Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г icon

Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г



НазваниеМоу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г
страница1/3
Дата конвертации07.01.2013
Размер466.18 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

МОУ Новонадыровская средняя общеобразовательная школа


Дидактический материал на тему: «Правописание приставок»


Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МОУ-Новонадыровская СОШ г.Альметьевска

Якупова Алсу Саматовна


Альметьевск - 2010 г.


5 класс

Правописание согласных и гласных в приставках.

Буквы з и с на конце приставок.


Задание 1. Заполните колонки примерами.




приставка

предлог

за-

на-

в-

над-

с-

про-

об-

заговорит


за горизонтом



Задание 2. Найдите ошибки в словах




1. от + ъ + ∩ ; 2. про + ъ + ∩ ; 3. об + ъ +∩ …; 4. на + ъ + ∩.


Подтвердите ответ примерами.


Задание 3. Заменить словосочетания словом с тем же значением и приставками без-, бес-.


Ребенок без забот, небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума.


Задание 4. Заменить развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова.


1. Тихая погода, полное отсутствие ветра. 2. Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли. 3. Сообщение, уведомление о чем-нибудь. 4. Тревожное состояние, волнение.

Задание 5. Объяснительный диктант.


1. Ласковым словом и камень растопишь. 2. Беспорядочный человек не проживет в добре век. 3. Бездонную бочку водой не наполнишь. 4. Мальчику хотелось расспросить его о многом,


Задание 6. Проверочная работа с использованием перфокарт.

з — с в приставках

1. бе..болезненный

2. бе..шумный

3. в..дыхать

4. бе..цельный

5. бе..жалостный

6. бе..чувственный

7. ра..валиться

8. ..
бить

9. и..кусать

в..крикнуть

ра..жимать

в..порхнуть

ра..смотреть

бе..конечный

ра..гадать

ра..порядок

..дуть

и..чезать

и..портить

ра..гадать

ра..пилить

ра..писание

бе..граничный

ра..жимать

бе..конечный

ра..носить

..дать





Задание 7. Подобрать примеры слов с морфемами воз-, -воз-, низ-, -низ-.


Задание 8.

Словарный диктант.

Безжалостный человек, сбросить в яму, сделать бессознательно, расходиться по домам, срубить дерево, пробежал по дороге, показался берег, оглянулся назад, приближаться к дому, почуять опасность, встрепенуться от неожиданности, проявить себя в деле, пострадать от пожара.


Задание 9. На доске заранее написаны слова.

Учащиеся должны выписать слова в два столбика:

1) с приставкой; 2) без приставки.

Растаял, растение, расписать, расчет, растить; отдалить, отцовский, отдавать; история, исчертить.


^ Задание 10. Тест по теме «Правописание приставок»

1. Укажите, в каких словах приставка выделена правильно:




1) унести, 2) ураган; 3) споришь; 4) сбежать; 5) подосиновик: 6) подорожник.

2. Найдите слова с приставкой с:


1) смешной; 2) смелый; 3) смеяться; 4) сматывать; 5) смеркаться; 6) сметана; 7) смолкнуть.

3. Укажите, в каких словах приставка выделена правильно:




1) история; 2) испечь; 3) распилить; 4) удалой; 5) спеть; 6) смех.


Задание 11. Выразительно прочитать текст. Определить стиль высказывания, тип речи, выписать из текста глаголы с приставкой и разобрать их по составу.


Впереди видна мутная сталь воды. Из-за озера, из темных еловых перелесков выплывают орлы. Они выделяются грозными силуэтами на фоне закатного солнца. Испуганный их внезапным появлением, замирает весь пернатый мир. Прекратили драку селезни. Смолкла лебединая перекличка. Орлы дозором облетают озера.

(Г. Федосеев.)

Задание 12. Словарный диктант:

Работать по расписанию, грамотно списать упражнение, рассчитывать задания, произвести расчет, раздать тетради, расчетливый человек, сжать рожь, положить в чехол, прикрепить ключ на ремень.


^ Задание 13. Контрольный диктант.

Осины.

Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий, безветренный летний день листья осин дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.

Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под листьями видны красноватые шляпки поздних грибов — подосиновиков.

В дуплах старых толстых осин располагаются ночные и дневные птицы, белки прячут в них свои запасы. Зимой корой молодых растений кормятся зайчата.

Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с березами и темными елями. По трепетанию листвы на высоких вершинах и тихому шелесту сразу узнаешь осину.

(По И. Соколову-Микитову).

^ Дополнительные задания.

Выпишите слова: 1) с приставками, которые не изменяются на письме, 2) с приставками на з (с). Графически объясните правописание приставок.


Задание 14. В тексте, записанном на доске, во всех словах нужно выделить приставки.

Круглый год, всякий вечер, - за исключением трех последних дней страстной недели и кануна благовещения, когда птица гнезда не вьет и стриженая девка косы не заплетает, - едва только на дворе стемнеет, зажигаются перед каждым домом, над шатровыми резными подъездами, висячие красные фонари. На улице точно праздник-пасха: все окна ярко освещены, веселая музыка скрипок и роялей доносится сквозь стекла, беспрерывно подъезжают и уезжают извозчики. Во всех домах входные двери открыты настежь, и сквозь них видны с улицы: крутая лестница, и узкий коридор вверху, и белое сверканье многогранного рефлектора лампы, и зеленые стены сеней, расписанные швейцарскими пейзажами. До самого утра сотни и тысячи мужчин подымаются и спускаются по этим лестницам. (А. Куприн)


Задание 15. Орфографический диктант.

Запись под диктовку слов, в которых нужно правильно написать конечную букву приставки.

Съездить, изогнуться, разбежаться, безыскусный, избрать, взойти, возобновить, расписаться, беспричинный, исследовательский, вскарабкаться, воспретить, здесь, рассчитать, сбить, здание, расчет, сдать, сгиб, сжать, расписание, безвкусный.


Задание 16. Записать текст под диктовку. Найти в тексте слова с приставками на -з, -с и объяснить выбор буквы на конце этих приставок.


Бессрочный отпуск, бессмертный человек, безжалостное сердце, бесформенная масса, безветренная погода, иссякшие силы, разжечь огонь, расчетный счет, истратить деньги, искоренить недостатки, безграничная доброта.


Задание 17. На доске записаны словосочетания. Учащиеся должны исправить ошибки в написании.

Безкрайний, безсознательный, безстрашный, изцарапать, разкопать, низпадать, разчертить, расшевелить, вспорхнуть, воспользоваться, безхарактерный, бестолковый, безобразный.

Задание выполняется у доски «по цепочке».


Задание 18. Вставьте пропущенные буквы з или с.

Бе..ценный, бе..человечный, бе..форменный, бе..конечный, бе..корыстный, бе..численный, бе..церемонный, бе..вкусный, бе..толковый, бе..грамотный, бе..цельный, бе..дарный, бе..покойный, бе..шумно, бе..смысленно, бе..болезненно.

В..лететь, в..бешенный, в..дремнуть, в..тревоженный.

Во..рождение, во..действие, во..хождение, во..звание, мирово..зрение, во..любить, во..кликнуть, во..парить, во..препятствовать.

И..гнание, и..полнение, и..бежать, и..пуганный, и..тратить, и..черпать, и..жарить, и..царапать, и..держки, и..давна, и..подлобья.

Ни..падать, ни..провержение, ни..вергаться, ни..ринуться, ни..послать.

Ра..продажа, ра..двоение, ра..чесать, ра..щедриться, ра..биться, ра..щелина, ра..пространить, ра..толочь, ра..четливый, ра..пороть, ра..чертить, ра..крутить.

Чере..чур, чре..мерный.

…дача, ..дание, ..дельщина, ..десь, ..бежать, ..давать, ..бор, ..бросить, ..доровье, ..держаться, ..двинуть, ..горяча, ..дравница, ..бить, ..гинуть, не видно ни ..ги, ..дернуть, ..гореть.


Ключи.

Задание 1. Заполните колонки примерами.




приставка

предлог

за-

на-

в-

над-

с-

про-

об-

заговорит

наклонить

входить

надписать

сделать

прочитать

обрезать

за горизонтом

на коне

в троллейбусе

над деревьями

с дедушкой

про хулигана

об руку


Задание 2.

2,4

1.Отъехать, 2. Проехать, 3. Объехать, 4. Наехать


Задание 3.

Ребенок без забот (беззаботный), небо без звезд (беззвездное), жидкость без цвета (бесцветная), дорога без конца (бесконечная), плач без звука (беззвучный), движение без шума (бесшумное).


Задание 4.

1. Тихая погода, полное отсутствие ветра (безветрие). 2. Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли (всходы). 3. Сообщение, уведомление о чем-нибудь (извещение). 4. Тревожное состояние, волнение (беспокойство).


Задание 6.

1. безболезненный

2. бесшумный

3. вздыхать

4. бесцельный

5. безжалостный

6. бесчувственный

7. развалиться

8. сбить

9. искусать

вскрикнуть

разжимать

вспорхнуть

рассмотреть

бесконечный

разгадать

распорядок

сдуть

исчезать

испортить

разгадать

распилить

расписание

безграничный

разжимать

бесконечный

разносить

сдать


Задание 7.




(Возгордиться, возить; низвергать, низкий.)


Задание 9.

С приставкой

Без приставки

Растаял

Расписать

Расчет

Отдалить

Отдавать

Исчертить

Растение

Растить

Отцовский

История




Задание 10.

  1. 1,4,5

  2. 4,5,7

  3. 2,3,5


Задание 18.

Бесценный, бесчеловечный, бесформенный, бесконечный, бескорыстный, бесчисленный, бесцеремонный, безвкусный, бестолковый, безграмотный, бесцельный, бездарный, беспокойный, бесшумно, бессмысленно, безболезненно.

Взлететь, взбешенный, вздремнуть, встревоженный.

Возрождение, воздействие, восхождение, воззвание, мировоззрение, возлюбить, воскликнуть, воспарить, воспрепятствовать.

Изгнание, исполнение, избежать, испуганный, истратить, исчерпать, изжарить, исцарапать, издержки, издавна, исподлобья.

Ниспадать, ниспровержение, низвергаться, низринуться, ниспослать.

Распродажа, раздвоение, расчесать, расщедриться, разбиться, расщелина, распространить, растолочь, расчетливый, распороть, расчертить, раскрутить.

Чересчур, чрезмерный.

Сдача, здание, сдельщина, здесь, сбежать, сдавать, сбор, сбросить, здоровье, сдержаться, сдвинуть, сгоряча, здравница, сбить, сгинуть, не видно ни зги, сдернуть, сгореть.

^ 6 класс

Правописание согласных и гласных в приставках.

Буквы з и с на конце приставок.

Буквы И и Ы после приставок

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-


Задание 1. Работа с перфокартой.

3 — с в приставках

1. бе..брежный

2. и..тратить

3. ра..писать

4. бе..вкусный

5. ра..таять

6. бе..человечный

7. во..кликнуть

8. бе..вкусица

9. ..дешний

  1. бе..шумный

  2. и..пытать

  3. ра..цветать

  4. ..делать

  5. ..десь

  6. ра..тереть

  7. ра..писание

  8. бе..предельный

  9. бе..цельный

  1. бе..заботный

  2. ра..красить

  3. и..чезать

  4. ..жечь

  5. бе..снежный

  6. ра..чистить

  7. бе..жалостный

  8. и..целить

  9. и..царапать


Задание 2. Записать слова, объяснить написание ы после приставки.


Разыграть роль, отыскать щенка, предыстория, безызвестный художник, безыскусный рассказ, обыграть в шахматы, сверхинтересный фильм.


Задание 3. Записать предложение, найти грамматическую основу, составить схему предложения, дать его характеристику.


Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые. (А. Куприн.)


1. Выпишите из второй части предложения глагол, разберите его по составу.

2. На какие морфологические признаки указывает его окончание?

3. Каково значение приставки? Приведите примеры 2—3 слов с таким же значением приставки.


Задание 4. Заменить словосочетания словом с приставкой при-.


Участок при школе, полоса около моря, чуть-чуть открыть окно, умолкнуть на короткое время, слегка затворить дверь.


Задание 5. Записать словосочетания, объяснить написание гласной в приставке.


Прикрыть книгу, придорожный куст, приступить к делу, призадуматься над задачей, прирасти к дереву.


Задание 6. Объяснительный диктант.

Учащиеся записывают словосочетания и объясняют написание приставок.

Приморский край, сидел преспокойно, лес преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывать, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, прерывистые звуки, призадуматься над проблемой, превратить в чудовище, приклонить к земле, прекратить разговор, колючая преграда, старинные предания.


Задание 7. Предупредительный диктант.

Учащиеся должны объяснить значение приставок.

Пренеприятный разговор, приободрить товарищей, Василиса Премудрая, прескверный характер, преудивительная история, примирить друзей, преподаватель, старинные предания, присутствовать на лекции, прекращать разговор, преследовать оленя.


Задание 8.

Подобрать к данным словам антонимы с приставками пре- и при-.

Удаляться, убежать, ускакать, отозвать, убавлять, отлив, уважать, отсутствовать, отталкивать.


Задание 9. Заменить слова и словосочетания словами-синонимами с приставками пре- и при-.


Воплотить в жизнь, затруднения, первое представление спектакля, легенда, человек, нарушивший закон.


Задание 10.

Записать предложения, объяснить выбор приставки.

1) Отец призрел сироту. 2) Не презирай совета ничьего. (И. Крылов.) 3) Не хлопай дверью, притвори ее. 4) Очень важно суметь претворить в жизнь свои планы. 5) Поезд прибывает вовремя. 6) Во время своего пребывания в городе мы посетили многие его достопримечательности. 7) Он придавал большое значение умению говорить точно.


Задание 11.

Выборочный диктант.

пре-

при-


Пр..бежать, пр..рвать, пр..строить, непр..ступный, пр..одолеть, пр..пятствие, пр..сутствовать, пр..мета, пр..небрежительно, пр..косновение, беспр..кословно, пр..богатый, пр..градить, пр..тихий, пр..добрый, пр..спокойно.


Задание 12.

Работа с перфокартой.

пре- — при-

1. пр..ехать

2. пр..быть (вовремя)

3. пр..близиться

4. пр..гладить

5. непр..язненный

6. пр..возносить

7. непр..рывный

8. пр..вилегия

9. пр..лежный


  1. пр..хороший

  2. пр..строить

  3. пр..ветствовать

  4. пр..творить (в жизнь)

  5. пр..пятствие

  6. пр..странный

  7. пр..клонный

  8. пр..зирать (ложь)

  9. непр..одолимый




  1. пр..сытиться

  2. пр..небречь

  3. пр..чудливый

  4. пр..клеить

  5. пр..одолеть

  6. пр..своение

  7. пр..дать (вид)

  8. пр..бывать (в горах)

  9. беспр..дельный


Задание 13. Записать текст под диктовку, выделить приставки пре- и при-, разобрать два слова по составу (на выбор).


Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.

Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия.

(По В. Пескову.)

Задание 14.

Индивидуальная работа по карточке.


Карточка №1

1. Вставьте пропущенные буквы.

Пр..быть в город, беспр..дельный, пр..стиж, пр..оритет, пр..зидент, пр..сутствовать, пр..своение, пр..спокойно, пр..надлежать, непр..ступный, пр..одолеть, пр..пятствие, знаки пр..пинания.


2. Разберите по составу слово беспринципный и сделайте его словообразовательный разбор.

  1   2   3




Похожие:

Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconЗачетная работа по теме: Правописание приставок Выполнил учитель русского языка, литературы и культуры общения Павловской сош №2
Для разных приставок- разные законы к 1-ой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения....
Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconАнализ исходного текста: дидактический материал по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников
Аверина М. А., к фил н., зав кафедрой лингвистики филиала юургу в г. Озёрске, учитель русского языка и литературы моу «сош 21»
Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconДоклад на тему: «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы»
Место работы и должность: моу сош №5 г. Миллерово, учитель русского языка и литературы
Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconПособие для подготовки к егэ и гиа дидактический материал на основе произведений м. М. Пришвина 1часть деформированный текст с заданиями
Козляковская людмила васильевна,учитель русского языка и литературы моу сош№54 города Брянска
Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconАпакова Зинаида Леонидовна, 1965 года рождения, работает в должности учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы 20 лет. Общий педагогический стаж составляет 20 лет. Образование высшее, закон
Апакова Зинаида Леонидовна учитель русского языка и литературы, родного языка и литературы моу первой квалификационной категории...
Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconКомпетентностный подход на уроках русского языка и литературы Мастер – класс подготовила учитель русского языка и литературы моу сош
Мастер класс подготовила учитель русского языка и литературы моу «сош с. Ездочное» Сигарёва О. И
Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconКлассный час по теме "Курить здоровью вредить"для 8-11 кл. Зигангирова Римма Мирхатовна
Моу «Новонадыровская средняя общеобразовательная школа», Альметьевский район, Республика Татарстан
Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconУрок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа»
Охватывает полнейшая апатия…”
Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconПодготовила Рослякова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Воскресенска Московской области. Цели урок
Подготовила Рослякова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Воскресенска...
Моу новонадыровская средняя общеобразовательная школа Дидактический материал на тему: «Правописание приставок» учитель русского языка и литературы моу-новонадыровская сош г. Альметьевска Якупова Алсу Саматовна Альметьевск 2010 г iconАльманах Под редакцией Л. Е. Сокуренко, учителя русского языка и литературы моу сош №10 Компьютерная верстка Д. П. Трушова, учителя информатики моу сош №10 Рисунки Т.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов