2. Пояснительная записка icon

2. Пояснительная записка



Название2. Пояснительная записка
Дата конвертации26.12.2012
Размер184.37 Kb.
ТипРабочая программа



2.Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных школ, гимназий по литературе 5-9 классы (автор–составитель Т. А. Калганова).

Рабочая программа конкретизирует содержание примерных тем образовательного стандарта для 5-го класса и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа:

  1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Содержание рабочей программы

4.Учебно-тематический план

5. Требования к знаниям и умениям учащихся 5-го класса.

6.Литература и средства обучения

7.Календарно-тематический план

Содержание литературного образования направлено на формирование умений анализировать и интерпретировать художественный текст, развитие художественного вкуса, читательской компетенции, изучение историко-литературных понятий, помогающих освоению литературного материала.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, являющихся золотым фондом русской классики.

Изучение литературы в 5 классе направлено на достижения следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы.
Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Содержание литературного образования направлено на формирование умений анализировать и интерпретировать художественный текст, развитие художественного вкуса, читательской компетенции, изучение историко-литературных понятий, помогающих освоению литературного материала.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, являющихся золотым фондом русской классики.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Рабочая программа выделяет три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

V класс.

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



^ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО- ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Согласно учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы на изучение литературы в Петровском филиале отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю.

Учебная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа.

Обучение литературе в 5-ом классе осуществляется по учебнику-хрестоматии:

В.Я.Коровина, Журавлёв В.П., Коровин В.И. «Литература. 5 класс. В 2-х частях» - Москва, Просвещение, 2012 год.


^ 3. Содержание рабочей программы.


Содержание рабочей программы соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, целям и задачам образовательной программы Петровского филиала МОУ Сатинской СОШ.

Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением разделов.

^ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы.

Русский фольклор (9 час)

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Сказки «Царевна-лягушка», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля». Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка.
^

Древнерусская литература (2 час)


Связь литературы с фольклором.

«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения).

Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

Из русской литературы 18 века (1час)
^

М.В. Ломоносов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).


Из русской литературы 19 века (44часа)

И.А. Крылов (4+1р/р )


Слово о писателе.

Басни: "Волк на псарне", "Свинья под Дубом", Квартет", "Ворона и лисица». Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
^

В.А. Жуковский (3 час)


Сказка «Спящая царевна».

Реальное и фантастическое в сказке. Талант В.А. Жуковского-переводчика.

Баллада «Кубок».


Диалог как способ организации конфликта.

^ Роберт Льюис Стивенсон (2час)

Баллада «Вересковой мед».

Роберт Льюис Стивенсон. « Остров сокровищ».

Антоний Погорельский (2час)

Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». ^ Фантастическое и достоверно-реальное в сказке «Чёрная курица, или Подземные жители».

Всеволод Михайлович Гаршин ( 3час)

Сказки. Антитеза как основной приём сказки.

^ А.С. Пушкин (7час)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Няне», «У лукоморья дуб зелёный» ( отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Образ лирического героя.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки).

Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.

М.Ю. Лермонтов (3 час).

Слово о поэте.

Стихотворение: «Бородино».

История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины.
^

Н.В. Гоголь (2 час)


Слово о писателе.

Повесть "Заколдованное место".

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
^

Н.А. Некрасов (3 час)


Слово о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа.

Стихотворение «Железная дорога».

Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики.

^ Поэма «Мороз, Красный Нос».

Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.
^

И.С. Тургенев (5+1р/р )


Слово о писателе

Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести)

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.
^

А.А. Фет (2 час)


Слово о поэте.

Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них  у дуба, у березы…».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета.

Л.Н.Толстой (4час).

Рассказ «Кавказский пленник». Краткость и выразительность языка расскааз « Кавказский пленник».
^

А.П. Чехов (2 час)


Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий».

Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

Образ природы в творчестве поэтов 19 века (2час).
^

Ф.И. Тютчев (1 час)


Слово о поэте.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».

Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

Из русской литературы 20 века (32 часа)
^

И.А. Бунин (2 час)


Слово о писателе.

Рассказы: «Косцы».

Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.
^

В.Г. Короленко (4+1р/р )


Слово о писателе.

Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»).

Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.
^

С.А. Есенин (2 час)


Слово о поэте.

Стихотворение «С добрым утром».

Страдание ко всему живому как основа есенинского творчества.

П.П.Бажов (4час)

Сказ « Медной горы Хозяйка».

Реальность и фантастика в сказе.

Сказ « Малахитова шкатулка».
^

К.Г. Паустовский (3 час)


Слово о писателе.

Рассказ «Тёплый хлеб».

Тематика и проблематика произведения.

Сказка « Заячьи лапы».

С.Я.Маршак (3час)

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
^

Литературная сказка

Х.К. Андерсен (4 час)


Слово о писателе.

Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки).

Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.
^

Зарубежная литература

Жорж Санд(2час).

Слово о писателе.


Сказка « О чём плачут цветы».

А.П. Платонов (1 час)


^ Слово о писателе.

Рассказ "Никита".

Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

^ В.П. Астафьев (4+1р/р )

Слово о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро».

Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

Д. Лондон (1 час).

Слово о писателе.

«Сказание о Кише»

Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны ( 2час).

^ Русские писатели и поэты 20 века о Родине, природе (2час).

Н.М. Рубцов (1 час)

Слово о поэте.

Стихотворения: "Родная природа", (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в “тихой” лирике Рубцова.

Саша Чёрный (2час)

Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».

М. Твен (2 час)

Слово о писателе.

Повесть "Приключения Тома Сойера".

Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.

Даниель Дефо(1 час)

Роман «Робинзон Крузо».

^ История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.


^ 4. Учебно-тематический план

п/н

Раздел, тема

Количество часов

1


2


3


4


5


6


7


8


9

Введение

Литература как учебный предмет

Устное народное творчество

^ Русские народные сказки

«Царевна-лягушка»

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет»

Из русской литературы 18 века

М.В.Ломоносов

^ Из русской литературы 19 века

И.А.Крылов «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица»

Р.Р.Жанр басни. Повествование и мораль в басне

В.А.Жуковский Спящая царевна», «Кубок»

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд», Остров сокровищ»

А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

В.М.Гаршин. Сказки

А.С.Пушкин «Няне», «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Н.В.Гоголь. Повесть «Заколдованное место»

Н.В.Некрасов. Стихотворение «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз, Красный нос»

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму»

Р.Р.Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

А.А.Фет. Лирика

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

А.П.Чехов «Хирургия» и другие рассказы

^ Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе

Образ природы в русской поэзии

Ф.И.Тютчев. Поэзия

Из русской литературы 20 века

И.А.Бунин. Рассказ «Косцы»

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Р.Р.Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

С.А.Есенин. Поэзия

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка»

К.Г.Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб», сказка «Заячьи лапы»

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

Х.К.Андерсен. Сказка «Снежная королева»

Жорж Санд. Сказка «О чём говорят цветы»

А.П.Платонов «Никита»

В.П.Астафьев «Васюткино озеро» и др.рассказы

Р.Р.Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Джек Лондон «Сказание о Кише»

^ Поэты о Великой Отечественной войне

А.Т.Твардовский, К.М.Симонов

Р.Р. Сочинение о Великой Отечественной войне

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

Русские поэты о природе

Н.М.Рубцов. Стихотворение «Родная природа». Дон-Аминадо. Стихотворение Годы и горы»

Саша Чёрный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

Итого:



1



2

4

2

1



2



1

44ч

4


1

3

2


2


3

7


3

2

3


5

1

2

4

2




2

1

32ч

2

4

1


2

4


3


3

4

2

1

4

1


1



1

1




2

1


2


2

1

102часа



^ 5. Результаты обучения

В результате изучения литературы ученик 5 класса должен


Знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия (художественная литература как искусство слова; художественный образ; фольклор, жанры фольклора; литературные роды и жанры; основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм; форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия, лирическое отступление, конфликт, система образов, образ автора, автор – повествователь, литературный герой, лирический герой; язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства: эпитет, метафора, сравнение; гипербола, аллегория; проза и поэзия, основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа).



Уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста;

  • выделять и формулировать тему, идею изученного произведения, давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.



Применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


6. Литература.

Основная учебная литература:

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В двух частях. - Москва, Просвещение, 2010 год.


^ Учебные и справочные пособия:

Словарь литературоведческих терминов. Любое издание

Липина Е.Ю. Тесты по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012

Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества. — М., 1987.

Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. — М., 1991.

Русская литература XIX—XX веков. В 2 т. Т. 1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. — М.: Аспект-Пресс, 2012.

Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М., 1996.


Учебно-методическая литература:

Фокеев А.Л. Неиссякаемый источник. - Саратов: Лицей, 2005


Дидактические материалы

Альбом по творчеству А.С.Пушкина

М.Ю.Лермонтова

Альбом по классам: 5 класс

Альбом «Зарубежные писатели и поэты»

Набор открыток по творчеству: М.Ю.Лермонтова

Л.Н.Толстого

Звукозапись произведений русской поэзии и прозы 19-20 веков

Аудиозапись «Русская поэзия и проза 19-20 века»

Диск « А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»




Похожие:

2. Пояснительная записка iconПояснительная записка иб1 Пояснительная записка
«Количество учебников, используемых в учебном процессе в 2011/2012уч году»
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка включает в себя: краткую характеристику предмета, его значимость; актуальность и новизну образовательной программы. Цель
Формы и методы проведения занятия зависят от профиля детского объединения. Наиболее часто используемее методы, в основе которых лежит...
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая пояснительная записка включает: необходимые разъяснения к школьному компоненту разъяснения особенностей учебного плана по ступеням образования
Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №441 от 20. 05. 2011 «Об утверждении регионального базисного...
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2009 год по ОАО «1-ая петербургская макаронная фабрика» инн\кпп 7830001170\781001001 Оглавление
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год по ОАО "1-ая петербургская...
2. Пояснительная записка iconДокументи
1. /Учебный план. 116/1 класс.doc
2. /Учебный...

2. Пояснительная записка iconПояснительная записка по поправкам бюджета Мелиоративного сельского поселения на 2011 год I. Изменение доходов
Пояснительная записка по поправкам бюджета Мелиоративного сельского поселения на 2011 год
2. Пояснительная записка iconЦелевой раздел
Пояснительная записка
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка Аудиторское заключение

2. Пояснительная записка iconПояснительная записка к презентации «Параллелепипед»

2. Пояснительная записка iconПротокол №5 от 01. 09. 2011 года
Пояснительная записка 3
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка записка к программе дополнительного образования «Лепка»
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов