Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка icon

Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка



НазваниеУчебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка
Дата конвертации04.05.2013
Размер129.89 Kb.
ТипПояснительная записка

          Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

          В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.

          Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изложены в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

          В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной  среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.                  

          Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена на основе примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V – IX классах общеобразовательных учреждений (авторы А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин).

          Содержание курса включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи.        

              Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

     - развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;

     - освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

     - формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и

здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты.

          Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа по 1 часу в неделю.


          Основной формой изучения материала является урок. Закрепление полученных знаний, умений и навыков по темам программы осуществляется на практических занятиях.

          Для оценки результатов обучения основам безопасности жизнедеятельности могут быть использованы различные формы текущего контроля знаний (опрос обучающихся, выполнение тестовых заданий, групповая работа), а также выполнение проверочных и контрольных работ.

          Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

          - учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков,  В.Н. Латчук. – М.:Дрофа, 2009-2011;

         - Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл. : Методическое пособие  / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа,2002;

          - Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение, 2001;

         В результате освоения обязательного минимума содержания программы «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе обучающиеся должны

              знать:

- потенциальные опасности природного, техногенного и

    социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности       жизнедеятельности населения;

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

- правила безопасного поведения на воде;

- возможные аварийные ситуации в жилище (образовательном учреждении),

  причины их возникновения и правила поведения;

- различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном

  транспорте, и правила безопасного поведения;

- правила поведения в криминогенных ситуациях;

- правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах

  проживания;

- устройство и назначение средств индивидуальной защиты органов дыхания;

- основные правила оказания первой медицинской помощи при травмах.

              владеть навыками:

- в использовании первичных средств пожаротушения;

- в оказании помощи терпящим бедствие на воде;

- в использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания;

- в приёмах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударе.


^ Содержание учебного материала

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных

и чрезвычайных ситуациях

          Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности. Система обеспечения безопасности города. Характеристики городского и сельского жилищ, особенности их жизнеобеспечения. Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.

           Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире), многоэтажном здании. Правила поведения при возгорании одежды и электроприборов. Способы эвакуации из горящего здания. Правила поведения при возникновении пожара в транспорте (автобус, трамвай, троллейбус).

          Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении пользования ими. Действие опасных веществ на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах. Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.

           Правила безопасного поведения на транспорте. Современный транспорт-зона повышенной опасности. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус), железнодорожного, авиационного, водного.

           Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным, авиационным видами транспорта. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях.

           Правила профилактики и самозащиты от хулиганов. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Правила безопасного поведения заложников.

           Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

           Влияние деятельности человека на окружающую среду. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

           Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-5, детский противогаз ПДФ-Ш, ватно-марлевая повязка). Их использование.

           Практические работы:

1. Правила поведения при пожаре;

2. Средства тушения пожаров;

3. Правила поведения на дорогах и тротуарах;

4. Правила пользования фильтрующим противогазом ГП-5.

Раздел 2. Основы медицинских знаний

           Общая характеристика повреждений и их последствия для организма человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

          Характеристика различных видов кровотечений и их причин. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечности).

          Практические работы:

1. Первая медицинская помощь при ранениях;

2. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

          Движение. Гиподинамия и гипердинамия. Сколиоз, деформация позвоночника. Особенности развития организма в подростковый период.


^ Тематический план программы ОБЖ для 5 класса

п/п

Наименование разделов и тем

Кол часов

Вводимые понятия

практ занятия




^ Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

27




4

1.1

Особенности города как среды обитания человека

1







1.2

Службы безопасности города

1

Вызов служб безопасности города




1.3

Дом, в котором мы живем

1

Возможные ЧС в жилище и их причины




1.4

Пожары

1

Пожар, причины пожара, поражающие факторы пожара




1.5

Практическое занятие «Правила поведения при пожаре»

1

План эвакуации при пожаре, правила выхода из зданий

1

1.6

Практическое занятие «Средства тушения пожара»

1

Устройство огнетушителя

1

1.7

Затопление квартиры

1

Причины затопления и правила поведения




1.8

Электричество

1

Правила поведения при обращении с электроприборами и поражением электрическим током




1.9

Опасные вещества

1

Воздействие угарного и бытового газа на человека, правила поведения




1.10

Взрыв и обрушение дома

1

Причины обрушений и правила поведения




1.11

Если захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи)

1

Правила поведения при ЧС бытового характера




1.12

Опасные ситуации на улице

2

Правила поведения при гололеде,при попадании в толпу,при встрече с дикими или домашними животными




1.13

Современный транспорт-зона повышенной опасности

1

Причины транспортных аварий, виды современного транспорта




1.14

Общественный (городской) транспорт

1

Особенности проезда и поведения в общественном транспорте




1.15

Практическое занятие «Правила поведения на дорогах и тротуарах»

1

Правила дорожного движения

1

1.16

Железнодорожный транспорт

1

Опасности на ж/д транспорте и правила поведенияв вагоне и на ж/д вокзале




1.17

Авиационный транспорт

1

Причины ЧС на воздушном транспорте, правила поведения при взлёте, посадке и разгерметизации салона




1.18

Морской и речной транспорт

1

Водный транспорт, сигналы оповещения, действия в ситуации «Человек за бортом»




1.19

Психологические основы самозащиты

1

Правила психологического поведения при встрече с преступниками, признаки возможного преступления




1.20

Ситуации криминогенного характера в доме (квартире). Криминогенные ситуации в подъезде

1

Правила поведения при попытке кражи, взлома квартиры или дома. Правила безопасного поведения при нахождении в подъезде дома




1.21

Криминогенные ситуации на улице. Как избежать опасных домогательств и насилия.

1

Правила поведения в криминогенных ситуациях на улице или при встрече с незнакомыми людьми




1.22

Если вы оказались заложником

1

Правила поведения при захвате террористами, признаки возможного похищения или террористического акта




1.23

Загрязнение воды

1

Экология, способы загрязнения мест проживания, правила безопасного экологическог поведения




1.24

Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы.

1

Причины и последствия загрязнения почвы и воздуха, правила безопасного поведения в таких районах




1.25

Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтрующие гражданские противогазы.

1

Респиратор, ватно-марлевая повязка, ГП-5




1.26

Практическое занятие «Правила пользования фильтрующим противогазом»

1

Правила ношения и надевания

ГП-5

1




^ Раздел 2. Основы медицинских знаний

4




2

2.1

Различные виды ранений и их причины

1

Виды ран




2.2

Практическое занятие «Первая медицинская помощь при ранениях»

1

Правила осмотра и обработки ран

1

2.3

Общая характеристика кровотечений

1

Виды кровотечений,их особенности




2.4

Практическое занятие «Первая помощь при кровотечениях»

1

Правила наложения давящей повязки

1




Раздел 3. Основы здорового образа жизни

3







3.1

Движение и здоровье.

1

Понятие о движении, виды движений, влияние движения на здоровье человека,гиподинамия,гипердинамия




3.2

Различные виды нарушений осанки и причины их возникновения.

1

Понятие об осанке,причинах изменения осанки,видах сколиоза,влияние компьютера на формирование осанки и зрение




3.3

Развитие и изменение организма. Физическое и нравственное взросление человека.

1

Особенности развития организма человека в детском и подростковом возрасте,правила ухода за организмом




^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-й кл.: учебник для  

   общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.

   Смирнов и др.;  под ред. Ю.Л. Воробьёва – М.:АСТ: Астрель,2008-2010;

2. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника / В.П.

    Ситников: - М.: Слово, АСТ, Ключ – С, 1997;

3. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы медицинских знаний и охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 4-5 классов общеобразовательных школ / Е.Л. Вишневская, Н.К. Бирюкова, Т.И. Широкова: - М.: Русское слово, 1995.




Похожие:

Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconПрограмма по математике для 6 класса пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета математики для 6 класса моу «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Саранск составлена на...
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 7 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 5 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс учителя обж даниловой Ольги Валерьевны
Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: В. Н....
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconПрограмма по основам безопасности жизнедеятельности 7 9 классы составитель черепанина м. В. Программа
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов,...
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconРабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса
Основам безопасности жизнедеятельности, с учетом авторской программы В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского,...
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconУчебного курса «Алгебра и начала анализа 11 класс» пояснительная записка рабочая программа учебного предмета алгебра и начала анализа для 11 класса
Саранска составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы,...
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса пояснительная записка iconРабочая программа по предмету основы безопасности жизнедеятельности для 10 класса
Программа рассчитана на 35 часов(1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 3 часа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов