Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики icon

Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики



НазваниеРабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики
Дата конвертации16.09.2012
Размер279.28 Kb.
ТипРабочая программа

Петровский филиал

муниципального образовательного учреждения

Сатинской средней общеобразовательной школы


Рабочая программа по учебному предмету

Физика

8-9 классы


Учитель математики и физики

Петровского филиала МОУ

Сатинской ООШ

Титенева Т.А.


2010 год

Пояснительная записка.

Учебная рабочая программа по физике в 8-9 классах Петровского филиала МОУ Сатинской СОШ составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программ 2001-2010 годов.

Учебная рабочая программа по физике в 8-9 классах конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса.

Учебная рабочая программа по физике в 8-9 классах включает четыре раздела: пояснительную записку, основное общее содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки выпускников.


Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Физика вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.


Цели изучения физики:

1.Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

2.Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков; выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для объяснения разнообразных явлений; принципов действия, технических устройств, для решения физических задач.

3.Развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в получении знаний.

4.Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры .

5.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Федеральный базовый учебный план отводит в 8-9 классах Петровского филиала МОУ Сатинской СОШ по 68 часов для обязательного изучения физики, по 2 часа в неделю.


Общеучебные умения и навыки.

Познавательная деятельность:

1.Использование для познания окружающего различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

2.Формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы и теории.

3.Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач.

4.Приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.


Информационно- коммуникативная деятельность:

1.Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.

2.Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


Рефлексивная деятельность:

1.Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

2.Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Основное содержание физики 8 класса (68 часов).

Раздел



Содержание

ЗУН по данной теме

Первона-чальные

сведения о строении вещества

Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул. Броуновское движение. Движение молекул. Диффузия. Скорость движения молекул и температура тела. Взаимодействие молекул. Смачивание. Капиллярность. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества и их объяснение с точки зрения молекулярно-кинетических представлений. Способы измерения массы и размеров молекул. Средняя скорость движения молекул. Измерение скоростей молекул

Знать представление о строении вещества древнегреческими мыслителями. Знать и уметь доказать, что все вещества состоят из частиц, между которыми есть промежутки. Знать понятие молекулы и атома. Знать понятие броуновского движения, уметь определять характер движения молекул. Уметь описывать это движение. Знать понятие диффузии и уметь объяснять различные физические явления. Уметь объяснять, почему тела не распадаются на отдельные молекулы. Уметь приводить примеры проявления сил притяжения и сил отталкивания. Уметь объяснять, почему одни тела смачиваются, а другие – нет. Уметь объяснять строение жидкостей, газов и твердых тел с молекулярно-кинетической теории. Знать способы измерения массы и размеры молекул. Иметь представление о средней скорости движения молекул.

Гидро- и аэроста-тика

Давление жидкостей и газов. Объяснение давления жидкостей и газов с точки зрения молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс. Манометры. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Барометры. Влияние давления на живой организм. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Гидростатический парадокс. Изменение атмосферного давления с высотой. Плавание судов. Воздухоплавание

Знать понятие давления в жидкостях и газах, единицы измерения давления. Знать формулу давления. Знать закон Паскаля. Уметь объяснять с его помощью физические явления. Знать формулу давления. Уметь рассчитывать по этой формуле давление любой жидкости и газа. Знать понятие сообщающихся сосудов. Уметь объяснить, как устанавливаются в сообщающихся сосудах жидкости разной плотности. Знать принцип действия гидравлической машины. Уметь приводить примеры применения гидравлического пресса. Знать понятие атмосферного давления. Знать опыт Торричелли, приборы измерения атмосферного давления, единицы измерения атмосферного давления. Влияние атмосферного давления на живой организм. Знать закон Архимеда. Уметь применять его при решении задач. Уметь измерять выталкивающую силу, действующую на тела разной формы, погруженные в воду. Уметь показать экспериментально, при каких условиях тело тонет, всплывает и плавает. Знать, на чем основано плавание судов. Уметь объяснять воздухоплавание.

Механические свойства твердых тел

Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация твердых тел. Виды деформации. Упругость, прочность, пластичность, твердость. Типы кристаллических решеток. Диаграмма растяжения твердых тел

Знать строение кристаллических и аморфных тел. Знать свойства таких тел. Знать понятие деформации. Знать разницу между упругой и пластической деформацией. Знать виды деформаций. Знать свойства деформации: хрупкость, твердость, прочность и т.д.

Тепло-вые явления

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала Цельсия. Термодинамическая шкала температур. Абсолютный нуль. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Первый закон термодинамики. Плавление и отвердевание. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Направления совершенствования тепловых двигателей. Температурные шкалы Фаренгейта и Реомюра. Зависимость температуры кипения от давления. Измерение влажности воздуха. Представление о необратимости тепловых процессов

Знать понятие теплового равновесия. Знать понятие температуры. Знать шкалы измерения температуры. Знать понятие абсолютного нуля температуры. Знать понятие внутренней энергии, единицы измерения. Знать способы ее изменения. Уметь различать три вида теплопередачи: теплопроводность, конвекцию и излучение. Знать понятие удельной теплоемкости вещества, единицу измерения уд.тепл. вещества, формулу расчета количества теплоты от массы, уд. тепл. вещества и разности температур. Уметь сравнивать количество теплоты, полученное холодной водой, с количеством теплоты, отданное горячей водой при смешивании. Уметь решать задачи с помощью уравнения теплового баланса. Научиться измерять удельную теплоемкость вещества. Знать понятие удельной теплоты сгорания, формулу на нахождение теплоты, выделяющуюся при сгорании топлива, уметь решать задачи на данную формулу. Знать первый закон термодинамики. Знать основные величины, характеризующие тепловые явления, знать способы изменения внутренней энергии. Знать понятие плавления и отвердевания кристаллических веществ, температуры плавления, понятие кристаллизации, удельной теплоты плавления, обозначение и единица измерения. Знать формулу количества теплоты, необходимое для плавления вещества определенной массы Знать понятие испарения и конденсации, понятие насыщенного пара. Знать понятие процесса кипения. Знать понятие уд. тепл. парообразования, формулы для нахождения количества теплоты при парообразовании. Знать понятие влажности воздуха, абсолютной влажности и относительной влажности, понятие точки росы.

Тепло-вые свойства газов, жидкос-тей и твердых тел

Зависимость давления данной массы газа от объема и температуры, объема данной массы газа от температуры (качественно). Применение газов в технике. Тепловое расширение жидкостей (качественно). Тепловое расширение твердых тел (качественно). Модель идеального газа. Законы Бойля-Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, объединенный газовый закон. Тепловое расширение воды. Формулы теплового расширения жидкостей и твердых тел

Знать закон, который выражает зависимость объема газа данной массы от его давления при постоянной температуре. Уметь объяснять данную зависимость. Установить зависимость между объемом и давлением газа данной массы при неизменной температуре. Знать зависимость между объемом и температурой газа, знать зависимость между давлением и температурой газа. Уметь применять при решении задач. Знать понятие линейного расширения, формулы линейного расширения. Знать понятие температурного коэффициента объемного расширения. Единица измерения. Знать понятие теплового расширения жидкостей. Формул объемного расширения жидкости. Понятие температурного коэффициента жидкости и его единица измерения. Знать принцип работы тепловых двигателей. Знать устройство и работу двигателя внутреннего сгорания. Знать устройство паровой турбины. Знать последствия парникового эффекта. Знать причину загрязнения окружающей среды и меры борьбы с данным явлением.

Электри-ческие явления

Электрический заряд. Электростатическое взаимодействие. Электроскоп, его устройство и принцип действия. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электризация тел. Понятие об электрическом поле. Линии напряженности электрического поля. Электрическое поле двух зарядов и двух заряженных пластин. Проводники и диэлектрики. Основные понятия и законы электростатики. Учет и использование электростатических явлений в быту, технике, их проявление в природе. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электростатическая индукция

Знать понятие эл. заряда, знаков эл. зарядов, взаимодействия наэлектризованных тел. Знать понятие электрона, его заряд, свойство делимости заряда. Знать строение атома, состав частиц атома, как образуются положительные и отрицательные ионы. Знать понятие электризации тел, почему тела электризуются, закон сохранения эл. заряда. Знать понятие эл. поля. Как можно обнаружить его? Знать понятие напряженности эл. поля. Обозначение и единица измерения. Знать понятие линий напряженности эл. поля, изображение их. Знать понятие проводника и диэлектрика. Уметь их различать. Уметь объяснять их свойства.

Электри-ческий ток

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Действия электрического тока: тепловое, химическое, магнитное. Сила тока. Измерение силы тока. Напряжение. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Счетчик электрической энергии. Использование электрической энергии в быту и технике. Гальванические элементы аккумуляторы. Электрический ток в металлах, в растворах электролита, в газах.

Знать понятие эл. тока, каковы условия его существования . Знать устройство источников тока, их виды. Знать действия электрического тока, их практическое применение.

Знать назначение электрической цепи, обозначения приборов, входящих в электрическую цепь. Знать понятие силы тока, его обозначение, единица измерения. Прибор для измерения силы тока Научиться собирать простейшую эл. цепь, измерять силу тока на различных участках цепи, знать, что сила тока при отсутствии разветвлений в цепи одинакова на любом участке цепи. Уметь включать вольтметр в цепь, измерять напряжение на различных участках цепи. Знать понятие сопротивления проводника, обозначение. Единица измерения. Как объяснить сопротивление проводника. Уметь находить сопротивление проводника при помощи вольтметра и амперметра. Уметь рассчитывать сопротивление проводника от длины, площади, поперечного сечения и материала проводника. Знать устройство реостата, его назначение. Способ подключения, изображение на схеме. Научиться включать в цепь реостат и регулировать с его помощью силу тока в цепи. Знать закон Ома для участка цепи, уметь решать с его помощью задачи. Знать понятие последовательного и параллельного соединения проводников, основные формулы при последовательном и параллельном соединении проводников. Знать понятие мощности, формулу вычисления мощности электрического тока, единицу измерения мощности. Знать понятие работы, формулу вычисления работы, единицу измерения работы. Применение при решении задач. Знать закон Джоуля - Ленца и уметь находить работу и мощность электрического тока.

Повторе-ние

Повторение. Обобщение тем





Учебно-тематическое планирование физики 8 класса

Раздел

Количество часов

Формы контроля

Первоначальные

сведения о строении вещества

6 часов




Гидро- и аэростатика

10 часов

Лабораторные работы-2

Контрольная работа-1

Механические свойства твердых тел

2 часа




Тепловые явления

14 часов

Лабораторные работы-2

Контрольная работа-1

Тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел

8 часов

Лабораторная работа -1

Контрольная работа-1

Электрические явления

8 часов

Контрольная работа -1

Электрический ток

18 часов

Лабораторные работы-7

Контрольная работа-1

Повторение

2 часа






Основное содержание физики 9 класса (68 часов).

Раз-дел

Содержание

ЗУН по данной теме

Законы механи-ки.

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Мгновенная скорость. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении. Графики. Перемещение при прямолинейном равноускоренно движении. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Равномерное движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Механическая работа и мощность. Работа и потенциальная энергия. Работа и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Знать понятия: механического движения, траектории, пути. Знать: покой и движение относительны, знать понятия материальной точки, системы отсчета. Знать понятия перемещения, пути, траектории. Уметь определять координаты тела. Иметь представление о прямолинейном равномерном движении. Знать смысл скорости, уметь определять координаты движущегося тела, уметь решать задачи графическим и аналитическим способами. Знать понятие равноускоренного движения, формулы ускорения тела. Знать его физический смысл, единицы измерения ускорения, уметь определять ускорение тела при равноускоренном и равнозамедленном движении. Знать формулу определения мгновенной скорости тела в любой момент времени, уметь строить графики зависимости проекции скорости от времени, рассчитывать мгновенную скорость в любой момент времени. Знать графический способ вывода формулы для перемещения. Уметь определять перемещение с помощью формул. Уметь рассчитывать мгновенную скорость, ускорение, перемещение, находить координаты тела в любой момент времени при равноускоренном движении. Уметь решать задачи аналитическим и графическим способом. Уметь доказывать, что скорость, перемещение, координаты тела- относительные понятия, знать понятие инерциальных систем отсчета, неинерциальных систем отсчета. Знать классическую формулу сложения скоростей. Знать 1 закон Ньютона, уметь применять его для решения качественных задач. Знать понятие силы как количественной меры. Знать 2, 3 законы Ньютона. Уметь анализировать результаты эксперимента. Уметь решать практические и теоретические задачи на 2 и 3 законы Ньютона. Знать закон всемирного тяготения, уметь рассчитывать силу всемирного тяготения, решать экспериментальные и качественные задачи. Знать силу тяжести как частный случай силы тяготения, уметь рассчитывать ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Иметь навыки решения задач на применение закона всемирного тяготения. Знать, что движение тела(падающего и брошенного вертикально вверх) является равноускоренным. Уметь рассчитывать координату и скорость тела и при данных движениях. Знать различные способы определения ускорения свободного падения. Знать особенности криволинейного движения, в частности движения по окружности. Знать понятия центростремительного ускорения и периода обращения. Иметь представление об искусственных спутниках Земли, знать понятие и значения 1,2,3 космических скоростей, уметь рассчитывать 1 космическую скорость. Знать понятие импульса, закон сохранения импульса. Иметь представление о замкнутых системах. Уметь распознавать реактивное движение среди других видов движения, уметь оценивать скорость движения ракеты. Знать понятие работы, единицы работы, формулу работы сил тяжести и сил упругости. Знать понятие консервативных и неконсервативных сил. Знать понятие мощности, единиц мощности. Уметь применять при решении задач. Знать понятия кинетической и потенциальной энергий. Как можно вычислить потенциальную и кинетическую энергию тела. Знать закон сохранения механической энергии.

Меха-ничес-кие колеба-ния и волны.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятники математический и пружинный. Величины, характеризующие колебательное движение. Период колебаний математического и пружинного маятников. Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс. Волна. Длина волны. Скорость распространения волны. Два вида волн. Характеристика волнового движения. Звуковые колебания. Источники звука. Высота, тембр. Громкость. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука (эхо).

Иметь представление о колебательном движении, знать свойства и основные характеристики периодических колебательных движений. Знать понятия амплитуды, периода, частоты колебаний; иметь представление о гармонических колебаниях. Уметь описывать превращения энергии в колебательных процессах. Уметь вычислять ускорение свободного падения при помощи маятника. Знать формулу периода колебаний математического и пружинного маятников. Знать возникновение явления резонанса. Уметь объяснять явление резонанса. Знать условия возникновения волны, формулу длины волны, скорость распространения волн, два вида волн. Уметь работать с этими понятиями. Знать характеристики волнового движения, уметь работать с ними при решении задач. Знать понятия высоты, тембра, громкости звука. Уметь работать с этими понятиями. Знать понятие отражения звука, условия, необходимые для отражения звука. Иметь представление об интерференции звука.

Элект-ромаг-нитные явле-ния. Элект-ромаг-нитные колеба-ния и волны.

Магнитное поле. Его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока. Направление линий его магнитного поля. Магнитное поле электрического тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Правило Ленца. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Получение переменного электрического тока. Самоиндукция. Электрогенератор. Трансформатор. Конденсатор. Передача электрического тока на расстоянии. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная волна. Использование электромагнитных волн для передачи информации. Электромагнитная природа света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Шкала электромагнитных волн.

Иметь представление о магнитном поле. Уметь изображать магнитное поле. Иметь представление о силе Ампера, о законе Ампера. Знать правило левой руки и уметь его применять. Знать понятие индукции магнитного поля, формулу модуля вектора магнитной индукции, единицу измерения. Знать понятие магнитного потока. Иметь представление об явлении электромагнитной индукции, опыты Фарадея, знать явление самоиндукции. Знать явление электромагнитной индукции. Знать условия существования переменного тока, применение переменного тока в быту и технике, знать устройства электрогенератора, трансформатора, конденсатора, передачи переменного тока на расстояние. Знать понятие колебательного контура, понятие электромагнитного поля, понятие электромагнитной волны. Иметь представление об электромагнитной волне. Знать влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Иметь представление о шкале электромагнитных волн.

Строе-ние атома и атомно-го ядра.

Радиактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда, линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Открытие протона, нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. Альфа, бета распад. Правило смещения. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция.

Знать модель строения атома, опыты Резерфорда. Знать явление радиактивности, историю открытия радиактивности, радиактивные превращения атомных ядер. Знать устройство и принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры. Знать строение атомного ядра. Знать правило смещения. Уметь решать задачи на строение атомного ядра и правило смещения. Знать понятие ядерных реакций, ядерных сил, уметь находить дефект масс, энергию связи. Иметь представление о делении ядер урана. Уметь Объяснять характер движения заряженных частиц. Знать закон сохранения импульса на примере деления ядер урана. Уметь применять полученные знания при решении задач. Иметь представление об ядерной цепной реакции, об условиях ее протекания. Уметь объяснять принцип действия ядерного реактора. Знать необходимость такой отрасли, как атомная энергетика. Знать проблемы атомной энергетики. Знать биологическое действие радиации. Иметь представление о термоядерной реакции.

Вселен-ная

Строение и масштабы вселенной. Развитие представлений о системе мира. Строение и масштабы Солнечной системы. Система Земля-Луна. Физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны. Планеты. Малые тела Солнечной системы. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. Использование результатов космических исследований в науке, технике и народном хозяйстве.

Знать строение вселенной. Знать объекты, входящие в ее состав. Знать строение и масштабы Солнечной системы. Знать фазы Луны, понятие звездного и синодического месяцев, происхождение затмений и т.д. Знать физическую природу планеты Земля и ее спутника Луны Научиться измерять размеры различных образований на поверхности Луны. Изучить планеты Солнечной системы. Научиться определять характеристики вулканических процессов на небесных телах. Знать виды малых тел Солнечной системы. Знать суть гипотез Канта и Лапласа, знать возраст Земли, иметь представление об всех телах Солнечной системы. Знать практическую сторону космических исследований.

Повторение.

Повторение. Обобщение тем.






Учебно-тематическое планирование физики 9 класса

Раздел

Количество часов

Формы контроля

Законы механики

23 часа

Лабораторная работа-1

Контрольные работы-2

Механические колебания и волны.

8 часов

Лабораторные работы-2

Контрольная работа-1

Электромагнитные явления. Электромагнитные колебания и волны.

18 часов

Лабораторная работа -5

Контрольная работа-2

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии ядер.

10 часов

Лабораторная работа-0

Контрольная работа-1

Вселенная.

9 часов

Лабораторная работа -2

Контрольная работа -1

Повторение.

1 час






Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений основного общего образования по физике.

В результате изучения физики ученик должен знать:

Знать/понимать:

1.Смысл понятий : физическое явление, физический закон, вещество, молекула, взаимодействие, волна, атом, атомное ядро, давление, температура, энергия, теплоемкость тела, плавление и отвердевание, кипение и конденсация, влажность воздуха, механические явления, тепловые явления, звуковые явления, световые явления, электрические явления, электрический ток, электрическое поле, электрический заряд, явление электризации.

2.Смысл физических величин : путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, фокусное расстояние линзы, сила тока, напряжение, сопротивление, мощность тока, работа тока.

3.Смысл физических законов: всемирного тяготения, сохранения механической энергии, прямолинейного распространения света, отражения света, закона Архимеда, уравнение теплового баланса, первого закона термодинамики, закон Паскаля, Закон сообщающихся сосудов, давление жидкости на дно и стенки сосуда, связи между параметрами состояния газов, жидкостей и твердых тел, закон Ома, закон Джоуля-Ленца.


.Уметь:

1.Описывать и объяснять физические явления : равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение , передачу давления жидкостями и газами, плавание тел , механические колебания и волны , диффузию , теплопроводность , конвекцию , излучение , испарение , конденсацию , кипение , плавление , кристаллизацию, электризацию тел , взаимодействие электрических зарядов , взаимодействие магнитов , действие магнитного поля на проводник с током , тепловое действие тока , электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света.

2.Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока .

3.Представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

4.Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы .

5.Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

6.Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.

2.Контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники, и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов, оценки безопасности радиационного фона.


Лабораторные работы и опыты

на уроках физики 8 класса

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях.

Наблюдение зависимости скорости диффузии от температуры.

Измерение выталкивающей силы

Изучение условий плавания тел

Изучение видов деформации твердых тел.

Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

Наблюдение конвекции в воде.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Наблюдение изменения внутренней энергии тела при совершении работы.

Наблюдение процессов плавления и отвердевания.

Наблюдение зависимости скорости испарения жидкости от рода жидкости, площади ее поверхности, температуры и скорости удаления паров.

Измерение влажности воздуха.

Изучение зависимости давления газа данной массы от объема при постоянной температуре.

Изучение зависимости объема данной массы газа от температуры при постоянном давлении.

Наблюдение электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел.

Изготовление простейшего электроскопа.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных ее участках.

Измерение напряжения на различных участках.

Измерение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра.

Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.

Изучение последовательного соединения проводников.

Изучение параллельного соединения проводников.

Измерение удельного сопротивления.

Измерение работы и мощности электрического тока.


Демонстрации:

Механические явления: Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Измерение массы тела на рычажных весах. Силы упругости. Силы тяжести. Закон Всемирного тяготения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Невесомость. Механические колебания. Механические волны.

Звуковые явления: Звуковые колебания. Условия распространения звука. Источники звука.

Световые явления: Линзы. Лупа. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Глаз как оптическая система.

Прямолинейное распространение света. Законы преломления и отражения света. Разложение белого света в спектр.

Первоначальные сведения о строении вещества:Движение молекул. Три состояния вещества. Диффузия. Взаимодействие молекул. Смачивание. Капиллярные явления.

Гидро и аэростатика:Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс. Атмосферное давление. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Плавание.

Механические свойства твердых тел:.Строение твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. Деформация. Виды деформаций. Свойства твердых тел.

Тепловые явления: Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция. Излечение. Плавление и отвердевание тел. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Тепловое расширение тел. Тепловое расширение жидкостей. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Электрические явления. Электрический ток: Делимость электрического заряда. Строение атома. Электризация тел. Проводники и диэлектрики. Источники тока. Электрическая цепь. Сборка электрической цепи и измерение силы тока, напряжения тока, сопротивления тока. Амперметры и вольтметры. Параллельное и последовательное соединение проводников.


Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений основного общего образования по физике.

В результате изучения физики ученик должен знать:

Знать/понимать:

1.Смысл понятий : физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро и ионизирующие излучения.

2.Смысл физических величин : путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

3.Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца , прямолинейного распространения света, отражения света.

4.Понятие вселенной. Иметь представление о размерах вселенной. Строение и масштабы Солнечной системы. Система Земля-Луна. Физическая природа планеты Земля и ее естественного спутника Луны. Планеты. Малые тела Солнечной системы. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. Использование результатов космических исследований в науке, технике и народном хозяйстве.


Уметь:

1.Описывать и объяснять физические явления : равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение , передачу давления жидкостями и газами, плавание тел , механические колебания и волны , диффузию , теплопроводность , конвекцию , излучение , испарение , конденсацию , кипение , плавление , кристаллизацию, электризацию тел , взаимодействие электрических зарядов , взаимодействие магнитов , действие магнитного поля на проводник с током , тепловое действие тока , электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света.

2.Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры , влажности воздуха , силы тока , напряжения , электрического сопротивления , работы и мощности электрического тока .

3.Представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени , силы упругости от удлинения пружины , силы трения от силы нормального давления , периода колебаний маятника от длины нити , периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины , температуры остывающего тела от времени , силы тока от напряжения на участке цепи , угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.

4.Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы . 5.Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях.

6.Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.

2.Контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники, и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов, оценки безопасности радиационного фона.

Лабораторные работы и опыты.

1.Законы взаимодействия и движения тел:

а) Измерение скорости равномерного движения (опыт);

б) Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении (опыт); «Исследование равноускоренного прямолинейного движения» (лабораторная работа);

в) Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения без начальной скорости (опыт);

г) Измерение ускорения свободного падения (лабораторная работа).

2.Механические колебания и волны. Звук:

а) Изучение зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины нити (опыт); «Изучение колебаний математического и пружинных маятников» (лабораторная работа)

б) Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника (опыт);

в) Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы тела (опыт).

3.Электромагнитное поле:

а) Изучение явления электромагнитной индукции (опыт); «Изучение магнитного поля постоянных магнитов» (лабораторная работа), «Сборка электромагнита и его испытание» (лабораторная работа), «Изучение действия магнитного поля на проводник с током» (лабораторная работа), «Изучение явления электромагнитной индукции» (лабораторная работа), «Изучение работы электродвигателя постоянного тока» (лабораторная работа).

б) Изучение принципа действия трансформатора (опыт).

4.Строение атома, атомного ядра:

а) Изучение деления атома урана по фотографии треков (опыт);

б)Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (опыт).

5. Вселенная:

а) «Определение размеров лунных кратеров» (лабораторная работа), «Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио» (лабораторная работа).

Демонстрации: Механические явления: Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Явление инерции. Взаимодействие тел. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Магнитные и электрические явления; электромагнитные колебания и волны:

Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитно поле. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора. Передача электрической энергии. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принцип радиосвязи. Источники света. Прямолинейное распространение света. Интерференция света.

Квантовые явления: Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Литература


  1. Примерная программа основного общего образования по физике.




  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике. Журнал «Вестник образования» №4 2004 год.




  1. Программы по физике. Москва. Дрофа. 2001 - 2010 годы.




  1. Программа по физике в 8-9 классах.


Авторы – Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., 2001- 2010 год




Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая учебная программа по предмету «физика» 9 класс, базовый уровень Разработала Тенькова С. В. учитель физики первой
М. Гутник, А. В. Перышкин -физика 7-9 классы Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных...
Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая учебная программа по предмету «физика» 7 класс Разработала Тенькова С. В. учитель физики первой
Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования
Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая программа по учебному предмету «Геометрия» Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики
Геометрия 7–9 классы, / автор-составитель Т. А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 19-21 к учебному комплекту для 7-9 классов,...
Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая учебная программа по предмету «физика» 8 класс, базовый уровень Разработала Тенькова С. В. учитель физики первой
Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования. Содержание образования соотнесено...
Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая программа по учебному предмету «Алгебра» Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики
Государственного стандарта основного общего образования по математике, примерной и авторской программы Ю. Н. Макарычева для общеобразовательных...
Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая программа по учебному предмету «Алгебра» Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики
Государственного стандарта основного общего образования по математике, примерной и авторской программы Ю. Н. Макарычева для общеобразовательных...
Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая программа по математике для 6 класса на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета математики для 6 класса моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая программа по алгебре 9 класс Составила учитель математики моу «сош №3» Дворниченко А. М. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ моин...
Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая программа по учебному предмету составляется на основе: государственного образовательного стандарта общего образования по предмету
Рабочая программа является компонентом основных общеобразовательных программ ступеней общего образования, реализуемых в образовательном...
Рабочая программа по учебному предмету Физика 8-9 классы Учитель математики и физики iconРабочая программа по геометрии для 9классов на 2011-2012 учебный год Составитель: учитель математики
Рабочая программа учебного предмета геометрии для 9 классов моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 Брянской области...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов