2. Пояснительная записка icon

2. Пояснительная записка



Название2. Пояснительная записка
Дата конвертации16.09.2012
Размер301 Kb.
ТипПояснительная записка

2.Пояснительная записка


Статус документа.

Рабочая программа по литературе для 9-го класса составлена на основе компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, а также на основе программы по литературе автора Т Ф.Курдюмовой.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса литературы 9-го класса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.


Структура документа.

Структурные элементы рабочей программы:

  1. 1.Титульный лист

  2. Пояснительная записка.

  3. Содержание рабочей программы

  4. Учебно-тематический план

  5. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  6. Литература и средства обучения.

  7. Календарно-тематический план


Содержание литературного образования учащихся в 9-ом классе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, то соотносится с задачей формулирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы, изучение отдельных этапов творчества писателей, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Третий этап литературного образования является переходным, так как в 9-ом классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Особенностью рабочей программы является выделение часов на развитие речи: в 9-ом классе 6 сочинений ( из них 5 аудиторных и 1 домашнее сочинение).


Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программы второго этапа литературного образования на ступени основного общего образования. На третьем этапе литературного образования необходимо продолжить работу по развитию способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, совершенствовать умение анализировать художественный текст, постигать систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.

Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


^ Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


^ Место литературы в учебном плане школы

Рабочая программа по литературе в 9-ом классе рассчитана на 102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю.


Количество контрольных работ по литературе-6; 5-классных сочинений, 1- домашнее сочинение.


Виды и формы контроля: тестирование, творческие работы (сочинения)



  1. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен:


Знать/понимать:

  • Образную природу словесного искусства;

  • Содержание изученных литературных произведений;

  • Основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • Изученные теоретико-литературные понятия;


Уметь:

  • Воспринимать и анализировать художественный текст;

  • Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • Определять род и жанр литературного произведения;

  • Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • Выявлять авторскую позицию;

  • Выражать свое отношение к прочитанному;

  • Выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдать нормы литературного произведения;

  • Владеть различными видами пересказа;

  • Строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;

  • Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • Писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • Поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе ( справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).




  1. ^ Литература и средства обучения

Основная литература

Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Марьина О.Б. Литература. 9класс. В 2-х частях. Учебник-хрестоматия. – М.: Дрофа, 2009


^ Учебные и справочные пособия

Словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, любое издание.

Русская литература. 19 век. Справочник по литературе. – М.: Дрофа, 2006

Русская литература. 20 век. Справочник по литературе. – М.: Дрофа, 2006.

Русские писатели. 19 век. Биографии. Справочник по литературе. – М.: Дрофа, 2006

Русские писатели. 20 век. Биографии. Справочник по литературе. – М.: Дрофа, 2006

Липина Е.Ю. Тесты по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007


^ Дидактические материалы

Альбом по творчеству А.С.Пушкина

М.Ю.Лермонтова

А.М.Горького

Альбом по классам 4 класс (5)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс (9)

Альбом «Зарубежные писатели и поэты»

Набор открыток по творчеству М.Ю.Лермонтова

А.М.Горького

Л.Н.Толстого

«Слово о полку Игореве»

Звукозапись произведений русской поэзии и прозы 19-20 веков

Аудиозапись «Русская поэзия и проза 19-20 века»

Диск « А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»


^ 3. Содержание рабочей программы

Литература как искусство слова (1ч)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

^ Античная литература (1ч)

Катулл

Слово о жизни поэта. Анализ стихов.

Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь – высшее проявление чувств. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.

^ Средневековая литература (1ч)

Данте.

Слово о поэте. «Божественная комедия» ( «Ад», 1,5 Песни). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждений к истине. Тема страдания и очищения.

^ Древнерусская литература (5+2к/с)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве».

Открытие «Слова», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

^ Контрольное сочинение по «Слову о полку Игореве».

Литература эпохи Возрождения (2ч)

У.Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет – главный герой трагедии. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Конфликт в трагедии. Гамлет в ряду «вечных» образов.

^ Литература 18 века (9ч)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное течение. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление.

Ж.-Б.Мольер

Жизнь и творчество.

Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

М.В.Ломоносов.

Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747год» (фрагменты). Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р.Державин.

Жизнь и творчество.

Стихотворения «Фелица», «Памятник».

Д.И.Фонвизин.

Жизнь и творчество.

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

К.М.Карамзин.

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза». Сентиментальный сюжет повести, её обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологической характеристики героев. Особенности языка и стиля повести.

А.Н.Радищев.

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, её гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма. Жанр путешествия.

^ Европейская литература эпохи Просвещения (1ч)

И.В.Гете.

Жизнь и творчество.

Трагедия «Фауст» (фрагменты).

Народная легенда о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита.

^ Литература 19 века

Литература 19 века. Введение (1ч)

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературной ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Романтический герой, особенности пейзажа. А.С.Пушкин как основоположник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема счастья. Тема народа в литературе. Историзм и психологизм в литературе.

^ В.А.Жуковский (1ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения «Море», «Невыразимое». Черты романтизма в лирике. Тема человека и природы, мечты и действительности.

^ А.С.Грибоедов (7+2к/с)

Жизнь и творчество.

Специфика жанра комедии «Горе от ума». Искусство построения интриги. Смысл названия. Герои комедии. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность её языка.

И.А.Гончаров «Мильон терзаний»

^ Контрольное сочинение по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Европейская литература эпохи романтизма

Дж.Г.Байрон (1ч)

Романтическая поэма «Корсар».

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Корсар». Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие «байроновского» героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.

^ А.С.Пушкин (19+3к/с)

Жизнь и творчество.

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг…», «Деревня», «Осень» и другие.

Поэтическое новаторство Пушкина. Основные мотивы поэзии (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.

^ Контрольное сочинение по лирике А.С.Пушкина.

Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Главные герои романа Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблематика финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина», статьи 8,9.

^ Контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».


Поэты пушкинской поры (3ч).

К.Н.Батюшков.

Слово о поэте.

Стихотворения «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов». Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С.Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

А.В.Кольцов.

Слово о поэте.

Стихотворения «Не шуми ты, рожь», «»Разлука», «Лес». Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.

Е.А.Баратынский.

Слово о поэте.

Стихотворения «Мой дар убог, и голос мой негромок», «Муза», «Разуверение».

Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.

^ М.Ю.Лермонтов (13+2к/с)

Жизнь и творчество.

Стихотворения «Парус», «Смерть Поэта», « «Бородино», « «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «поэт», «Три пальмы», «Молитва», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Родина», «Пророк» и другие.

Развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта. Поэт и его поколение. Тема Родины. Природа и человек.

Роман «Герой нашего времени».

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, её роль в раскрытии образа Печорина. Печорин и другие герои романа. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Критики о романе «Герой нашего времени».

^ Контрольное сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь (11+2к/с)

Жизнь и творчество.

Поэма «Мёртвые души». История замысла, композиция поэмы, логика последовательности её глав. Герой поэмы. Смысл названия. Души мёртвые и живые. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (приём контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм). Своеобразие гоголевского реализма.

^ Контрольное сочинение по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Из поэзии и прозы 19 века (5ч)

Ф.И.Тютчев.

Слово о поэте. Стихотворения «С чужой стороны», «Как сладко дремлет сад», «День и ночь» и другие.

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

Н.А.Некрасов.

Слово о поэте.

Стихотворения «Родина», «Тройка» и другие. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

И.С.Тургенев.

Слово о писателе.

Повесть «Первая любовь». Рассказ о чувствах, переживаниях главного героя.

Л.Н.Толстой.

Слово о писателе.

Повесть «Юность» из трилогии писателя о своем детстве, отрочестве и юности. Становление главного героя повести, его взаимоотношения с другими людьми.

А.П.Чехов.

Слово о писателе.

Рассказы «Человек в футляре», «Тоска», «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Образ «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

^ Литература 20 века (10ч)

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и её судьба. Образ России 20 века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

Ф.М.Достоевский.

Слово о писателе.

Повесть «Белые ночи». Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М.Достоевского.

^ Час поэзии. А.А.Блок, А.А.Ахматова, С.А.Есенин, В.В.Маяковский.

Семинарское занятие.

А.А.Блок.

Слово о поэте. Стихотворения « О доблестях, о подвигах, о славе», «Русь», «О весна без конца и без краю». Своеобразие лирики А.Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

А.А.Ахматова.

Слово о поэте. Стихотворения Не с теми я, кто бросил землю», «Мужество». Война как проверка человека на мужество, человечность, патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

В.В.Маяковский.

Слово о поэте. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность. Особенности эпического языка Маяковского. Роль рифмы.

С.А.Есенин.

Слово о поэте. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная», «Отговорила роща золотая». Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

М.А.Булгаков.

Жизнь и творчество.

Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы её выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

М.А.Шолохов.

Жизнь и творчество.

Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

А.Т.Твардовский.

Жизнь и творчество.

Произведение «Василий Теркин. Книга про бойца». История создания поэмы, её читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и её воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».

А.И.Солженицын.

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, её художественное своеобразие. Образ главной героини.

В.М.Шукшин.

Слово о писателе.

Рассказы «Срезал», «Чудик», «Ванька Тепляшин». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

В.П.Астафьев.

Слово о писателе. Повесть «Царь-рыба» (фрагменты). Взаимоотношения человека с природой. Ответственность за все происходящее в природе.

В.Г.Распутин.

Слово о писателе.

Рассказ «Деньги для Марии».

^ Час поэзии. Б.Ш.Окуджава, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский.

Семинарское занятие.

Музыкальность поэзии, понятие авторская песня. Глубокий патриотизм и лиричность поэзии.


4. Учебно-тематический план


п/н

Раздел, тема

Кол-во часов

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.

Введение. Литература – искусство слова


Античная литература (1)

Понятие об античной литературе. Катулл


Литература Средневековья (1)

Данте. «Божественная комедия». Анализ главы «Ад», 1,5 Песни


^ Древнерусская литература (5+2к/с)

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы


Комментированное чтение «Слова о полку Игореве»


Образы русских князей Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве»


Ярославна – идеальный образ русской женщины в «Слове о полку Игореве»


Поэтические особенности языка, его символика и своеобразие авторского стиля в «Слове о полку Игореве»


^ Р.Р.Подготовка и написание сочинения по «Слову о полку Игореве»

Литература эпохи Возрождения (2ч)

У.Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет»


Трагический конфликт в трагедии У.Шекспира «Гамлет»


^ Литература 18 века (9ч)

Общая характеристика русской литературы 18 века. Классицизм как литературное направление


Ж.Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классической драматургии


«Мещанин во дворянстве» - комедия нравов и характеров.


М.В.Ломоносов – ученый и общественный деятель


Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Анализ стихотворений «Фелица», «Памятник»


Сатиры смелый властелин – Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Идеальные герои комедии Фонвизина «Недоросль» и их конфликт с миром крепостников


Сентиментализм как литературное направление. Н.М.Карамзин и его повесть «Бедная Лиза»


А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни


^ Европейская литература эпохи Просвещения (1ч)

И.В.Гёте. Жизнь и творчество. Добро и зло в трагедии «Фауст»


Литература 19 века. Введение (1ч)

Романтизм как литературное направление. Судьба русской литературы


^ В.А.Жуковский (1ч)

В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Море», «Невыразимое»


Творчество А.С.Грибоедова (7+2к/с)

Жизненный и творческий путь А.С.Грибоедова


Идейный замысел, композиция комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Анализ 1 действия комедии


Комментированное чтение 2 действия пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума»


Анализ 3-го действия пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума». «Молчалины блаженствуют на свете»


Комментированное чтение 4-го действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». «Мечтанья с глаз долой и спала пелена»


Анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова «Мильон терзаний»


Мастерство Грибоедова – драматурга. Значение комедии «Горе от ума». Тестирование


^ Р.Р.Подготовка и написание сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»


Европейская литература эпохи романтизма (1ч)

Дж.Г.Байрон. Романтическая поэма «Корсар»


^ Жизнь и творчество А.С.Пушкина (19+3к/с)

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Начало поэтической деятельности. Урок-семинар


Лирика дружбы в поэзии А.С.Пушкина. «Друзья мои, прекрасен наш союз!»


Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. «И над Отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»


А.С.Пушкин на юге. «Страны полуденной волшебные края»


Любовная лирика А.С.Пушкина. «Хочу сказать, что все люблю я…»


О назначении поэзии в судьбе поэта. «Витийства грозный дар»


Годы после ссылки в Михайловское – годы скитаний. Две Болдинские осени. «И пробуждается поэзия во мне»


Мотив жизни и смерти в поэзии А.С.Пушкина. «Нет, весь я не умру»


Анализ поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»


«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. «Моцарт и Сальери»


^ Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С.Пушкина


Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Своеобразие жанра и композиции


Онегин и Ленский в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». «Лед и пламень»


Ленский, Татьяна и Ольга. «Плоды сердечной полноты»


Как и почему меняется Татьяна в ходе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». «Как изменилася Татьяна!»


Как и почему изменился Онегин в 8 главе? «Судьба моя уж решена»


Автор в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». «Он вечно тот же, вечно новый!»


Нравственно-философская проблематика романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Проблема финала. Тестирование

В.Г.Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


Значение А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка


^ Р.Р.Подготовка и написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


Поэты пушкинской поры (3ч)

К.Н.Батюшков. Анализ стихотворений «Мой гений», «Пробуждение» и другие


А.В.Кольцов. Анализ стихотворений «Не шуми ты, рожь», «Разлука» и другие


Е.А.Баратынский. Анализ стихотворений «Мой дар убог и голос мой негромок», «Муза», «Разуверение»


^ Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова (13+2к/с)

М.Ю.Лермонтов – гордость и слава русской поэзии. «желания»


Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. «Любить, но кого же?»


Природа и Родина в поэзии М.Ю.Лермонтова. «Горные вершины»


О поэте и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. «Жизнь моя – я сам»


Пафос вольности и протеста против гнета, чувство одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова. «Над миром мы пройдем без шума и следа»


«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе


Анализ повести «Бэла» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». «Странный человек»


Анализ главы «Максим Максимыч». «Об чем было нам говорить?»


Комментированное чтение главы «Тамань». «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?»


Анализ главы «Княжна Мери». «За что они все меня ненавидят?»


Печорин в отношениях с женщинами. «Неужели зло так привлекательно?»


Анализ главы «Фаталист». «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»


Критики о романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени


^ Р.Р.Подготовка и написание сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»


Жизнь и творчество Н.В.Гоголя (11+2к/с)

Н.В.Гоголь – отец русской реалистической прозы». Жизнь и творчество


Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Похождения Чичикова»


Комментированное чтение 1главы поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». «Чичиков покоряет губернский город»


Образ Манилова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Рыцарь пустоты»


Образ Коробочки в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Дубинноголовая помещица»


Образ Ноздрёва в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Невинный враль или опасный скандалист?»


Образ Собакевича в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Кулак, да еще и бестия в придачу!»


Образ Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Человек или паук?»


Изображение города в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Город был решительно взбунтован»


Автор и лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Что пророчит сей необъятный простор?»


Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма. Тестирование


^ Р.Р.Подготовка и написание сочинения по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»


Из поэзии и прозы 19 века (5ч)

Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворений «С чужой стороны», «Как сладко дремлет сад»


Лирика Н.А.Некрасова. Анализ стихотворений «Тройка», «Родина»


И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь»


Л.Н.Толстой. «Юность» (фрагменты)


А.П.Чехов «Человек в футляре»


^ Литература 20 века (10ч)

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»


Час поэзии. А.А.Блок, А.А.Ахматова, С.А.Есенин, В.В.Маяковский


М.Булгаков. Произведение «Мертвые души»


М.А.Шолохов Повесть «Судьба человека» (фрагменты»


А.Т.Твардовский. Книга про бойца. «Василий Теркин»


А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор»


В.М.Шукшин. Рассказ «Ванька Тепляшин»


В.П.Астафьев «Царь-рыба» (фрагменты)


В.Г.Распутин. Рассказ «Деньги для Марии»


Час поэзии. Б.Ш.Окуджава. Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский.


Итого:

1


1


1


1


1


1


1


1


2


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


102часа




Похожие:

2. Пояснительная записка iconПояснительная записка иб1 Пояснительная записка
«Количество учебников, используемых в учебном процессе в 2011/2012уч году»
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка включает в себя: краткую характеристику предмета, его значимость; актуальность и новизну образовательной программы. Цель
Формы и методы проведения занятия зависят от профиля детского объединения. Наиболее часто используемее методы, в основе которых лежит...
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая пояснительная записка включает: необходимые разъяснения к школьному компоненту разъяснения особенностей учебного плана по ступеням образования
Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №441 от 20. 05. 2011 «Об утверждении регионального базисного...
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2009 год по ОАО «1-ая петербургская макаронная фабрика» инн\кпп 7830001170\781001001 Оглавление
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год по ОАО "1-ая петербургская...
2. Пояснительная записка iconДокументи
1. /Учебный план. 116/1 класс.doc
2. /Учебный...

2. Пояснительная записка iconПояснительная записка по поправкам бюджета Мелиоративного сельского поселения на 2011 год I. Изменение доходов
Пояснительная записка по поправкам бюджета Мелиоративного сельского поселения на 2011 год
2. Пояснительная записка iconЦелевой раздел
Пояснительная записка
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка Аудиторское заключение

2. Пояснительная записка iconПояснительная записка к презентации «Параллелепипед»

2. Пояснительная записка iconПротокол №5 от 01. 09. 2011 года
Пояснительная записка 3
2. Пояснительная записка iconПояснительная записка записка к программе дополнительного образования «Лепка»
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов