью профессии и коммерции. Настолько огрубела в печальных занятиях кулацко-купеческая душа гробовщика, что она не ощущает даже ужаса при явлении потусторонних гостей. Адриан вспоминает только, по какому разряду и в каких гробах он их хоронил, какова была его прибыль. И явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь гробовщика, он лишь обрадовался, узнав, что то был пьяный тяжелый сон, и спокойно стал жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни.

* Инсценировка отрывка из повести


  1. Ученики. Включают презентацию по повести «Барышня -

крестьянка».

На фоне слайдов ученики рассказывают об этом произведении.

Пример ответа учеников:

«Барышня-крестьянка» - маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира. Ибо два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, один надутый англоман, другой медвежеватый поклонник всего русского, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем любимые дети их, юные красивые Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники. По всей житейской мудрости им следует пожениться и объединить состояния и земли отцов.

Но упрямая русская вражда мешает такому простому решению, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через затейливую комедию и маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Однако реальное счастье их зависит не от этого увлекательного деревенского романа, а от пугливости куцей кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Старики помирились, подружились и решили все за молодых. Не нужно было всех этих водевильных переодеваний, переписки, тайных любовных встреч юного барина и мнимой крестьянки. Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.

* Инсценировка отрывка из повести



  1. Ученики. Включают презентацию по повести «Станционный

смотритель». На фонеслайдов ученики рассказывают об этом произведении.

Пример ответа учеников:

В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина – «Станционный смотритель». В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и гениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства. Знаменитые немецкие гравюры с историей блудного сына, оставившего старика-отца, промотавшего все деньги, бедствовавшего, вернувшегося домой и с радостью добрым отцом встреченного и прощенного, показывают, по какому направлению мог бы развиваться сюжет повести. Однако у действия имеется своя вполне реальная логика, противоречащая плоской житейской мудрости и библейскому нравоучению.

Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин – старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня, девочка четырнадцати лет.

Но эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась, на первый взгляд, плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург. Заметим, что он знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра – не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Важно и то, что добрый веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.

Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством.

* Инсценировка отрывка из повести


  1. Учитель: Почему прочитанные произведения относятся к жанру

повесть? Назовите отличительные черты повести. Докажите, что «Метель» - это повесть.

Ответы учеников. СЛАЙД 8 (теория-повесть) - записи в тетрадь


  1. СЛАЙД 9 и 10 Учитель:А. С. Пушкин писал каждую повесть в том илииномсуществующем к тому времени литературном направлении:

«Выстрел» — романтизм; «Метель» — сентиментализм; «Гробовщик» — элементы готической повести; «Станционный смотритель»— сентиментализм; «Барышня-крестьянка» — сентиментализм.

^ На экране слайды, объясняющие литературные направления.

Объясните, почему повести относятся к разным литературным направлениям.

Ответы учеников


  1. СЛАЙД 11 Учитель: Какова речь рассказчиков повестей? И кто рассказчики?

^ Материал для учителя (см. ниже)!

В "Повестях Белкина" рассказчик назван по фамилии, имени, отчеству, рассказана его биография, обозначены черты характера и т.д. Но "Повести Белкина", предлагаемые публике издателем, не выдуманы Иваном Петровичем Белкиным, а "слышаны им от разных особ".

Каждая из повестей рассказывается специальным персонажем (в "Выстреле" и "Станционном смотрителе" это выступает обнажено: рассказ ведется от первого лица); рассуждения и вставки могут характеризовать рассказчика или, на худой конец, передатчика и фиксатора рассказа, Белкина.

Так, "Смотритель" был рассказан ему титулярным советником А.Г.Н., "Выстрел" – подполковником И.Л.П., "Гробовщик" – приказчиком Б.В., "Метель" и "Барышня крестьянка" девицею К.И.Т.

Выстраивается иерархия образов: А.Г.Н., И.Л.П., Б.В., К.И.Т. – Белкин – издатель – автор. Каждому рассказчику и персонажам повестей свойственны определенные черты языка.

^ В «Выстреле» рассказчик не только знает обычаи и нравы офицерской среды, но усвоил ее понятия о чести, о храбрости. Весь словесный строй его рассказа основан на сжатой и точной фразе, характерной для военного человека, лишенной эмоционального оттенка, кратко, даже суховато передающей лишь самую суть, внешнюю сторону событий, свидетелем которых являлся "подполковник И.Л.П

Рассказчица в "Метели", как и в "Барышне-крестьянке", окружена атмосферой сентиментального "романтизма".В ироническом слове девицы К.И.Т. выражена позиция умного и образованного человека. Она знакома с русской и иностранной литературами, с греческой мифологией… цитирует Грибоедова.Рассказчица очень близка к миру своих персонажей, часто мыслит и чувствует так же, как они.

Стиль рассказа приказчика Б.В. в «Гробовщике»сказывается в профессиональной, производственной окраске повествования. В рассказе приказчика изображение жизни и приключений гробовщика, изложение событий, сопровождавших его новоселье, предполагается наивно-бытовым, безыскусственным и свободным от всякой литературной традиции.

Рассказчик в «Станционном смотрителе»симпатизирует старому смотрителю. Об этом говорят повторяющиеся эпитеты "бедный", "добрый". Эмоционально-сочувственную окраску придают речам рассказчика и другие словесные детали, подчеркивающие тяжесть горя смотрителя ("В мучительном волнении ожидал он…"). Кроме того, в повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств, мыслей Вырина – любящего отца и Вырина – доверчивого, услужливого и бесправного человека.

Ответы учеников


  1. СЛАЙД 12 Учитель: Выделите элементы сюжета в повести «Метель». Докажите свою точку зрения.

Ответы учеников

  1. СЛАЙД 13 Учитель:

  • Чему сегодня научил вас Александр Сергеевич Пушкин?

  • Какие тайны мастерства писателя вы открыли для себя?

  • Сможете ли вы написать повесть?

  • Какую тему вы бы выбрали для своей повести?

  • О чем бы вы хотели нам поведать?

Ответы учеников на каждый вопрос


  1. Учитель: СЛАЙД 14. Учитель: Милые дети, кто из вас возьмется

сесть и написать повесть? Наверно, у вас не получится писать их также быстро, как наш замечательный русский писатель, а вы все помните, что Александр Сергеевич создал «Повести Белкина» в 1830 году в Болдинскую осень, каждое произведение он писал несколько дней.

Ответы учеников


  1. Учитель:Сегодня мы также выберем лучшего художника. Вы дома

рисовали обложки к «Повестям Белкина».

Чья обложка вам больше нравится и чем?

^ Выбираем лучшие обложки


  1. СЛАЙД 15 Учитель: Итак, сегодня мы прощаемся с творчеством

АлександраСергеевича, но ненадолго. Еще при жизни Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”.

Спасибо за урок, было очень приятно с вами общаться.

Домашнее задание – написать повесть. Желаю вам творческих успехов. Сочиняйте, пишите свои произведения. И, может быть, слова Гоголя станут пророческими. Всего вам доброго.




Похожие:

Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconРазработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт
Заранее готовятся инсценировки эпизодов из произведения А. С. Пушкина «Повести Белкина», презентации к произведениям, обложки к повестям,...
Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconКонтрольная работа по литературе на тему : А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». 10 класс

Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconУрока: А. С. Пушкин «метель». Осмысление конфликта. Цели урока: Чтение и анализ повести, осмысление конфликта. Наблюдение над художественными средствами языка повести
Продолжаем чтение «Повестей Белкина». Какое впечатление произвела на вас повесть «Метель»?
Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconГаммершмидт Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Предмет : литература
Тип урока урок-исследование с элементами театрализации. Заранее готовятся инсценировки эпизодов из произведения А. С. Пушкина «Повести...
Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconМетодическая разработка по повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» «Зеркальная композиция повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
Схема «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» используется мною при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир»...
Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconКонспект по литературе в 7 классе. Тема : «Товарищество и братство в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
...
Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconПроизведения в порядке изучения м. В. Ломоносов, Г. Р. Державин стихотворения В. А. Жуковский. «Лесной царь»
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина»
Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconИ. Н. Перова «в мастерской художника слова». «Маленькие рассказ
Знать героев факты биографии А. П. Чехова, особенности его юмористических рассказов
Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconМетодическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе
Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii»
Разработка урока по литературе в 6 классе в мастерской художника слова А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Автор: Т. В. Гаммершмидт iconКонспект урока по литературе в 9 классе. «Отражение революционной действительности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
«Отражение революционной действительности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов