Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики icon

Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики



НазваниеСборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики
страница1/4
Е. М. Гутник
Дата конвертации14.01.2013
Размер0.69 Mb.
ТипСборник задач
  1   2   3   4



Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе «Программ для общеобразовательных учреждений», Дрофа, 2001 год, раздел «Физика 7-9 классы» авторов Е. М. Гутник и А. В. Перышкина. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);

  • учебниками (включенными в Федеральный перечень):

  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2005;

  • Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2007;

  • Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2009.

  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

  • Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.

  • Стпанова Г. Н. Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-П.1995.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Планирование соответствует примерной программе, изменений нет.


^ Содержание учебного материала


7 класс

(68часов, 2 часа в неделю)


I. Введение 3 ч)


Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

^ Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.


II. Первоначальные сведения о строении вещества. (5 часов.)


Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

^ Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.


III.Взаимодействие тел. (19 час.)


Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

^ Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.


^ IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. (25 час)


Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. ^ Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

^ Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.


^ V. Работа и мощность. Энергия. (14 часов.)


Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

^ Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

^ Фронтальная лабораторная работа.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.


8 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)


^ I.Тепловые явления (24 часа)


Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.

Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц.^ Способы изменения внутренней энергии.

Теплопроводность.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Конвекция.

Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Плавление и кристаллизация. ^ Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.

Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния

вещества.

Испарение и конденсация. ^ Удельная теплота парообразования и конденсации.

Работа пара и газа при расширении.

Кипение жидкости. Влажность воздуха.

Тепловые двигатели.

^ Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.

КПД теплового двигателя.

Фронтальная лабораторная работа.

2.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

3.Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.

4.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.


^ II.Электрические явления. (28 часов)


Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.

Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. ^ Электроскоп. Строение атомов.

Объяснение электрических явлений.

Проводники и непроводники электричества.

Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. ^ Источники электрического тока.

Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. ^ Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи.

^ Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Закон Джоуля-Ленца^ . Работа электрического ток.

Мощность электрического тока.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.

^ Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.

Нагревание проводников электрическим током.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

^ Лампа накаливания. Короткое замыкание.

Предохранители.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

6.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7.Регулирование силы тока реостатом.

8.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

9.Измерение работы и мощности электрического тока.

10.Измерение КПД установки с электрическим нагревателем


III.Магнитные явления


Магнитное поле. Магнитное поле катушки с током.

Применение электромагнитов.

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Фронтальная лабораторная работа.

11.Изучение электрического двигателя

12.Сборка электромагнита и испытание его действия.

.


^ IV.Световые явления. (11 часов)


Источники света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.

Плоское зеркало. Линза. ^ Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы.

Глаз и зрение. Очки.

Фронтальная лабораторная работа.

13.Получение изображения с помощью линзы.


    1. класс

(68 часов, 2 часа в неделю)


^ I. Законы взаимодействия и движения тел. (25 часов)


Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета.

Определение координаты движущего тела.

^ Графики зависимости кинематических величин от времени.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Скорость равноускоренного движения.

Перемещение при равноускоренном движении.

^ Определение координаты движущего тела.

Графики зависимости кинематических величин от времени.

Ускорение. Относительность механического движения. ^ Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Свободное падение

Закон Всемирного тяготения.

^ Криволинейное движение

Движение по окружности.

Искусственные спутники Земли. Ракеты.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механическая работа. Мощность.

^ Закон сохранения энергии.

Фронтальная лабораторная работа.

2. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

3.Измерение ускорения свободного падения.


^ III.Механические колебания и волны. Звук. (10часов)


Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити.

^ Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны.

Звук. ^ Высота и тембр звука. Громкость звука/

Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

4.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.


^ IV.Электромагнитные явления. (11 часов)


Взаимодействие магнитов.

Магнитное поле.

Взаимодействие проводников с током.

Действие магнитного поля на электрические заряды. ^ Графическое изображение магнитного поля.

Направление тока и направление его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

^ Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. ^ Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

Электродвигатель.

Электрогенератор

Свет – электромагнитная волна.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Изучение явления электромагнитной индукции.


^ V.Строение атома и атомного ядра (13 часов)


Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц.

Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.

Методы наблюдения и регистрации частиц.^ Радиоактивные превращения. Заряд ядра. Массовое число ядра.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

^ Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.

Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.

^ Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика. Термоядерные реакции.

Биологическое действие радиации.

Фронтальная лабораторная работа.

6.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

7.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.


Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения физики 7 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния импульса и механической энергии

  • уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

В результате изучения физики 8 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения элек­трического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распро­странения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего те­ла от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробы­товых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;


^ В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.

  • смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,

  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.

  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений

  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.


^ Тематическое планирование, 7 класс

2 часа в неделю, всего - 68 ч


Сроки

(примерные)

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

02.09-16.09

Введение

3

1

-

18.09-

18.10

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

1

20.10-

18.12

Взаимодействие тел

19

4

2

22.12-

26.03

Давление твердых тел, жидкостей и газов

25

1

1

28.04-

25.05

Работа, мощность, энергия

14

2

1



^ Тематическое планирование, 8 класс

2часа в неделю, всего68 часов.

.


Сроки

(примерные)

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

02.09-10.10

Тепловые явления

12

1

1

12.10-02.12

Агрегатное состояние вещества

12




1

05.12-23.03

Электрические явления

28

5

1

01.04-22.04

Электромагнитные явления

7

1




24.04-16.05

Световые явления

9

1

1


^ Тематическое планирование, 9 класс

. 2 часа в неделю, всего - 68 ч

Сроки

(примерные)

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

02.09-

20.12

Законы взаимодействия и движения тел

35

2

2

22.12 -

24.02

Механические колебания и волны. Звук.

9

1

1

26.02-

24.03

Электромагнитное поле

7

1

1

28.03-

16.05

Строение атома и атомного ядра

15

1

1
  1   2   3   4




Похожие:

Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconСборник задач по физике для 8-11 классов средней школы, М.: Просвещение, 1989 г Сборник задач по физике: для 9-11 классов общеобразовательных учреждений/сост. Г. Н. Степанова. М: Просвещение, 1995г
На изучение предмета «Физика» в 10 классе выделено 2 часа из федерального компонента. Это соответствует изучению физики на базовом...
Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconХарактеристика наиболее популярных электронных средств по физике
Демонстрационные имитационные программы по различным разделам физики. Содержит набор интерактивных компьютерных моделей по различным...
Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconСборник задач по физике. 7-9 кл. В. И. Лукашик. М.: Просвещение, 2008. Сборник задач по физике 9-11 кл. А. П. Рымкевич. М.: Просвещение, 2003
Планирование составлено на основе авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2009
Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconСборник задач для проведения устного экзамена по физике за курс средней школы», А. П. Рымкевич «Сборник задач по физике»
Коровин В. А., Степанова Г. Н. «Сборник задач для проведения устного экзамена по физике за курс средней школы», А. П. Рымкевич «Сборник...
Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconСборник задач по физике. 7-9 кл./ Составитель В. И. Лукашик. М.: Просвещение, 2008. Сборник задач по физике. 7-9 кл./ Составитель А. В. Перышкин М.: Экзамен, 2008
Планирование составлено на основе авторской программы Е. М. Гутник, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004
Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconСборник задач по физике. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2006
Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет...
Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconСборник задач по физике 9-11 кл. А. П. Рымкевич. М.: Просвещение, 2003 «Самостоятельные и контрольные работы по физике. 11 класс.». Л. А. Кирик. М: Илекса, 2007
Планирование составлено на основе авторской программы Г. Я. Мякишева «Физика» 10 11 классы
Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconСборник задач по физике 9-11 кл. А. П. Рымкевич. М.: Просвещение, 2003 «Самостоятельные и контрольные работы по физике. 11 класс.». Л. А. Кирик. М: Илекса, 2007
Планирование составлено на основе авторской программы Г. Я. Мякишева «Физика» 10 11 классы
Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconСборник задач по физике 9-11 кл. А. П. Рымкевич. М.: Просвещение, 2003 «Самостоятельные и контрольные работы по физике. 11 класс.». Л. А. Кирик. М: Илекса, 2007
Планирование составлено на основе авторской программы Г. Я. Мякишева «Физика» 10 11 классы
Сборник задач по физике. 7-8 кл. С-п. 1995. Цели изучения физики iconСборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. 7-е изд. М.: Просвещение, 2003
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов