Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» icon

Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе»



НазваниеВыступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе»
Дата конвертации09.05.2013
Размер98.51 Kb.
ТипДокументы



Выступление на ГМО учителей музыки и МХК.

Доклад:

«Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе».


Учитель музыки

МБОУ СОШ №12 г. Ельца

Харькова Раиса Анатольевна.


2012 год


Введение

Новая программа предлагает   тематическое планирование  уроков музыки, которое позволяет использовать проектно -  исследовательскую  деятельность. Работая учителем музыки не один год,  приходилось  думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. В настоящее время  уроки музыки нужно выводить на новый уровень. 

(Слайд 2).

Проектная  деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.

Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к  самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?

(Слайд 3).

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

^ Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

^ Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.


Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников.  И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. 

(Слайд 4).


^ Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности

В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты, хотя, скорее, это просто творческие задания. Эти микропроекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность, хотя и способствуют ее появлению в дальнейшем.

Именно использование микропроектов позволяет индивидуализировать ситуацию обучения. Функция проектов в начальной школе – не столько сформировать какие-то новые способности, сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее, - инициативности, которая возникла исходно в игре, воображению, свободе.

Но, конечно, это и практика произвольности поведения: выполняя проект, приходится самому себя организовать, а потому и учиться управлять собственным поведением.

В старшей школе происходит обратное  -  проектная деятельность становится  средством управления своим поведением в учебной работе. 

При организации проектной деятельности школьников педагог работает проектно. Именно педагог видит образовательные цели того, что происходит, именно он предлагает способы работы. Именно он организует внешнюю ситуацию презентации итогового продукта. Таким образом, деятельность педагога является проектной.  Можно разделить деятельность педагога на собственно проектную и деятельность управления.

(Слайд 5).

Педагог:  проектирует образовательные результаты и управляет проектной деятельностью школьников.

Проект имеет следующие черты:

- идея, замысел;

 - способ реализации;

- результат.

(Слайд 6).

Школьный проект имеет следующую структуру:

1.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

- планирование учителем проекта в рамках тем программы,

- выдвижение идеи учителем на уроке,

- обсуждение идеи обучающимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.

(Слайд7).

2. Организация работы:

- формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов,

 - распределение заданий в микрогруппах,

 - практическая деятельность обучающихся в рамках проекта.

(Слайд 8).

3. Завершающий этап:

- промежуточный контроль (при длительном проекте),

- обсуждение способа оформления проекта,

- документирование проекта,

- презентация результатов проектов,

- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

(Слайд 9).

4. Этап практического использования результатов проекта.

Проекты могут делиться и по числу участников – групповые, индивидуальные. По типу руководства проект может быть осуществлен под непосредственным руководством педагога или с выделением точек контроля, которые предъявляются как оказание консультационной помощи. В любом случае проект управляется педагогом.

Наиболее часто в связи с проектированием в образовательном процессе говорят о развитии коммуникации – об умении работать в группе, организовывать межличностное общение и т.д. Необходимо разделить два аспекта коммуникации: построение высказывания в устной или письменной  форме; участие в групповой работе. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность способности такой работы с готовым или продуцируемым текстом, при которой школьник: вычленяет содержание сообщения; может переформулировать содержание сообщения.  

В формировании коммуникативной компетентности существует преемственность: сформированные в начальной школе компоненты поддерживаются в основной, на их основе формируется более сложные формы, этот процесс продолжается в основной и старшей школе.  В школе вводятся  новые стандарты обучения и преимущество приходиться отдавать даже не проектам, а некоторым заданиям со свободным пространством для действия. Проект может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом, но он никак не может превращаться в упражнение. Вот здесь и проходит граница между развивающим проектом и просто еще одной формой традиционной учебной работы.

При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эту способность  мы полагаем основной компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей, которые в старшей школе на следующих ступенях образования конкретизируются и оформляются. Такую способность мы условно называем учебно-практической самостоятельностью. В отличие от традиционных образовательных результатов учебно-практическая самостоятельность – это надпредметная способность; обладающий ею использует имеющиеся предметные знания в качестве материала, средства решения учебно-практических проблем. Признаком сформированности учебно-практической самостоятельности является не просто участие в проектной деятельности, а именно выполнение, завершение проекта -  пусть короткого, локального, узкопредметного.


(Слайд 10).

^ Применение проектно- исследовательской деятельности на уроках музыки.

В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне владения способами действия. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала, расширяющие для ребенка ареал применения способа. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
^ Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, музыкальные игры, произведения музыкального искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) являются: выставки рисунков, газеты, шумовые инструменты, праздники, музыкальные иллюстрации, сказки. Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

(Слайд 11).
Пример: на этапе разучивания «Весёлый музыкант» к содержанию песенки  дети создают свой проект « Мультипликационный фильм». Детям в группах дается задание нарисовать к определенному куплету песенки рисунок, в группах дети обсуждают, кто, что будет рисовать, чтобы  рисунки не повторялись. (На диске презентация песни). Результатом является исполнение песенки во время демонстрации презентации.

(Слайд 12).

Тема: «Музыкальные инструменты».  Проект « Экскурсия  - путешествие в страну музыкальных инструментов», где группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа  выступают в роли музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на шумовых инструментах (дети изготовляют инструменты сами).  В результате  дети знакомятся с инструментами  не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а также играют на шумовых инструментах, которые делают сами дома. Также на уроке дети сами изготавливают из подручного материала простейшие шумовые инструменты. Используются: баночки, коробочки, фасоль, рис, горох, различные бусинки и т.д.

В процессе обучения игре на шумовых инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Шумовые инструменты – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес. Наблюдая, что такой вид деятельности вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

(Слайд 13).

 В начальной школе перед темой «Инструменты симфонического оркестра»  я предлагаю учащимся проект «Симфонический оркестр». 

(Слайд 14).

Краткое содержание проекта:

1.Закрепить понятия «вокальная» и «инструментальная» музыка.

2.Дать определение оркестра

3.Обогащать знания детей о свойствах и особенностях групп симфонического оркестра.

4.Рассказать легенды о происхождении музыкальных инструментов.

5.Обогатить  словарь детей музыкальными терминами.

6.Познакомить с расположением симфонического оркестра.

7.Расширять музыкальные впечатления детей.

8.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

(Слайд 15).

Результаты проекта:

1.Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.

2.Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.

3.Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

4.Вовлечение детей каждого ребенка в творческую деятельность.

5.Формирование у детей представления о разнообразии музыкальных инструментов.

(Слайд 16).

Главным результатом всех проектов является: развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной, владеющей музыкальными навыками, не растерявшей доброты и сострадания.


  Заключение

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно- исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию  творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что  уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

(Слайд 17).

 

Использованная литература:

1.                Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. -288  с.

2.                Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с.

3.  Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по   программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой – Волгоград: Издательство                                 «Учитель»,2010 – 198 с.

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для  учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с.




Похожие:

Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки и мхк моу «Гимназия г. Раменское»
Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconДоклад «Использование икт технологий как условие формирования ключевых компетенций на уроках музыки»
Работая учителем музыки в системе образования уже не один год, я всегда была уверена, что уроки музыки – это в большой степени уроки...
Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconИ. М. учителя музыки му «Гимназия г. Раменское» 2 полугодие «Взаимосвязь музыки и живописи» тема урок
Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыки с живописью, показать значение музыки в синтезе искусств
Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconПрограмма развития мбоу тогучинского района Горновской сош авторский коллектив
Мо учителей истории; О. В. Каширина – руководитель мо учителей географии и биологии; Е. А. Шевцова – руководитель мо учителей иностранного...
Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconТематическое планирование 5 класс (35 ч) Целью уроков музыки в 5 классе
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconСписок выступающих на заседании ммо учителей начальных классов и семинаре практикуме «Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе как условие формирования положительной учебной мотивации учащихся» 11. 09
Мастер-класс «Использование техники «Модульное оригами» на уроках технологии в начальной школе»
Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconРабочая учебная программа по предмету «Музыка» в 5 классе Пояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconВыступление на тему: «Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconМеждународному дню музыки
Ведущая Да, сегодня мы отмечаем День музыки. И поэтому вместе с вами, дети, мы ещё раз совершим экскурсию в этот удивительный мир...
Выступление на гмо учителей музыки и мхк. Доклад: «Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе» iconИкт на уроке музыки
Из опыта работы Лель Ирины Мечиславовны, учителя музыки моу «Гимназия г. Раменское»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов