|
2.Пояснительная записка Статус документа. Рабочая программа по литературе для 9-го класса составлена на основе компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, а также на основе программы по литературе автора Т Ф.Курдюмовой. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса литературы 9-го класса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Структура документа. Структурные элементы рабочей программы:
Содержание литературного образования учащихся в 9-ом классе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, то соотносится с задачей формулирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы, изучение отдельных этапов творчества писателей, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Третий этап литературного образования является переходным, так как в 9-ом классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Особенностью рабочей программы является выделение часов на развитие речи: в 9-ом классе 6 сочинений ( из них 5 аудиторных и 1 домашнее сочинение). Общая характеристика учебного предмета. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Примерная программа составлена с учетом преемственности с программы второго этапа литературного образования на ступени основного общего образования. На третьем этапе литературного образования необходимо продолжить работу по развитию способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, совершенствовать умение анализировать художественный текст, постигать систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. ^ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
^ Рабочая программа по литературе в 9-ом классе рассчитана на 102 учебных часа, из расчета 3 часа в неделю. Количество контрольных работ по литературе-6; 5-классных сочинений, 1- домашнее сочинение. Виды и формы контроля: тестирование, творческие работы (сочинения)
В результате изучения литературы ученик должен: Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Основная литература Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Марьина О.Б. Литература. 9класс. В 2-х частях. Учебник-хрестоматия. – М.: Дрофа, 2009 ^ Словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, любое издание. Русская литература. 19 век. Справочник по литературе. – М.: Дрофа, 2006 Русская литература. 20 век. Справочник по литературе. – М.: Дрофа, 2006. Русские писатели. 19 век. Биографии. Справочник по литературе. – М.: Дрофа, 2006 Русские писатели. 20 век. Биографии. Справочник по литературе. – М.: Дрофа, 2006 Липина Е.Ю. Тесты по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007 ^ Альбом по творчеству А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтова А.М.Горького Альбом по классам 4 класс (5) 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс (9) Альбом «Зарубежные писатели и поэты» Набор открыток по творчеству М.Ю.Лермонтова А.М.Горького Л.Н.Толстого «Слово о полку Игореве» Звукозапись произведений русской поэзии и прозы 19-20 веков Аудиозапись «Русская поэзия и проза 19-20 века» Диск « А.С.Пушкин в зеркале двух столетий» ^ Литература как искусство слова (1ч) Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе. ^ Катулл Слово о жизни поэта. Анализ стихов. Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь – высшее проявление чувств. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности. ^ Данте. Слово о поэте. «Божественная комедия» ( «Ад», 1,5 Песни). Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждений к истине. Тема страдания и очищения. ^ Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве». Открытие «Слова», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения. ^ Литература эпохи Возрождения (2ч) У.Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет – главный герой трагедии. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Конфликт в трагедии. Гамлет в ряду «вечных» образов. ^ Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное течение. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Ж.-Б.Мольер Жизнь и творчество. Комедия «Мещанин во дворянстве». Особенности классической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы. М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747год» (фрагменты). Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха. Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. Стихотворения «Фелица», «Памятник». Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество. Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии. К.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментальный сюжет повести, её обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологической характеристики героев. Особенности языка и стиля повести. А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, её гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма. Жанр путешествия. ^ И.В.Гете. Жизнь и творчество. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Народная легенда о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. ^ Литература 19 века. Введение (1ч) Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературной ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Романтический герой, особенности пейзажа. А.С.Пушкин как основоположник новой русской литературы. Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема счастья. Тема народа в литературе. Историзм и психологизм в литературе. ^ Жизнь и творчество. Стихотворения «Море», «Невыразимое». Черты романтизма в лирике. Тема человека и природы, мечты и действительности. ^ Жизнь и творчество. Специфика жанра комедии «Горе от ума». Искусство построения интриги. Смысл названия. Герои комедии. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность её языка. И.А.Гончаров «Мильон терзаний» ^ Европейская литература эпохи романтизма Дж.Г.Байрон (1ч) Романтическая поэма «Корсар». Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Корсар». Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие «байроновского» героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона. ^ Жизнь и творчество. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг…», «Деревня», «Осень» и другие. Поэтическое новаторство Пушкина. Основные мотивы поэзии (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики. ^ Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Главные герои романа Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблематика финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина», статьи 8,9. ^ Поэты пушкинской поры (3ч). К.Н.Батюшков. Слово о поэте. Стихотворения «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов». Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С.Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова. А.В.Кольцов. Слово о поэте. Стихотворения «Не шуми ты, рожь», «»Разлука», «Лес». Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова. Е.А.Баратынский. Слово о поэте. Стихотворения «Мой дар убог, и голос мой негромок», «Муза», «Разуверение». Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии. ^ Жизнь и творчество. Стихотворения «Парус», «Смерть Поэта», « «Бородино», « «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «поэт», «Три пальмы», «Молитва», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Родина», «Пророк» и другие. Развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта. Поэт и его поколение. Тема Родины. Природа и человек. Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, её роль в раскрытии образа Печорина. Печорин и другие герои романа. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Критики о романе «Герой нашего времени». ^ Н.В.Гоголь (11+2к/с) Жизнь и творчество. Поэма «Мёртвые души». История замысла, композиция поэмы, логика последовательности её глав. Герой поэмы. Смысл названия. Души мёртвые и живые. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (приём контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм). Своеобразие гоголевского реализма. ^ Из поэзии и прозы 19 века (5ч) Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения «С чужой стороны», «Как сладко дремлет сад», «День и ночь» и другие. Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворения «Родина», «Тройка» и другие. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова. И.С.Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Первая любовь». Рассказ о чувствах, переживаниях главного героя. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Повесть «Юность» из трилогии писателя о своем детстве, отрочестве и юности. Становление главного героя повести, его взаимоотношения с другими людьми. А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказы «Человек в футляре», «Тоска», «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Образ «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах. ^ Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и её судьба. Образ России 20 века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров. Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М.Достоевского. ^ Семинарское занятие. А.А.Блок. Слово о поэте. Стихотворения « О доблестях, о подвигах, о славе», «Русь», «О весна без конца и без краю». Своеобразие лирики А.Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни. А.А.Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения Не с теми я, кто бросил землю», «Мужество». Война как проверка человека на мужество, человечность, патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. В.В.Маяковский. Слово о поэте. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность. Особенности эпического языка Маяковского. Роль рифмы. С.А.Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная», «Отговорила роща золотая». Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы её выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести. М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Произведение «Василий Теркин. Книга про бойца». История создания поэмы, её читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и её воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце». А.И.Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, её художественное своеобразие. Образ главной героини. В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Чудик», «Ванька Тепляшин». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. В.П.Астафьев. Слово о писателе. Повесть «Царь-рыба» (фрагменты). Взаимоотношения человека с природой. Ответственность за все происходящее в природе. В.Г.Распутин. Слово о писателе. Рассказ «Деньги для Марии». ^ Семинарское занятие. Музыкальность поэзии, понятие авторская песня. Глубокий патриотизм и лиричность поэзии. 4. Учебно-тематический план
|