Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой icon

Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой



НазваниеРабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой
Дата конвертации16.09.2012
Размер170.93 Kb.
ТипРабочая программа

2. Пояснительная записка


Учебная рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т.Ф.Курдюмовой.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.


Структура документа.

Структурные элементы рабочей программы:

1.Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Содержание рабочей программы

4. Учебно-тематический план

5. Требования к знаниям и умениям учащихся 7-го класса

6. Литература и средства обучения

7. Календарно-тематический план


Общая характеристика предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской и зарубежной классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.

На этапе изучения литературы в 7-ом классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствовать умения анализировать художественный текст, устанавливать связи произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • Выразительное чтение текста;

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный и т.д.
    );

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • Анализ и интерпретация произведения;

  • Составление планов и написание отзывов о произведении;

  • Написание сочинений по литературным произведениям;

  • Целенаправленный поиск информации.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Место литературы в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7-ом классе- 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю). Школьный учебный план также предполагает обязательное изучение предмета «Литература» в 7-ом классе- 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).


Обучение литературе в 7-ом классе осуществляется по учебнику-хрестоматии под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- Москва, Дрофа, 2008


В 7-ом классе предполагается провести 6 контрольных сочинений, всего 10 часов развития речи.

На внеклассное чтение отводится 5 часов.


Виды и формы контроля: тестирование, творческие работы (сочинения)


^ 5.Требования к знаниям и умениям учащихся 7-го класса.


Учащиеся должны знать:

  • Текст художественного произведения; событийную сторону (сюжет) и героев изученных эпических произведений (героев и события в их взаимосвязи);

  • Основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды и жанры литературы.



Учащиеся должны уметь:

1.

  • Находить элементы сюжета (экспозиция, завязки, кульминация и развязка) и объяснять их роль в изученном произведении;

  • Определять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств языка в контексте;

  • Сопоставлять двух героев изучаемого произведения;

  • Различать эпические, лирические и драматические произведения.


2.

  • Правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты; примерный темп чтения 130-140 слов в минуту;

  • Пересказывать устно и письменно (изложение) - подробно, выборочно, сжато - эпическое произведение или отрывки из него;

  • Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развёрнутый ответ на вопрос и характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения;

  • Составлять план собственного устного и письменного высказывания;

  • Давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения).



3.

  • Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.



^ 3. Содержание рабочей программы

Введение (1ч)

Введение в курс литературы 7-го класса.

Знакомство с родами литературы, особенностями лирической, эпической и драматической литературы.


^ Фольклор (3ч)

Отражение в фольклоре национальных черт характера.

Выражение в былине «Садко» исторического сознания русского характера. Былинный сюжет. Традиционный герой и его поведение.

Сатирическая драма «Барин» и её особенности. Слияние игры и постановки.

Детский фольклор ( потешки, считалки, дразнилки). Сфера его употребления.


^ Классическая литература 19 века (35+7р.р.+3вн.чт)

Классическая литература 19 века, её особенности (1ч)


Басня в античной литературе (1ч). Русская басня 18-19 веков. Жанр басни, история его развития. Аллегория как основа художественного мира басни. Языковое своеобразие басен.


В.А.Жуковский (1ч)

Слово о поэте.

Баллада «Рыбак» и «Перчатка». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А.Жуковского-переводчика.


Дж.Байрон (2ч)

Романтический настрой и трагическое мировосприятие в стихотворениях Дж.Байрона. Языковое своеобразие.


А.С.Пушкин (7+2р.р.)

Жанры лирики поэта. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина.

Жанры прозы А.С.Пушкина. Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, её основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

Контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».


М.Ю.Лермонтов (4+2р.р.)

Различные жанры в творчестве поэта.

Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.

Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.

Контрольное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».


Н.В.Гоголь (7+2р.р.)

«Ночь перед Рождеством». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Пьеса «Ревизор». Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала комедии.

Контрольное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».


И.С.Тургенев (2+1вн.чт.+1р.р.)

«Записки охотника». Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

«Стихотворения в прозе». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Творческая работа - написание стихотворения в прозе по одной из заданных тем.


Н.А.Некрасов (1+1вн.чт.)

Гражданская лирика поэта. Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за мужьями в Сибирь.


М.Е.Салтыков-Щедрин (1+1вн.чт.)

Сатирические сказки писателя. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.


Н.С.Лесков (2ч)

Сказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.


М.Твен (1ч)

Памфлет «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Особенности стиля писателя. Острая сатира.


А.П.Чехов (2ч)

Рассказ «Хирургия». Трагическое и комическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Рассказ «Жалобная книга». Необычность рассказа, его юмористическая направленность.


А.Конан Дойль (2ч)

Рассказы о Шерлоке Холмсе. Рассказ «Пляшущие человечки» как один из самых ярких рассказов о Шерлоке Холмсе.


^ Литература 20 века (14+3р.р.+2вн.чт.)

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века (1ч)


Лирика начала 20 века (1ч)


Из истории сонета (1ч)


М.Горький (1ч+1р.р.+1вн.чт.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм раннего творчества М.Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

«Сказки об Италии». Особенности жанра сказки-очерка. Прославление Горьким человеческого единства, созидательного труда, доброты. Язык сказок.

Контрольное сочинение по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль».


В.В.Маяковский (2ч)

Стихотворение «Необычайное приключение…». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность. Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

Стихотворение «Гимн обеду».


М.Булгаков (1ч+1вн.чт.)

«Ревизор с вышибанием». Ранняя творческая работа М.Булгакова. Пьеса на новый лад.

Отрывки из повести «Собачье сердце».Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы её выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.


К.Г.Паустовский (1ч)

«Рождение рассказа». История рождения писательского творчества, истоки вдохновения.


Ф.А.Абрамов (1ч)

Рассказ «О чем плачут лошади». Нравственное воспитание учащихся. Гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».


М.А.Шолохов (1ч)

Отрывки из романа «Они сражались за Родину». Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателя. Русские солдаты на поле брани, их героизм. Гуманизм романа М.Шолохова.


Итоговое контрольное сочинение о подвиге русского солдата в годы Великой Отечественной войны (2ч)


В.Г.Распутин (2ч)

Повесть «Уроки французского». Нравственная проблематика произведения. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.


Р.Шекли (1ч)

Фантастические произведения. Сила человеческого характера. Юмор в произведениях Шекли.


Из истории эссе и пародии. Особенности языка (1ч)


^ 6. Литература и средства обучения


Основная учебная литература:

Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. – Москва, Дрофа, 2008


Дополнительная учебная литература:

Словарь литературоведческих терминов. Любое издание

Липина Е.Ю. Тесты по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007


^ Учебно-методическая литература:

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Поурочное планирование. Литература. 7 класс.- Саратов: Лицей, 2003

Фокеев А.Л. Неиссякаемый источник. - Саратов: Лицей, 2005


^ Дидактические материалы

Альбом по творчеству А.С.Пушкина

М.Ю.Лермонтова

А.М.Горького

Альбом по классам 4 класс (5)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс (9)

Альбом «Зарубежные писатели и поэты»

Набор открыток по творчеству М.Ю.Лермонтова

А.М.Горького

Л.Н.Толстого

Звукозапись произведений русской поэзии и прозы 19-20 веков

Аудиозапись «Русская поэзия и проза 19-20 века»

Диск « А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»


^ 4. Учебно-тематический план (7 класс)


п/н

Раздел, тема

Кол-во часов

1.


2.


3.


4.

Введение (1ч)

Введение. Главнейшие роды литературы.


Фольклор (3ч)

Фольклор и его жанры. Былина «Садко».


Садко - один из героев новгородских былин.


Сатирическая драма «Барин» и детский фольклор.


^ Классическая литература 19века (35+7р.р.+3вн.чт)

Классическая литература 19 века и её жанры.


Басня в античной литературе. Русская басня 18-19веков.


В.А. Жуковский. Баллады «Рыбак» и «Перчатка».


Романтический настрой и трагическое мировосприятие в стихотворениях Дж.Байрона.


Романтический настрой и трагическое мировосприятие в стихотворениях Дж.Байрона.


А.С.Пушкин. Жанры лирики поэта.


Жанры прозы А.С.Пушкина. Повесть «Барышня -крестьянка».


Героиня повести-Лиза Муромская в повести А.С.Пушкина «Барышня - крестьянка».


Соседи - помещики в повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка».


Незавершенный роман А.С.Пушкина «Дубровский».


Владимир Дубровский и Маша в романе А.С.Пушкина «Дубровский».


Судьба героев романа А.С.Пушкина. Тестирование.


^ Р.Р.Подготовка и написание контрольного сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский».


М.Ю.Лермонтов. Различные жанры в творчестве поэта.


Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.


Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Романтический сюжет и романтический герой.


Герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и его исповедь.


Совершенство стиха М.Ю.Лермонтова в поэме «Мцыри».


^ Р.Р.Подготовка и написание контрольного сочинения по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».


Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством».


Н.В.Гоголь История создания комедии «Ревизор».


Городничий и чиновники города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».


Хлестаков в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».


Женские образы в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».


Речевые характеристики героев пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».


Хлестаковщина как явление общественной жизни. Подготовка к классному сочинению.


^ Р.Р.Подготовка и написание контрольного сочинения по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».


Вн.чт. И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч»


И.С.Тургенев. Последние годы творчества. История создания «Стихотворений в прозе».


^ Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению стихотворения в прозе на одну из свободных тем.


Тестирование по итогам изучения курса литературы за вторую четверть.


Н.А.Некрасов. Гражданская лирика поэта. «Размышления у парадного подъезда».


Вн.чт Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины».


М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».


Вн.чт.М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» (по выбору учащихся).


Н.С.Лесков. Особенности стиля прозы писателя.


Герои сказа Н.С.Лескова «Левша».


М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Памфлет.


А.П.Чехов. Юмористические рассказы молодого писателя. Рассказ «Хирургия».


Рассказ А.П.Чехова «Жалобная книга».


А.Конан Дойль и его герой Шерлок Холмс.


Новелла Конан Дойля «Пляшущие человечки» и её герои


^ Литература 20 века (14+3р.р.+2вн.чт.)

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века.


Лирика начала 20 века. Обзорный урок.


Из истории сонета.


М.Горький. «Старуха Изергиль».


^ Р.Р.Подготовка и написание сочинения по рассказам М.Горького.

Вн.чт. М.Горький «Сказки об Италии».


В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…»


В.Маяковский «Гимн обеду». Тестирование.


М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием».


Вн.чт.М.Булгаков «Собачье сердце» (фрагменты).


К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа».


Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади».


М.А.Шолохов «Они сражались за Родину» (ознакомительно).


^ Р.Р. Подготовка и написание сочинения о подвиге русского солдата в годы Вов


В.Г.Распутин «Уроки французского».


Душевная теплота учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».


Р.Шекли «Запах мысли».


Из истории эссе и пародии. Тестирование, рекомендации на лето.


Итого:


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2


1


1


1


1


1


2


1


1


1


1


1


1


1


2


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


2


1


1


1


1


68 часов




Похожие:

Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой iconРабочая программа по литературе в 6-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф курдюмовой
Учебная рабочая программа по литературе в 6-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе,...
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой icon2. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9-го класса составлена на основе компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой iconРабочая программа по литературе в 5 классе. Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по литературе, федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой iconРабочая программа по литературе в 9 «А» классе
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой iconРабочая программа по русскому языку в 9-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, стандарта Федерального компонента и на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского
Учебная рабочая программа по русскому языку в 9-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой iconРабочая программа по русскому языку в 6-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, стандарта Федерального компонента и на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского
Учебная рабочая программа по русскому языку в 6-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой iconРабочая программа по русскому языку в 8-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, стандарта Федерального компонента и на основе программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н. М. Шанского
Учебная рабочая программа по русскому языку в 8-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне по истории 2004 г и авторской программы
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой iconПрограмма по русскому языку в 7-ом классе Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по русскому языку в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, стандарта Федерального компонента и на основе программы Т. Ф. Курдюмовой iconРабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов