«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon

«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано»



Название«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано»
Дата конвертации30.05.2013
Размер204.29 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов

города Губкина Белгородской области».



«Согласовано»

Руководитель МО

_______ Витязь И.Н.


Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкин

___________ Фунтикова Г.Д.


«____»____________2011 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов г.Губкин

__________Евсюкова В.Е..


Приказ № ___ от «___»____2011 г.



^ Рабочая программа

учебного курса

«Изобразительное искусство »

для 4 класса


Составитель:

Волкова В.Н.,

учитель

изобразительного

искусства


2011 год

^ Рабочая программа принята на заседании педагогического совета

МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Протокол №13 от 30 августа 2011 года

Председатель педсовета________В.Е.Евсюкова


Пояснительная записка

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программы «Изобразительное искусство» 1-4 классы, авторы Кузин В.С и др., Москва, Дрофа, 2010

Учебно-методический комплект:

Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4класс: учебник. – М.: Дрофа, 2010.

Кузин, В. С. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Дрофа, 2009.


Форма организации занятий – урок, преимущественно комбинированного типа, с использованием ИКТ.

Формы и средства контроля: оценка по пятибалльной системе творческих работ обучающихся, проведение устного опроса на знание основных понятий.

^ Количество учебных часов

В учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год), рабочая программа разработана на 35 учебных часов


В распределение часов по разделам программы внесены некоторые изменения – в пределах 20%: 4 часа, отведенные на раздел программы «Беседы об изобразительном искусстве» распределены на другие разделы, а беседы проводятся в течение 10—15 минут в начале уроков


Цели и задачи обучения:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.



Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны знать/понимать:

  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

• начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;

• начальные сведения о видах современного декоративно- прикладного искусства;

• основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

• начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;

• начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

• деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

• изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов-смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

• рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

• чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

• выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

• передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

• использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

• анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

• использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;

• применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведе нии как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

• передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.


^ Учебно-тематический план

№п/п

Наименование раздела или тем

Часы учебного времени

Примечание

1

^ Рисование с натуры осенней ветки дерева


1

РН

2

Узор в полосе из декоративно - переработанных природных форм растительного мира.

1

А

3-4

^ Рисование деревьев. Осенний пейзаж.

2

РТ

РТ

5

Хохлома. История. Упражнение в исполнении элементов «травки» по мотивам Хохломы.

1

ДР

6-7

^ Изучение элементов узора Хохломы. Роспись предметов «хохломскими узорами».

2

ДР

ДР

8-9

^ Натюрморт. Знакомство с произведениями художников. «Фрукты на тарелке».

2

РН

А

10

«Азбука изобразительного искусства». Начальные сведения о правилах перспективы и светотени. Куб.

1

РН

11

^ Изображение сельского дома с учетом перспективного сокращения формы и светотени.

1

РТ

12

^ Светотень на шаре.

1

РН

13

Изображение цилиндрической формы. Барабан.

1

РН

14

^ Обобщающий урок по теме «Перспектива. Светотень»

1

РН

15-16

Натюрморт «Мягкая игрушка., яблоко».

2

РН

РН

17

^ Тематическое рисование «Птицы на ветке». Ворона

1

РТ

18

Беседа «Анималистический жанр в изобразительном искусстве». Изображение животных. Лиса.

1

Л

19-20

^ Животные и птицы в сказочных образах. Иллюстрация.

2

РТ

ДР

21-22

Рисование с натуры человека. Пропорции.

2

РН

РН

23

«Рисуем транспорт». Автомобиль.

1

РН

24

^ Декоративное рисование. Выполнение фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира.

1

Л

25-26

^ Рисование с натуры комнатного цветка в горшке.

2

РН

РН

27-28

Выполнение эскиза памятного кубка с использованием российской символики.

1

ДР

ДР

29-30

^ Плановость изображения. Городской пейзаж.

2

РТ

РТ

31-32

Иллюстрирование сказок, прочитанных на уроках литературы. взаимосвязь видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства.

2

РТ

ДР

33-34

^ Натюрморт «Коробка, ваза, яблоко».

2

РН

РН

35

Итоговый урок

1

ДР



Календарно-тематическое планирование в 4 классе

№п\п

Тема урока


Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания.

Художественно-творческие задачи

Требования к уровню подготовки

Дата

план




1

1 четверть

Рисование с натуры осенней ветки дерева


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Формирование чувства ответственности за все живое в природе.

Развивать умение наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение; .

Восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев.


Уметь передавать форму и цвет простейших предметов.

Знать приемы работы акварелью

01/09




2

Узор в полосе из декоративно - переработанных природных форм растительного мира.


1

Урок закрепления новых знаний и выработки умений

Научить осознанному построению узора (правильное размещение, повторение элементов узора, чередование листьев и ягод)

Развивать умение изображать по представлению; упрощать растительную форму по цвету, форме; научить гибким и легким линиям, ровной раскраске плоскости; подбору сочетания цветов.

Воспитывать чувство гармонии в чередовании форм и в сочетании цвета.


Уметь превращать реальные формы мира в декоративные

Знать принципы построения орнамента

08/09




3-4

Рисование деревьев. Осенний пейзаж.


2

Урок комплексного использования знаний

Научить приемам выполнения рисунков различных по строению деревьев.

Развитие зрительских представлений о характере силуэта, расположении ветвей у разных пород.

Воспитание бережного отношения к родной природе.


Уметь передавать задуманную композицию, рисовать деревья

Знать этапы построения композиции и рисунка деревьев

15/09

22/09




5

Хохлома. История. Упражнение в исполнении элементов «травки» по мотивам Хохломы.


1

Урок-путешествие по народным промыслам

Развивать эстетическое отношение к действительности.

Дать сведения о художественной ценности «травного орнамента» в хохломских изделиях..

Закреплять графические умения в передаче ритма несложных элементов «травки».


Уметь анализировать произведения мастеров, отличать особенности росписи

Знать основные особенности Хохломской росписи

29/09




6-7

Изучение элементов узора Хохломы. Роспись предметов «хохломскими узорами».


2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Развивать эстетические познания о творчестве художников из Хохломы.

Развивать творческое воображение учащихся, способствовать формированию художественного вкуса.

Обучать умению в изображении растительного орнамента средствами кистевой росписи.


Уметь анализировать произведения мастеров, отличать особенности росписи

Знать основные элементы росписи Хохломы

6-13/10




8-9

Натюрморт. Знакомство с произведениями художников. «Фрукты на тарелке».


2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Закрепление и расширение элементарных знаний и умений в области рисования с натуры; в выполнении рисунка в определенной последовательности.

Дальнейшее развитие у детей умения передавать и замечать сходство и различие в форме, цвете однородных предметов; развитие наблюдательности.

Воспитание сознательного отношения к работе; внимания.


Уметь выполнять рисунок в определенной последовательности

Знать понятиие- натюрморт

20-27/10




10

2 четверть.

«Азбука изобразительного искусства». Начальные сведения о правилах перспективы и светотени. Куб.


1

Урок комплексного использования знаний

Дать начальные сведения о перспективе и светотени.

Обучить детей приемам штриховки, выявляющей объем, форму предметов.

Углубить представление учащихся о выразительности изобразительного материала – простого карандаша.


Знать основные особенности перспективы и светотени

Уметь изображать куб в перспективе

10/11




11

Изображение сельского дома с учетом перспективного сокращения формы и светотени.


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Закрепление знаний о законах перспективы и композиции.

Развивать навык карандашного наброска, кистевого письма в смешанной технике – гуашь, акварель (мазком, тычком, отмывкой фона).

Воспитание аккуратности, внимательности.


Знать основные особенности перспективы и светотени

Уметь изображать дом в перспективе

17/11




12

Светотень на шаре.


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Углубить знания учащихся о светотени.

Развитие навыков карандашного рисунка, глазомера.

Воспитание усидчивости, аккуратности.


Знать особенности светотени на шаре

Уметь изображать шар со светотенью

24/11




13

Изображение цилиндрической формы. Барабан.


1

Урок комплексного использования знаний

Научить изображению в перспективе предметов с круглым дном.

Развивать пространственное мышление, наблюдательность.

Воспитание усидчивости, аккуратности.


Знать особенности светотени на цилиндре

Уметь выполнять предмет округлой формы со светотенью

01/12




14

Обобщающий урок по теме «Перспектива. Светотень»


2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Закрепление знаний по данной теме.

Развитие пространственного мышления.

Воспитание сознательного отношения к работе; внимания

Знать простые геометрические тела и особенности света и тени

Уметь выполнять трехмерные рисунки

08/12




15-16

Натюрморт «Мягкая игрушка., яблоко».


1

Урок комплексного использования знаний

Закреплять знания учащихся о натюрморте.

Формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов.

Воспитание чувства прекрасного.


Знать понятие – натюрморт, особенности работы с натуры

Уметь работать с натуры

15-22/12




17

Тематическое рисование «Птицы на ветке». Ворона

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Воспитание любви и бережного отношения к животным.

Развитие зрительной памяти, умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций, особенностей животных.

Научить выполнению рисунка последовательно от простого к сложному

Знать этапы выполнения рисунка птицы.

Уметь вести работу от простой формы к проработке деталей

12/01




18

Беседа «Анималистический жанр в изобразительном искусстве». Изображение животных. Лиса.


1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным;

Развивать зрительную память, умение сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций, особенностей животного;

Научить выполнению рисунка последовательно от простого к сложному.


Знать понятие – анималист, приемы сказочного изображения животных

Уметь рисовать лису с помощью схемы.

19/01




19-20

Животные и птицы в сказочных образах. Иллюстрация.


2

Урок закрепления новых знаний и выработки умений.

Развивать у учащихся творческое воображение, чувство композиции, умение выражать свое понимание содержания литературного произведения.

Научить обучающихся приемам композиции для выделения главного в композиции.

Воспитание любви к чтению.


Уметь создавать сказочные образы животных

Знать – выделение главного в композиции

26/01

02/02




21-22

Рисование с натуры человека. Пропорции.


2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Дать элементарные представления о пропорциях, строении фигуры человека.

Развитие графических умений и навыков изображения человека.

Воспитание аккуратности.


Знать пропорции фигуры человека

Уметь их анализировать

09-16/02




23

«Рисуем транспорт». Автомобиль.


1

Интегрированный урок

Воспитание восхищения творениями человеческих рук. Знакомство с выразительностью форм транспорта.

Развитие глазомера, пространственного мышления, конструкторских способностей.

Научить выполнению рисунков моделей машин с учетом их конструктивных особенностей.


Уметь анализировать форму предмета и вести работу от простой формы к деталям

Знать этапы выполнения рисунка

01/03




24

Декоративное рисование. Выполнение фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира.


1

Урок-путешествие


Воспитание у учащихся уважения к труду и людям труда, интереса и любви к искусству своего народа, чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

Формировать умение в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета.

Развивать творческое воображение учащихся.


Уметь ценить народное творчество

Знать приемы упрощения природных форм

15/03






25-26

Рисование с натуры комнатного цветка в горшке.




2




Интегрированный урок

Закрепление знаний по перспективе и светотени.

Развитие глазомера, чувства соразмерности.

Воспитание эстетического отношения к действительности.


Уметь анализировать форму предметов

Уметь работать с натуры

22/03




27-28

4 четверть

Выполнение эскиза памятного кубка с использованием российской символики.


2

Интегрированный урок

Воспитывать у учащихся любовь к Родине, готовность к ее защите.

Дать элементарные представления о российской символике на примере орденов и медалей.

Развитие творческого воображения учащихся.


Знать атрибуты российской символики и их значение

Уметь изображать симметричную форму

05-12/04




29-30

Плановость изображения. Городской пейзаж.



2

Урок комплексного использования знаний

Научить плановому изображению улицы.

Развитие творческого воображения.

Воспитание эстетического отношения к действительности.


Уметь выполнять рисунок, используя плановость

Знать основные законы перспективы

19-26/04






31-32

Иллюстрирование сказок, прочитанных на уроках литературы. взаимосвязь видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства.



2

Интегрированный урок, урок комплексного использования знаний

Развивать у учащихся творческое воображение, чувство композиции, умение выражать свое понимание содержания литературного произведения.

Научить обучающихся приемам композиции для выделения главного в композиции.

Воспитание любви к чтению.


Уметь строить композицию

Знать приемы для выделения главного в композиции

03-10/05




33-34

Натюрморт «Коробка, ваза, яблоко».


2

Интегрированный урок, урок комплексного использования знаний

Расширение знаний о натюрморте.

Формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определения пропорций, выявления светотени на предметах.

Воспитание эстетического отношения к действительности.

Уметь работать с натуры

Знать основные законы света и тени.

17-24/05




35

Итоговый урок.


1










31/05







Итого:

35














Содержание учебного курса

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (РН) – 15 часов.

Рисование отдельных предметов в форме призмы, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов с попыткой передачи перспективного сокращения формы. Рисование фигуры людей, зверей, птиц, других природных форм.

^ Рисование на темы (композиция)(РТ) – 8 часов.

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Применение средств художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени и др.

^ Декоративная работа (ДР)– 8 часов.

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства. Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

^ Аппликация (А) – 2 часа.

Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги.

Лепка (Л) – 2 часа.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Лепка домашних животных, лепка героев сказок.

^ Беседы об изобразительном искусстве

Виды изобразительного искусства, старинные города, родная природа, музеи России.

(проводятся в начале урока в течение

10-15 минут)

Итого – 35 часов

Учебно-методические средства обучения


Дополнительная литература

  1. Алексеева Е.В. Изобразительное искусство, 3 класс, поурочные планы, 3 класс, Волгоград, 2007

  2. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе, 1-4классы, пособие для учителя, Владос, 2007

  3. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Беседы, викторины, олимпиады. Волгоград, 2007

  4. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра. Изобразительное искусство, Ярославль, 2008


Таблицы, методический фонд

  1. Натюрмортный фонд: предметы для натурной постановки (кувшины, вазы и др.)

  2. Муляжи фруктов и овощей

  3. Набор гипсовых тел

  4. Методические таблицы по различным темам

  • Рисование человека

  • Деревья, листья, цветы

  • Материалы по народным промыслам (Гжель, Жостово, Полховский Майдан и др.)

  • Перспектива

  • Светотень

  • Декоративная работа

  • Народное искусство

  • Рисование птиц и животных

  • Народный костюм России

  • Искусство Древней Греции

  • Графика

  • Искусство Древнего Египта

  1. Репродукции с картин русских и зарубежных художников

  2. Образцы детских работ по различным темам как примеры выполнения творческих заданий.

  3. Образцы произведений народных промыслов.

  4. Мультимедиа пособия для уроков изобразительного искусства – 5 штук. («Сокровища мирового искусства», «Мировая художественная культура», «Энциклопедия изобразительного искусства», «Мировая культура и искусство», «Шедевры русской живописи»)



Похожие:

«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель шмо маслова И. Д. Протокол № от 2012 г. «Согласовано»
Заместитель директора по увр мбоу «сош №13 с уиоп» города Губкина Белгородской области
«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Руководитель мо протокол № от 2010 г. «Согласовано»
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов....
«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» iconСогласовано согласовано утверждено
Руководитель отдела образования Начальник территориального отдела Директор моуоош №16
«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» iconПротокол № от Приказ № от согласовано согласовано
Положение о порядке распределения средств инновационного фонда между педагогическими работниками муниципального бюджетного общеобразовательного...
«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» iconСогласовано: Согласовано: Согласовано
Когда исчезнет из глаз тропа, по которой мы шли, прежде всего, мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда...
«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Рассмотрено» Руководитель мо учителей иностранного языка Протокол от 2010 г. № «Согласовано»
В. В. Сафоновой, рекомендованных Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области...
«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» iconО проведении кубка Закрытие сезона 2011-2012 по хоккею с шайбой среди мужских команд
«утверждаю» «согласовано» «согласовано»
«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» iconСогласовано Руководитель мс протокол № от 2012 г. Согласовано
Программа предназначена для обучения обучающихся 2 4 классов общеобразовательного учреждения. Программа составлена на основе Федерального...
«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано»: Председатель ус моу «сош с. Стригай» /Т. Е. Миронова/ Протокол № от 20 г. «Согласовано»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Стригай Базварно-Карабулакского муниципального...
«Согласовано» Руководитель мо витязь И. Н. Протокол № от 2011 г. «Согласовано» icon«Согласовано» Председатель профкома Шумская Т. И. «14» сентября 2011 г. «Утверждаю»
Воронеж, решений общего собрания коллектива муниципального общеобразовательного учреждения гимназия №10 от 14. 09. 2011 г., Совета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы