Самостраховка при спуске по веревке icon

Самостраховка при спуске по веревке



НазваниеСамостраховка при спуске по веревке
страница1/7
Дата конвертации10.01.2013
Размер1.22 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7




Самостраховка при спуске по веревке:

Фактор падения

в технике SRT


Konstantin B.Serafimov

20 августа 2007 года

www.sumgan.com


Если отбросить всю математику, основные принципы упругости на первый взгляд, право же, очень просты, но для истинного понимания они на удивление трудны. Причина этого, я думаю, кроется в том, что все мы воспитаны на некоторых инстинктивных знаниях о прочности - не будь этого, мы ломали бы вещи и травмировались гораздо чаще, чем сейчас. И в результате нам кажется, что такого подсознательного понимания вполне достаточно.

^ В конце концов, все это оборачивается трудностями, связанными не столько с изучением элементарной теории упругости, сколько с собственными предубеждениями.

Дж. Гордон1


Эта работа является 4-й в цикле, посвященном самостраховке при спуске по веревке2, и, наверно, наиболее сложной для понимания из-за необходимости обращаться к диаграммам и формулам, описывающим физику процесса. Хотя известно, что наличие в работе хотя бы одной единственной формулы снижает ее популярность примерно на 50 %, но иначе - не получается. Впрочем, формул предельный минимум. Поэтому тем, кому не по силам или не по душе разглядывать формулы, придется пропускать их при чтении и принять на веру итоговые выводы, подтверждаемые ими. Надеюсь, что хотя бы красивые иллюстрации несколько сгладят наукообразность отдельных мест настоящего исследования.

Предпринять его мне пришлось, чтобы окончательно убедиться в пригодности эксцентриковых зажимов в качестве самостраховочных при спуске - как в технике одинарной веревки, так и в 2-опорной технике. Потому что генеральный рисунок навески для любого спуска по веревке един - веревка закреплена выше нас, и мы спускаемся по ней вниз. Нет других вариантов.

Проще говоря, следовало понять - повредят ли веревку страховочные эксцентриковые зажимы, отвечающие "^ Формуле Рефлекс" и мгновенно срабатывающие при утрате контроля над спуском?


На самом деле применение амортизаторов делает эту работу лишенной той первоначальной актуальности, когда амортизаторов еще не было. Испытания "Petzl ASAP" фирмой "Lyon Equipment Ltd" в 2005 году3 еще раз подтвердили тот факт, что наличие амортизатора снимает всякие опасения по поводу повреждения оплетки веревок зубчатыми кулачками эксцентриковых зажимов при самостраховке.
Как говорится: "То, о чем давно кричали большевики - ныне не актуально!" Амортизаторы напрочь снимают главный аргумент противников "жумаров" - веревка остается в целости.

И все же интересно, почему за годы и годы нашей работы с зубчатыми зажимами для самостраховки при спуске, у нас не было случаев не только реальных падений, но и повреждения веревки в результате рабочих неурядиц на отвесах, когда веревка испытывала рывки через самостраховочный "Пуани". В чем тут дело? Ведь мировое общественное мнение, покрепленное индустриальными стандартами, категорически против такой самостраховки. Так кто из нас прав: многочисленные апологеты "Формулы Без Рук" или мы со своей "Формулой Рефлекс"?

Последний раунд этого анализа посвящается исследованию возможных падений при спуске и подъеме по веревке с точки зрения их степени, то есть фактора падения.

Какие же падения - с каким фактором? - реальны в технике одинарной веревки SRT, в Европейском ее варианте? Рассматривая Северо-Американский вариант IRT, мы получим лишь частный случай обычной 2-веревочной техники с простейшим рисунком сплошного провешивания веревки без промежуточных точек закрепления, характерного также для индустриальных работ. Поэтому, ответив на вопрос о возможных падениях при наиболее сложном по рисункам навески Европейском варианте SRT, мы ответим на все вопросы любой из техник спуска и подъема по веревке..


Вот мы и уткнулись в это понятие - "^ Фактор падения" (Fall factor). И не разобравшись с ним, нечего и думать о том, чтобы понять, какие пиковые нагрузки - рывки, поджидают нас при работе на веревке, если что-то пойдет не так. Ведь, прежде всего и в конечном счете, нас интересует конечная величина рывка (пиковая динамическая нагрузка), то есть его сила. Именно она - сила, бьет по веревке, другому снаряжению и нашему организму при остановке падения, вызывая в них напряжения, и в итоге либо щадит, либо ломает и калечит, и зачастую смертельно.


Но сила, напряжения, - это не те величины, которых мы можем измерить, находясь на веревке где-нибудь на отвесе. Ни измерить, ни определить как-либо иначе их величину нам не удастся - не чем. А вот оценить - примерно, но с достаточной для практических целей точностью, представить порядок - можно. Если понимать, что же влияет на величину ударной нагрузки при остановке падения.

И для начала следует разобраться - какие же варианты падений в принципе могут случиться при движении - спуске и подъеме, по навешенной веревке? Вне зависимости от их причин - какие падения? Это даст возможность оценить и нагрузки, которые возникнут при их остановке.

Если нагрузки не превысят прочности оплетки современных малоэластичных веревок, значит, веревка останется целой и невредимой. При этом нагрузки в страховочной цепи в среднем не будут больше 500-600 кГ - именно такова конструктивно заложенная прочность оплетки большинства современных веревок. Плюс останется приличный запас прочности, заключенный в сердцевине.


Единственное, чем мы располагаем для такой оценки - это сама навеска веревки, ее конфигурация в совокупности с остальным снаряжением, составляющим страховочную цепь при остановке падения. В отличие от сил и напряжений, все это снаряжение можно пощупать руками и даже лизнуть. Не говоря уже о том, что всегда можно обеспечить себя надежным снаряжением, причем еще до выхода на вертикаль. А при навеске и работе на веревке распорядиться им с наивысшей возможной эффективностью. Потому безопасность работы на веревке всецело в наших руках. Если понимать, от чего зависит надежность страховочной цепи.


Оглавление


1. Основные понятия "Теории Падения"

1.1. Страховочная цепь

1.2. Прочность

1.3. Нагрузки статические и динамические

1.4. Пиковая динамическая нагрузка

1.5. Скорость приложения нагрузки

1.6. Статичность, эластичность и деформации

1.7. Коэффициент перегрузки

1.8. Энергоемкость


2. Фактор падения. Теория

2.1. Простейшая страховочная цепь

2.2. Страховочная цепь при спуске-подъеме по веревке

2.3. Фактор падения и пиковая нагрузка

2.4. Уточнение формулировки "Фактор падения"

2.5. Фактор падения при испытаниях снаряжения


3. Оценка фактора падения при реальной работе

3.1. Падения с фактором больше 1,0

3.1.1. В самом начале восхождения

3.1.2. При срыве из выхода над любой точкой закрепления

3.1.3. При движении с самостраховкой за металлические перила

3.2. Падения с фактором равным 1,0

3.3. Падения с фактором меньше 1,0


4. Реальная конфигурация фактора падения

при спуске-подъеме по веревке

4.1. Локальный фактор падения на ус при спуске

4.2. Локальный фактор падения на ус при подъеме

4.3. Влияние рапели на величину фактора падения

4.4. Опасность проскальзывания

точки прикрепления к веревке

4.5. Опасность увеличения массы падающего

4.6. Опасность быстрого спуска


^ 5. Фактор падения при разрушении ПЗ

(промежуточного закрепления веревки)

5.1. Расстояние между закреплениями

5.2. Влияние расстояние от ПЗ в момент его разрушения

5.3. Влияние корема у промежуточного закрепления


6. Фактор падения в корем


7. Смягчающие факторы или генеральный резерв

7.1. Энергоемкость человека в подвесной системе

7.2. Энергоемкость страховочного уса

7.3. Эффект границы Lo (Но)

7.4. Применение амортизаторов страховочных усов


8. Факторы, усугубляющие рывок

8.1. Страховочные усы из ленты

8.2. Усы из статической веревки

8.3. Усы с разрушаемыми элементами


9. Некоторые выводы по теме


Литература


На обложке Любовь Серафимова, Усть-Каменогорск-Хайфа,

фото Константин Б.серафимов

1. Основные понятия "Теории Падения"


Чтобы понимать друг друга, надо говорить на одном языке. Поэтому сначала следует сформулировать основные понятия "теории Падения". Они постоянно вертятся на языках, в многочисленных обсуждениях на технических форумах Интернета и часто встречаются в литературе. Но при этом в одинаковые слова нередко вкладывается очень разный смысл. Вот эти сакраментальные термины:


1) Страховочная цепь.

2) Прочность.

3) Статическая и динамическая нагрузка.

4) Пиковая, максимальная, предельная динамическая нагрузка.

5) Скорость приложения нагрузки.

6) Деформация, статичность и эластичность.

7) Энергоемкость.

8) Фактор падения.


Я постараюсь дать им определения, исходя из весьма большого материала, который мне пришлось изучить за время работы над темой. А времени на накопление понимания пришлось потратить более 20 лет.


1.1. Страховочная цепь.


Основным термином, понятием, связывающим весь этот перечень, является понятие страховочной цепи.


^ Страховочной цепью называется совокупность всего снаряжения, участвующего в остановке падения.


В простейшем случае это только веревка, одним концом привязанная к опоре, а вторым - к телу падающего. В современной нам реальности страховочная цепь всегда включает в себя дополнительные элементы снаряжения: спусковое, самостраховочное или подъемное устройство, коннекторы, соединяющие это снаряжение между собой и с обвязками (карабины, мэйлон рапиды или слинги), страховочные усы или фалы, сама подвесная система и т.п.


^ Всякая цепь имеет прочность, равную прочности самого слабого ее звена.


Страховочная цепь - не исключение. Какими бы ни были индивидуальные характеристики составляющего ее снаряжения, мы можем рассчитывать только на прочность самого слабого из него. Все остальное не имеет значения. Если пиковая динамическая нагрузка при остановке падения превысит прочность этого звена, цепь порвется, и мы разобьемся.

Кажется, что для устранения такой неприятности нам надо позаботиться об увеличении прочности каждого из элементов страховочного снаряжения. Надо, но этого мало. Прочность снаряжения сама по себе не обеспечивает безопасности.


1.2. Прочность


Понятие "Прочность" имеет двоякую сущность, характеризуя как материалы, так и изделия из них.

В материаловедении и других сопряженных дисциплинах:


^ Прочность - это способность материала сопротивляться разрушению при воздействии внешних сил, вызывающих деформацию и внутреннее напряжение в материале.


Прочность измеряется по наибольшему напряжению, вызывающему разрушение материала при сжатии, изгибе и растяжении, (пределу прочности).

Прочность материала характеризуется напряжением, необходимым для того, что бы этот материал разрушить.


^ Напряжение - это сила, приложенная к единице площади поперечного сечения.


В быту прочность ассоциируется не с напряжением, а с силой, величина которой способна разрушить данный предмет. То есть мы оперируем понятием прочности изделия.

Например, в вертикальном обиходе:


^ Под прочностью понимается максимальная нагрузка (сила), которую может выдержать то или иное снаряжение, не разрушившись.


При этом мы не задумываемся, что, по сути, имеем дело с напряжениями - то есть с силами распределенными по площадям разных сечений каждого из предметов снаряжения, нас интересует только их итоговая сумма, при которой наступает разрушение.

Цифры, штампованные на металлическом снаряжении (карабины, зажимы и т.п.) и отпечатанные на этикетках снаряжения из синтетического волокна (веревки, ленты и т.д.) имеют размерность силы - килоньютоны (kN), килограммы (кГ). Они очень внушительны и вселяют оптимизм. На то они и рассчитаны.


В ^ Теории Упругости различают прочность при разных направлениях приложения разрушающей силы. Но чаще всего, говоря о прочности, мы подразумеваем прочность на разрыв.

^ Прочность на разрыв - это напряжение, необходимое для того, чтобы разорвать материал на части, разрушив все межатомные связи вдоль поверхности разрыва.


Но если мы говорим о снаряжении, то снова обращаемся к прочности изделия, и подразумеваем суммарную силу, которая приведет к тем же последствиям - сечения и напряжения нас не интересуют: важен итог. Все эти инженерные премудрости мало занимают работающего на вертикали, они важны при создании снаряжения, а пользователю чаще всего безразличны. На отвесе нас волнует одно: выдержит или не выдержит? Сломается или нет? При этом если сломалось (нельзя дальше пользоваться), но не рассыпалось (не привело к разрушению, повлекшему падение), значит - выдержало. Значит - хватило прочности. Только и всего.


Как уже было сказано, полезно, если прочностные показатели нашего страховочного снаряжения достаточно высоки. И чем выше, тем лучше. Вот только прочность снаряжения сама по себе не обеспечивает безопасности.


^ Наивно надеяться на надежность своего страховочного снаряжения, оперируя только данными о его прочности.


Это одно из наиболее опасных заблуждений, порождаемое впечатлением от числовых значений объявленной производителями прочности снаряжения!


Какая бы ни была прочность снаряжения, падение всегда может привести к нагрузкам в страховочной цепи, превышающим ее. Причем даже в самых безобидных с виду ситуациях. Например, при микро-падениях всего лишь на страховочный ус. И не приведи случай, чтобы этот ус оказался из дайнимы! Но продолжим.


1.3. Нагрузки статические и динамические


Нагрузки - это силы (а точнее силовые воздействия), возникающие в страховочной цепи в результате наших перемещений по навеске, в том числе и таких неудачных как падение.


Наиболее популярными понятиями в этой области являются статические и динамические нагрузки. При этом в общественном сознании присутствует вера в то, что динамические нагрузки - это штука чрезвычайно опасная, куда опаснее нагрузок статических, и всегда как бы превышающая их. Давайте разберемся.


^ Статической нагрузкой называется сила неизменная во времени или изменяющаяся слишком медленно, чтобы это стоило учитывать.


Величина, направление и место приложения статической нагрузки изменяются столь незначительно, что при расчёте их принимают независящими от времени и поэтому пренебрегают влиянием всех остальных процессов, обусловленных изменениями нагрузки во времени.

Статическую нагрузку легко измерить простейшими приборами.


Динамической нагрузкой называется сила, изменяющаяся во времени по величине и/или направлению со скоростью достаточно большой, чтобы эти изменения оказывали влияние на результат.


Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени её значения, направления или точки приложения и порождает в страховочной цепи инерционные и иные процессы, приводящие к неравномерности приложения и сопротивления нагрузке.

Динамическую нагрузку измерить сложно, для этого используются приборы, рисующие кривую изменения нагрузки, а уже по этим графикам (характеристикам) можно с известной точностью определить нагрузки и тот или иной момент времени.


То, что нагрузка динамическая, значит только то, что она быстро изменяется во времени и ничего не говорит о ее абсолютной величине. Ошибочно считать, что динамическая нагрузка больше или опаснее статической только потому, что она динамическая.


С точки зрения сохранности страховочной цепи нет разницы, какая нагрузка (сила) действует на снаряжение ее составляющее, если величина нагрузки не превышает способности снаряжения ее выдержать. Проще говоря, если величина нагрузки не превышает прочности самого слабого звена страховочной цепи, то не имеет значения динамическая она или статическая.


В случае изменяющихся во времени динамических нагрузок, нас интересуют только их максимальные - пиковые значения, так как все остальные значения будут ниже.


1.4. Пиковая динамическая нагрузка


Как происходит падение? В самом начале после срыва, когда страховочное снаряжение еще не приступило к торможению, под действием силы тяжести скорость падения и его кинетическая энергия стремительно возрастают. Как только страховочная цепь вступает в дело, в ней возникает сила торможения, противодействующая силе земного притяжения. Вне зависимости от того, что вызывает силу торможения падения, она производит работу на пути торможения, поглощая (компенсируя, амортизируя, абсорбируя) энергию падения, переходящую в другие виды энергии (деформации, тепловую и др).

По мере того как страховочная цепь растягивается (деформируется), сила торможения возрастает, в то время как сила земного притяжения (тяжести) остается неизменной. Это неравенство - превышение сил торможения над силой разгона, и позволяет в итоге остановить падение.


В какой момент возникают максимальные нагрузки в страховочной цепи? В двух случаях.


^ А) В момент остановки падения в его нижней мертвой точке.

В тот момент, когда энергия падения будет полностью компенсирована энергией (работой) силы торможения, падение прекращается, его скорость становится равной нулю, и мы на мгновение замираем в нижней мертвой точке падения, после чего упругость страховочной цепи подбрасывает нас вверх.

Динамика процесса такова, что в этой самой нижней мертвой точке сила торможения максимальна. Именно она и является максимальной - пиковой, динамической нагрузкой в страховочной цепи при остановке падения.

Если прочность страховочной цепи больше этой пиковой динамической нагрузки, падение будет остановлено, и все в порядке.


^ Б) В момент разрушения страховочной цепи, если ее прочности не хватит, чтобы создать силу торможения, достаточную для остановки падения. В этом случае пиковая динамическая нагрузка будет равна пределу прочности самого слабого звена нашей страховочной цепи. Какой-нибудь элемент снаряжения развалится, цепь порвется, и мы продолжим полет.

В этом случае максимальная - пиковая динамическая нагрузка может быть названа предельной.


Итак, можно сформулировать определение:


Пиковой динамической нагрузкой называется максимальная нагрузка, возникающая при остановке падения в нижней его мертвой точке или в момент разрушения страховочной цепи.


Пиковая (максимальная) динамическая нагрузка при остановке падения, по сути, является статической в тот краткий момент остановки падения, когда мы на мгновение замираем в нижней мертвой точке. В этот момент равновесия сил они не изменяются ни по величине, ни по направлению. Именно поэтому ее можно очень точно измерить простейшими приборами, в отличие от всех остальных моментов времени, когда изменение нагрузки происходит стремительно и непрерывно.


В большинстве случаев не имеет значения, статическая или динамическая нагрузка разрушает тело. Вообще говоря, если в данной точке достигнуто разрушающее напряжение, то разрушение произойдет независимо от того, каким путем оно достигалось4.


^ Это значит, что предельная статическая и предельная динамическая нагрузки, необходимые для разрушения материалов, будут численно равны.


Если же говорить о конструкциях, то существует различие между жестким металлическим и эластичным снаряжением из синтетического волокна.

В отношении простого металлического снаряжения это положение так же справедливо, как и для материалов - предельные статическая и динамическая нагрузки, разрушающие его, будут равны. То есть если в нашем металлическом снаряжении будет достигнуто разрушающее напряжение, оно сломается вне зависимости от того, каким образом это напряжение возникло: в результате рывка при падении или при натягивании полиспастом.

А вот снаряжение, обладающее эластичностью - веревки и ленты из синтетического волокна, ведет себя несколько иначе в силу своей конструкции. На практике результаты, полученные при испытаниях веревок и лент статическими нагрузками, всегда несколько (и часто значительно) отличаются от результатов динамических испытаний: при динамических испытаниях веревки и ленты разрушаются при несколько меньших нагрузках, чем при испытаниях статических. Особенно ленты. Объясняется это тем, что их конструкция реагирует на разные скорости приложения нагрузки и в итоге принимает ее неравномерно.

1.5. Скорость приложения нагрузки


Реакция снаряжения на скорость приложения нагрузки - еще один очень не очевидный момент, мало кем правильно понимаемый - это. Несколько разгрузив от математики, приведу цитату о понятии ударной прочности из книги Дж. Гордона "Почему мы не проваливаемся сквозь пол"5, посвященной упругости и разрушению материалов и конструкций:


"Здесь уместно... поговорить о некоторых особых эффектах, которые возникают при динамических, ударных нагрузках. Сначала напомним, что максимальная скорость, с которой может передаваться нагрузка через любое вещество, равна скорости звука в этом веществе. В самом деле, звук можно представить себе как волну или серию волн напряжений, проходящих через среду с характерной скоростью.

Скорость звука в ... материалах будет очень большой. Для стали, алюминия и стекла она составит около 18000-20000 км/час (~5000 м/сек), что значительно превышает скорость звука в воздухе. Это также намного больше скорости удара молотка и значительно больше скорости полета пули.

Время, в течение которого молоток или пуля действуют с какой-то силой на твердое тело, составляет около сотой доли секунды. А это очень долгое время: фотолюбители знают, как много всего может совершиться за одну сотую. Точно так же и в нашем случае сотая доля секунды намного больше времени, потребного для отвода энергии от точки удара. От этой точки при ударе излучается целая серия волн напряжений, которые распространяются по всему объему тела. Очень быстро, за время, скажем, около нескольких десятитысячных или стотысячных долей секунды, эти волны достигают противоположных границ тела и отражаются от них подобно эху, лишь очень немного уменьшаясь в интенсивности. Дальнейший ход событий определяется многими факторами, в том числе формой тела, местом удара и т.д. Очень может статься, что отраженные волны напряжений постоянно будут встречать в некоторой критической или “несчастливой” точке прямые волны, идущие от места удара, и это нагромождение вызовет прогрессирующий рост напряжения в этой точке вплоть до разрушения. Рассказы о певцах, от голоса которых вылетали стекла в окнах, не так уж и фантастичны.

Можно привести интересные примеры поведения твердых тел под ударной нагрузкой. Например, при исследовании керамик повседневно проводятся ударные испытания керамических пластинок - свободно опертая квадратная пластинка подвергается удару заданной силы по центру верхней поверхности. Во многих случаях пластинка разрушается не в точке удара. Часто случается, что отваливаются четыре угла пластинки, потому что волны напряжений сталкиваются именно в углах.

Иногда случается, что, попав в броню, снаряд не пробивает ее, но от внутренней поверхности броневой плиты отлетает рваный кусок металла, осколок. Скорость и энергия этого осколка могут быть огромными, и разрушения, причиненные им внутри, например, танковой башни, оказываются такими же, как если бы снаряд действительно пробил броню.

Подобным же образом, когда снаряд или пуля попадает в бак с жидкостью, например в топливный бак самолета, выходное отверстие получается намного большим, и заделать его значительно труднее - ударные волны легко распространяются через жидкость и вырывают кусок в задней части бака. Голова человека конструктивно напоминает бак с жидкостью, и последствия попадания пули в нее, к сожалению, слишком хорошо известны.

Менее известно, однако, что аналогичные события могут последовать за тупым ударом в лоб. При проектировании защитных касок заботятся о том, как погасить ударную волну и предохранить затылок при лобовом ударе. Этой цели и служит внутренняя лента в каске, которая на первый взгляд кажется необходимой лишь для вентиляции".


Так распространяются напряжениях в снаряжении из твердых материалов - металлическом. В нежестких эластичных конструкциях вроде веревки и тканых лент ситуация несколько иная в силу их значительной неоднородности и особенностей расположения составляющих нитей и волокон. При медленно прикладываемой нагрузке волокна и нити успевают перераспределиться внутри конструкции, постепенно смещаясь друг относительно друга и вытягиваясь, за счет чего достигается значительное растяжение (деформация) при данной величине нагрузки. При этом большинство волокон деформируется равномерно.

Но если ту же нагрузку приложить со много большей скоростью, конструкция веревки и особенно ленты не успеет среагировать. За счет внутреннего трения между нитями и волокнами и за счет инерции часть из них будет деформироваться больше, чем другие и подойдет к разрушению раньше. В целом веревка или лента не даст такого же растяжения, став как бы менее эластичной. И в итоге такого неравномерного распределения напряжений между волокнами разрушение всей конструкции произойдет раньше. Как в той старинной притче о том, что 100 прутиков переломать по одному легко, а весь пучок одновременно - сил не хватит.

Стендовые испытания снаряжения с разными скоростями приложения нагрузки наглядно это иллюстрируют. Особенно это явление заметно на примере текстильных (то есть изготовленных тканым способом) лент и строп, из которых изготавливают много видов вертикального снаряжения (см. мою работу "Автоматическая страховка в горах и пещерах", 2006 год)6.

Если при подвешивании груза (статическая нагрузка) на слинг (sling - кольцо из ленты, но может быть и из шнура) последний растянется на некоторую величину, это вовсе не значит, что при воздействии пиковой динамической нагрузки той же величины тот же самый слинг получит такое же суммарное удлинение. Испытания показывают, что чем выше скорость приложения нагрузки, тем меньше удлинение, то есть тем меньше способность снаряжения амортизировать энергию падения - как раз в ситуации, когда от него это больше всего требуется!

Изготовление текстильным способом изделий из высокопрочных, но ничтожно удлиняемых материалов - синтетические ленты из арамидного волокна (кевлар, дайнима, спектра), порождает смертельно опасный результат: сверхвысокие нагрузки при остановке падения, которые могут легко превысить самые высокие прочностные показатели. Даже при очень небольших падениях! Читайте статью Дюан Роли (Duane Raleigh)7 - там прекрасно все описано! Впрочем, ниже я цитирую выдержки из нее.


Этим же объясняется разница в нагрузках, при которых эксцентриковые зажимы рвут оплетку веревок. При статических тестах разрушение оплетки происходит при более высоких нагрузках, чем при динамических испытаниях (см. инструкцию к "Petzl Ascension" и Рис.22 в предыдущей части работы8)


1.6. Статичность, эластичность и деформации


Всем известно, что нельзя остановить мгновенно быстро едущий автомобиль так, чтобы обойтись без повреждений. Мгновенная остановка подобна наезду на бетонную стену, и не нужно уточнять, что в результате получится. И даже если это танк, который сам не получит повреждений, то его экипажу явно не поздоровится.

Для того, чтобы остаться целым, нужен тормозной путь. При прочих равных условиях, чем длиннее он будет, тем более плавно произойдет торможение, тем меньше будет в конце при остановке пиковая нагрузка. Чем короче тормозной путь, тем пиковая динамическая нагрузка при остановке выше.


При остановке падения все аналогично. Важны не только и не столько прочность страховочной цепи, сколько ее способность обеспечить достаточный тормозной путь. Достаточный для того, чтобы при остановке нас ждала неопасная пиковая динамическая нагрузка. Не опасная как для снаряжения, так и для самого падающего. А то ведь реальна ситуация того анекдота: "Намедни поп с колокольни упал. Сам вдребезги, а калоши - как новенькие!"


В простейшем случае тормозной путь страховочной цепи - это ее деформация, читай - удлинение. В более сложном - тормозной путь обеспечивается специальными составляющими - амортизаторами, которые поглощают энергию падения за счет запланированных заранее деформаций (разрушаемые), трения (фрикционные) или сил инерции (инерционные), а чаще - сочетанием всех этих способностей.

Ключевое понятие тут - деформация.

  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Самостраховка при спуске по веревке iconАнализ системы безопасности при спуске по веревке в технике srt konstantin B. Serafimov 3 июня 2007 год
Эта работа является первой из четырех, посвященных системе безопасности при спуске по веревке
Самостраховка при спуске по веревке iconВосточно-казахстанский оперативно-спасательный отряд восточно казахстанский клуб спелеологов "сумган" Константин Б. Серафимов
При этом важнейшими функ­циями веревки являются страховочная, охраняющая спортсме­на, функция, а также использование ее в качестве...
Самостраховка при спуске по веревке iconТест по теме «Страховка и самостраховка в горах»
Сможет ли участник в пункте №3 помочь своими действиями туристу сорвавшемуся с горизонтальных перил?
Самостраховка при спуске по веревке iconРуководящий документ инженерно-техническая укрепленность
Ленинградской области, уво при мвд республики Карелия, уво при гувд ставропольского края, уво при гувд красноярского края, уво при...
Самостраховка при спуске по веревке iconПамятка №12. При получении информации об эвакуации
Сообщение об эвакуации может к вам поступить не только при обнаружении взрывных устройств, но и при пожаре, сти­хийном бедствии и...
Самостраховка при спуске по веревке iconРазличные мази из прополиса
Мази используют при различных кожных заболеваниях, при простуде, при атеросклерозе, при массаже. Мази можно приготовить в домашних...
Самостраховка при спуске по веревке iconСказочно-Когнитивная-Бихевиоральная Терапия (скбт)
Опора на естественно-научное мышление не только при познании шизофрении, при оценке результатов терапии, но и собственно при лечении,...
Самостраховка при спуске по веревке iconВ. Ни­кольского Массаж при болезнях кожи
При псориазе, экземе П. В. Никольским (1922) при лечении этих заболеваний предложена следующая методика мас­сажа
Самостраховка при спуске по веревке iconЛекция №12. Расчет осадки фундаментов с учётом нелинейной работы оснований При давлениях р >
Чем обусловлена нелинейность? Появлением пластических деформаций, которые при Рн кр равны 0, а при Р=R
Самостраховка при спуске по веревке iconЛекция №8 стандарты медицинской помощи при катастрофах вопросы
Врачебная тактика при некоторых экстремальных состояниях, возникающих при катастрофах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов