Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка icon

Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по обществознанию 8 класс Пояснительная записка
Дата конвертации14.01.2013
Размер191.04 Kb.
ТипПрограмма


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. 1 Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию , утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Законом Российской Федерации «Об образовании».

  3. Кравченко А.И., Е.А. Певцова. Обществознание, 8 класс.- М.: Русское слово. 2009 г.

  4. Поурочные разработки для преподавателей по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание», 8 класс.

  5. Кравченко А.И. Программа курса для 8-9 классов образовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2006 г.

Цель курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

^ Задачи курса

- создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

- освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Данный курс обществознания позволяет учащимся получить такие знания об обществе и людях, которых помогут им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более мир человеческих взаимоотношений.


Курс способствует совершенным интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся


^ Тематическое распределение количества часов

№ п/п

Разделы


Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа




Обществознание

34

34

1

Общество и человек

10

10

2

^ Экономическая сфера

9

9

3

Социальная сфера

8

8

4

Повторительно-обобщающий урок

7

7


^ Основное содержание Рабочей программы(34 ч)

Раздел I. Общество и человек

Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представления о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

^ Тема 2. Взаимосвязь природы и общества

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

^ Тема 3. Типология обществ

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов, возникновение государства.

Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

^ Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствие ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.

Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

^ Тема 5. Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретенные качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

^ Тема 6. Потребности человека

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

^ Тема 7. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

^ Тема 8. Социально-психологический процесс общения

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

^ Повторительно-обобщающий урок «Человек в обществе и общество в человеке».

Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек».

Раздел II. Экономическая сфера

^ Тема 9. Сущность и структура экономики

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

^ Тема 10. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар - деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

^ Тема 11. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

^ Тема 12. Рынок, цена и конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

^ Тема 13. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

^ Тема 14. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источники доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

^ Тема 15. Бюджет государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицит государственного бюджета и ее расширение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

^ Тема 16. Труд, занятость, безработица

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.

Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Повторительно-обобщающий урок «Становление рыночного общества в России: общее и особенное».

^ Повторительно-обобщающий урок «Экономическая сфера».

Раздел III. Социальная сфера

Тема 17. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

^ Тема 18. Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.

Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

^ Темы 19-20. Богатые и бедные

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» России.

^ Тема 21. Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

^ Тема 22. Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношении между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современное проявления.

^ Тема 23. Конфликты в обществе

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

^ Тема 24. Семья

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

^ Повторительно-обобщающий урок «Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства».

Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера».

Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек. Экономическая сфера. Социальная сфера».

^ Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны:

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

^ Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;

ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

• сознательного неприятия антиобщественного поведения.





^ Тема урока

Тип урока

Применение технологий

Формы и виды контроля

1

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе

урок обобщения и систематизации знаний;

Проблемно-поисковая технология

индивидуально-групповой опрос

2


Взаимосвязь природы и общества


комбинированный

технологии исследовательской направленности

Письменное задание творческого характера

3


Типология обществ

урок применения навыков и умений;

проблемно – поисковые технологии

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

4

Социальный прогресс,и развитие общества

комбинированный урок

технологии моделирующего обучения

Устный опрос

5

Личность и социальная среда

урок применения навыков и умений

Проблемно-поисковая технология

индивидуально-групповой опрос

6

Потребности

человека

комбинированный урок

проблемно – поисковые технологии

Устный опрос

7

Социализация и воспитание

урок усвоения навыков и умений;

технологии моделирующего обучения

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

8

Общение

комбинированный урок

технологии исследовательской направленности

индивидуально-групповой опрос

9

Социально-психологический процесс

общения

урок усвоения навыков и умений;

технологии моделирующего обучения

Письменное задание творческого характера

10

Повторительно-обобщающий

урок

урок применения навыков и умений

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос

11

Сущность и структура экономики

комбинированный урок

технологии исследовательской направленности

индивидуально-групповой опрос

12

Товар и деньги

урок обобщения и систематизации знаний;

технологии моделирующего обучения

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

13

Спрос и предложение

урок усвоения навыков и умений;

Проблемно-поисковая технология

индивидуально-групповой опрос

14

Рынок, цена, конкуренция

урок применения навыков и умений

технологии моделирующего обучения

Письменное задание творческого характера

15

предпринимательство

урок обобщения и систематизации знаний;

технологии исследовательской направленности

Устный опрос

16

Роль государства в экономике

комбинированный урок

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос

17

Бюджет государства и семьи.

урок обобщения и систематизации знаний;

технологии моделирующего обучения

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

18

Труд

урок усвоения навыков и умений;

технологии исследовательской направленности

Письменное задание творческого характера

19

Повторительно обобщающий урок «Становление рыночного общества»

урок применения навыков и умений

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос

20

Повторительно обобщающий урок « Экономическая сфера»

урок обобщения и систематизации знаний;

технологии моделирующего обучения

индивидуально-групповой опрос

21

Социальная

Структура

комбинированный урок

технологии исследовательской направленности

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

22

Социальная стратификация

урок усвоения навыков и умений;

Проблемно-поисковая технология

индивидуально-групповой опрос

23

Богатые

урок усвоения навыков и умений;

технологии моделирующего обучения

Письменное задание творческого характера

24

Бедные

урок применения навыков и умений

технологии исследовательской направленности

Устный опрос

25

Этнос: нации и народности

комбинированный урок

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

26

Межнациональные отношения

комбинированный урок

технологии моделирующего обучения

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

27

Конфликты в обществе

комбинированный урок

технологии моделирующего обучения

Устный опрос

28

Семья

комбинированный урок

технологии моделирующего обучения

Устный опрос

29

^ Повторительно-обобщающий урок «Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства».


урок обобщения и систематизации знаний;

технологии исследовательской направленности

Письменное задание творческого характера

30

^ Повторительно-обобщающий урок «Социальная сфера».


урок обобщения и систематизации знаний;

технологии исследовательской направленности

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

31

^ Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек. Экономическая сфера. Социальная сфера».


урок обобщения и систематизации знаний;

Проблемно-поисковая технология

Устный опрос с элементами проверки домашнего задания

32

Резерв










33

Резерв










34

Резерв













Похожие:

Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconДокументи
1. /Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы/Критерии и нормы оценок по обществознанию..doc
Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию 6 класс составитель: пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка обществознание 5 класс
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе...
Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconПрограмма по обществознанию 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса...
Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconПрограмма по обществознанию 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимумом содержания...
Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию (10 класс) Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса Учитель: Байч Е. Ю. 2011г. Пояснительная записка
Буп 2004г., федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего...
Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию 9 класс составитель: Заиченко Галина Николаевна
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию 11 класс базовый уровень составитель: Заиченко Галина Николаевна
Рабочая программа курса по обществознанию для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках...
Программа по обществознанию 8 класс Пояснительная записка iconДокументи
1. /rabprogizo/внеучебная деятельность в классе/худ. эст. направление 5 кл..doc
2....

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов